Предметно-тематический праздник «Русская речь» для 3 класса

Ведущий: сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

(Дети отвечают)

— Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а

Петя: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет...»

«Закрой магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...»

«Секет свеклу...»

«Пекет блины...»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик:

— Петя! — несется со двора, —

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Дети отвечают на ранее поставленный вопрос)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

— А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети:

— Сначала подумай, а потом скажи.

— Коротко да ясно.

— Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

— Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

— Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

— И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

— Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.

— Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Ведущий : А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете. (Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, а на других части слова. Все карточки разложены на столах в хаотичном виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно карточки на две группы, та и победит)

Ведущие: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в «заключено одно и то же смысловое значение?

Они обедают в три часа.

Они обедают три часа.

(В первом предложении числительное «три» указывает, когда начинают обедать. Отсутствие предлога во втором предложении показывает длительность действия)

Ведущий : А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда? (Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение:

Учитель, степь, конь, лошадь, армия, летчик, спутник, космос, планета, звезда, склонение, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь)

Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава»одним словом. Состоящим из четырех звуков, которые можно записать четырьмя буквами? (Сено)

Ведущий : Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Запомните эти слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

1-й ученик : Тут и запоминать нечего!

2-й ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

2-й ученик:

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим опять в кине

Без пальта и без кашне.

А чего все опять смеются. Теперь ты говори.

1-й ученик:

А вернее: я и ты

Без пальта и без кашне.

2-й ученик:

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

1-й ученик:

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

2-й ученик:

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

1-й ученик:

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

А потом еще с мышом,

Бедным серым малышом.

2-й ученик:

Тут и взрослый, сняв пенсию.

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

1-й ученик: Жаль, что кончилось оно.

2-й ученик:

В гардероб пора бежать —

Будут польта выдавать!

Ведущая: Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1-й и 2-й ученики вместе : Почему?

Ведущая : Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, совсем не изменяются по падежам. Запомнили?

1-й ученик : Теперь все ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Ведущая : Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе — брат и сестра. Нельзя сказать, что брат — шимпанзе, а сестра — шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не изменяются.

2-й ученик : Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?

Ведущая : Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Ведущая: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской, по культуре общения Стернина. Вот послушайте двустишия И.А. Стернина и Е.И. Грищука о правильном употреблении слов и постановке ударений.

1-й ученик:

Чтобы было плоско,

Мы положим доску.

2-й ученик:

На столе лежит футляр,

В нем пилу держал столяр.

3-й ученик:

Он весь день за ней шпионил

Снова ничего не понял.

4-й ученик:

Прибежали звери,

Прислонились к двери.

5-й ученик:

У меня в ушах звенит.

Телефон весь день звонит.

6-й ученик:

Перейти здесь нелегко —

Здесь вода и глубоко!

7 ученик:

Кот нашел себе покой

В нашей новой кладовой.

(Дополнительный материал по теме «Ударение» для данного мероприятия можно взять из книги «Учим русский язык с увлечением» авторов Жиренко О.Е., Гайдиной Л.И., Кочергиной А.В)

Ведущий: Из-за нечеткого произношения иногда невозможно понять, о чем идет речь.

(Дети читают стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»)

1-й ученик:

Вот бутон,

А вот — батон.

Вот бидон,

А вот — питон.

Ну, а вот - бетон.

2-й ученик:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет

А на стройке есть

3-й ученик:

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где бутон,

Где бидон.

А где питон.

Ну и где — бетон.

4-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен Бутон,

По траве ползет Бидон,

Молоко течет в Бетон,

А на стройке есть Питон.

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

4-й ученик:

Ну, тогда вот так:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет в

А на стройке есть

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну, и где — бетон.

Ведущая: Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

Речь народа красная, будто ткань атласная,

Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.

В речь затейную основу положил народ,

И от маленького слова гул большой идет.

Веками речь хранена, умом она гранена.

Просторов километрами промыта и проветрена,

Судьей надежным — временем — внимательно проверена,

Раздумьями обильна речь наша молодильная...

