Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

МБУ СОШ № 94

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

«Осень – рыжая подруга».

Цель: воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться. закрепить и расширить кругозор детей о времени года - «Осень».

Оформление: осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики.

Форма: викторина.

Ход мероприятия.

Звучит музыка – спокойная, немного грустная мелодия «Осеннего вальса». Постепенно она затихает. Выходит ведущий.

Ведущий.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… -

так когда-то выразил своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.

Ведущий

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.

Ведущий

А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием и яркостью рассыпанных по нему звезд.

Ведущий

За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, пусть вашему веселью не будет конца!

Мы начинаем наш традиционный осенний праздник.

. А теперь давайте дадим клятву участников осенней викторины.

1 ведущий. Веселиться от души!

Все. Клянёмся!

3 ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

4 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

А теперь мы начинаем конкурсную программу, но прежде давайте познакомимся с нашим уважаемым жюри!

1 конкурс. «Визитная карточка». Каждый класс называет свою команду и девиз.

2 конкурс. «Собери пословицу» . От команды приглашаем по 5 человек. За 1 минуту вы должны собрать пословицу об осени и объяснить её смысл.

Пока готовятся команды, на сцену приглашаются ребята 2 «А» с номером _______________________________________________

Выступление команд.

3 конкурс .

И снова наша викторина продолжается. У меня в руках шкатулка. В ней – Конверты с загадками и вопросами. Мы приглашаем учащихся, которые обладают широким кругозором, талантливых, умных. Итак, приглашаем для участия в конкурсе «Осенний блиц – опрос » от каждой команды по 5 человек. Команда должна ответить на все вопросы ведущего. За каждый верный ответ – 1 балл.

1 конверт

  1. Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
  2. По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые (тучи)
  3. День, когда идет дождь – какой? (Дождливый)
  4. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  5. Кто собирает яблоки спиной
  1. конверт
  1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
  2. Неизвестно, где живет.
    Налетит – деревья гнет.
    Засвистит – по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь
    (ветер)
  3. День, когда дует ветер – какой? (Ветреный)
  4. Перечислить перелетных птиц.
  5. У кого щека место мешка.
  1. конверт
  1. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)
  2. Всё мрачней лицом природа:
    Почернели огороды,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился? (
    октябрь )
  3. Погода, когда часто идут дожди – какая? (Дождливая)
  4. Почему осень золотая?
  1. конверт
  1. Сидят-зеленеют, летят – желтеют, падают – чернеют (листья)
  2. Пришла без красок и без кисти,
    А перекрасила все листья. (осень)
  3. Дождик, который идет осенью – какой? (Осенний)
  4. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  5. В каком лесу не падают осенью листья? (в хвойном)
  1. конверт
  1. Его весной и летом мы видим одетым,
    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки…
    (дерево)
  2. Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел? (
    сентябрь )
  3. Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? (Ветреная)
  4. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  5. Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

Ведущий

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Б» _______________________________________________________________________

4 конкурс. «Осенний коллаж»

Скажите, пожалуйста, а любите ли вы уют, тепло, комфорт? А дома у вас уютно? Вот и я предлагаю вам сделать уютным наш праздник. Для этого 5 человек от команды должны составить на листе бумаги композицию из осеннего материала. Они не только составят ее, но и расскажут, как она называется и из чего состоит. (Представители от классов защищают свою композицию.)

Игра с залом. Пока команды готовятся, мы отдохнём. Встаньте все. Вам надо определить, чего не бывает осенью. Если примета осенняя – вы хлопаете, если – нет, то топаете. Будьте внимательны!

  1. Набухают почки, распускаются листья
  2. Люди собирают урожай овощей и фруктов
  3. Звенит капель, бегут ручьи
  4. Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
  5. Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
  6. Дикие животные делают запасы на зиму
  7. Ярко светит солнце, поют птицы
  8. Птицы улетают в теплые края

Слушаем выступление команд.

