Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Акцентуации характера

2. Психопатии

3. Граница между нормой и отклонением

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждый день мы встречаемся с огромным количеством людей: на работе, в ВУЗе, на улице, в общественном транспорте, поведение и поступки которых мы, так или иначе, оцениваем. И оценку эту мы осуществляем, опираясь на собственную систему ценностей, на свое представление о «норме» и «отклонении», поэтому объективной ее назвать нельзя. А какие люди могут считаться соответствующими (или несоответствующими) норме с точки зрения психологии?

Термин “психическая норма” (или психическое здоровье) может быть определён двумя способами. С точки зрения общества человека можно назвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль, отведённую ему в этом обществе. С точки зрения самого индивида его психическое здоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.

Все люди разные. У них разный характер, стиль общения и поведения, привычки. Так где же грань между индивидуальностью и отклонением?

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Таким образом, вопрос охраны психического здоровья человека стоит довольно остро. Это связано прежде всего с необходимостью ранней диагностики проявления патологий и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

В этой работе мы попробуем обозначить границу между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями.

1. Акцентуация характера

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями Психологический словарь, www.psychology.net.ru . Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Большой вклад в изучение акцентуаций характера внес известный отечественный психиатр А. Е. Личко. Его классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml . При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, “слабые места”. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом могут вновь проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип . Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач» Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml . Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астеноневротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип . Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»

6. Психастенический тип . Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип . Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Приведенная выше классификация характеров, предложенная А. Е. Личко, построена на основе результатов наблюдения и их обобщения и в этом смысле не является научно точной.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это - пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип . Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип . Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип . Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип . Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип . Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами. Как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип . Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

2. Психопатии

Психопатия (от греч. psycho -- душа и pathos -- страдание, болезнь) -- патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде Психологический словарь www.psychology.net.ru/dictionaries .

Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д. Конституциональные психопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды. Проявления психопатий разнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять следующие классические типы: характер акцентуация психопатия патология

1) циклоиды, основной признак которых -- постоянная смена настроения с колебаниями цикла от нескольких часов до нескольких месяцев;

2) шизоиды, для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений;

3) эпилептоиды, основной признак которых -- крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам;

4) астеники, которым свойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность;

5) психастеники -- тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям;

6) паранойяльные психопаты -- склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой;

7) истерические психопаты -- характеризуются стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону, в общении манерны, театральны;

8) неустойчивые психопаты -- основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих;

9) органические психопаты -- отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания или проявить инициативу, умеют “держать себя в обществе”, но банальны в суждениях.

Четкой границы между психопатиями и вариантами нормальных характеров не существует. Указанным типам психопатов в норме соответствуют натуры с подобным характерологическим складом, но без патологической (психопатической) выраженности (Акцентуация характера). Под влиянием болезни или психотравм у психопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния а также депрессии.

3. Граница меду нормой и отклонением

Как мы могли убедиться, граница между акцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено «перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. Рассмотрим, например, определение психической нормы только с точки зрения судебной медицины: «Под психической нормой понимается такое состояние психики, при котором человек полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями. Вменяемость человека характеризуется правильным функционированием сознания» Исправительно-трудовая психология. М., 1974. http://yurpsy.by.ru . Вообще категория "нормальности" психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. С одной стороны, это связано с большими индивидуальными различиями в психике человека, которые обусловлены как биологическими, так и социо-культурными факторами развития. С другой стороны, человек чаще становится объектом наблюдения, исследования и лечения именно тогда, когда его поведение или какие-то иные особенности начинают обращать на себя внимание окружающих, мешают им или самому человеку. На основании чего же делаются выводы о ненормальности человека?