У народа речь — союзница,

Он в нее всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Аннотация

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

КВН по русскому языку

Подготовила: Камяк Е.В., учитель начальных классов ГУО СОШ №212 г. Минска.

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели русского языка, посвящённой культуре речи современного школьника.

Цель:


  • развивать познавательный интерес к русскому языку;

  • закреплять знания и умения, полученные на уроках;
Задачи:

  • - повысить общую языковую культуру;

  • - работать над обогащением словарного запаса учащихся фразеологизмами;

  • - помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку,

  • - стимулировать желание читать книги
Оборудование:

  • компьютер, мультимедийные презентации

  • эмблемы для каждого члена команды,

  • большая эмблема каждой команды,

  • карточки с фразеологизмами

  • карточки с текстами для исправления ошибок
Ход игры:

Звучит мелодия “Мы начинаем КВН”. Выходят ведущие. Включается мультимедийная презентация. (Слайд1)

1-ведущий:

Друзья! Сегодня нашу сцену,

Предоставляем Ка-Вэ-Эну! 2-й ведущий.

Дорог у КВНов много…

У нашего одна дорога.

У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный!

У нас сегодня КВН не только развлекательный!

Вместе:

Итак, КВН начинается.

Великому и могучему русскому языку посвящается!

Под музыку выходят чтецы.

В уставе нашего КВНа записаны заповеди: (слайды 2-3)

1.Надо быть веселым,

Надо быть находчивым.

2. Сначала подумай – потом говори,

Иначе пощады не жди от жюри!

3.Проиграл- не расстраивайся.

В следующий раз выиграешь!

4. Выиграл- не обольщайся:

В следующий раз проиграешь.

5. Не отдавай противнику ничего,

Кроме своего восхищения.

6.Не рой яму другому - пусть сами поработают.

7.Начинаем! Начинаем наш любимый КВН!

Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!

И уверены мы лично

Ка-Вэ-эн пройдет отлично!

Ведущий:

приглашаем команды на сцену! (Звучит музыка КВН) Команды, представьтесь!

1-я команда «Поиск».

Наш девиз: «Никогда не унывать, всё разведать, всё узнать!»

2-я команда «Знатоки»

Наш девиз ««Мы хотим всегда всё знать, сочинять и размышлять»

3-я команда «Мудрецы»

Наш девиз « Мы ребята – молодцы! В нашей школе мудрецы!»

4-я команда «Академики »

Наш девиз « Шутить, учиться и искать, побольше нового узнать!»

(Капитаны отдают большие эмблемы команд жюри) Эмблемы могут быть примерно такие:

Ведущая: Предоставляем СЛОВО КОМАНДАМ!

1-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

2-я команда
2. Мы веселые ребята
И не любим мы скучать,
С удовольствием сегодня
В КВН будем играть.

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

3-я команда.
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден.

Что ни говори.
Нам доверено с тобою
Провести удачно бой,
Чтоб, находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

4-я команда

Не смотрите так, ребята,

Мы не заволнуемся.

Мы поучимся на славу и посоревнуемся.

Нам не страшны любые запятые,

И не боимся точек и тире

Слова напишем правильно любые

И победим сегодня мы в игре!

Ведущий

К сражению всё уже готово.

Передаю ведущей слово,

представить грозное жюри!

Ведущая

Жюри, как видите, у нас

достойно уваженья!

Им приходилось - и не раз –

оценивать сраженья!

Сегодня судят нашу игру: (представляют жюри)

Вместе команды: Жюри мы доверяем - свою судьбу вручаем!

Член жюри:

Верим, хорошая будет игра.

Командам пожелаем:

«Ни пуха, ни пера!»

Команды отвечают: К чёрту. (Уходят готовиться)

Ведущий

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча!

Ведущая

И им от всей души желаем

Болеть без вызова врача!

Конкурс №1. АЗБУКА - К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

Выступление команды «Академики». Мультимедийная презентация №2.

Азбука - к мудрости ступенька.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам о возникновении азбуки и о великих славянских просветителях. А звали их Кирилл и Мефодий. (Презентация№2. Слайд1)


  • Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Солуни (ныне Солоники в Греции)
(Презентация. Слайд2)

  • Кирилл, хорошо знавший не только греческий, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией.

  • Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.
(Презентация. Слайд3)

  • Первым помощником Кирилла стал старший брат Мефодий. Он освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян.
(Презентация. Слайд4)

  • Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита
(Презентация. Слайд5)

  • А читались буквы так Аз, буки, веди, глаголь… Азбука называлась КИРИЛЛИЦА.
(Дети вертятся, не слушаются). Ах так, повернём колесо истории назад и посмотрим как Кирилл и Мефодий правила придумывали.

(Выходят с одной стороны Кирилл и Мефодий, с другой- Царь).

Ц: Здорорво, Кирилл. Здорово Мефодий.

КиМ : Здорово царь-батюшка.

К: Ты пошто такой невесёлый? Аль хворь приключилась?

Ц: Да нет. Вот в школе был. Да смотрю отроки шалят. Совсем от рук отбились. Маловато у них уроков. Окромя труда и физкультуры и занятий то нету. Придумайте им науку, да посложнее!

А называться оный предмет будет русский…кулак? Нет!РУССКИЙ ЯЗЫК!

К: Хорошо, царь-батюшка. Устроим мы ребятне сладкую жизнь.

М: А пусть ЖИ ШИ пишется с буквой И. Прикольно ЖИЗНЬ, ПИШИ. (хохочет)

К: А пусть тогда и ЧА ЩА с буквой А пишут, а ЧУ ЩУ с У.

Ц: Мало! Дети это враз освоят! лехко!

М: А пусть они лехко пишут с Г посередине. леГко!

К: Ой, умора. Тогда и сонце пусть с Л будет. соЛнце. (хохочет)

К: А давайте придумаем знаки препинания. ТОЧКУ, ЗАПЯТУЮ.

М: И вместе- точку с запятой. (хохочет)

Ц: Любо мне, любо. А ещё?

К: А ещё КАВЫЧКИ!

Ц: Ой, кавычки. Молодец!

М: А тогда пусть эти Кавычки открываются и закрываются! (хохочет)

Ц: Ух, ты!!!

КиМ: . Осторожно, кавычки открываются! Осторожно, кавычки закрываются!

Царь. (Хохочет) Ну,добейте меня своим юмором!

К: А тогда давайте каждый год пусть тетради по новому подписывают.

Царь: Это как?

К: А пусть города Минска то в одну строчку пишут, то в две!!!

Царь: Вот это любо!

М: А тогда пусть и учителя журналы каждый год по-разному подписывают, чтоб не привыкали! (Все хохочут)

Кирилл, Мефодий: Пусть ещё и сменную обувь в школу носят!

Кирилл, Мефодий и Царь: В полотняных мешочках!!!

(Колесо вертится обратно)

Все участники:

Нам не страшны образованья перегибы

Мы верим в знанья, как в святую Богородицу.

Кириллу за кириллицу спасибо,
Мефодию спасибо за мефодицу!

Ведущий: Спасибо ребятам за яркие выступления!

Ведущая: А сейчас время для первых оценок. Слово многоуважаемому жюри.

(выступление жюри)

Конкурс №2. Разминка

Презентация №1 (Слайд 6)

Ведущая: А знаешь, Алесь, что Лев Толстой говорил о русском языке? Послушай: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,меткий, как стрелы, певучий и задушевный, как песня над колыбелью».

Слайд (по щелчку 6)

Ведущий: Согласен. «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

Ведущая : Вот мы и проверим, как ребята знают устойчивые обороты русского языка.

(Слайд7) Конкурс №2. Разминка.

На сцену приглашаются по 4 человека от каждой команды. Участникам нужно будет дописать фразеологизмы. Для этого в левой колонке нужно поставить цифру, которая соответствует началу фразеологизма.

