УРОК-ПРОЕКТ "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ".
ЦЕЛИ:

    Расширять кругозор по данной теме;

    Развивать интерес к изучаемому материалу;

    Способствовать самостоятельному поиску и обучению заинтересованной теме;

    Воспитывать чувство гордости, любви, заботливое отношение к жизни на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Диапроектор, слайды;
Конструктор "ЛЕГО";
Индивидуальные карточки "КЛАРО";
Магнитофон, аудиозаписи;
Глобус, план-книга "Солнечная система"; тексты о звездах и планетах.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Сообщение темы, цели урока.
    Сегодня нам предстоит узнать много интересного о планете Земля. Вы будете учиться: самостоятельно изучать дополнительную информацию по теме "Наша планета Земля", затем сообщать ее своим одноклассникам, дома - родителям. Работа в командах требует взаимопонимания, согласия.

    Игра. "Запуск космической ракеты "Земля"".
    - Команды, к запуску космической ракеты "Земля" приготовиться
    - Есть приготовиться!
    - Включить контакты!
    - Есть включить контакты!
    - Завести моторы!
    - Есть завести моторы!
    - Внимание 5, 4, 3, 2, 1 Пуск! Ура! Ура! Ура!

    Вступительная беседа по теме, сопровождающаяся демонстрацией слайдов.

    1. Слайд № 1. - Летит ракета Гагарина. Земля в иллюминаторе видна…(Слайд № 2.) Вот такой эту Землю, нашу планету, первым увидел русский космонавт Ю.А. Гагарин.(Слайд № 3.) Полет был осуществлен на корабле "Восток" 12 апреля 1961 года. Всего 1 раз на высоте 302 км облетел вокруг Земли отважный космонавт. Продолжительность полета составила 108 минут (1ч. 48 мин.). Ликовал не только русский народ, а народы всего мира.
      Подумайте, ответьте, почему наша планета именно такого цвета?
      Белый цвет - это облака, плавающие в атмосфере. Сквозь просветы в них различимы материки. Большая часть Земли покрыта океана. (2/3-вода, 1/3-суша).
      Во время сеанса связи Юрий Александрович сообщил: "Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!"
      Какое слово непонятно?
      Ореол (Ореол - световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета.)
      Что же такое горизонт? (Горизонт - все видимое вокруг наблюдателя пространство.)
      Земля? Как напечатано это слово? (С заглавной буквы) Почему? (Название планеты) .
      Что вы можете рассказать о Земле - планете? (Рассказ об экскурсии)

      Земля - это планета. Планета в переводе с греческого языка означает блуждающая звезда. Планеты не занимают определенного места на небе, подобно звездам, а блуждают среди них все время, меняя положение.
      Земля - не самая большая, но и не самая малая из планет. Она обладает одной уникальной особенностью - на ней есть жизнь. Однако при взгляде на Землю из космоса это не заметно.
      Ученые пытались найти сигналы других цивилизаций, посылали сообщения другим мирам, но установить с ними связь пока не удалось (запуск американской станции на Марс недавно и ее успешное приземление).

      О происхождении Земли.
      А как же возникла Земля? Кому интересно узнать? (читают самостоятельно тексты "О происхождении Земли" и пересказывают)

      Рисунки Земли нарисованные учащимися.
      Вот такой ее увидели из книг, фильмов, на экскурсии в "Политехническом музее" вы, ребята.

    Развитие речи.
    Так что же такое Земля? (планета)
    Только ли в этом значении употребляется это слово? (нет)
    Постарайтесь, пожалуйста, объяснить свой ответ. (Работа над многозначностью слова "земля")

    Игра "Верни планеты на свои орбиты".
    Что такое орбита?
    Орбита - это путь движения небесного тела, космического корабля вокруг небесного тела.
    Слайд №4 "Солнечная система".
    Что это? (планеты солнечной системы).
    Что называется Солнечной системой? (Это солнце и все небесные тела, вращающиеся вокруг него).
    Солнечная система еще называется Солнечной семьей. А в любой семья должна быть дружба, забота, любовь друг к другу. Мы с вами школьная семья.
    Выполнение задания на карточках "Кларо", проверка. Изучение книги "Солнечная система"

    Творческая работа с "ЛЕГО"
    Ребята, мы ощущаем, что Земля шарообразной формы? (нет)
    Можем ли мы путешествовать по ней, находясь в классе? (да)
    Каким образом? (используя глобус и карты)
    Что такое глобус? (Глобус - это уменьшенная модель Земли, Земля имеет форму шара, поэтому глобус тоже имеет форму шара).
    Что такое карта? (Карта - изображение земли на плоскости.)
    Как называется наше государство? (Россия)
    Россия - самая большая в мире страна, самая красивая. Наша Родина. Площадь Земли -17 075 400 км2, население - 150 млн. человек. Протяженность с запада на восток 9000 км. Находится наше государство в одном полушарии. В каком? (восточном) . Многие русские поэты с гордостью воспевали Россию.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев

Верить, ничего не делая - бессмысленно. Что же можете вы? Познавать мир, применять знания в жизни, фантазировать. Вам нравится наша школа? А кто из вас согласен сделать ее такой, чтобы в ней было все необходимое и современное для учебы, работы? Я предлагаю построить школу будущего, возможно, не только для учеников России, а других государств и планет. Согласны? Приступайте.
Практическая работа по сборке здания школы будущего. (Песня "Маленькая страна".)
Защита работы: Итак, школы будущего готовы! Что ждет Землю в будущем? Ответить конкретно невозможно, так как это зависит от космического влияния, от деятельности человечества, преобразующего окружающую среду, причем не всегда в лучшую сторону. Мы возлагали большие надежды на вас, любителей природы, ее защитников, а в будущем очень хороших людей, живущих на планете Земля.

    Подведение итогов
    Что узнали нового?
    Что больше всего понравилось?
    Наша ракета успешно приземляется. Экипаж благодарит вас за работу.

Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

Тип занятия : Урок-проект.

Форма проведения : Презентация проекта.

Цель занятия:

Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, письма, плакаты.

Методическая литература :

  1. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко “ Проектная деятельность младших школьников;
  2. Н.А. Рыжова “Напиши письмо сове” (экологический проект);
  3. М.К. Господникова “Проектная деятельность учащихся в начальной школе”, журнал “Начальная школа” №4 2000год.

Паспорт проекта:

  • Название – “Земля - наш общий дом”;
  • Мероприятие, в рамках которого проводится работа – урок закрепления в разделе “Земля - наш общий дом”
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.
  • Участники – ученики 3 класса
  • Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете и в нашей Московской области?

Ход урока

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется “Земля наш общий дом”.

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте “Земля - наш общий дом”.

II Утверждение тематики проекта.

Почему именно так называется наш заключительный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока).

В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

III. Защита проекта.

Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом, потому что дом должен дарить радость.

А где же живёт человек?

Какое отношение мы имеем к природе?

И вообще является ли природа нашим домом?

Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека, и в этом нам помогут наши эксперты, которые очень тщательно исследовали каждый вопрос.

ВОЗДУХ

Мы выслушаем экспертов, которые нам расскажут о проблемах воздуха.

Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)

Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).

Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.

Любознательный: “Какое имя носит “шестой океан”

– Земля из космоса выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов, но и облака её атмосферы. Это и есть “шестой” океан Земли. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного “океана”. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

У: Мы называем эту воздушную оболочку Земли АТМОСФЕРОЙ. От греческих слов “атмос” - пар и “сфера” - шар. Смесь азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других газов, а также водяного пара и пыли – все это и образует воздух, без которого жизнь на Земле не могла бы существовать.

У: Воздухом дышат все живые организмы: звери, птицы, насекомые, растения, человек. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Движение воздуха называют ветром.

У: Атмосфера регулирует климат на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, теплый на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает её суше.

У: Атмосфера защищает нас от жарких солнечных лучей, космического холода, от лучей – невидимок, которые губят все живое. Она расплавляет и уничтожает приближающиеся к Земле большие и малые небесные метеоры, метеориты и другие космические тела. Любое падение на Землю повлекло бы за собой катастрофические последствия для всего живого.

Любознательный. Это всё очень интересно. Надо же “шестой океан” – это воздух! Но как – то непонятно. Я же его не вижу.

Опыты. Наблюдение.

Учащиеся готовили опыты для демонстрации. Ну, это можно легко исправить. Предлагаю провести несколько опытов.

1 опыт. Положить на стол несколько кусочков бумаги. Взмахнуть над ними газетой. Бумага перелетит на другое место.

2 опыт. В стакан с водой положить кусочек сухарика, почвы и т.п. К поверхности воды поднимаются пузырьки воздуха, которые были внутри кусочка.

3 опыт. Воздух не просто есть. Он оказывает на нас давление. Это называется атмосферным давлением. Стакан с водой накроем листом бумаги, прижмем рукой, перевернем. Уберем руку. Лист не падает. Почему? Вода давит на лист бумаги, а бумага не падает. Значит, с другой стороны на лист давит воздух. Сила такого давления равна 1 кг на 1 кв. см. Если поверхность человека 1,5 кв. м, то каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн.

У: Человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, временами расширяющиеся и временами уменьшающиеся. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.

Какие источники загрязнений вам известны?

Ответы детей:

1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.

2) Автомобили выделяют выхлопные газы.

3) Мусор выделяет вредные вещества.

4) Уничтожаются леса, цветы, травы.

Какой сделаем вывод? (берегите воздух)

У: Борьба с загрязнением атмосферы ведется повсюду: заводы снабжаются очистными сооружениями, транспортные средства обеспечиваются специальными фильтрами. Но, к сожалению, пока каждый из нас не будет беспокоиться об охране атмосферы, на земле будут выпадать кислотные дожди.

А как мы, дети, можем помочь атмосфере?

Не курить.

Не сжигать в костре, в печи предметы, которые выделяют вредные вещества. Например, различные пластиковые отходы.

Какие главные источники очистки воздуха на земле и в нашем городе? (растения)

Наши ребята написали письма благодарности растениям. (Несколько учеников зачитывают письма)

Прежде чем я приглашу следующую группу участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами?

В морях и в реках обитает
И часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде

Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен круговорот воды в природе. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот. (Приведите примеры).

Только вода имеет три состояния. Какие?

От чего зависят различные состояния воды? (от температуры).

Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в растениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды).

Почему же вода является условием жизни на Земле?

Чем же она для нас так важна?

Ответы детей:

1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества.

2) В воде обитает множество животных – это их дом.

3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.)

4) Благодаря воде люди получают электрический ток.

5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики……

6) Вода – это дорога (корабли, баржи.)

7) Вода нам нужна дома.

8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).

9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся
На плите у вас кипит
Паром в чайнике шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.

Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.

Формула расчета количества воды в организме человека ______________

Какой же сделаем вывод? (берегите воду)

ПРО ПОЧВУ

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

“Чудесная кладовая”

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается обльшой кучей огурцов, редиса, помидоров, моркови.

Видали ли вы когда нибудь семечко с двумя крылышками? Дунет ветер – оно и полетело. А попадет такое семечку в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже догадался, как она называется? (М. Ильин)

Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему и сейчас поделится своими знаниями.

Презентация (подготовили и представляют учащиеся)

Почва – природное богатство.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. В образовании почвы участвуют:

Растения

Лишайники

Микроорганизмы

Останки животнных.

Опыты (ранее подготовленные учащиеся демонстрируют опыты доказывающие, что в почве есть воздух, минеральные соли, перегной, вода)

У: Почему же почва это богатство?

Ответы детей:

1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.

2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.

3) Почва – среда обитания (это дом).

4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.

5) Прогулки на свежем воздухе - это здоровье

Почему она нуждается в защите? Что бы образовался слой почвы в несколько см. нужно от 100 до 1000 лет.

В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?

Какой сделаем вывод? (берегите почву).

IV. Самостоятельная работа в группах

Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)

Давайте рассмотрим, какие проблемы загрязнения окружающей среды существуют в нашей московской области.

Учащиеся рассказывают опредприятиях города, большом потоке автомобилей проходящих по трассе через город и о экологических проблемах связанных с ними.

Вывод: Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.

Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!

IX. Итог урока.

Что вам запомнилось на уроке?

Почему наш заключительный урок мы назвали “Земля наш общий дом?” (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.

Всё это даёт нам природа)

X. Рефлексия

Кого бы вам хотелось, поблагодарит из ребят? Что вам понравилось?

Что для вас было самым трудным в данном проекте?

Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

XI. Оценивание детей.

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность проекта

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности - как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Участники : дети (подготовительной группы), педагоги и родители (законные представители).

Цель проекта : Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.

Задачи проекта :

  1. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
  2. Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
  3. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
  4. Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.

Задачи по образовательным областям:

Познание

  • Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Расширять представление детей о различных природных объектах: почва, вода, минералы.

Здоровье

  • Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
  • Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни.

Безопасность

  • Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.

Коммуникация

  • Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.

Художественное творчество

  • Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Социализация

  • Развивать игровую деятельность детей.
  • Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы

  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Работа по реализации проекта строится на основе партнерских отношений: педагог - дети - родители - социальные институты.

Предполагаемые виды деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей:
  • Экскурсии и наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Изобразительная деятельность
  • Конструирование
  • Игра
  • Изготовление макета земли из папье-маше.
  • Организация экскурсии в музей «Боровичского комбината огнеупоров»
  • Создание индивидуальных маршрутов «Как я открываю землю» и др.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах. Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Выбирая объект путешествия, дети смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети:

  • узнают, что Земля - наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло - это условия для живых существ;
  • демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
  • повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.

в ходе проекта педагог:

  • осуществляет инновационную деятельность;
  • повышает свой профессиональный уровень.

в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:

  • познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, фотоколлажами, дидактическими играми на основе интерактивного глобуса, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете.

Этапы реализации проекта «Земля - мой дом»

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия проекта

Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета - земля».

Глобус, географические карты, познавательная литература.

Беседы: «Строение земли»,

«Что такое горы»,

«Извержение вулкана».

Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2010г.

«Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г.

Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций к произведениям.

А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г.

Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г.

Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г.

Экспериментирование: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» №18, стр.85)

Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки воды поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента с рассказами детей.

Создание книги экспериментов.

Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе

Диски, кассеты с песнями, музыкой о земле

Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская.

«Общий дом» В. Орлова.

Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома.

Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля.

Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов.

Разучивание новой физкультминутки «Мы летим под облаками».

Фотомонтаж.


2 этап. Основной.

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Изготовление глобуса из папье -маше с участием родителей, раскрашивание, ламинирование макета.

Бросовый материал, клейстер, гуашь, кисти, макет глобуса, географические карты, скотч.

Познавательные вечера по темам:

«Как люди открывали землю»

«Счастливые земляне»

«Давай искать море»

разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок

Познавательная литература: Э. Емельянова «Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир», М., «Мозаика - синтез», 2012г.

С. Белокурова «География для малышей»

Картотека ребусов и кроссвордов.

Индивидуальные альбомы, разгаданных ребусов и загадок.

Встреча с интересными людьми: Лосева Е.Е. «Эти удивительные окаменелости»

Коллекция найденных окаменелостей на берегу реки Мста

Фотографии.

Экскурсия в музей комбината огнеупоров.

Коллекция полезных ископаемых, которые добывают на комбинате огнеупоров.

Подбор изображений живой природы (растительный и животный мир) для интерактивного глобуса

Журналы, раскраски, ножницы, карандаши, маркеры, схемы для рисования, наклейки.

Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках, беседы, рассказы о прочитанном.

Выставка художественно - познавательной литературы: А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 1984г.

«Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г.

О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах: «В Африке», «В Австралии», «На Севере», изд. «Ранок» 2007 г.

Энциклопедии «Страны и континенты», М., «Астрель», 2001г.,

Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб семейного досуга», 2011г.

Изготовление изображений животных, народов разных стран, различного транспорта, для использования их в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Образцы - иллюстрации, линейки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, наклейки с изображением животных, людей, транспорта. Ножницы, скотч, раскраски.

Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось»

«Перепутаницы»

Моделирование развивающей среды.

На интерактивном глобусе воспитателем, или каким либо ребёнком, заранее придумывается загадка - перепутаница:

1. На глобусе перепутаны животные из разных континентов.

2. Морские животные помещены на сушу, а живущие на суше - в воду.

3. Все животные, люди, помещены на один остров.

4. Перепутан водный, воздушный и сухопутный транспорт, и т.д.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествия»

Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествия по земному шару»

Схемы маршрутов путешествий, созданные детьми. Создание групповой коллекции магнитов о городах, странах планеты Земля.

Рассматривание и пополнение коллекции драгоценных камней и минералов.

Коллекция камней и минералов, информационный альбом, о минералах, с изображениями и познавательной информацией.

Заучивание пословиц о земле, отгадывание и составление загадок о земле и континентах.

В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г.

Книжка - самоделка загадок о земле.

Рассказы детей из личного опыта

(кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)

Самодельные книжки, изготовленные родителями с детьми, коллекции магнитов, сувениров, фотографии мест, где побывал.

Экспериментирование «Почему не тонут корабли»: цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики. Пополнение книги экспериментов.

3 этап. Итоговый и презентационный

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Игротека с глобусом.

Игра «Засели планету», «Перепутанница» и др. для детей других групп

Интерактивный глобус, игровое поле, кубик для продолжения развития игры, фигурки людей, животных, различных видов транспорта на липкой основе

Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и дидактические)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты маршрутов путешествий, игрушечные средства передвижения, конструктор «лего» для построек, макет дороги, карты, др.

Викторина «Наш дом-Земля»

Познавательная литература, глобус, физическая карта мира

Презентации своих путешествий

для воспитанников других групп

Книжки - самоделки о путешествиях.

Фотоальбомы и коллажи о путешествиях.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез», 2011г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
  4. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.
  5. Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7-ми лет», М., «Просвещение», 2013г.
  6. Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Соловьёва Е.В., Тимощук Л.Е., Якобсон С.Г. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2002г.
  7. Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».
  8. Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)
  9. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности», познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
  10. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.

Проект «Земля - мой дом» в ДОУ

Проект по теме «Земля - наш дом родной»

Форма проведения : Презентация проекта.

Цель занятия:

Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.
Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация мероприятия, плакаты, рисунки, птицы из бумаги, макет земного шара, иллюстрации редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, карта – схема села Кузовки.

Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

Паспорт проекта:

◆ Название – «Земля наш дом родной»;

◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, русский язык, музыка.

◆ Участники – ученики начальной школы

◆ Проблема – Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

◆ Цель проекта: Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка

Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.

Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

Воспитание гуманности.
Образовательная:

Изучение экологической проблемы Земли, нашего села Кузовки.

Развивающая:

Развитие аналитического, абстрактного мышления;

Развитие умений применять знания на практике;

Развитие познавательной поисковой деятельности;

Развитие умений учебного труда;

Развитие воли и самостоятельности.

Формирование познавательной и исследовательской деятельности;

Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

Воспитательная:

Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание умений работать в группе, в коллектив;

Воспитание эстетических взглядов

Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

личностные -


  • уважительное отношение к окружающему миру, к природному сообществу;

  • формирование эстетических потребностей (художественное оформление проекта, подбор картинок, фотографий, цветовое решение, анимационные эффекты);

  • развитие навыков сотрудничества (работа в парах, в группах, сбор информации).
метапредметные -

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • активная работа с интернет ресурсами и программным обеспечением;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
предметные

Знать, уметь формулировать правила поведения в природе.
◆ Вопросы

Узнать, собрать материал о состоянии окружающей среды в селе Кузовка;

Как эта тема волнует людей;

Как ученики могут помочь своей малой Родине?

Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

Составить экологические листовки;

На уроках технологии изготовить игрушки из бросового материала

Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;

◆ По характеру контактов – между классами, групповой.

◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Метод учебного проекта характеризуется как:

Деятельностный подход к обучению;

Личностно ориентированный;

Построен на методах проблемного обучения;

Обучение групповой деятельности;

Развитие самовыражения учащихся;

Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

◆ По продолжительности – долгосрочный.
I Вступление.

Клип на экране « В мире животных»

исполняет Жукова Дарья и Ануфриева Софья.

1.Тот, кто создал программу планеты Земля,

Аромат земляники и крылья шмеля,

Разработал все точно, ошибок в ней нет,

Совершенна и форма, и запах, и цвет.

2.Белоснежные горы, долины цветов,

И шумят водопады на склонах холмов.

В глубине океанов: дельфины, киты;

Все полно совершенства, полно красоты.

3.Полосатые зебры, пятнистый олень

Начинается с неба гранатовый день

Как чудесна природа: естественно в ней

Смена времени года, дней и ночей

Все работает четко, ошибок в ней нет

Совершенна природа и запах и цвет.

Все полно совершенства, полно красоты

Всех прекрасней на свете, любимая ты!

II Постановка проблемы

Учитель:

В этом клипе какой предстает природа? (Красивой)

Прекрасны творения природы на этих слайдах.

- А эта красота вечна? (Нет, т.к. люди относятся потребительски к природе, загрязняют ее, человек старается покорить, подчинить себе природу)

Слайд

- «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

Что означает выражение прикоснуться к красоте сердцем? (Полюбоваться)

-Всегда ли человек только любуется природой?

-Человек наносит природе большие и маленькие раны и сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

- Значит, мы не зря выбрали для нашего проекта тему « Земля – наш дом родной» и нужно помочь ей.

-Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы помочь нашей планете, т.к. она является родным домом.

Слайд

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и воды от загрязнения, охране растений и животных.

Воспитывать экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, патриотические чувства, любовь к природе

-как решить проблему с болезнью нашей планеты;

-какую пользу мы можем принести природе;

- как подружить человека с природой;

На все эти вопросы вы готовили проекты и сегодня вы, ребята, выступаете в роли ученых - специалистов: гидрологов, географов, ботаников, которые помогут спасти планету.

Слайды

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в доме том жить вовеки

2 ведущий: Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.

Что будет, если в нем всё будет под огнем,

Что будет, если в нем сломаются все стены

3ведущий: Природа – это дом, в котором день за днем

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом, и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете.
4ученик: Посмотри мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло голубое.

Солнце встало золотое

Ветер листьями играя,

Тучка в небе проплывает.

Все что нужно год от года

Нам дает сама природа.

5 ученик: - И потому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек,

Жить не может человек!
3 ученик: Мы сегодня проводим итоговое занятие по нашим проектам, которое посвящено экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

Слайд

1 ученик: Экология – это наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.

2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу.

СВЕДЕНИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
На уроках Окружающего мира мы в результате исследований и наблюдений выяснили состояние окружающей среды в нашем селе Кузовка, также мы составили карту-схему нашего села при помощи взрослых.

Наше село расположено на юго-западе Богородицкого района.

(Показывают на карте Тульской области). Слайд

На территории села проходит автомобильная трасса М-4 «Дон», по которой движется основной поток транспорта, идущий в южном направлении.

(Показывают на карте с.Кузовка, приготовленной группой учеников). Слайд

В результате наших исследований мы узнали, что в течении суток в среднем проезжают более 10 000 машин, которые выделяют в атмосферу немалое количество вредных веществ. В дневное время суток скорость потока транспорта составляет 570 машин за 1 час в двух направлениях. За 1000 км пути автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы его водителю на 1 год жизни.

Из прочитанного в энциклопедиях мы узнали, что воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.

Школа и 49 домов продолжают отапливаться углем. Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.

При сжигании угля в атмосферу выбрасывается углекислый газ. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Карьер, который расположен на слободе Лобановка, привел к разрушению мест обитания растений и животных. В этом месте уничтожены лекарственные растения: зверобой продырявленный, чистотел майский.

Ветры северного направления способствуют переносу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух предприятиями Новомосковска, Узловой, а ветры южного направления с Ефремова.

В наших экологических листовках мы призываем всех жителей:


  • поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;

  • бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);

  • не бросать в реку мусор, трупы животных;

  • не мыть машины на берегу реки;

  • не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;

  • активно участвовать на общественных началах в посадке деревьев, кустарников для укрепления почвы на обрывах, на склонах оврагов и других местах;

  • каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;

  • активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села.
СЛАЙД - ЭКОЛОГИ - ГИДРОЛОГИ

А как безрассудно тратит воду человек! На уроках математики мы решали экологические задачи:

1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

Мы посчитали и получилось - 10 раз.

2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

Длился- 10 мин

Вытекло- 3л за 1 мин.

Утекло-? Л

Ответ: 3*1*10=30 л
Слайды

5 эколог: Для охраны воды мы составили правила:

1.Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.

2. Не загрязнять водоемы, а стараться их очищать от мусора

3. Не ловить и отлавливать раков, моллюсков.

4. Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.
Слайд

Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр
Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.
(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:
Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!
(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)
1 эколог
А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог
Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог
Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.
(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)
1 эколог
Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
2 эколог (подступая к сэру Мусэру):
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -
Лучше с нами не борись.
(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)
Сэр Мусэр (в ужасе):
Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -
Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -
Как бы мне куда податься?
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в селе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.
(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)
1 эколог
Бумага - не мусор
Положим в мешок.
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
2 эколог
Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,
Отходы пищевые на школьный огород снесем.
Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.
3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)
Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.
Чтоб воздух чистым был,
Здоровье наше не губил

А из пластика можно сделать разные игрушки, которые станут украшением сада.
Эколог
В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Хором
Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»


  • Завязали платок-бандану.

  • Надели фартук и перчатки.

  • Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

  • Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

  • Соберите мусор в совок, сложите в ведро.

  • Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

  • Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

  • Протрите небо, облака, солнышко.

  • Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

  • Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.

Планету привели в порядок, а из бросового материала можно сшить разные костюмы. Вот, например, такое платье…

(Показ платья)

Слайд - ЭКОЛОГИ - БОТАНИКИ
Слайд – богиня Флора

1 эколог: Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре - богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир.
Слайд об исчезновении растений

2 эколог (Снижение численности растений): Проведя исследования, мы узнали, что растения исчезать стали с появлением человека на планете Земля. И если до появления человека исчезал только 1 вид за 1000 лет.

То 1950 года по 1980 год -1 вид – за 1 год, а сейчас – 1 вид – за неделю

В дальнейшем - 1 вид за 1 час.

Наблюдая за растениями нашей местности, мы заметили, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека: вырубка лесов, строительство элитных поселков, обработка полей ядохимикатами, неумелая организация добычи полезных ископаемых. А сколько растений губят туристы? Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.

3 эколог .

И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области.
Слайд об охране растений

1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!

2. Не повреждайте кору деревьев.

3. Не рви цветов в лесу и на лугу!

4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости!

6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
Слайд - ЭКОЛОГИ - ЗООЛОГИ
Загадка

1 эколог: У богини Фауны

Детишек очень много:

Плавают, летают,

Иногда кусают.

Кто детишки эти

Говорите смело!

Слайд о животных

2 эколог: При работе над проектом нам необходимо было узнать, почему многих животных становится меньше на Земле. Собранные сведения помогли нам определить причины исчезновения животных:

слайд

Вырубка лесов.

Уничтожение растений.

Загрязнение воды.

Разрушение и загрязнение почв.
С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Животные, которые находятся в опасности, как и растения, занесены в Красную книгу.

Слайды

Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря.

Песня –инсценировка «Просьба»

Слайд об охране животных

3 эколог: Поэтому для охраны животных мы тоже составили правила:

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

4 эколог .Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.

Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

5 эколог .Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда.

Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке ИЗО мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных – Анималисты.
Учитель:

В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя.

У всех, живущих на земле только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: « Все мы пассажиры большого корабля по имени

« Земля », значит пересесть из него просто некуда.

Слайды

Ученики держат модель Земли:

1.Смотрю на глобус –

шар земной

И вдруг вздохнул он,

как живой

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас,

2.В тревоге рощи и леса

Роса на травах,

как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас,

Остановил олень

свой бег:

«Будь Человеком,

В тебя мы верим –

не солги,

Ты береги нас,

3.Смотрю на глобус –

шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы:

«Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»

Учитель: Что же нас радует в природе? Конечно же, её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди.

Рефлексия:

Давайте украсим нашу планету и оставим свое впечатление о нашем занятии. Сначала украсим цветами, животными.

-Ребята, почему наша планета улыбается?

Слайд о красоте планеты(планета в цветах)
- Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Вывод: Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.

Песня на мелодию «Вместе весело шагать»


  1. Нам природа – дом родной, пойте звонче,
пойте звонче, пойте звонче.

Будем счастливо мы жить все под небом,

Синим небом и под солнцем.

2. И куда бы ни пошёл я по краю,

По родному, я по краю,

Я люблю тебя, Земля, и в дороге

Всё я знаю, замечаю.

Вот ручей звенит и солнце улыбается,

А зелёный лес нам эхом отзывается,

Птицы звонкие поют и звёзды падают,

Это всё – мой край родной, он сердце радует.

Директор школы Ануфриева В.Н.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная

школа-интернат VIII вида ст. Старолеушковской

Краснодарского края

Экологический проект

«Земля наш общий дом»

Экологическая проблема – одна из важнейших проблем в современном мире. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и культуре нынешнего и будущих поколений. У нынешнего поколения эти показатели крайне низкие. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения.

Родькина А. А, учитель географии;

    Участники проекта:

учащиеся 6 -9 классов, воспитатели, библиотекарь.

    Тип проекта:

Экологический.

    По количеству участников:

групповой, массовый.

    По времени проведения:

кратковременный, октябрь – ноябрь 2013 год.

    Актуальность:

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение

к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Экологическое образование учащихся – это огромный потенциал их

всестороннего развития. Экологические знания помогут детям

ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать

её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе,

определению своего места в ней в будущем.

    Цель проекта:

Формирование экологически грамотного поведения учащихся через развитие экологической культуры.

    Задачи проекта:

    способствовать воспитанию экологической культуры человека, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе;

    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

    формирование исследовательских умений;

    развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

    воспитание интереса к изучению родного края.

Методическое обеспечение проекта.

Методы работы: рассказ, наблюдение, объяснение, экскурсии.

Формы занятий: трудовые десанты, заочные путешествия, конкурсы,

работа в библиотеке, экологический праздник.

Формы подведения итогов: практические занятия, анкетирование, круглый

стол, рефераты, выставки рисунков и плакатов, конференции,

презентации.

Направления работы.

    Практическая деятельность по сохранению окружающей среды.

    Исследовательская деятельность учащихся.

    Работа с научно-популярной литературой.

    Организация экскурсий, прогулок, школьного экологического праздника.

    Пропаганда охраны окружающей среды

Мероприятия реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительные мероприятия.

Изучение интересов учащихся.

Обсуждение плана работы.

Формирование творческих групп.

Выбор тем для исследовательской работы.

Сохраним нашу школу зелёной и красивой.

Выбор природных объектов для исследования.

Оценка состояния окружающей среды и исследовательская деятельность учащихся.

Разработка тест-анкет и индивидуальных карточек заданий и их заполнение.

Написание рефератов, поиск информации, работа в библиотеке.

Выступление с результатами исследования на отчётной конференции.

Человек и окружающая среда.

Экологическое путешествие «Земля – наш общий дом».

Конференция «Значение растений»

Лекция «Что делать с мусором?»

Урок – презентация «Бытовые отходы и окружающая среда».

Трудовые десанты по благоустройству территории школы.

Подведение итогов. Выпуск листовок «Правила охраны природы».

Экология среди нас.

Экскурсии и прогулки в природу.

Ведение дневников наблюдений.

Конкурс осенних композиций из природного материала.

Конкурс сочинений о природе.

Подведение итогов между группами.

Круглый стол.

Природа учит, мы творим.

Конкурс рисунков, плакатов о природе.

Оформление школьной выставки по итогам конкурса рисунков и плакатов.

Презентация об экологических катастрофах.

Работа по изучению охраняемых растений и животных.

Оформление папки «Красная книга».

Работа с научно-популярной литературой: поиск стихов, рассказов. Подготовка презентаций о бережном отношении к природе и подготовка к празднику «Берегите Землю».

Реализация поисковой деятельности на школьном экологическом празднике «Берегите Землю».

Экология своего района, края.

Информационная деятельность под девизом «Экологическая ситуация нашего района, края».

Сбор экологического материала из газеты «Единство».

Выступления с обзором газет «Единство» на читательских конференциях.

01.10. – 10.10. 2013г.

07.10.-14.10. 2013г.

15.10.-25.10. 2013г.

21.10-31.10. 2013г.

01.11.-16.11. 2013г.

18.11.-25.11. 2013г.

01.10 – 25.11. 2013г.

25.11 – 30.11. 2013г.

Родькина А. А.

Родькина А. А.

Библиотекарь.

Учащиеся

8 «А» класса.

Родькина А. А.

Учащиеся

6-8 классов.

Родькина А. А.

Воспитатели.

Учащиеся 7 «Б» и

8 «Б» классов.

Родькина А. А.

Воспитатели.

Учащиеся

6 -9 классов.

Родькина А. А.

Учащиеся

7-9 классов.

Библиотекарь.

Учащиеся

7-9 классов.

Учащиеся

7-9 классов.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

    значение природы для человека;

    экологическую ситуацию в своём районе, крае;

    растения и животные занесённые в «Красную книгу»;

    правила поведения в природе;

    влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

    вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности;

    работать с литературой;

    проводить поисково - исследовательскую деятельность под

    руководством учителя;

    соблюдать правила поведения в природе;

    планировать свою деятельность по охране природы.

Отчёт о реализации проекта

Отчёт учителя географии Родькиной А. А. и учителя биологии

Шевченко Л. К. о проведении экологического проекта по теме

«Земля – наш общий дом».

С 01.10.13г по 30.11.13г в ГБС(К)ОУ школе – интернате

ст. Старолеушковской был реализован экологический проект по теме «Земля - наш общий дом».

    Родькина Александра Алексеевна, учитель географии;

Участники:

учителя, учащиеся 6-9 классов, воспитатели, библиотекарь.

С 01.10.13г по 10.10.13г проведены подготовительные мероприятия: изучение интересов учащихся, обсуждение планов работы, формирование творческих групп, выбор тем для исследовательской работы и способов их решения, определили направления и формы деятельности учащихся.

Для экологического просвещения детей использовали территорию школьного двора. Преобладающей формой деятельности стала индивидуальная поисково - исследовательская работа учащихся

8 «А» класса, которая была проведена с 07.10.13г по 14.10.13г на тему «Сохраним нашу школу зелёной и красивой». Определили участок для изучения состояния деревьев и кустарников.

Каждый ученик выбрал себе растение: липа, ива, гибискус. Учащиеся нарисовали план расположения этих растений на школьном участке, провели наблюдение, сделали зарисовки веток с листьями, далее занимались в библиотеке поиском рассказов, легенд, стихотворений, загадок, пословиц, связанных с выбранным растением.

Провели исследовательскую работу: примерный возраст растения, размеры, наличие повреждений, воздействие человека на территорию вокруг растения, происхождение растения и т. п.

Данные поисково - исследовательской деятельности учащиеся занесли в индивидуальные, разработанные совместно с педагогами тест - анкеты и карточки - задания, оформили рефераты и на отчётной конференции защитили свои работы.

В результате такой деятельности учащиеся с помощью педагогов приобрели навыки исследования и обработки полученных знаний, ориентирования в информационном пространстве.

С целью развития бережного отношения к природе, формирования экологической культуры с учащимися 6-8 классов провели ряд лекций на тему «Человек и окружающая среда». Теоретические знания, полученные на занятиях учащиеся закрепили в практической деятельности:

Собрали мусор на территории школы,

Убрали опавшую листву,

Осуществили перекопку почвы вокруг приствольных кругов

деревьев,

Собрали семена цветочно - декоративных растений для высадки их на клумбы весной. В результате этой работы учащиеся научились применять знания на практике, создавать и ценить красоту вокруг себя.

В рамках проекта с учащимися 7 «Б» и 8 «Б» классов с

21.10.13г по 31.10.13г были проведены экскурсии и прогулки в природу, заочные географические путешествия на которых основной упор сделан на мыслительную деятельность детей. Во время экскурсий и прогулок учащиеся работали со специально разработанными карточками - заданиями. В них они записывали и зарисовывали то, что им удалось увидеть, делая соответствующие выводы. Так же учащиеся собрали коллекцию осенних листьев, плодов и семян растений и выполнили из них художественные композиции. Такие композиции используются для оформления уголков в кабинете, групповой комнате или как наглядный материал для уроков биологии и географии. Результатом этой деятельности стало формирование у учащихся знаний в области экологической культуры и развитие творческих способностей

С целью привлечения детей к деятельности по охране окружающей среды с 01.11.13г по 16.11.13г с учащимися 6-9 классов проводились конкурсные массовые мероприятия под девизом «Природа учит, мы творим», включающие конкурсы рисунков, плакатов, поделок. В своих работах учащиеся проявили выдумку, фантазию, творчество, высказали ряд конкретных предложений поведения человека в природе. По итогам этой работы учащиеся оформили школьную выставку.

А отдельные учащиеся подготовили и показали презентации о глобальных экологических проблемах, делали зарисовки охраняемых растений и животных, работали соответствующей литературой. Материал по этой работе продолжили оформлять в папке «Красная книга». Проведён утренник «По страницам Красной книги».

С 18.11.13г по 25.11.13г учащиеся занимались подборкой стихов, рассказов, готовили презентации о той угрозе, которую представляет собой неразумное воздействие человека на природу. Результаты этой деятельности учащиеся показали на школьном экологическом празднике «Берегите Землю».

С 25.11.13г по 30.11.13г проведены читательские групповые занятия на которых дети знакомились с экологическим состоянием района и края. В течение проекта учащиеся систематически изучали материал на тему экологии публикуемый в районной газете «Единство». После чтения обсуждались нормы и правила поведения в природе.

Результатом проведения данного проекта стало:

    Понимание учащимися значения сохранения окружающей

    природной среды;

    Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;

    Умение проводить поисково - исследовательскую деятельность под руководством учителя;

    Умение планировать практические дела по охране природы;

    Соблюдение правил поведения в природе;

    Умение вести наблюдения в природе, анализировать и оформлять результаты своей деятельности;

    Знание экологической ситуации в своём районе, крае.