В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения Всемирной Организации Здравоохранения, где оно сформулировано следующим образом: "Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия". При обсуждении понятия нормального психического развитая, как правило, возникают вопросы о том, является ли нормой такие проявления человеческой индивидуальности, как особая одаренность или гениальность? Не являются ли они тоже отклонениями от нормы, но как бы в другую сторону? Кроме того, всем известно, что среди талантливых писателей, художников, артистов, ученых были и есть люди с психическими отклонениями. Как тогда оценивать их? Как относиться к людям, имеющим какие-либо уникальные способности, например, к счету в уме? Прежде всего хочется сказать, что жизнь известных людей рано или поздно становится объектом пристального внимания, а иногда даже объектом специального изучения или исследования. Поэтому мы располагаем большей информацией о жизни известных артистов, писателей, художников и т. д., чем, например, о жизни людей из соседних домов, особенно если речь идет о большом городе. На самом же деле психическими расстройствами страдают самые разные люди. Проводя длительные наблюдения за людьми, страдающими различными психическими заболеваниями, психологам удалось выделить некоторые критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания (психолог этого и не должен делать, подменяя собой врача), однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.

Первым из этих критериев назовем неадекватность поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится. Так, например, у человека может быть сильнейшая эмоциональная реакция, но если причина, вызвавшая ее, понятна, объяснима, то такая реакция может быть сочтена адекватной. Сама форма выражения этой реакции тоже может быть более или менее адекватна общепринятым нормам морали и социального поведения, что также служит диагностическим критерием состояния человека. Например, несправедливо обиженный человек перестает разговаривать с обидчиком (реакция адекватна). Юноша устраивает скандал матери по поводу того, что его не устраивает длина сваренных ею макарон - эта реакция неадекватна причине (случай из консультативной практики; в семье считали, что у сына просто трудный характер). Другой пример неадекватного поступка - чтобы прослыть героем, подросток устраивает пожар в собственной квартире, из которой он "успевает" вывести маленького брата.

Второй критерий - это критичность , которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях заболевания критичность еще сохраняется. Человека волнуют и пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенностью говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимают ничьих доводов. Ярким примером этого являются больные с дисморфофобией (страхом перед своей внешностью), которые не могут согласиться с мнением, что их внешность вполне привлекательна. Другой пример. Больная с бредом преследования утверждала, что за ней наблюдают круглосуточно через прибор, установленный в Институте красоты.

Третий критерий - непродуктивность деятельности . В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат/продукт никому (иногда даже самому больному) не интересен и не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия. Например, двадцатилетняя девушка в течение двух лет ежедневно подробно рассказывала матери (вечером, когда та усталая приходила с работы) о том, как она пойдет учиться, начнет работать и их жизнь наладится. Все это время она находилась на иждивении своей матери, которая была на инвалидности. Каждый вечер она как бы принимала определенное решение, но наутро просто оставалась в постели, изобретая новые причины и откладывая поиск работы и учебы на следующий день.

По результатам наблюдений наличие фактов, попадающих под один из перечисленных критериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человеком и принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания. При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, должен быть поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведения экспериментального патопсихологического исследования и рекомендована консультация врача. С этих позиций становится более понятной психологическая оценка состояния тех людей, которые, имея некоторые психические особенности или отклонения, остаются, например, продуктивны в своем творчестве. Их деятельность кому-то кажется непродуктивной, но они находятся в состоянии поиска решения сложной задачи. Их поведение не всегда адекватно с общепринятой точки зрения, но результат деятельности ошеломляет.

Заключение

Можно заметить, что акцентуации характера и психопатии обладают схожими чертами и типы их довольно похожи.

Но несмотря на то, что граница между нормой и отклонением расплывчата и не определена до конца, примерные ее очертания мы можем увидеть.

Поведению, отклоняющемуся от нормы, свойственны следующие характерные признаки: оно неадекватно, в нем прослеживается отсутствие самокритики, оно, как правило, непродуктивно.

Следует отметить еще один немаловажный критерий - поведение человека, подверженного патологиям, как правило, наносит вред окружающим его людям.

Нельзя забывать о том, что под воздействием давления определенного рода, акцентуация характера может перетечь в соответствующую патологию. Поэтому для предотвращения подобного «перетекания», очень важно своевременное отслеживание акцентуаций.

Тем не менее, четкого определения психической нормы не существует. И поэтому определение «нормальности» является уделом врача и должно быть индивидуальным.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Психология: Учебник для гуманитарных вузов" 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н.Дружинина. -- СПб.: Питер, 2009.

3. Исправительно-трудовая психология. М., 1974. http://yurpsy.by.ru

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml

5. Мир Психологии. www.psychology.net.ru

6. Н.Л. Белопольская. Задачи патопсихологии и понятие психической нормы. http://ppf.uni.udm.ru/biblio/belskaya.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Типы психопатии и акцентуаций характера. Критерии диагностики психопатии у подростков: тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация. Акцентуации характера как крайние варианты нормы, сходство их типов с типами психопатий.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2010

    Определение понятий "психопатии" и "акцентуации характера", их различие. Разграничение акцентуаций по выраженности. Схематическая цепь совместимости и трансформаций типов психопатий и акцентуаций характера. Результаты опросника Шмишека и их анализ.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.

    реферат , добавлен 11.12.2002

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Сущность страха как особого психического состояния. Описание явной и скрытой акцентуации характера. Особенности становления эмоциональной сферы подростка. Исследование страхов детей с различными типами акцентуации характера; рекомендации по их коррекции.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2013

    Индивидуально-психологические особенности подростков 14-15 лет. Изучение типов акцентуаций характера у подростков. Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте. Психологическая и педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Определения "характер" и "структура личности". Строение характера. Основной принцип классификации личностей. История учений о характере. Черты характера. Характер и темперамент. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие акцентуаций характера; явная и скрытая акцентуация. Основные типы акцентуаций характера по Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый типы.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Сущность и степени акцентуации характера, их отличительные особенности: явная и скрытая. Понятие и структура характера человека, а также основные факторы, влияющие на его формирование и развитие. Его типы: демонстративный, педантичный, дистимический.

Зачастую ярлык «вешается» на людей чуть-ли не с любым типом психического расстройства личности, иногда психопата отождествляют с социопатом . Однако, в силу разработанной Ганушкиным классификации личностных расстройств, психопатию стали относить к акцентуации характера и темперамента, т.е. к приобретенным выраженным невротическим чертам характера и врожденному нарушению высшей нервной деятельности человека.

При таком расстройстве характера как психопатия , человеку свойственна неадекватность эмоционально-психологических переживаний и склонность к депрессии и навязчивостям — это основные отличительные особенности психопатов.

Признаки психопатии — виды и типы

Основные признаки психопатии классифицируются в несколько видов, типов акцентуации характера: неврастеник , психастеник, шизоид, параноик, возбудимый, истерик, аффективный и неустойчивый.

Рассмотрим более подробнее каждый отдельный вид (тип) психопатии характера, их признаки и особенности.

Неврастенический (астенический) тип психопатии:
У психопатов неврастенического типа обычно уже с детства выявляются такие «слабые» черты характера как робость и стеснительность, нерешительность, и главное — высокая впечатлительность.
Астенические психопаты обычно чувствуют себя неполноценными личностями: они часто теряются в новых и сложных ситуациях. Их излишняя чувствительность заставляет их терять психическую энергию порой даже при самых обычных психических и физических раздражителях. Люди с неврастенической психопатией быстро истощают свою нервную систему. Они порой настолько впечатлительны, что очень негативно реагируют на грубость и бестактность, перепады температуры, боятся вида крови… Психопатия у неврастеников может проявляться и в физических и психологических недомоганиях: бессонница , головные боли, нарушения в сердечной деятельности, в желудочно-кишечном тракте …могут без причины потеть …

Психастеническая психопатия
Психопаты психастенического типа постоянно во всем сомневаются, они нерешительны, часто стеснительны, робки и неуверенны в себе. Они слишком самолюбивы и от этого ранимые личности.
При психопатии психастенического вида, люди часто занимаются самокопанием (самоанализом), пытаются во всем контролировать себя, любят абстрактно размышлять и придумывать себе навязчивые идеи и страхи.

Любые резкие перемены в жизни вызывают у психастенических психопатов повышенную тревожность и нервные волнения. Однако они очень прилежны, дисциплинированны и часто до педантичности точны, что, иногда назойливо, требуют от других.

Шизоидная психопатия
Шизоидные психопаты отличаются замкнутостью, скрытностью, уходом в себя, эмоциональной холодностью в отношениях с близкими людьми. Они любят поразмышлять про себя и не выносить свои переживания во вне.
Шизоидная психопатия характерна эмоционально-психологической дисгармонией внутри личности психопата: в них сочетается эмоциональная холодность к чужим проблемам и высокая чувствительность к своим личным.

У них собственные представления о жизненных ценностях, поэтому шизоидные психопаты могу быть непредсказуемы и плохо управляемы на работе. Однако они бывают довольно творческими личностями: часто занимаются искусством, музыкой, наукой. В жизни их могут воспринимать как «оригиналов» или «чудаков».

Шизоиды могут быть пассивны и бездеятельны в быту, но в то же время очень активны и деятельны в значащих только для них видах жизнедеятельности.

В семейной жизни у них часто не складывается, из-за отсутствия постоянных привязанностей и не нахождения общих интересов.
Их любимые виды деятельности — это те, где можно что-то созидать… Шизоидные психопаты могут быть как бесславные бессребреники, так увлеченные бизнесом и богатством…


Паранойяльная психопатия
Кроме того, что при паранойяльной психопатии человек придумывает себе «сверхценные идеи», этим психопатам свойственны такие черты характера, как упрямство, прямота, односторонность интересов и увлечений — эти черты часто проявляются уже в детстве.
Параноидные психопаты очень обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень восприимчивы и чувствительны к игнорированию их мнения. Они часто создают конфликтные ситуации из-за категоричности суждений, взглядов и эгоистичных поступков.

Параноидальные психопаты часто застревают на своих мыслях и обидах, им свойственна ригидность мышления, консервативные взгляды на жизнь, их «любимое занятие» — «борьба за правду и справедливость».
Их «сверхценные идеи» — не то же, что бредовые — они основаны на реальности, но имеют под собой слишком субъективную точку зрения, зачастую одностороннюю и поверхностную оценку реальности…

Возбудимая психопатия
Возбудимым психопатам свойственна неадекватная ситуации раздражительность, возбудимость, «взрывчатость» с приступами гнева и агрессии. Обычно эти люди быстро «отходчивы», могут чувствовать вину и раскаиваться за свое агрессивное поведение, но при подобных ситуациях их возбудимость опять возникнет.

При возбудимой психопатии люди склонны к спорам ради спора, любят придираться к другим по поводу и без, «вечно» чем-то недовольны, при дискуссии хотят перекричать оппонента, доказываю свою правоту. Эти психопаты очень неуживчивы в семье и на работе, т.к. обостренное чувство своей правоты толкает их на ссоры, склоки и конфликты.

Возбудимые, или как их еще называют эпилептоидные психопаты, не могу достигать компромиссов, а тем более сотрудничества в отношениях. Они безапелляционны в своих суждениях, либо любят, либо ненавидят…очень мстительны и порой коварны.
Среди данного типа психопатии могут встречаться запойные алкоголики, наркоманы, игроки, извращенцы и убийцы…

Истерическая психопатия
Истерический психопат во главу угла ставит признание своей личности окружающими — игнорирование для него немыслимо. Истерическая психопатия выражается в театральном, постановочном, наигранном поведении человека…в демонстрации себя с помощью эмоциональных эффектов: вспышки радости и смеха, грусти и рыдания; эксцентричные жестикуляции и экстравагантная одежда и внешний вид — все это только для «показухи», чтобы быть на виду, в центре внимания.

Кроме того, истерики отличаются повышенной внушаемостью и могут подражать другой, поразившей их личности. Истероидные личности , из-за своего эгоизма (эгоцентризма) — желания быть в центре внимания и художественного типа мышления — могут добиться успехов в творческой, театральной работе…

Аффективная психопатия
Аффективную психопатию можно разделить на три вида: гопотимный психопат, гипертимный и циклоидный.

Гипотимный отличается «вечно» пониженным настроением : это малообщительные, унылые и мрачные люди со склонностью к депрессии. Они всегда и во всем видят возможные неудачи и промахи, поэтому работают очень прилежно, аккуратно и добросовестно.

Пессимистичный взгляд на жизнь, постоянно заниженная самооценка не дают гипотимным психопатам личностно расти и развиваться, адекватно строить свое будущее. Они чувствуют себя всегда неправыми поэтому бояться выразить свое мнение. Часто занимаются самообвинением и самобичеванием.

Гипертимный психопат , наоборот, отличается «вечно» приподнятым настроением, завышенной самооценкой и оптимистическими взглядами на жизнь. Они очень общительны и разговорчивы, у них преобладает инициатива и предприимчивость — склонны к авантюрам.

Однако, именно излишняя самоуверенность, авантюризм и переоценка своих сил и возможностей, зачастую приводит психопата к огромным трудностям в жизни.

Циклоидный тип психопатии выражается в постоянных сменах, циклах настроения, от гипотимного до гипертимного и обратно. Такие циклы могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Неустойчивая психопатия
Неустойчивым психопатам свойственно подчинение внешним влияниям. Они расцениваются как «бесхребетные», безвольные, слабохарактерные личности, на которые легко могут влиять другие люди, внушать им что угодно и

Психопаты, даже будучи отклоняющимися от нормы, аномальными, все-таки находятся в рамках диапазона чело­веческих личностей и в этом смысле патологическими, то есть психически нездоровыми, не являются. Поэтому при диагностике психопатии мы имеем право пользоваться жи­тейскими и психологическими оценками - «мешает жить другим», «страдает от своего характера сам» (К. Шнайдер) или, по П.Б. Ганнушкину, - «характер психопата проявляет себя всегда и всюду». С точки зрения патолога, собственно больными они становятся лишь при декомпенсациях, когда появляется психиатрическая клиника - астения, Депрессия - состояние патологически сниженного на¬строения с негативной, пессимистической оценкой своего настоящего, прошлого и будущего.

">депрессия , дисфория, возбуждение и пр. Вне декомпенсаций психопа­ты отличаются от так называемых нормальных личностей лишь «количественными» (к большему или меньшему) про­явлениями присущего им, так же как и другим людям (не психопатам), качества характера, и поэтому к ним вполне применимы житейские оценки. Считать личность еще «нор­мальной» или уже аномальной, психопатической - обыч­но дело личного вкуса. Например, для авторитетнейшего психопатолога С.С. Мнухина было значимо субъективное оцениваемого характера как «нрава» или как «норова». Во втором случае он думал скорее об аномальном характере, учитывая, конечно, контекст, в котором этот ха­рактер себя проявлял. Диагностическая оценка феномена без учета контекста, в котором он выступает, увеличивает риск отнесения к патологии того, что ею не является.

Возвращаясь к вопросу о возможности или невозмож­ности стать психопатом в течение жизни под воздействи­ем средовых факторов, отметим, что такую возможность А.Е.Личко рассматривал в качестве реальной для акцентуи­рованных личностей. По К. Леонгарду, акцентуация пред­полагает усиление степени определенной черты характера. Склонность к сомнениям, мечтательность, обидчивость, ар­тистизм и т.д., в какой-то мере могут быть свойственны лю­бому, но проявления их настолько дозированы, что обычно не обращают на себя внимания. При большей выраженно­сти они уже накладывают на личность особый отпечаток, делают ее весьма своеобразной, в чем-то странной, необыч­ной. Акцентуированные личности не являются патологи­ческими. Более того, акцентуация характера, как считает К.Леонгард, несет в себе радикал незаурядности.

А.Е. Личко видит отличия акцентуаций от психопатий «в отсутствии стабильности акцентуированных черт характе­ра, тотальности его проявления во всех ситуациях и соци­альной дезадаптации при любых психотравмах» и считает, что «акцентуации развиваются в период становления харак­тера и по мере взросления сглаживаются». По его мнению, при акцентуациях наблюдается избирательная уязвимость к психогенным воздействиям, «...адресующимся к слабому звену данного типа характера», при хорошей устойчивости к другим. Здесь стоит заметить, что, если психопата гладить исключительно по шерстке, то риск декомпенсаций тоже будет существенно меньше, хотя и будет сохраняться, по­скольку, в отличие от акцентуанта, психопат всегда в поиске декомпенсирующих его психику обстоятельств. Что касает­ся социальной дезадаптации как критерия психопатии или акцентуации, то диагностическая его надежность, как ранее обсуждалось, сравнительно невелика. Давление социума в состоянии дезадаптировать не только аномальную или сво­еобразную, но и вполне гармоническую и даже ничем и ни­как не отмеченную личность.

Для тех, кто считает характер генетически детерминиро­ванным свойством личности, акцентуированные черты (как и психопатические) врожденны, стабильны и тотальны. Они окрашивают своеобразием характер ребенка, а в подростко­вом возрасте становятся лишь более заметными. Становясь старше, человек умнеет, обучается владеть собой, не про­являть с детской непосредственностью некоторые неудобные или невыгодные в данный момент свойства личности, но это не означает, что они с возрастом сглаживаются или переходят в скрытую форму. Никуда не деваются ни общи­тельность, ни обидчивость, ни артистизм, ни мнительность. Мне кажется, что отличие акцентуаций от психопатий не в отсутствии полного набора диагностических критериев пси­хопатии (стабильность, тотальность и пр.), а в меньшей при акцентуациях заостренности определенных черт характера и, соответственно, лучшей устойчивости к психогенным воздействиям в принципе. То есть отличие акцентуаций от психопатий лишь количественное. Вероятно, по этой при­чине К. Леонгард в своей книге «Акцентуированные лично­сти» не ставит вопрос дифференциально-диагностических различий между ними.

Со своей акцентуацией, психопатией, то есть со своим характером человеку суждено жить от рождения до смер­ти. Признавая роль среды в качестве фактора, способного выявить или в какой-то мере заострить те или другие чер­ты характера, трудно согласиться с тем, что среда способна создавать черты акцентуации, тем более определять ее тип. Скорее среда, воспитание могут культивировать или смяг­чить уже имеющееся, но не способны создать что-то из ни­чего. Типы акцентуаций имеют свои аналоги среди типов психопатий.

Будучи вариантом нормы, акцентуация характера психиа­трическим диагнозом не является. Акцентуированный ха­рактер может быть не только фоном, но и предиспозицией для возникновения неврозов, аффективных реакций, реак­тивных психозов, во многих случаях предрасполагать к раз­витию реактивных состояний, оформлять их клиническую картину, но ни при каких условиях не становится произво­дящим патологию началом.

В последние годы сложилась практика широкого диагно­стирования «нарушений поведения у акцентуированных личностей». Что касается нарушений поведения, то в при­менении к психиатрии это Форма словесно-логического мышления, отражающая обобщенный образ предметов и явлений действительности и связей между ними, опосредованный средствами языка. Понятие может быть конкретным и абстрактным. В становлении П. принимают участие процессы анализа и синтеза, абстрагирования (см. Абстракция), обобщения, сравнения. Выделение общих и существенных признаков предметов и явлении в определенные классы и их обобщение в Понятии является необходимым условием познания человеком законов природы.

">понятие не только с ускольз­ающим, но и с угрожающим смыслом. С ускользающим, поскольку вне психоза нарушения поведения не имеют пси­хиатрической и, в широком смысле, медицинской основы. А с угрожающим потому, что, будучи диагностированы в медицинском учреждении, они автоматически или по инер­ции мышления начинают трактоваться как патологические состояния.

Каждый человек обладает индивидуальными чертами характера, которые проявляются в его поведении и отношении к окружающему миру. Например, ответственность, честность, надежность, или, напротив, лживость, зависимость, безволие. Свойства характера определяют стиль жизни и становятся основой поведения. Бывает и так, что какие-то особенности проявляются более отчетливо, ярко, в этом случае говорят об акцентуациях характера.

Акцентуации характера.

Акцентуированные черты чаще всего развиваются в подростковых период, когда характер, как совокупность устойчивых личностных черт, только формируется. Со временем подобные яркие свойства могут сглаживаться и проявляться только в определенных ситуациях. Акцентуации характера – это ни в коем случае не патология и не психическое нарушение, это некая уязвимость субъекта к определенным воздействиям в силу его индивидуальных особенностей.

Существует классификации акцентуированных черт, согласно которым можно выделить определенные типы акцентуаций. Например, отличительной чертой циклоидного типа является цикличная смена периодов повышенного настроения и подавленного, сенситивный тип характеризуется впечатлительностью, робостью, застенчивостью, частым переживанием чувства собственной неполноценности, люди с шизоидной акцентуацией замкнуты, скрытны, испытывают трудности в установлении контактов. При неустойчивой акцентуации ярко выражено желание вести праздный образ жизни, склонность к лени, безделью, получению удовольствий, а эгоцентризм, себялюбие, потребность в почитании и признании, стремление быть в центре внимания являются признаками истероидного типа.

Психопатии или расстройства личности.

Таким образом, акцентуации характера являются промежуточным звеном между нормой и патологией. О расстройстве личности (старый термин – психопатия) говорят тогда, когда определенные черты характера человека оказывают влияние на все сферы его жизнедеятельности, приводят к социальной дезадаптации и со временем не сглаживаются, а зачастую напротив – усиливаются. Причинами возникновения расстройств личности могут быть наследственные, социальные, в первую очередь воспитание, а также биологические факторы, например, заболевания и травмы головного мозга.

Проблема личностных расстройств заслуживает пристального внимания и изучения, особенно в контексте последних крупных научных исследований, согласно которым распространенность РЛ настолько велика в человеческой популяции, что приближается к отметке в 10-15% среди всего населения, т. е. фактически каждый десятый житель нашей страны страдает тем или иным расстройством личности(!) .

Классификации личностных расстройств.

В соответствии с современной классификацией выделяют три кластера расстройств личности (РЛ):

1. Личностные расстройства с преобладанием нарушений мышления. Сюда относят параноидные и шизоидные психопатии.

При параноидном расстройстве личности больной испытывает постоянные подозрения, что его используют, обманывают другие. Презирают слабых или больных, авторитетом является лишь сила и власть. Под влиянием конфликтов могут преследовать обидчиков, склонны к агрессивным действиям в отношении своих «врагов».

Шизоидное личностное расстройство характеризуется нежеланием больного иметь близкие отношения, устанавливать эмоциональные контакты, такие люди равнодушны к критике и похвале, уходят в мир фантазий.

2. Личностные расстройства с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере. Это истерические, нарциссические, антисоциальние, эмоционально – неустойчивые психопатии.

Основными симптомами истерического личностного расстройства являются чрезмерное привлечение внимания к себе различными способами, например экстравагантным внешним видом, фантазиями. Такие люди капризны и неспособны адекватно оценивать себя.

При нарциссическом РЛ больной преувеличивает собственную значимость, убежден в собственной уникальности, также характерна поглощенность фантазиями и неадекватная самооценка.

Эмоционально – неустойчивое личностное расстройство характеризуется бурными реакциями раздражения, недовольства больного в ситуациях, когда ущемлены его интересы, часто отсутствуют адекватные реакции на ситуацию, проявляется импульсивность и необоснованная требовательность.

При антисоциальном РЛ больные склонны к агрессии, раздражительности, противоправным действиям, причем раскаяние по поводу своих поступков отсутствует.

3. Личностные расстройства с преобладанием нарушений в волевой сфере – ананкастные, тревожные, неустойчивые психопатии, расстройства типа зависимой личности.

При ананкастном расстройстве личности больной тревожен и неуверен в себе, боязлив и совестлив, проявляет отсутствие гибкости в вопросах этики и морали. Тревожная психопатия характеризуется повышенной чувствительностью больного к критике и насмешкам со стороны других людей. Симптомами расстройства типа зависимой личности являются стремление человека к подчинению, зависимости, согласие даже на непривлекательные роли ради того, чтобы быть принятым.

Конечно, данные классификация и описания расстройств личности являются далеко не полными и всеисчерпывающими. Каждому виду расстройств личности и акцентуаций характера посвящено огромное количество многотомных публикаций. В настоящее время продолжаются попытки специалистов предоставить более уточненные и расширенные классификации, а также критерии диагностики и лечения РЛ.

Важно также понимать, что сложности с адекватным разделением РЛ на группы и виды, а также постановка диагноза в каждом конкретном случае, связаны прежде всего с тем, что определенное расстройство личности в «чистом» виде встречается редко и специалистам на практике приходится иметь дело с разнообразными «смесями» и «примесями» различных РЛ в одном пациенте. Именно поэтому, современные тенденции подхода к диагностике и лечению расстройств личности сводятся к концепции «индивидуальности» каждого конкретного случая, отсутствию универсальных (эталонных) схем постановки диагноза и психотерапии РЛ.

Лечение личностных расстройств.

Характер бывает выражен в разной степени: абсолютно нормальные характеры, выраженные характеры (акцентуаций) и сильные отклонения характеров (психопатúи). Первые две зоны можно считать психологической нормой, а зона психопатий является патологией.

Существует ряд различий между нормальным характером (включающим акцентуации) и характером патологическим. П.Б. Ганнушкин выделял три критерия психопатического характера.

2. Тотальность проявления характера. При психопатиях человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома и на работе, на отдыхе, среди знакомых и среди незнакомых людей. Если же человек на людях один, а дома другой - он не психопат.

3. Социальная дезадаптация. Этот признак считается самым показательным. Человек не умеет адаптироваться в обществе, из-за чего страдает и сама личность, и окружающие люди.

Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области общей психологии. В случае акцентуаций характера никогда не присутствуют все три признака психопатий, описанных выше; может не быть и ни одного признака таковых.

Для личности с акцентуациями характера свойственна уязвимость по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, которые создают нагрузку на характера. Для того чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «слабые места» акцентуированных характеров. Так, для носителя гипертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из дома. Для людей с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми - это их «слабое звено». Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Для истероидного типа труднее всего переносить невнимание к себе.

Итак, введение понятия «места наименьшего сопротивления» характера и описание этих особенностей явилось важным вкладом в теоретическую и практическую психологию.



Акцентуация - чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Понятие акцентуации введено К. Леонгардом. По А.Е. Личко, «акцентуация характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Иначе говоря, акцентуация характера - это своего рода «заострение» его определенного свойства, которая сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков.

Особенно актуальным является знание проявлений акцентуаций характеров для специалистов, работающих с подростками. По данным А.Е.Личко, около 50% подростков имеют акцентуированные характеры. (В юношеском возрасте характеры стабилизируются, среди взрослых лишь небольшой процент людей имеют отклонения характера.)