(Приложение 1. Красным цветом помечены правильные ответы.)

А пока команды работают - болельщикам предлагаем самим вспомнить фразеологизмы со словом язык. Внимание на экран!

(Слайды 8-15). Притча

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК .

(Команды выполняют задание - отдают жюри). Жюри подводят итоги.

(Слаид 16)

Пора бы нам немного отдохнуть. Физкультминутка. Учитель танцев.

Конкурс №3. Капитанский.

Ведущая:

Писатель Максим Горький считал:

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

Ведущий:

На сцену приглашаются КАПИТАНЫ команд.

Ведущая: За 3 минуты вы должны исправить ошибки в тексте. Сколько ошибок исправите - столько баллов и принесёте своей команде.

(Слайды 18-20. Приложение 2)

Болельщикам

Попробуем отгадать загадки про сказочных героев.
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Буратино – Дуремар).
В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика… (Тотошка – Шарик).

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… (Чебурашка – Колобок).
Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор… (Айболит – Карабас).

И красива, и мила,
Только очень уж мала
Стройная фигурочка,
А зовут… (Снегурочка –Дюймовочка).
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… (Колобок – Иван-царевич).
Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… (Яга – Шапокляк).

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка – Карлсон).

Потерял он как- то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный… (Пятачок – ослик Иа).

С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка – актриса,
И зовут ее… (Алиса – Мальвина).
Конкурс №4 Домашнее задание. Что за прелесть эти сказки»

Ведущий:

Мы подошли к заключительному конкурсу «Что за прелесть эти сказки».

Ведущая:

Вашему вниманию будут предоставлены четыре выступления. Встречайте участников аплодисментами!

Выступление команды «Академики» 3 «Г» класс

СКАЗКА КВН

(Выбегают журналисты. В руках микрофоны, газеты)

2. Интернет заменяет живое общение! У сказочных героев кризис!

3. Карлсон вывозит варенье в Россию!

4. Баба Яга ушла в фотомодели!

5. Кощей открыл свой банк!

6. Караул!!! Спасайте сказки!!!

Ученица Оля:

Надоели эти сказки про людей и про зверей,
Про волшебные подсказки всяких гномиков и фей!
Покажите мне лягушку, что красавицей была!
Где найдете вы избушку, чтоб вертелась, как юла?
Бабка в ступе не летала, леший зелье не варил,
Соловья разок слыхала - не разбойник это был!

Кирилл (кот учёный)

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Надоели эти сказки про царевен-лебедей,
Эти выдумки-раскраски для детсадовских детей!

(Хлопает книгой о землю. Мелодия «В гостях у сказки»)

Куда я попала? Ничего не понимаю...

А чего тут понимать? Книжку на пол бросила, сказок не любишь, не читаешь. Вот и угодила, куда следует.

А куда куда следует?

Куда-куда, раскудахталась, как курочка с золотым яичком! В сказочную историю ты попала - на перевоспитание. Сказки на полках залежались и герои разбежались! Вернуться домой ты сможешь только тогда, когда вернёшь сказочных героев обратно в свои сказки!

Присматриваются.

У лукоморья дуб зелёный.

Есть Интернет на дубе том

и колобок с лисой учёной

в «контру» играют день за днём.

Оля: Кощей там СМС ки пишет.

Яга на гугле что-то ищет.

Царевна там В КОНТАКТЕ чахнет.

А сказками здесь и не пахнет!

(Звучит музыка «Бабя Яга» гр. Комбинация»)

Эх, вернуть бы мне года,
Я б в модели подалась…
Не была б теперь Яга.
В общем, жизнь не задалась.

Оля: Вот видишь, Бабушка Яга. А в сказке очень ты нужна!

(Под музыку выходит колобок. За ним - Лиса и Сказочница.)

Глазам не верю! Боже мой! Ведь это он передо мной!
Какой смешной, ни рук, ни ног, ну сразу видно, Колобок!

КОЛОБОК:

Я Колобок печеный, на ветерке стуженый,
Я парень современный, во мне рецепт отменный.
Я абсолютно свеженький, со всех боков прилежненький.
Вы не смотрите, что я мал, зато я вкусен и удал.

Сказочница:

Со старой этой сказкой всяк знаком,
она милее множества историй.
Лисица подавилась колобком,
когда узнала, сколько в нём калорий!

(Лиса отталкивает колобка. Оля берёт его за руку, приговаривает)

Оля: Катись, катись ты наш герой, в родную сказочку домой.
Без остановки, день и ночь, спеши скорей из леса прочь.

(Звучит музыка. «Нигилист» группы Ляпис Трубецкой. Выходят два охранника, затем банкир Кощей)

Охранник 1
Рот широко разевает
Каждый, кто сюда зашел,
Весь брильянтами сверкает
И искрит громадный холл!
Охранник 2
А Кощей теперь банкир

Знаменитый на весь мир.

В ярко-красном пиджаке,
И с мобильником в руке,
Кощей

Здрасьте, гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
И каким же это ветром
Всех вас занесло сюда?

Я цыганка молодая

Дай, тебе я погадаю!

Банк твой скоро разорится

лопнет он и испарится. (Охрана переглянулась и ушла)

Так что с бизнесом прощайся

Быстро в сказку возвращайся!

Кощей. (Оглядывается. Охраны нет! Пугается.)

Караул! Быстрее в сказку! Там я Бессмертный, мне ничего не страшно!!! (Убегает)

Кирилл: Вот и вернули героев в свои сказки, пора и нам домой!

Но прежде чем домой вернуться,
хочу ребятам пожелать:
Еще раз в сказку окунуться,
И книжки добрые читать! (Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои выбегают на сцену)

ВСЕ: бойтесь дети лени,

как дурной привычки.

И читайте в сутки,

вы хоть по страничке!

(Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои убегают со сцены)

Ведущий: Команды – на сцену! Пусть звучит ГИМН КВНа!!!

Под музыку Е. Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой» все поют гимн.

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Есть теперь команда классная у нас.
Будем мы шутить и смеяться,

Песни вам дарить, улыбаться,

Только не судите очень строго нас!

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если вырастаем,
То командой взрослою станем,
Будет КВН на свете жить всегда

Слово для подведения итога игры предоставляем жюри.

Командам вручаются дипломы.

омандам вручаются дипломы.ge/3/м ЯЗЫК.ощейа руку, приговаривает)Используемые материалы:

2.http://aforizm.bardadym.ru/aphorism-by

3. http://aphorism-citation.ru/inde

Приложения.


Дуется, как … на крупу

10

комар

Брать … за рога

6

селёдки

Смотреть, как … на новые ворота

14

рыба

Писать, как …лапой

7

кота

Желторотый…

2

быка

Набито, как…в бочке

9

медведя

Купить … в мешке

16

соловьём

Сесть на любимого …

15

муха

Делить шкуру неубитого……..

8

конька

.носа не подточит

4

курица

Кишит, как …гнездо

13

мышиная

Льёт … слезы

3

баран

возня

12

крокодиловы

Нем как…

11

осиное

Слышно, как …пролетит

1

мышь

16

Заливаться

5

птенец

№2

Найди и исправь ошибки.

Друзъя природы

Прероду надо охронять. Друк не портит диревья влису,

не режет кару, не ламает ветки, не топчет цвиты. Хароший челавек не разрушает птичьи гнёсда, не разоряет муровейники.

Настоящие друзья природы помагают пцицам и зверям. они биригут Родные лиса и паля

Охранять природу – значит охранять свою Родину!

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе

Тема: «Много слов на земле…»

(классный час, посвящённый культуре речи)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Презентация к внеклассному мероприятию находится по адресу:

Анкета для проведения анкетирования среди учащихся:

Ход проведения:

Ведущий-1 : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1 : А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2 : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3 : Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий-2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий-3 : На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий-1 : Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий-3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


МБОУ “ООШ пос. Прибрежный

Поговорим о культуре русской речи”

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

внеклассное мероприятие

для 5-6 классов

Библиотекарь

Гайворонская

Татьяна Васильевна

Энгельс 2012год

Слово не воробей, вылетит не

поймаешь”

- внеклассное мероприятие, посвящённое культуре речи.

Цель : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи. -Выработать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Задачи: Воспитать любовь и уважение к родному языку, привить интерес к литературе.

Используемое оборудование : подборка книг” О культуре поведения и общении”, плакаты, карточки.

Ход мероприятия:

.Организационный момент : (обратить внимание ребят на высказывания, на пословицы, поговорки, написанные на плакатах.)

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, -

это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”


И. С. Тургенев.

Пословицы: “ Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”.

Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

У всякого словца ожидай конца”

Ведущий : Язык - это наша история, наше богатство. Культура - это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. Сегодня мы с вами познакомимся с основами культуры речи. Что же такое культура речи? Существует несколько определений этого понятия. Культура русской речи - соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

Чтец: “Слово о слове” В.Полторацкий

Слова бывают разные – То дельные, то праздные То честные, правдивые, То льстивые, фальшивые. Есть слово – удушение. Есть трезвые и пьяные.

Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнём горящая, Есть тлением смердящая, Слова высокой доблести И самой низкой подлости…

Ведущий: Сценка о тяжёлой жизни подростков.

Действующие лица:

Киллер –
Сокол –
Елизавета Потаповна –
Антонина Семеновна –

Елизавета Потаповна сидит на скамейке во дворе, на этой же скамейке сидит Алеша по прозвищу Сокол, он ждет своего друга. Вот друг, наконец, появляется.

Прива,Чел!
- Здорово, Кила! Как жизнь?
- На меня тут круто наехали, я одному в бубен, другому в торец…

Лавэ есть? Без базара.
- Ну ты крендель! Ты че? С дуба рухнул? Откуда?!
- Да мне по барабану!
- Зырь, какая телка!
- Клевая…реально!

Встают, уходят. Антонина Семеновна вышла погулять, ее увидела Елизавету Потаповну.

Семеновна, иди чего скажу… ужас…
- Что такое, Потаповна?
- Да тут ребята на базар за кренделем собрались, а на них какие-то наехали, но они не растерялись: в одну руку бубен, в другую барабан …- ну отбиваться….Потом с дуба свалились, зрения лишились… Идет девка молодая, а им вроде корова чудится…
- Ой! Потаповна, страсти какие-то прямо рассказываешь!

Ведущий - Наша речь должна быть не только правильной, но и точной. Речь человека должна быть еще и логичной.

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 1 . Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте ее. Объясните ее появление.

Обжоры и гурманы, Стряпухи, повара! Скорей к телеэкранам, Вот-вот, сейчас пора! Любители азарта, Лихие конкурсанты, Откройте с нами вместе Кухонные таланты. Всех, кто любит вкусно есть, И всех, кто держит стан, Приветствует сегодня здесь Веселый телекулинар.

Ведущий : Неправильность речи может возникать под влиянием местных говоров и жаргонов или в результате сохранения устаревших элементов языка. Например, А. С. Пушкин и И. С. Тургенев чаще употребляли глагол отворить (дверь), сейчас чаще употребляется глагол открыть (дверь).

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 2. Устраните речевые ошибки. Объясните свой выбор слов.

1) Поэт стоял у источников новой поэзии. (Истоков)

2) Онегин вел праздничный образ жизни. (Праздный)

3) Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. (Успешно, образ-тип или показать).

4) Его идеалы были прогрессивными и передовыми. (Убрать одно из слов)

Основные правила по культуре речи .

    Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

    Говори только о том, что знаешь.

    Не спеши высказывать свои мысли. Помни, что говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь.

    Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова которые лучше других выражают твою мысль.

    При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

    Не говори быстро, не проглатывай слова.

    Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

    Будь ласков и приветлив в разговоре с людьми.

    Настройся на позитив в своей речи. Мысли материально.

Чтец : Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова –словно суд- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить.

Добро бы было, как бы, в дело, Пусть даже, как бы, наугад. А то ведь, как бы, неумело И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий : «На закуску» ВАУ!

Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: «Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!» или еще что-то в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное ВАУ! Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоции чрезвычайного изумления или восторга: вот это книга! Вот это кино! Вот это девчонка, Вау!..

Ведущий : Мы не властны над речью других, но над собственной речью

мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось

бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали

лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и

мудро сказано:

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи

у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из

толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете

из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче

поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь

происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по

этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай,

не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того,

как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только

видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое,

грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Ведущий : Задумайтесь над тем, что ни одно слово, вылетевшее из наших уст, не проходит бесследно. Что любая фраза может стать роковой. Помните народные пословицы, несущие многовековую мудрость:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык твой - враг твой”, “ Молчание золото”, “Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

Поэтому не бросайтесь словами… Мы должны трепетно, бережно относиться к тому, что мы произносим каждый раз. Для этого введено понятие культура речи т.е. её правильность, подчинение нормами устного и письменного литературного языка. Под культурой речи подразумевается умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее.

Помните слова И.С.Тургенева:

Берегите чистоту языка, как святыню.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее”.

Спасибо за внимание.

Всего вам доброго.

Список используемой литературы:

    1. Головин Б. Н. « Основы культуры речи»: Учеб. пособие. Москва, Высшая

школа. 1980 335 с

    2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - Москва. Знание, 1980

    3. /yandseard text.

    4. http//www.vlikor. con/2012/01/18/volkshebnaya-shktulka.html.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

-Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий -2: Но,пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий – 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий -1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий -2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий -3: На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий -1: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий -2 : Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Слово ведущего.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай, не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Итак, наша встреча подошла к концу. Как же с вами попрощаться? Пожалуй, удобно сделать это при помощи стихотворения С.Я.Маршака «Пожелание друзьям» - ведь пожелание принадлежит культуре речи, речевому этикету:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

1-й ведущий: Известный французский писатель-моралист 17 столетия Франсуа де Ларошфуко писал: “Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы”.

Конкурс “Закончи фразу”. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

Если тебя стараются вывести из себя, постарайся не кричать, не жестикулировать, не убегать, хлопнув дверью, потому что повышенные эмоции – это свидетельство…
Люди, которые унижают, издеваются и шутят не по-доброму над другими, всегда рассчитывают на ответную реакцию. Это придает им силы. Лучший способ борьбы с этими энергетическими вампирами - …
Если человек тебе неприятен, то …
Если кто-то бессовестно пользуется тобой, без раздумий…

1-й ведущий: Французский писатель Никола Шамфор говорил: “ В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах – такими, какие они есть”.

Конкурс “Ждем гостей”.

Команды сервируют стол. К ним приходят гости. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее это сделает.

2-й ведущий: Внимание! Конкурс ситуаций. Разыграть импровизированный этюд на тему.

Вам наступили в автобусе на ногу.
В гостях ты не наелась.
У тебя болят зубы, а к тебе пристают с расспросами.

Ситуации могут быть любые. Между конкурсами могут быть танцевальные номера.

1-й ведущий: Вот что говорил о вежливости великий испанский писатель Сервантес: “Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но не всегда люди понимают, что по-настоящему вежливые люди не бывают навязчивыми или бестактными, всегда знают меру, не в пример герою следующего стихотворения.

Очень вежливый индюк
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Научиться вежливости.
- Не стесняйся ты, осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Как не бился он,
Однако
К индюку никто не шел –
Ни корова,
Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осел.

И действительно, даже вежливость бывает оскорбительна, если она навязывается.

Сценка из школьной жизни о вежливости.

2-й ведущий: Не скупитесь на добрые слова, каждое слово взвешивайте!

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…

Как вы думаете, какие слова рождает тепло души? (Кто больше?)

(Звучит песня Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”)

Ребята, вот и подходит к концу наш веселый КВН. Для того что бы тебя уважали и любили окружающие, мало иметь безупречные манеры. Иногда бывает даже наоборот – прекрасно воспитанный человек отталкивает людей, а пренебрегающий этикетом – притягивает. Но наибольшие шансы у того, кто умеет находить ту самую золотую середину между формой и содержанием.

Список литературы:

Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

Литература:
2. Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7 - 8 кл М. Про-свещение, 1983. 109 с.
3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII - Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.

Винокур Г. О. Культура языка. М. 1929.

Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.

Актуальные проблемы культуры речи (сборник). М., 1970.

Головин Б. Н . Основы культуры речи. 2 изд., М., 1988.

Галь Н. Слово живое и мёртвое

Розенталь Д. Э. , Теленкова М. В. Словарь трудностей русского языка - М.: Айрис-пресс, 2002

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.: Знание, 1980

Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? - Л.: Лениздат, 1963

Успенский Л. В. Культура речи. М.: Знание, 1976

Успенский Л. В. Слово о словах

Чуковский К. И. Живой как жизнь

Культура речи

Однажды вечером осенним
Под шелест листьев золотой
Гулял старик с собакой верной
По засыпавшей мостовой.

Вдруг слышит он: из подворотни
Веселой, шумною гурьбой
Парней компания выходит,
Язык пятная ерундой.

Пес громким лаем залился,
Хозяин дернул поводок:
«Ну, полно, полноте, Полкан!
Разбудишь городской народ».

Но парни, пыла не тая,
Все резко приняли в штыки:
«Эй, слышишь, жалкий старикан!
Ты лучше шавку придержи!»

«Как смеешь, наглая ты псина,
Облаивать таких, как мы?
Эй, ну-ка слушай, старичина,
Ты нас сигаркой угости!»

Старик, сжимая поводок,
Прижал поближе пса к ноге:
«Юнцы, простите, откажу,
Привычка эта не по мне».

«Да что мы возимся тут с ним?
Пошел же к черту, живо!»
Полкан издал свой злобный рык –
С презреньем парни удалились.

И тяжело вздохнул старик,
Погладив пса рукою:
«Куда течет же этот мир
Столь необузданной рекою?

Они совсем еще юны,
Но так жестоки в жизни.
И уваженья не полны
К самим себе и к людям, видно».

Но это есть «культура речи»…
И так обидно, что порой,
Хоть русской речью обеспечен,
А человек – совсем иной.

Мы можем много рассмотреть
Аспектов в понимании речи.
Но помнить важно лишь одно:
Она должна быть человечной!

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

От одного слова - да на век ссора. (пословицы о языке)

Пень - не околица, пустая речь - не пословица. (пословицы о языке)

Переливать из пустого в порожнее. (пословицы о языке)

Свой язык - первый супостат. (пословицы о языке)

Слово - серебро, молчание - золото. (пословицы о языке)

У всякого словца ожидай конца. (пословицы о языке)

У дурака что на уме, то и на языке. (пословицы о языке)

У него язык хорошо подвешен. (пословицы о языке)

Одет просто, а на языке речей со сто.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

МОУ “ООШ пос. Прибрежный

Районный конкурс библиотекарей

Береги здоровье смолоду” деловой речи // Русская речь Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Культура русской речи 1 ответственные редакторы – доктор филологических наук профессор л к граудина и доктор филологических наук профессор е н ширяев

    Книга

    ... –Б. – Здравствуй, Люда! – А. – Я хотела с тобой поговорить , когда забирала Андрея из сада... 26. М., 1985. Шварцкопф Б. С. Культура деловой речи // Русская речь . 1968. № 3. Шварцкопф Б. С. – В кн.: Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Русский язык – настоящее сокровище список литературы курск 2012

    Документ

    279 с. 11. Ш141 Л 958 Люстрова, З. Н. О культуре русской речи / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. - М.: Знание, ... .2 С 427 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре