Доклад на тему «Активные формы работы на уроках английского языка в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности обучающихся».
Уважаемые коллеги, в настоящее время актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. Английский язык, осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, может реализовать творческий потенциал в ходе осуществления практической цели обучения.
Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной. В первую очередь необходимо обращать внимание на раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, таких его качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в сотрудничестве, создание иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации, самостоятельная работа.
Я считаю, что у каждого ребёнка есть разного рода дарования. Конечно, не все дети способны что-то сочинить, вообразить или придумать. Но, не смотря на это, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития нужны стимулы – обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, поощрение высказываний оригинальных идей.
Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка требует от учителя нового подхода её решения, в частности, использование более совершенных творческих приёмов обучения, развития умения обучающихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность обучающихся.
На мой взгляд, одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам я отношу: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-заочное путешествие, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, которые развивают творческую личность в школе.
А сейчас я хотела бы рассказать об активных формах работы, которые я использую на своих уроках.
1) Творческая работа со стихами и песнями.
Очень популярный вид деятельности на начальном этапе обучения.
В начальных классах мы знакомимся с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Пение несёт большой эстетический и воспитательный потенциал.
Ребятам начальных классов трудно запоминать грамматические конструкции. Для запоминания форм глагола to be с ребятами можно спеть песенку «I am you are» на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Также мы слушаем и поём песенки, предложенные нам автором учебника Марией Вербицкой, такие как “Good morning”, “How do you do?”, “My family”, “Listen!” “Happy birthday to you”.
Как в начальном, так и в среднем звене мы с ребятами разучиваем небольшие стихотворения, рифмовки, которые направлены на развитие памяти, запоминания лексических структур, постановку произношения. Это позволяет мне заинтересовать ребят творческой деятельностью.
Пример:
7 класс:
Look at the boy
He has a toy.
Look at the girl
She has a doll.
Look at the cat
It is in the hat.
Look at the pig
It is very big.
2 класс:
Where are you from?
I am from London.
Where are you from?
I am from New York.
Where are you from?
I am from Vladimir.
Where are you from?
I am from Orel.
2) Всем известно, что обучающиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Как только я замечаю, что ученики устали, я провожу физкультминутку. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение, но и развивают внимание и память у обучающихся. После проведения физкультминутки каждый ученик чувствует себя комфортно и раскованно, не стесняется говорить по-английски, напряжение снимается, восстанавливается работоспособность не только у ребят, но и у меня.
Вот некоторые физкультминутки, из тех, что я провожу на своих уроках.
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose(имитируем походку медведя)Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.
2) One, one, one (показываем указательный палец)
I can run ! (бег на месте)
Two, two,two (показываем 2 пальца)
I can jump too! (прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
3)Творческий подход к диалогам.
Данный вид деятельности я применяю как в 7-х классах, так и во 2-х. Обучающиеся разыгрывают диалоги по ролям, устраивают постановки как представления. Тематика самая различная, как с более усложнённой лексикой, так и самой простой.
Hello, Masha. Nice to see you.
Hello, Dima. Nice to see you too.
How are you?
I’m fine. And you?
4)Проектная работа.
Проектная работа делает учебный процесс значимым для школьников, в котором они раскрывают свой творческий потенциал, проявляют фантазию, креативность и самостоятельность. В таких работах обучающиеся проявляют свои коммуникативные умения.
В 7 –х классах на завершающем этапе работы над темой я провожу урок-проект, предусмотренный программой по УМК Кузовлева, где ребята реализуют возможность выразить свои идеи в удобной для них форме: создают презентации, делают иллюстрации.
Во 2-х классах проектной работе также есть место только в упрощённом виде. Например, у меня ребята делали карточки с английским алфавитом.
5)Использование творческих заданий на уроке.
Данная работа проводится как в старшем, так и в начальном звене. Например, узнать свои корни – нарисовать генеалогическое дерево по теме «My family», составить рецепт любимого блюда по теме «Food».
6)Нестандартные уроки или внеклассная деятельность.
Нестандартные уроки проводятся, в основном, в рамках недели английского языка. Постановка сказок, пьес с музыкальным сопровождением, с танцами и песнями. Обучающиеся проявляют свою креативность и самостоятельность. Заочные олимпиады и конкурсы по английскому языку способствуют развитию самостоятельности обучающихся. На этой неделе мои ученики принимают участие в заочной олимпиаде на сайте «Infourok», чтоспособствует развитию их самостоятельности.
7)Игровые приёмы.
Игры особенно эффективны на младшей ступени обучения. Использование игр на уроках английского языка обеспечивает эмоциональное воздействие на обучающихся, способствует актуализации опорных знаний, облегчает овладение речевыми навыками.
На своих уроках во 2-х классах я применяю лексические и грамматические игры, которые предлагает нам автор учебника Мария Вербицкая. Фразу «Let’s play” ребята ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Благодаря играм школьники легче усваивают языковой материал, а вместе с этим у них возникает чувство удовлетворённости – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
8)Работа в группах.
Одна из главных задач на уроке – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока. Реализовать эту задачу мне помогает групповая форма работы.
В 7-х классах один из уроков по текущей теме я провожу в групповой форме. Класс делится на три группы, в каждой группе есть как сильные ученики, так и слабые. Мы с ребятами моделируем различные ситуации, ученики, работая в группах, реализуют коммуникативные задачи общими усилиями.
Групповая работа помогает мне активизировать работу учеников. Обучающиеся получают новые знания через сотрудничество с другими членами группы.
Все перечисленные мною активные формы работы на уроке английского языка, бесспорно, становятся эффективнее, благодаря использованию современных технологий, которые дают высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету.
Как вы знаете, в традиционной модели обучения хорошим считался исполнительный ученик. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различных проблем. Характерной особенностью современного развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций.
Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Это прежде всего психологическая готовность к решению проблем.
Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации, а также как совокупность умений:
Находить нужную информацию с помощью различных источников;
Определять степень её достоверности, новизны, важности;
Обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
Архивировать и сохранять;
Использовать для решения спектра задач.
Коммуникативная компетенция. Любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.
Работа на компьютере вызывает у обучающихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению английскому языку.
Таким образом, все эти активные формы работы, а также использование информационных технологий, я уверена, способствуют развитию творческих способностей и самостоятельности обучающихся, оптимизации учебного процесса. Активные формы работы «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. И, конечно же, наша задача была, есть и будет – увлечь, научить, развить.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. При выборе технологии обучения обучающихся вторых классов я учитываю их психологические и возрастные особенности (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм обучения. Учить языку – это искусство, малышей – искусство искусств.
Развитие продуктивной учебной деятельности, самостоятельности и креативности обучающегося требует, чтобы учитель сам был креативным, а также был в постоянном творческом поиске, к чему я и стремлюсь.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

Заказать написание уникльной работы

Активные формы работы на уроках английского языка.

;font-family:"Tahoma";color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.
К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком — в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется.
Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это другая возможность повысить его действенность.
Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка — это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.
Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

;font-family:"Tahoma";color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
· осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
· обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
· предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

;font-family:"Verdana"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Методическим содержанием современного урока иностранного языка должна быть коммуникативность. Обучая иностранному языку, мы учим детей общаться на данном языке, а научить этому можно только в условиях общения, то есть обучение ;font-family:"Verdana";color:#800000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Verdana"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

;font-family:"Verdana"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проблемы повышения эффективного обучения иностранному языку требуют от учителя таких организационных форм и методических приемов, которые способствуют развитию учащихся работать самостоятельно, смещают акцент с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

;font-family:"Verdana"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, является использование активных форм уроков. Они вовлекают учащихся в предлагаемые обстоятельства, усиливают личную сопричастность каждого ученика к происходящему на уроке, создают общий побудительный фон к деятельности.

Введение новых технологий в практику преподавания предмета в общеобразовательных учреждениях предполагает, что повысится эффективность урока, его результативность, мотивация учащихся и т.д., то есть будет прослеживаться положительная динамика в обучении. В настоящее время активно пропагандируется применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Arial"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">способствующих расширению образовательного пространства современной школы.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно подготовить для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки”, “Традиции и обычаи англо-говорящих стран”.

;font-family:"Arial";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа, которая подразумевает использование информационных компьютерных технологий. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В своей работе я стараюсь применять современные технологии и разные формы работы. Во внеурочное время работа клуба любителей английского языка « ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">Life ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">Club ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» строится на принципах добровольности, активности учащихся. Учащиеся с интересом показывают хороший уровень сформированности знаний английского языка. Учащиеся установили дружескую переписку с английскими сверстниками. Таким образом, они учатся писать письма личного характера, отправлять e-mail и работать с компьютером.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Нестеренко Алла Дмитриевна,

учитель английского языка

МБОУ «Октябрьской основной школы»

Советского района Республики Крым

Данная статья посвящена проблеме использования методов, приёмов, технологий, которые применяет современный учитель на своих уроках. Автором представлены формы работы и виды уроков иностранного языка. Также в статье описываются четыре группы универсальных учебных действий.

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    анализировать свои действия;

    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

    отличаться мобильностью;

    быть способными к сотрудничеству;

    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Педагогические техники развития УУД

Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

Перемены, происходящие в современном обществе нашли свое отражение в современном стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:

    личностные (умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор)

    регулятивные (умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность)

    познавательные (умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)

    коммуникативные (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми)

Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

Аудирование, говорение, чтение и письмо

на уроках иностранного языка

    В реальном общении мы часто сталкиваемся с аудированием, но на уроке невозможно формировать только один речевой навык и поэтому обучение аудированию является одной из практических задач обучения иностранному языку.

    При обучении чтению следует учить различным технологиям извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению). В зарубежной методике существуют похожие виды или умения чтения (Skimming, scanning, readingindetail).

    В обучении иноязычному устно-речевому общению, говорение играет первостепенную роль. Навыки говорения не формируются сами собой, т.к. для их становления необходимы специальные упражнения и задания.

    Учась всю жизнь, каждый человек начинает свой собственный поиск информации. Письмо помогает индивидууму анализировать и синтезировать информацию. В данный момент умение письменной речи широко востребовано, потому что формирование речевых навыков невозможно без использования навыков письма.

Итак, рассмотрим какие же методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков учитель может применять на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы обучения иностранному языку

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы :

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2 . Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные , письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

    Пассивный метод

    Пассивный метод обучения

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активные формы работы на уроках английского языка как

условие повышения качества образования.

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения- благодаря всеобщей компьютеризации-необходимо, чтобы человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, обладал умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, развитие коммуникативных способностей у обучаемых занимает самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на английском языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости- одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса.

Однако, дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной мотивации я использую на уроках языковые игры, элементы театрализации, инсценирования, обобщающие уроки провожу в форме КВНа, конкурса, путешествия, викторины. Они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс интересным. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий- всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости- «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Часто дети сами подсказывают тему игры. Фразу « Let us play » они ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. В своей работе использую различные виды игр, такие как, подвижные игры, игры-соревнования, игры с мячом(вопрос-ответ, перевод слова), ролевые игры. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографические и т.д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. В качестве примера использования игр в учебной деятельности предлагаю такую игру. Глагол to have хорошо усваивается в игре « Button ». Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладёт пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: Button , button ! have you button ? – No , слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить ребят общаться с носителями языка. Созданию таких ситуаций во многом способствует ролевая игра. Она позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку. Например, по окончании темы « Покупки » учащимся предлагается разыграть диалоги «В супермаркете» в различных его отделах. Учащиеся сами выбирают роли продавца или покупателя. Или игра-путешествие по Великобритании, где один ученик выступает в роли экскурсовода, остальные учащиеся- туристы.

Одна из главных задач на уроке- обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы . Это: работа в парах с постоянным или меняющимися собеседниками, малые группы и команды. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно один из собеседников выполняет роль объективного свидетеля, его назначение- вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах принимают участие репортёры, корреспонденты, социологи. Деление класса на команды рассчитано на выполнение коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований, викторин. Большой популярностью пользуются уроки- КВНы.

Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных , на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся:

· создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации,

· проведение компьютерных уроков,

· создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду,

· применение личностно ориентированного подхода, где ученик- в центре учебного процесса,

· включение учащихся в игровую деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке,

· сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации,

· развитие творчества, умения работать и различными источниками информации.

На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Например, использую ситуацию «В международном лагере», реальные звуковые письма учащихся или воспроизведение стихотворение, топика, диалогов с партнером (кстати, хороший прием для корректировки произносительных навыков).

Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения . Что касается проектов , то выполняются они с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство

Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяю также лексические, грамматические, фонетические игры. Часто формой моих уроков бывает - игра-путешествие . Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает,во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или мною выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления. Мною собран большой материал по игровым технологиям.

Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей школьников. Следуя программе, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся в центре изучаемого.
Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.

Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi , borshch , . Важными считаю, привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. /Путин знает немецкий, изучил английский язык /. Говоря о достопримечательностях России, прошу детей сделать сравнение с английскими странами. Итак , Moscow - London, St. Basil’s Cathedral -Big Ben , Red Square - Trafalgar Square etc.

Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др.

С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам, чтобы их было легко понять. Мои дети знают много песен ( Jingle Bells, Silent Night, Yesterday и др .). Далее в средних и старших классах разучиваем современные песни ( My Heart Will Go On , I Feel Good , What A Wonderful World и др .). Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.

Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука . Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств. Так, в УМК “ ENJOY ENGLISH ”-входит обучающая программа “ Enjoy listening and playing ”, которая оказывает неоценимую помощь как учителю, так и ученику. Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, и практике устной речи. В своей работе также применяю видео программы для учащихся.

Систематическое применение квизов после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например, после изучения тем «Рождество», «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т.д. с помощью квиза осуществляются фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся в форме микромонолога.

Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.

Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:

выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно больше учащихся; игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; языковые игры должны проводиться на иностранном языке; нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Примеры игр:

Игра «Запретное число»

Речевая задача : тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «запретными», например, четные числа, или числительные, которые делятся на «3». Учащиеся по очереди считают, вместо «запретного» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учитель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся последним.

Игра «Animals» («Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.

Р 1: Не is a rabbit. I"m a monkey.

Р 2: Не is a monkey. I"m an elephant. Etc.

Игра « Передай вопрос ».

Для этой игры понадобится мяч.

Задача данной игры развитие навыков устной речи .

Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т д.

Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т д.

Игра «Снежный ком».

Эта игра помогает ученикам быстро запоминать НЛЕ. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык.

Игра «Поезд»

Задача данной игры отработка глаголов и модального глагола can.

Дети выстраиваются друг за другом, как вагоны поезда, двигаются по классу, при этом отрабатывают в речи глаголы и выполняют соответствующие движения, также идет отработка модального глагол can в речи.

Teacher:

fly( дети руками имитируют полет )
- Can you fly?
- No, I can’t
- Can you dance?
- Yes, I can.

Игра в прятки “Hide-and-seek”

Задача данной игры – развитие навыков устной речи и произношения

Дети становятся в круг, один ученик (по желанию) рассказывает считалку “One potato, two potatoes…”. Тот, на кого выпадут слова “Bad one”, прячется в классе. Все остальные ходят по классу и рассказывают стихотворение A B C D E F G

John is hiding far from me
Looking here, looking there
I can’t see him anywhere

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра .

Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать Книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы.

Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).

Как показывает практика, действенным средством развития положительной мотивации являются ролевые игры, участие в различной проектной деятельности, КВН- ы, викторины.

Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки: для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1)

Hands up, hands down, hands on hips, sit down.
Hands up, hands to the sides, bend left, bend right.
One, two, three hop! One, two, three stop!
Stand still!

2) Для проведения физкультминутки я в своей работе использую песню

«If you are happy and you know it …»

Дети с удовольствием выполняют движения и исполняют песню.

3) Для снятия усталости глаз провожу специальные электронные физкультминутки (прилагается компьютерный вариант).

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться на пении.

Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

1) Для запоминания форм глагола to be, мы с ребятами поем песенку

«Iamyouare» на мотив песни «В лесу родилась елочка».

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

или

I am happy you are happy
He is happy she is happy
It is happy
We are happy they are happy to.

Учащийся 5 класса после использования этой песни на уроке придумал свою песню на этот мотив со словом «Sorry».

2) Названия цветов хорошо запоминаются под мотив песни «В траве сидел кузнечик».


Blue and white white and blue
Brown green and blue and white
Redandblackandyellow

3) Детям очень нравится песня о временах года (компьютерная презентация песни, где прекрасные слайды с картинами о временах года).

Spring is green
Summer is bright
Autumn is yellow
Winter is white

Дни Рождения моих учеников никогда не остаются без внимания.

Песня “Happy birthday” помогает нам в этом.

Happy birthday to you
Happy birthday to you
Happy birthday dear Masha
Happy birthday to you

May your birthday be bright
From morning to night
May your birthday be bright
From morning to night

Заключение

Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно важно это учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.

Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей – искусство искусств.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.