Ведущий

5 конкурс. «Конкурс капитанов»

На сцену приглашаются капитаны.

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!

1б – за танец. 1б – за реакцию.

(Музыка песни «Гоп-гоп» Верки Сердючки)

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «В»

6 конкурс. «Литературный»

От каждой команды – один чтец.

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Г»

Осень сорвала листья с деревьев и разбросала их вокруг, а потом спохватилась. Решила написать нам задания, но ничего под рукой не нашла и написала их на листочках деревьев. Прежде чем выполнить каждое задание, нужно отгадать, на листочках каких деревьев оно написано.

7 конкурс. «Наряди деревья» приглашаем по 3 человека от команды. Ваша задача: вытянуть название дерева, которое вам надо нарядить. Найти своё дерево, из общей кучи листьев выбрать только свои и нарядить своё дерево! Время пошло!

8 конкурс – эстафета. Хочу загадать вам загадку.

Хоть в них и теплая водица,
Нам в них купаться не годится.
А для купанья поросят
Они годятся все подряд.

Загадка лужи – в ней самой! Опять зовёт нас за собой.

«Перепрыгни через лужи» в галошах и с раскрытым зонтиком.

Итоги: слово предоставляется жюри!

Рефлексия: слово предоставляется Людмиле Алексеевне

Ведущий.

Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Любите природу и помните, что у неё нет плохой погоды! До свидания, до новых встреч!


Сценарий праздничного мероприятия «Осень, рыжая поружка»

Ход праздника

Зал украшен осенними листьями, играет музыка.

Ведущий:
Мы пять раз в ладоши хлопнем, 1-2-3-4-5!
И пять раз ногами топнем,
1-2-3-4-5!

В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.
И про осень песенку споем.

№1 Песня. Исполняет Безукладникова Н.

Ведущий: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

Oсень: Принесла ты нам муки.

Ведущий:
Значит, будут пироги!

Осень: Принесла нам гречки.

Ведущий:
Каша будет в печке!

Осень: Принесла нам овощей.

Ведущий:
И для супа, и для щей.

Осень:
Рады ли мы грушам?

Ведущий: Мы их впрок посушим!

Осень: А уж яблоки, как мед!

Ведущий: На варенье и компот!

Осень: Принесла и меду.
Ведущий: Полную колоду!

Ведущий (обращается к Осени):
Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости
После всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.
(Выходят дети в костюмах овощей. Встают вокруг Осени.)

2. Сценка 5-6 класс «Спор овощей»

Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи (хором):
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Осень:

Выскочил горошек -
Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Осень:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала...

Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Осень:
Тут надулся помидор.
И промолвил строго...

Помидор:
Не болтай, огурчик вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!

Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым.

Баклажан (робко):
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна.

Осень: Спор давно кончать пора!

Овощи (хором):
Спорить бесполезно.

Осень:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Итак, начинаем нашу праздничную программу.

№3. Номер Начальные классы



Поэтический конкурс : Ребята вы должны сочинить стихотворение!

Осень, рыжая подружка!!!

Конкурс"Назови,что это?"

Дети встают в линию и закрывают глаза. К каждому подходит Осень с корзинкой, в ко-торой находятся овощи и фрукты, предлагает взять из корзинки любой овощ или фрукт и определить, что это такое. Кто ошибся - выходит из игры. Кто остался, тот и победитель. Баллы начисляются по выбыванию из игры: первый выбывший получает 1 балл, второй - 2, третий - 3, четвертый - 4, пятый - 5.

4 Номер от 8-9 класса

Конкурс "Презентация овоща"

Конкурс « Модный приговор»

    8-9 класс

    5 класс

    7 класс

    6 класс
    Конкурс «Унылая пора, очей очарование»

Ведущий: Наше осеннее соревнование подошло к концу. Всем спасибо за активное участие!

Осенний бал «Осень – рыжая подружка»

Ведущая. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «Осень – рыжая подружка»!

Ведущий. Осень! Удивительное слово! От него веет нежной гру­стью, печалью. Осень - самое красивое вре­мя года. Но есть две осени. Одна - радост­ная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая - невидная собой, в лоскутьях опада­ющей листвы, грустная, с тихим плачем мел­кого дождя.

Ведущая. Первую, золотую, любят за щед­рость, с какой отдает она богатство своих по­лей, садов, за красу лесов, писан­ных золотой и багряной краской... А поздняя осень - это переживания чего-то торжествен­ного и величавого.

Ведущий. Многие поэты воспевали осень в своих стихах, восхищались ею. Помните?

Красавица осень разбрызгала краски.

Небесная осень как будто из сказки.

Лиловая липа и пламень осины,

Прощальные клики семьи журавлиной.

Листает октябрь золотые страницы,

А белым березкам зима уже снится.

Ведущая. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окуты­вается лиловатой дымкой.

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой.

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Ведущий. Осень вплетает бере­зам золото в кудри, раскидывает по поля­нам белесые облака туманов, гонит по пе­релескам серебряные нити паутины. Знобкий порывистый ветер, словно чаро­дей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

(____________________________________________________)

Ведущая. Как красиво осенью в лесу. Фея Осень побыва­ла здесь со своими яркими красками. Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, как спелые яб­локи. А могучий столетний дуб - богатырь одела в медную кованую броню. Чудесная картина. Прямо настоящая осенняя сказка.

Осенняя сказка

Сказочница:

В некотором царстве,

В Берендеевом государстве

Жил был царь-отец, в важном деле - молодец.

И страна у него волшебная,

И вода-то в его реках целебная,

И народ мастеровой,

Всяк с руками, с головой...

И было у царя четверо детей.

Три - дочки, и четвертый - сыночек.

А звали их так: Весна, Осень,

Да Зима, а сыночка звали...

Да, сыночек - Лето! Угадали!

Весна красна да весела,

Лето грудится с рассвета,

Зима сурова уродилась.

Но бывало - веселилась!

А вот с осенью - беда!

С ней морозно иногда,

То дождливо, то туман,

То девчонкой в поле скачет.

То по две недели плачет,

А не то тоска найдет -

Так с постели не встает.

Так что бедный царь-отец!

С ней умаялся вконец...

Царь (поет). Ах ты, бедная моя, ты - дочурочка.

Посмотри, как исхудала фигурочка!

Чем же, чем же я тебя угощу?..

Осень (тоже поет). Ничегоя не хочу!

Царь (поет).

Ах ты, бедная моя, горемычная,

Скушай, деточка, яйцо экзотичное!

Может, стоит обратиться к врачу?

Осень (поет). Ничегоя не хочу!

Царь (поет).

Для поправки твоего настроения

Не устроить нам сейчас представление?

Хочешь бал я для тебя закачу?

Осень (поет). Что ж, пожалуй, хочу!

Царь (хлопает в ладоши, вбегают гонцы).

Эй, удалые гонцы,

Шлю я вас во все концы!

Разнесите-ка сейчас

Королевский наш указ!

(Появляется писец. В руках ларец, в нем обык­новенная машинка. Он начинает быстро-быстро "печатать". Царь диктует.)

Царь.

Мой указ - добрым людям про любовь наказ!

Всем, кто с дочкою знаком.

Срочно выехать в мой дом,

Во дворце немедля быть!

Да с собою захватить:

Сто стихов и песнопений,

Шуток, танцев иль печений...

И еще сюда бы надо

Что из сказочного сада.

Кто какую б мог усладу...

Лишь бы дочь была бы рада!

Кто же Осени польстит,

Кто ей чем-то угодит -

Будет тотчас обручен.

На полцарства посажен!

(Писец важно ставит печать на всех 3 экземп­лярах и подает царю с поклоном.)

Царь (вручая указы гонцам). Ну, а вам, друзья, в дорогу!

Сказочник.

И рванули тут гонцы

Во всю прыть, во все концы!

Путь далекий им лежит.

В тот же час и очень быстро...

Царь велел позвать министра.

(Входит министр, кланяется).

Царь.

Вот что, умник - мой министр.

Я тебя давненько знаю,

Посему повелеваю:

К вечеру часа на три

Горожан всех собери -

Проведи олимпиаду,

Выбрать самых умных надо,

Самых ловких, наконец,

Что б позвать всех во дворец!

Им заданья ты давай

И на бал билет вручай

Лишь тому, кто много знает,

Кто умеет рисовать,

Петь, плясать иль танцевать!

(Вручает стопку билетов, уходит. А министр стремляется к зрителям и раздает 5-6 билетов желающим.)

Выходят ведущие.

Наташа : Ну, а чтобы определить кто из зрителей самый умный и находчивый мы просим подняться на сцену 6 желающих поучаствовать в наших конкурсах. Представьтесь, пожалуйста.

Диана : Осень – прекрасная пора для написания пейзажей. А умеют ли рисовать наши участники, сейчас мы это узнаем. Вам необходимо за определенное время нарисовать осенний пейзаж. А у кого получиться лучше, определят наши зрители.

Наташа : Пока наши участники готовятся на сцене____________________________.

Диана : Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Прошу первого участника.

Наташа : Следующий конкурс музыкальный. Скажите у вас хороший музыкальный слух. Сейчас мы это проверим. У вас в руках слова песни. Ваша задача – артистично исполнить эту песню под музыку.

Диана : Пока участники готовятся на сцене_________________________________.

Диана : Следующий конкурс поэтический. Я вам назову 4 слова, но они прозвучат задом наперед. Ваша задача составить уже из правильных слов стихотворение про осень. Задание понятно? Слушаем внимательно слова:

НАМУТ – НАМБО

АЖУЛ – АЖУТС

Наташа : Пока участники готовятся на сцене_________________________________.

Наташа : Спасибо всем участникам, я думаю, что у нас победила дружба, все вы получаете сладкие призы. Аплодисменты.

Сказочник.

Целый день промчался быстро,

Нет билетов у министра!

Он с ребятами простился

И степенно удалился.

Сказочник.

Вот уж день, другой проходит.

Царь-отец к окну подходит...

(Царь глядит в окно.)

Царь.

Дочка, золотце, смотри -

Показалось, что вдали?

Осень.

Вижу, облако пылит,

Всадник соколом летит,

А за ним, что стая птиц,

Много всяких колесниц!

Царь.

То-то радость наконец!

Прикажу убрать дворец.

(Хлопает в ладоши. Вбе­гают слуги, вносят трон и расстилают ковры, ставят кресло для принцессы. Шесть стражников занимают ме­ста по сторонам от входа.)

Начальник стражи (входит и доклады­вает).

Досточтимый царь-отец!

Князь, прибывший во дворец,

Просит Вас его впустить,

Чтоб принцессе услужить!

Царь.

Что же, доченька, готова

Встретить гостя удалого?

(Та царственно кивает головой.)

Капитан.

Двери царские открыть!

(Стражник откры­вает двери. Заходит глашатай, бьет посохом об пол и оглашает.)

Князь Сентябрь... Со свитой и с дарами.

Сентябрь.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Нравится мне дочь твоя,

Государь, прими меня.

Глашатай. Князь Октябрь!

Октябрь.

Я месяц осенний, я брежу тобою.

Ты стала навеки моею судьбою.

С мольбою прошу, прими ты дары

Этой прекрасной осенней поры.

Глашатай. Князь Ноябрь!

Ноябрь.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Спешил на бал по всему свету

Милее твоей дочки нету.

(Каждый князь занимает место почетного гостя у трона Берендея)

Царь.

Что ж, принцесса, гости в сборе,

Званый бал начнется вскоре.

Гостей ровно привечай.

Кротко, ласково встречай.

Что ж сердечко - все молчало?

Ничего не подсказало?

Ты с ответом не спеши,

Мне намеком покажи.

(Передает принцессе розу. Она встает и идет к князьям. Князья поднимаются ей навстречу. Один раскланивается - делает реверанс. Другой бьет земной поклон. Третий становится на колено... Принцесса вручает одному из них розу.)

Сказочница .

Осень, дева молодая,

Розу трепетно вручая,

Вся румянцем залилась,

Зарумянился и князь.

Берендей отцовским оком

Наблюдал все ненароком.

Дочкин выбор уважая,

Ждать и медлить не желая,

Исполняя свой указ,

Обручить велел тотчас!

Царь (хлопает в ладоши, вбегают глаша­тай и капитан, в руках свиток. Это карта цар­ства.)

Слово я хочу сдержать.

Дочку с князем - повенчать.

На полцарства - посадить!

Капитан, подать мне царство!

(Капитан подает свиток. Царь встает с тро­на. Осень и князь подходят.)

Царь.

Ваш союз благословляю.

Жить в согласье поручаюбал . И у кого больше будет балов , тот и победил. Викторина об осени ... Ничем не заменима. Хозяйкам всем подружка Душистая ….. (петрушка.) На вторую...

  • Вечер посвящения в старшеклассники 3

    Урок

    Воспитатели и няни, И мои друзья-подружки . 3-й ребенок. Но пришла пора... Ведущий . В платье пестро-золотистом Осень к нам явилась в зал, Как прекрасная царица, Открывающая бал ... . 2-й ведущий берет рюкзак с надписью „Химия“. 2-й ведущий . Рыжий дым клубами...

  • Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

    Конспект

    Детская олимпиада, Ведущая к новым рекордам! Ведущий . Наши ребята... Прилетев из царства вьюг. Осень , лучшую подружку , Я отправила на юг... лисы и белки. Я лисичка рыжая , Самая красивая! Беспечная, ... А индюк среди двора – Бал -бал -бал , балды-балда! А как...

  • Сценарий выпускного в детском саду "Фильм, фильм, фильм"

    Сценарий

    Мечтаем! Песня «Подружки » (солисты). 2-й ведущий . Вы сильнее... Очень, очень горячи Солнца рыжие лучи. /выбегает ребёнок – ... "Прощальная песня". Ведущий : Прощальный бал ! Прощальный бал ! Детей и... уроки спортивные? Могут и Осенью быть Золотой, Клоуном Клепой...

  • Сценарий музыкально-литературной гостиной «Осень – рыжая подружка»

    Тихо звучит мелодия, осенний вальс. Вход детей

    Уч. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня в этот осенний день мы собрались с вами в музыкально-литературной гостиной и нашу встречу мы посвящаем одному из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

    Ведь это время года необычное. Оно такое разное. Осень не только приносит с собой хмурое небо холодный дождик. Она дарит нам неповторимую красоту осенних пейзажей в парках, скверах, садах.

    Звучит музыкальное произведение Осень Вивальди

    видеоряд «Осень»

    Кружит осенний листопад

    Пластинкой яркой, звонкой,

    И листья павшие скользят

    Оранжевой позёмкой.

    Их гонит ветер чародей

    Прозрачною аллеей,

    И в струях солнечных лучей

    Они светло алеют.

    И этот огненный наряд,

    Задум­чивый и ясный,

    Они в последний миг дарят,

    Последний и прекрасный.

    Исполняют песню про осень………

    Уч. Ребята, кто из вас знает, когда наступает астрономическая осень?

    Астрономическим началом осени считается день осеннего равноденствия. Он наступает или 22, или 23 сентября: ученые высчитывают точную дату. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Фенологи - ученые, которые исследуют сезонные явления природы, - считают началом осени период после 26 августа, когда могут наступить первые ночные заморозки и начинается листопад. А длится осень 93 дня: с 26 августа по 27 ноября.

    Осень постучалась к нам
    Золотым дождём
    И сухим и ласковым
    Солнечным лучом.
    Затянул печальную
    Песню листопад.
    И под эту песенку
    Засыпает сад.

    А рябина ягода
    Словно огонёк.
    Согревает, радует
    Пасмурный денёк.
    В лужицах, как лодочки
    Листики кружат.
    Серые, холодные
    Тучи вдаль спешат.

    Птицы песни звонкие
    Больше не поют.
    В стаи собираются
    И летят на юг.
    Вечерами тихими

    Дождик моросит.

    Песню колыбельную

    По стеклу стучит.

    Исполняют песню «Скворушка»

    Издавна осень поражала своей красотой и вдохновляла на написание картин художников, поэты посвящали этому времени года стихи, композиторы – музыку. Поэты, художники словно соревнуются, кто лучше расскажет об осени.

    Видеоряд картины художников

    Дети читают стихи об осени.

    Клен под окошком сбросил листья

    Это принесла нам осень письма.

    Что ж она пишет в письмах-то этих?

    Пишет, что дышит холодом ветер.

    Пишет о самом первом морозе,

    В инее белом поздняя осень.

    Лист за окошком кружит ветер.

    Стало немного грустно на свете…

    Флеш-моб «Кап-кап-кап»

    А сейчас я предлагаю послушать прозаические миниатюры, которые сочинили ребята о чудесном времени года – осени и о приключениях осеннего листочка

    Защита проектов «Путешествие осеннего листочка»

    В нашем зале мы устроим

    Настоящий листопад.

    Пусть закружатся листочки

    И летят, летят, летят.

    Дети исполняют песню с листочками.

    ВЕДУЩИЙ Осень предста­ет перед нами не только как печальная красавица, но и как щед­рая хозяюшка. Известная всем пословица: «Весна красна цвета­ми, а осень - пирогами» - гово­рит об осени как о поре урожаев. О щедроте осени нам сейчас расскажут наши артисты.

    (сказка про репку)

    Ведущий: Дедка репку посадил...
    Дедка репке говорил:

    Дед: Ты расти, расти большая.
    Стань богатым урожаем,
    Чтоб тобой я мог гордиться.
    Принесу тебе водицы,
    Удобрений ведер пять…
    Ох, устал, пора поспать.

    (Ложится недалеко от репки и засыпает.)

    Ведущий: Спит дедулька без забот.
    Репка между тем растет,
    Да воюет с сорняками:
    Их ногами, и руками…
    Вот уж осень на дворе.
    Зябким утром в сентябре
    Дед проснулся, испугался.

    (Дед просыпается и прыгает от холода,

    стуча зубами.)

    Дед: Ах, я старый разоспался.
    Репку уж пора тянуть.
    Подросла, гляжу чуть-чуть.
    Ай, да репка уродилась!
    Мне такая и не снилась.

    (Хватает репку и тянет.)

    Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.

    Морковка: Экий дедка ты неловкий!
    Я - не репка, я - морковка.
    Не умыл ты видно глаз.
    Репки я стройней в сто раз.
    Без меня ты пропадешь…
    Сок морковный не попьешь,
    В супе мне замены нет…
    И еще один секрет.
    Я богата витамином…
    Я - отличный урожай!

    Дед: Что ж, в корзинку полезай.
    Что такое, что за чудо,
    Может, выспался я худо?
    Репку сеял я весной.
    Ладно, батенька, постой,
    Репку вытяну другую.

    Картошка:
    Ой, ой, ой,
    Я протестую!
    Я - не репка. Я - картошка!
    Всем плодам я голова
    Ясно ведь как дважды два:
    Если в супе нет картошки,
    Ни к чему брать в руки ложку.
    Я - твой главный урожай!

    Дед: Что ж, в корзинку полезай.
    Я ж опять пойду по репку.
    Как сидит в землице крепко!
    Ай да репка, вот те на!

    Капуста: Право, я возмущена!
    Я на репку непохожа
    У нее одна одежа,
    У меня ж их целых сто!
    Все без пуговок…
    А то…
    Я - хрустящая капуста!
    Без меня в салате пусто,
    А со мной любой обед
    Голубец иль винегрет…
    Станет в 10 раз полезней!
    И потом меня, любезный,
    Можно квасить и солить…
    И до лета аж хранить.
    Можно есть меня всю зиму!

    Дед: Милости прошу… в корзину.
    Это что за чудеса?
    Вот уж битых два часа
    Я провел на огороде.
    Где же репка! Эта вроде…

    Свекла: Снова дед не угадал.
    Знать очки ты потерял,
    Или бес тебя попутал?
    Свеклу с репой перепутал.
    Я в сто раз ее красней,
    И полезней и вкусней!
    Свеклы нет и нет борща,
    В винегрете и во щах…
    Я одна - источник цвета!
    Я - отличный урожай!

    Дед: Что ж, в корзинку полезай.
    И тебе найдется место.
    Только все же интересно
    Где же репка? Может эта?

    Лук:
    Я почти того же цвета,
    Но не репка, старичок,
    Я - твой репчатый лучок!
    Пусть немного и коварен,
    Но в народе популярен.
    Все меня хозяйки знают
    В суп и в кашу добавляют,
    В пирожки, в грибы, в отвар…
    Я для вирусов - кошмар!
    Даже грипп меня боится…
    Хоть сейчас готов сразиться.
    Я - отличный урожай!

    Дед: Что ж, в корзинку полезай.
    Вечер уж к концу подходит.
    Месяц на небо выходит.
    Да и мне домой пора.
    Завтра с самого утра
    Стану репку вновь искать,
    А теперь охота спать.
    Ух, тяжелая корзина,
    Пригодилась бы машина…
    Знатный вырос урожай!

    Ведущий. Сказочке пришел конец.
    Тот, кто слушал, молодец.
    Ждем от Вас аплодисментов,
    Ну и прочих комплиментов…
    Ведь артисты-то старались,
    Пусть слегка и растерялись.

    Осень – прекрасная пора года, которую воспевали многие литературные классики и изображали на холстах своих картин в самых разнообразных красках великие художники. Эта пора года вобрала в себя опыт многих поколений в виде многочисленных примет, связанных как с отдельной календарной датой, так и со временем года в целом. Прослушав сказку, назовите приметы осени, связанные с осенними месяцами.

    Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.
    Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дому, пока она сама их не позовет.
    Не дождались дочери материнского зова и решили сами вместе пойти погулять.

    Только Сентябринка открыла дверь, как сразу во дворе все листья и травы пожелтели, цветы завяли.

    А когда Октябринка порог переступила – ветер поднялся, всю листву с деревьев оборвал, тучи черные нагнал.

    За Октябринкой и Ноябринка во двор выбежала – снег с дождем пошел, холодно и темно стало.

    Испугались дочки да со страху и забыли, кто они такие, как их зовут и где они живут. Разошлись в разные стороны, а на Земле мрак кромешный наступил.

    Вернулась Осень домой, не может в темноте да холоде найти своих дочерей. Побежала она к другу Месяцу, рассказала о своей беде.

    Оседлал Месяц верного коня и отправился на поиски.

    Долго ли, коротко ли он ехал, вдруг видит огонек вдали. Подъехал, а это около костра старичок Стовек сидит, угли ворошит, спрашивает, куда добрый молодец путь держит. Рассказал ему Месяц о беде. Старичок отвечает: «Знаю, как найти дочек Осени. Вот возьми косыночку. Она волшебная. Кто за ее кончик возьмется, тот к нему и прилипнет. Только при помощи этой косынки ты сможешь собрать Сентябринку, Октябринку и Ноябринку вместе». Поблагодарил Месяц Стовека и отправился в путь.

    Едет-едет и вдруг слышит: кто-то тихонько курлычет. Пригляделся Месяц, а это журавлик от холода замерзает. Подобрал его молодец, обогрел, накормил да на волю отпустил.
    Доехал Месяц до леса. Видит, охотники лису гонят, жалко ему зверя. Прикрыл Месяц лицо, и совсем темно стало. В это время лиса и убежала.
    Только два шага шагнул, зайца в силках нашел и его выпустил.

    Долго ли коротко ли бродил молодец, но наконец собрал он всех дочек Осени. Идут они домой, за косынку волшебную держатся, а вспомнить, кто такие, не могут. Опечалился Месяц.

    Вдруг видят, в небе клин журавлиный летит, а самый маленький журавлик громче всех курлычет. Услыхала Сентябринка крик, подняла голову, и вспомнила свое имя. А тут лиса пробежала, своим рыжим хвостом мелькнула и весь лес в желтый да красный цвет раскрасила. Как увидала это средняя дочка, так сразу и припомнила, что ее Октябринкой звать. А следом за лисой белый заяц, как пурга по полю, пролетел. Глянула на него Ноябринка и о своем имени догадалась.

    Возвратились дочери домой да мать Осень слушать стали, да по очереди во двор гулять выходили, каждая в своё время. А на Земле мир да покой наступил

    http://stranakids.ru/

    Осенние конкурсы

    Сегодня вам придется пройти сложные испытания, чтобы определить самую дружную команду. Судить нашу игру будет нестрогое, компетентное жюри в составе… Представим команды: Октябринки, Сентябринки, Ноябринки

    «Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

    Загадки:
    Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
    Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
    Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
    Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
    Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
    Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
    За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
    Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
    Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
    Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
    Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
    Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

    1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.

    Конкурс «Найди лишнее»

    Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

    ➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

    (Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

    ➢ Лиса - волк - медведь - корова.

    (Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

    ➢ Листья - грибы - ветки - корни.

    (Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

    ➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

    (Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

    ➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

    (Бабочка -лишнее слово, это не птица)

    ➢ Клен - сосна - береза - осина.

    (Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

    ➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

    (Иголки - лишнее слово, это не семена.)

    ➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

    (Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

    ➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

    (Капуста -лишнее слово, это овощ.)

    ➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

    (Рябина -лишнее слово, это дерево.)

    ➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

    (Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

    ➢ Листопад - дождь -туман - гром.

    (Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

    ➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

    (Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

    Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

    Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

    Конкурс «Праздничное меню»

    Ребята делятся на четыре команды. В течение пяти минут они должны придумать праздничное меню из осенних продуктов. После того как меню составлено, ребята его зачитывают. Победителя определяют сами дети. Каждая команда может отдать свой голос только одной команде, меню которой им понравилось.

    Конкурс «На внимание»

    Ребята должны найти ошибки в предложениях.

    ➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

    ➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

    ➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

    ➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

    ➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

    ➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

    ➢ «Репа красного цвета».

    ➢ «Хлеб растет на деревьях».

    ➢ «Осенью распускаются почки».

    ➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

    «Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

    Давайте срочно веселиться,
    Пусть долго праздник ещё длится.
    Пусть осень дождику назло
    Нам дарит радость и тепло.

    Ведущий

    Вот и закончилась наша литературная гостиная. Прозвучали стихи об осени русских, казахских поэтов. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Какая разная осень... И веселая, солнечная, и грустная, унылая... Но всегда такая сказочная и неповторимая. Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень. Впереди зима, весна, лето … и новые встречи.

    Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена