Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

Белова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Цель урока:

Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость »; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

Задачи:

- обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

- развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

- воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Ход урока :

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Повторение. Проверка знаний.

Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

III Изучение нового материала.

1. Постановка целей и задач урока .

Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

Какие преимущества дает зрение двумя глазами.

Что такое аккомодация, поле зрения.

Недостатки зрения и их исправление.

2. Получение новых знаний.

Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

Строение глаза. Слайд 2.

Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.


Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это - поле зрения правого глаза.

б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.


Недостатки зрения. Слайд 7.


ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

Гимнастика для глаз.

1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Презентация «Оптические иллюзии».

Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения .

Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.

1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент-ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе-рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет-чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер-тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)

Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти-ческих средах. (Слайд 4)

Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав-ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс-няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)

Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка боль-ше «близкой».

Другие иллюзии (слайды 6-15)

IV Обобщение и закрепление нового материала.

Решение задач: № 149, 150.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

Это интересно

У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.

Презентация для школьников по биологии и физике в формате powerpoint на тему "Близорукость и дальнозоркость". Содержит информацию об этих двух типах дефектов зрения. В презентации описаны симптомы и физиологические причины заболевания.

Фрагменты из презентации

Близорукость и дальнозоркость

Тут представлена картинка с тем, как выглядит операция по восстановлению зрения.

Близорукость

Близорукость (миопия) - это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него - плохо. Близорукость весьма распространена, она встречается как у детей, так и у взрослых. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают близорукостью.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу.
  • Изображение: преломление лучей света при близорукости.

При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой, и изображение получается нерезким, размытым. Это может происходить по двум причинам:

  • роговица и хрусталик слишком сильно преломляют лучи света;
  • глаз при своем росте чрезмерно удлиняется, и сетчатка удаляется от нормально расположенного фокуса. Нормальная длина глаза взрослого человека - 23–24 мм, а при близорукости она может достигать 30 мм и более.

Симптомы близорукости

Как правило, близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удаленные предметы. При попытке рассмотреть удаленные предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) - это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, расположенные как вблизи, так и удаленные от него. Дальнозоркость весьма распространена, она встречается и у детей, и у взрослых.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу
  • Изображение: преломление лучей света при дальнозоркости

Изображение будет четким, если роговица и хрусталик преломляют лучи таким образом, что фокус, то есть точка соединения лучей, находится на сетчатке. Так бывает в норме, когда люди хорошо видят вдаль. При дальнозоркости лучи собираются за сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.

Это может быть следствием двух причин:

  • если роговица и хрусталик преломляют лучи с недостаточной силой;
  • если глаз маленький и его длина не достигает нормального размера. Нормальная длина глаза взрослого человека составляет 23-24 мм, при дальнозоркости она меньше 23 мм.

Симптомы дальнозоркости

В молодом возрасте (в среднем - до 40 лет) люди, страдающие дальнозоркостью, могут компенсировать недостатки своего зрения напряжением аккомодационной мышцы, но со временем и при высоких степенях дальнозоркости эта мышца уже не справляется с нагрузкой, и появляется необходимость пользоваться очками или контактными линзами.

Для исправления светопреломления в дальнозорком глазу используют плюсовые стекла. Дальнозорким людям нужны, по крайней мере, две пары очков: одни - для дали, другие, с более сильными стеклами - для близи. Но, даже если несмотря на частое использование очков, дальнозоркие люди часто жалуются на быструю утомляемость при зрительной нагрузке, головные боли.

Спасибо за внимание!

Помимо того, что понятия близорукость и дальнозоркость являются диаметрально противоположными, они оба доставляют неудобство в реальной жизни, сразу заставляют чувствовать себя неуверенным. Изображение, которое видит человек, проецируется человеческим глазом на сетчатку, при этом нужна соответствующая кривизна хрусталика.

Если ресничная мышца правильно функционирует и нет других патологий зрения, лучи света четко проецируются на сетчатку.

Близорукость и дальнозоркость в чем отличие

Понять, чем отличается близорукость от дальнозоркости можно путем визуализации предметов на расстоянии. Далеко расположенные предметы видны лучше, чем вблизи, человеку с гиперметропией, а при близорукости или миопии вблизи располагающиеся вещи хороши видимы. При нормальном строении глаза четкое изображение преломляется хрусталиком и роговицей, после чего происходит простая физика, фокусировка на сетчатку.

Зная формулировку понятий близорукости и дальнозоркости, а также отличая близорукость и дальнозоркость между собой определяется соответствующая коррекция зрения. Близорукость чаще всего передается по генам от матери, диагностируют ее в возрасте 7-15 лет в среднем, когда дети учатся в школе. Дальнозоркость может присутствовать у человека, но в возрасте до 40-50 лет не проявлять себя никак. Миопия и гиперметропия поддается оптической коррекции при помощи очков, линз, но также есть хирургические техники, устраняющие дефекты рефракции.

Дальнозоркость и близорукость в отличие от других патологий зрения могут лечиться лазерной коррекцией, имплантацией рефракционной линзы. Именно имплантация имеет большую степень надежности при лечении миопии, так как лазерная техника может быть бессильна при некоторых патологиях.

Дуохромный тест

Чтобы выяснить, что такое близорукость и дальнозоркость наглядно, можно пройти дуохромный тест, который оценит уровень зрения путем чтения букв в таблице с двумя цветами – зеленым и красным. Простыми словами, этот метод основывается на преломлении света и зависит от длины волны, короткие больше преломляются, а длинные меньше. и дальнозоркость дает возможность поставить окончательный диагноз, подобрать очки, а также плюсом его является быстрая проверка. При самостоятельном проведении теста в домашних условиях, нужно сесть перед компьютером на расстоянии 50-70 см, затем надеть линзы или очки, закрыть один глаз рукой и прочитать буквы. В результате теста, если человеку лучше видны буквы в зеленом цвете, то это дальнозоркость, если в красном – близорукость. Третий вариант, когда буквы одинаково визуализируются на двух фонах, свидетельствует о нормальном зрении или эмметропии.

Близорукость

Понять, что это такое близорукость можно визуально, у людей могут быть глаза увеличены в длину или роговица будет иметь большую силу преломления, соответственно осевая и рефракционная миопии. Близорукий человек имеет остроту зрения менее единицы, а значит, чтобы лучше видеть ему нужны очки со знаком минус.

Причины близорукости:

  1. Плохая наследственность. Миопия может переходить от одного или обоих родителей, вероятность составляет 70-80%.
  2. Хуже видеть могут люди, испытывающие чрезмерную зрительную нагрузку, простыми словами, когда ежедневная работа связана с близко расположенными предметами. При этом плохое освещение и неровная осанка в определенной степени провоцируют близорукость.
  3. Травмы хрусталика и изменение его кривизны.
  4. Если зрение ухудшается, то это может означать некорректность проводимого лечения либо его отсутствие.
  1. С возрастом строение глаза может изменяться, характеристики хрусталика и глазных мышц становятся другими. Плюс ко всему дальнозоркость может сопровождаться , при которой хрусталик теряет возможность преломления света. А также больше не способен отражать изображение на сетчатку.
  2. Укорочение глазного яблока, но в этой ситуации может помочь лазерная коррекция.
  3. Предрасположенность по наследству от матери или отца.

Альтернативным лечением при и контактные линзы, которые могут быть назначены на разные сроки, ежедневного использования или длительного, плюс при ношении контактных линз можно заниматься спортом. И также можно отметить практичность в ношении, линзы не запотевают. Естественно, этих методов будет недостаточно, дополняют их ультразвуковой терапией, вакуумным массажем или электростимуляцией.

Популярными методами лечения гиперметропии являются лазерная термокератопластика, замена прозрачного хрусталика или имплантация положительной линзы.

Проявление близорукости и дальнозоркости одновременно

Если человеческий глаз начинает улавливать световые волны по-разному, ухудшается способность хорошо видеть, как вдали, так и вблизи. Вследствие этого световой луч не может сосредоточиться на одной точке, возникает астигматизм.

Астигматизм, наравне с миопией и гиперметропией, имеет схожие предпосылки к развитию заболевания. Основные причины:

  • патология передалась от родителей по наследству;
  • неправильная гигиена глаз;
  • травмы или ожоги роговицы;
  • кератит;
  • дистрофия роговицы;
  • последствия операций на роговице и склере, швы после них;
  • патологии век.

Понять это дальнозоркость или близорукость чаще всего можно уже на запущенной стадии заболевания, либо, когда они объединяются. Один глаз, как и другой, будут характеризоваться быстрой утомляемостью и болями в голове. Но если это дальнозоркость или близорукость дискомфорт человек может начать ощущать уже на начальной стадии, это может быть потеря резкости при фокусировке на предмете или невозможность рассмотреть стрелки на часах, что раньше не составляло труда.

Поэтому ответить на вопрос может ли быть близорукость и дальнозоркость одновременно, ответ будет положительным. Обследование офтальмолога выявит патологию на более ранней стадии, затем назначается лечение в виде очков или бифокальных линз. Еще одним вариантом лечения является моно-зрение, когда один глаз настраивается на ближайшие, а другой на дальние расстояния.

Меры профилактики

Несмотря на то, что близорукость и дальнозоркость в большинстве случаев поддаются коррекции, но избежать потери зрения можно выполняя меры профилактики:

  1. При уже обнаруженной патологии важно правильно подобрать корректирующие процедуры, капли.
  2. Правильно направленный свет при чтении важен, также чтоб он был слева на рабочем столе.
  3. Прием витаминов, микроэлементов, улучшающих зрение.
  4. Желательно избегать чтения текстов с мелким шрифтом, меньше пользоваться планшетами, телефонами.

Дальнозоркость и близорукость

Близорукость и дальнозоркость это самые распространенные дефекты зрительных органов.

Глаза дают человеку наиболее полную информацию об окружающей среде, поэтому любые нарушения в области зрения приносят массу неудобств и затрудняют ориентировку в пространстве.

Как работает оптическая система глаз

Картинка передается на сетчатку в уменьшенном и перевернутом виде, однако это изображение четко и в точности передает все детали рассматриваемого объекта. Способность четко видеть обусловлена свойствами хрусталика изменять свою кривизну. Это достигается путем расслабления или напряжения цилиарной мышцы.

При нормальном зрении (эмметропия) объекты фокусируются строго на сетчатке. Если место собирания лучей изменено, то возникают нарушения зрения – аметропии.

Что представляют собой близорукость и дальнозоркость

Как правило, ухудшение зрения связано с неправильной работой цилиарной мышцы. Это может быть вызвано возрастным изменениями. Мышца теряет эластичность и не в состоянии обеспечивать надлежащее изменение кривизны хрусталика. Сам хрусталик также подвергается дегенеративным изменениям и теряет способность легко менять свою форму. Это приводит к постепенному ухудшению зрения.

Чем отличается дальнозоркость от близорукости? При близорукости больной отлично видит предметы, которые близко расположены. Но объекты находящиеся вдали видны нечетко и размыто. При дальнозоркости наблюдается обратная ситуация – объекты вблизи пациент видит плохо, а то что расположено вдали видит очень хорошо.

Также отличие близорукости и дальнозоркости в том, что близорукость часто обусловлена генетической предрасположенностью и первые признаки начинают проявляться в подростковом возрасте, а дальнозоркость наоборот чаще диагностируется у лиц старшего возраста, так как объясняется возрастными изменениями в оптической системе глаза.

Близорукость

Причины возникновения близорукости сводятся к следующим основным:

  • генетическая предрасположенность;
  • слишком сильное перенапряжение глаз из-за длительной работы, требующей зрительного внимания.
  • отсутствие коррекции или неправильно подобранные линзы на ранних стаях миопии только способствуют дальнейшему прогрессированию патологии.
  • В глазу, страдающем близорукостью, картинка собирается перед сетчаткой. Если у пациента увеличена длина или глазная ось – промежуток от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если имеется небольшой радиус кривизны роговицы, то лучи света преломляются чрезмерно сильно и глаз характеризуется малым фокусным расстоянием. Такую близорукость называют рефракционной. Обычно эти две формы сочетаются.

    Близорукость

    Опасность близорукости заключена в том, что длинная ось глаза способствует растягиванию сетчатки, что создает вероятность ее разрыва или отслойки. Миопия обычно возникает в детском или подростковом возрасте и часто прогрессирует. Основной максимум этого процесса наблюдают во время обучения в школе, так как тогда у ребенка имеются сильные зрительные нагрузки. Также в это время организм ребенка интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Иногда рост глазного яблока по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями. Это приводит к ухудшению трофики тканей сетчатки, к разрыву или ее отслойке, помутнению стекловидного тела. Задачей офтальмолога является остановить развитие близорукости. От скорости прогрессирования близорукости зависит метод, который для этого используется.

    1. если процесс идет медленно, то применяют консервативный способ – ребенку прописывают специальные упражнения, которые тренируют глазные мышцы.
    2. если миопия прогрессирует очень быстро, то используется хирургический метод.
    3. Склеропластика – операция, при которой под слизистую в косые меридианы глаза к заднему полюсу глазного яблока прикрепляют специальные трансплантаты – маленькие отрезки биоткани. Операция выполняется без нарушения целостности глаз. Трансплантаты укрепляют задний полюс глаза и не позволяют ему удлинятся. Эта манипуляция только останавливает прогрессирование миопии. но не восстанавливает зрение. Однако ни один метод не позволяет дать абсолютную гарантию остановки развития миопии. Лицам, имеющим близорукость средней и высокой степени противопоказаны физические нагрузки.

      Как улучшить зрение при близорукости

      Ношение очков

      1. Исправление миопии при помощи минусовых линз – очков или контактных линз.

      Очковая коррекция это самый широко распространенный способ улучшить зрение. Но помимо положительных эффектов, очки имеют свои недостатки:

    4. нельзя заниматься активными видами спорта;
    5. очки приносят ряд неудобств – они запотевают, пачкаются, их можно разбить;
    6. у водителей очки создают проблемы с пространственным восприятием;
    7. способствуют перенапряжению боковых мышц, что ведет к дальнейшему ухудшению зрения;
    8. уменьшают стереоскопический эффект;
    9. очковой коррекцией невозможно добиться 100% исправления зрения.
    10. Но, несмотря на все это, очки и по сей день остаются самым простым, дешевым и безопасным методом улучшения зрения.

      Контактные линзы это достойная и современная альтернатива, которая может обеспечить полноценную жизнь, даже людям с высокой степенью миопии. Конечно, и при ношении контактных линз есть ряд неудобств: их нужно одевать и снимать каждый день, в них нельзя купаться, у некоторых людей возникают аллергические реакции, некоторым сложно привыкнуть к постороннему объекту в глазу, во время инфекционных заболеваний их обязательно нужно снимать, чтобы не инфицировать глаза.

      2. Фоторефрактивная кератэктомия

      Это современная технология, которая сейчас завоевывает все большую популярность. Для операции используют эксимерные лазеры. Наиболее эффективные результаты получают при коррекции близорукости до 6 диоптрий.

      3. Лазерная коррекция

      Это смешанная лазерно-хирургическая операция, которая не вызывает дискомфорт у больного и в кратчайшие сроки возвращает зрение. Коррекцию миопии таким способом можно проводить у лиц с миопией в –13 диоптрий и дальнозоркостью –10 диоптрий.

      Дальнозоркость

      Дальнозоркость

      Данная аномалия рефракции характеризуется, тем что изображение формируется не в самой сетчатке, а в области за ней. Это происходит или из-за того, что пациент имеет короткую ось глаза или очень плоскую роговицу, которая слабо преломляет лучи.

      Старческая дальнозоркость встречается практически у всех людей, достигших 45-50 летнего возраста. Это происходит вследствие нарушения аккомодационных свойств глаз – теряется эластичность хрусталика и способность мышц сокращаться.

      Иногда дальнозоркость может появиться и у ребенка. Обратите внимание на такие неспецифичные детские жалобы, как быстрое наступление усталости при работе, требующей зрительного напряжения, низкая успеваемость в школе нервозность и раздражительность. Проверьте у офтальмолога наличие дальнозоркости, так как на начальных стадиях способность к аккомодации еще высока и больной может видеть четко и вблизи и вдали. В этом случае объективные симптомы могут долго не появляться.

      Чем характеризуется дальнозоркость

    11. предметы вблизи видятся нечетко;
    12. объекты вдали также нечеткие и размытые (при больших степенях дальнозоркости);
    13. головные боли, чувство жжения, ощущение «песка» в глазах при длительной работе;
    14. у больного наблюдаются частые воспаления глазных органов (блефариты, конъюнктивиты, ячмень и другие);
    15. сильное переутомление глаз при чтении;
    16. появление синдрома «ленивого» глаза у детей.
    17. Дальнозоркость опасна тем, что возрастает риск развития глаукомы. Для такого глаза характерна сильно укороченная ось и смещение радужки и хрусталика кпереди. Это ведет к тому, что радужка блокирует частично или полностью дренажные протоки, через которые отводится внутриглазная жидкость. Это провоцирует рост внутриглазного давления и риск появления глаукомы.

      Одновременное наличие и близорукости и дальнозоркости

      Астигматизм

      Сочетание этих патологий может быть следствием наличия астигматизма и пресбиопии. Пресбиопия или старческая дальнозоркость развивается у подавляющего большинства населения после 45 лет. Такая патология, как уже указывалось выше, связана с нарушением эластичности хрусталика. Даже людям с уже имеющейся миопией не избежать пресбиопии. Если у человека была небольшая степень близорукости, то очевидно, что особых неудобств он не испытает. А вот для тех, кто имел миопию средней или высокой степени врач может назначить две пары очков – одни для чтения, а вторые для дали. Но их, возможно, заменить одними – бифокальными.

      Признаки старческой дальнозоркости

      Еще одновременное присутствие миопии и гиперметропии возможно при наличии астигматизма. В этом случае роговица имеет неправильную форму и в отдельных меридианах наблюдается разная преломляющая сила. Лучи собираются не в одной точке, как это бывает в норме, а в двух. Такой астигматизм называют смешанным.

      Близорукость и дальнозоркость. Очки

      У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

      Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

      Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

      Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

      Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

      Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

      Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

      Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

      Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

      Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

      Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

      Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

      При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

      При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

      1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

      ??????????????? ????? ?????? 7-11 ??????

      ???? 1. ???? ? ??????. ???????????? ? ??????????????. ????

      ?????????? ?????????: ?????? ? ????????.

      ????????????? ???????:

      1. ?? ????? ???????????: ?????? ????? ????????; ?????? ????????? ????? ? ????????????; ???? ?? ???????????? ? ??????????????.

      ??????? ??????. ??????, ??????? ?? ????? ?? ????? ??????? ???? ????????, ???????, ?????? ?? ?????, ??????, ????? ?????? ??????? ????? ? ??? ??? ???????????.

      ???? ?????? ?? ????? ???????? ????? ????????????? (?????? ????????? ????? ? ????????????), ??? ??? ?????????? ??????? ?????, ?????? ???????????, ?????? ? ?????????? ????????????.

      ??? ?? ???????????? ???? ???????? (?? ?????? ????????)?

      ??????? ????????. ???? ???????? ? ?????? ???????? ????? ????? ???????????? ????? (???. 1).

      1. ???????? ????? ????????

      25 ??. ???? ??????? ??????? ?????????, ?????????? ??????? (1). ???????? ????? ?????? ? ??????? ????????, ??? ???????? (10), ?????????. ?? ????????? ??????????? ???????? ???????? (7), ??????? ? ?????? ????? ????? ?????? ????. ????? ????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????????? ???????? (5) ??? ???????? ??????.

      12 ?? ? ???????? 1 ??. ?????? ???????? ?? ? ??????? 8 ??. ?????????? ??????????? 1,38.

      ??????? ????????. ? ?????? ???????? ???????? ??????? ????????? ? ?????? (6), ?????? ???????? ??? ?????? ???????? ???????, ??????????? ?? ??????????? ??????? ???????, ????? ????????.

      2?3 ?? ??? ????? ????????? ?? 6?8 ?? ??? ??????. ????? ??????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ?????? ?????.

      ??????? ????????: ??????????????? ?????? ?????? ????????? ????????? (5), ?????????? ? ??????? ????.

      ??????? ??????: ????????? ?? ????? ?????? ? ?????????????? ?????. ??????? ??? 8?10 ??. ?????? ???????? ???????? ??????????? ? ??????? 10 ??, ? ?????? 6 ??. ?????????? ??????????? ???????? ?????????? 1,44.

      ??????? ????????. ????????? ??????? ???????, ?????????????? ??? ? ?????? (9). ?? ??????????? ??????????? ???????????? ???? (4). ??? ????????? ? ????????? ??? ????????? ????? ?????.

      ??????? ??? ??????? ???????? ????????? (?????????) (3), ??????? ????????? ? ?????????? ???????? (2). ???????? ???????? ????? ??????? ????? 0,5 ?? ? ??????? ?? ?????????? ?????, ?????????? ??????? ??????????? ?????. ???????? ??????? ?? ??????? ? ???????? ? ??????? ??????, ?? ??????? ??????????? ???? ? ???????? ????. ????? ????? ????????. 7 ? 106, ? ???????. 100 ? 106. ???????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????, ? ?????? ?????, ? ???????? ? ??? ??????????? ????. ??????? ??????????? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????? ????????.

      ??????? ????? ??????? ?????????????????????, ?? ?? ???????????? ?????????? ?????.

      2. ????????????? ??????????? ???????? ????? ????????

      ???????? ????? ????? ?????? ????????????????????? ? ??????? ???????? ?????.

      00 ???????? ????? ?????????????? ?????? ????????, ?????? ? ??????????.

      00′, ?????????? ????? ????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ???? ??????????? ???? ????? ????????? ?????????????????????.

      ??? ?? ?????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????

      ????, ???????? ? ????, ???????????? ?? ???????? ??????????? ????? (????????) ?? ??????? ?? ? ????????. ??????? ?? ???? ???????????? ???? ???????? ????? ?????????? ?????????? ???? (40 ????). ????? ????, ??????? ????? ?????????, ??? ????????????. ?????????? ???? ?????????? 16?20 ????. ???? ??? ???????????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ????, ?????????? ???? ???????? 3?5 ????. ????, ?????????? ???? ????? = 63 ????, ????????? ???? ?? ???????? ????? ?????????? ??????????????, ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????????????? ?????????.

      ??????? ????????. ????, ????? ?? ????????? ??????????? ?????, ?? ??????? ??????? ????????, ?????????? ??? ?????????. ??????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???? ????? ????????. ??????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ?????????????.

      ??????? ??????. ?????? ???????, ????? ??????? ?? ???????? ????????? ?????? ???????????, ????? ?? ????????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? ? ????????. ??? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ??????????. ????? ?? ??????? ?? ??????? ????????, ?? ???????? ?????????? ???????????? ????????.

      ??????? ????????. ? ???? ?????? ?????, ?????????????? ?????????, ????? ??????????? ? ????????? ????? ???????. ? ????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????, ?? ????? ??????? ????????? (???. 3).

      3. ??????????? ?????

      ??????? ??????. ????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???? ?????????????.

      12 ?? ?? ?????. ?????????? ???????? ???????? ?? ?????????? 12 ??, ??? ?? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? (??????????? ???????? ?? ????), ??? ??????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??? ?????????? ??? ??????????? ?????, ? 25 ??. ??? ??????? ?????????, ????? ??????, ???????, ????? ? ?. ?.

      ??????? ??????. ?? ????? ???????????? ???? ?????? ????? ????????

      ??????? ????????. ??-??????, ?? ????? ??????? ????????????, ?? ???? ????????????? ???? ??????. ??-??????, ?????? ????? ??????? ????????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?????, ? ????? ?????? ?? ???. ???? ? ???, ??? ?? ???????? ?????? ? ??????? ????? ?????????? ?????? ???????????, ?? ??? ?? ????? ???????? ????? ? ??????. ? ??? ????? ???????, ??? ???????? ??? ????????, ??? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????, ???? ??????????? ????????? ? ????? ???????? ? ????. ????????? ?????? ????? ???????, ?? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????????.

      ?????? ????????? ??????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ???????? ?????.

      ??? ??????????, ???? ???? ??????????. ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ? ????????????? ????????? ???????? ???????????? ???? ? ?????, ??????? ?? ????????.

      ?? ???? ?????????? ????? ? ???????????? ??? ??????????????. ??? ???????? ?? ?????????? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????.

      4. ????????? ?????:

      ? — ???????????; ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ??????? ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ????????? ? ?????????? ?????? (???. 4 ?).

      25 ?? (?????????? ?????????? ??????), ?? ??????????? ?????????? ?? ?? ???????? (??? ? ??????????? ?????), ? ????? ? ??????????, ??????? ????????. ???????, ????? ??????????? ????????? ?? ????????, ???? ?????????? ??????? ? ?????. ?????????????, ? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ???, ??? ???????? ???? ??????????? ????? ? ??????????, ?? ????????? ? ?????? ??????????.

      25 ??.

      ??????? ????????. ??????? ? ???????????? ???????? ???? ? ???????? ?????????? ??? ????? ????????? ? ???????? ???????????? ??? ??????????????. ????, ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????????????. ??? ??????????? ???, ??? ?????, ????????? ?????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ???????????. ?????????? ??? ? ??-?? ?????????? ??????????, ????????? ??????????? ????????? ? ????????.

      ?? ???????????? ? ?????????????? ??????????? ??????????? ?????.

      ??????? ??????. ????? ?? ???? ??????? ????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ???????

      ? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?? ???? ??????? ????????. ????? ??? ????????????? ?? ????????, ???? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??????? ?????. ??? ????? ????????? ???????????? ????? ? ????? (???. 5 ?).

      ?????????? ???? ??????? ????????????? ????? ???? ???????, ????? ??????????? ?????? ?? ????????, ??????? ? ????? ?????????? ?????????? ????? (???. 5 ?).

      5. ??????????? ????????? ?????:

      ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ??????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????? ??????.

      ??????? ??????. ? ??? ????? ????????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ? ?????. ????????? (XV?XVII ?????) ?????? ?????????? ? ????? ??????? ????? ????????, ????? ??????? ?? ????? ????????????, ?????? ???. ??? ??????????????? ????????? ?????? ? ???? ???????? ???????????? ????? ??????, ???????????? ????? ?????????????? ?????. ???? ????????? ???????, ??? ?????? ? ?????? ? ????? XIII ???? ????????? ?????? ????. ? ?????? ???? ????????? ? ????? XV ????. ??????? ??????????? ?????? ???? ?????????????? ?????? ?? ??????? ?????. ????? ????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????????? ??????. ?? ??????? ????? ??????? ??? ??????? ?? ???. ?????????? ???? ??????????? ??????????? ???.

      3 ????, ?? ?????? ?? ??????????. ? ????? ??? ???????????? ???? ?????????? ????????, ?????????? ?????. ????? ???? ????? ?????, ????????, ?????????? ???? +3 ????.

      ??????? ????????. ?? ?????????? ????? ???????? ???? ??? ?????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????. ???? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???????? ????? ????? ???? ? ???? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ???????????? ? ??????? ????????.

      ??????? ??????. ??????, ??? ?? ????????, ????? ???? ??? ?????????? ?????, ? ????? ??? ????????????? ??????????? ????? ??????. ???? ???? ??? ?????????? ???? ? ????? ?? ???, ??????????, ???? ????, ? ? ???????????? ???? ???? ???. ??? ??????? ? ???, ??? ? ???????????? ???? ?????? ??????, ? ? ?????????? ? ??????????????.

      ??????? ????????. ??????, ? ????? ????? ? ?????????????? ????????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ????, ??????????????? ?? ???? ????????????. ?????? ????? ???? ????? ????? ????? ????? ? ???????? ???????. ? ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ???????????? ???????????.

      6. ????? ????????? ?????????????? ????????? ????:

      ? ? ???? ????; ? ? ???? ?????; ? ? ???? ????????

      ??????? ??????. ??????????? ????? ? ??? ??????????? ???????????? ??????????.

      180?.

      ??????? ??????. ??????? ?? ?????, ??????, ?? ????????????? ? ????? ?? ??????? ?????? ? ???????. ?????? ???????? ?????, ??????? ?????, ? ???, ??? ??? ??????? ???????????? ???????? ?????. ????????? ? ??? ???????????? ??????????? ????? ??? ????? ???????????, ????? ????????? ??????????? ???????.

      ??????? ????????. ???????, ??? ????????? ??? ???? ????????? ?????:

      1) ??????????? (???????????????);

      2) ???????????? (??????????????????);

      3) ?????????? (???????????).

      ??????? ??????. ?? ????????? ? ????? ????? ???????? ? ???????. ?????? ??????? ????? ? ????? ???? ????????? ? ? ?????? ?????????. ??????? ?? ????? ?? ????????? ?????? ?????????? ?????? ? ?????.

      Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания?

      Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

      Пресбиопия – это обычная старческая близорукость, диагностируемая у всех людей в возрасте старше 45 лет. Это именно тот возрастной рубеж, когда хрусталик становится менее эластичным. Определить, что у человека развивается астигматизм, может только врач.

      Механизм развития дефектазрения

      Понять, что собой представляют заболевания, поможет физика. Луч свет, после прохождения через зрачок, преодолевает еще несколько различных сред:

    18. роговица;
    19. передняя/задняя камера, зрительного органа;
    20. хрусталик и стекловидное тело.
    21. И только после этого воспринимается сетчаткой глаза. Желтое пятно, расположенное напротив хрусталика, принимает изображение и передает его на поверхность сетчатки в четком, но перевернутом виде.

      Способность видеть четкую картинку обусловлена способностью хрусталика глаза менять кривизну. Это становится возможным вследствие расслабления и напряжения мышц глаза. Если отклонений нет, то картинка фокусируется на сетчатке. При отклонении – место сбора лучей изменено.

      Чем отличается миопия от дальнозоркости?

      Основное отличие снова физика – длина преломления луча. Чтобы было более понятно, то:

    22. При миопии четким остаются изображения предметов, расположенных вблизи. При гиперметропии более четко глазом воспринимаются удаленные изображения.
    23. Близорукость чаше всего диагностирует в детском и подростковом возрасте, тогда как дальнозоркость – в основном удел взрослых людей пенсионного возраста.
    24. А теперь немного подробнее об этих заболеваниях.

      Близорукость (еще ее называют миопия) представляет собой дефект зрения, для которого характерно фокусирование изображения перед сетчаткой глаза. Если говорить более понятным языком, то человек, у которого близорукое зрение, хорошо видит расположенные вблизи предметы, но плохо различает удаленные. Все, что находится вдалеке, выглядит смазанным и нечетким.

      При близорукости острота зрения становится меньше 1.0. Зрение в этом случае корректируется при помощи минусовых очков.

      Какая бывает миопия

      Близорукость бывает трех форм:

    25. от ноля до «минус» трех диоптрий – слабая степень (начальная);
    26. от «минус» трех до «минус» шести диоптрий – средняя степень;
    27. от «минус» шести и выше – сильная степень.
    28. Причины развития близорукости

      Причины, по которым зрение становится хуже, довольно многочисленны:

    29. Генетическая предрасположенность. Если миопия диагностирована у обоих родителей, то вероятность того, что зрение у ребенка будет с тем же дефектом, вырастет вдвое.
    30. Повышенное напряжение глаз. Вызвать его могут, например, сильные нагрузки на глаза, при работе с расположенным очень близко к ним предметом, недостаточно хорошее освещение на рабочем месте и т.д.
    31. Отсутствие коррекции дефекта. Если при выявлении дефекта не будут использоваться коррекционные очки, то заболевание будет прогрессировать, а зрение ухудшаться.
    32. Совет! Лечение, начатое при первых признаках близорукости, позволяет практически полностью восстановить зрение.

      Прогрессирующая миопия

      Это определение дается особому состоянию глаз, когда зрение «падает» за год более чем на одну диоптрию. Чаще всего подобное состояние встречается у школьников, поскольку именно школа дает сильнейшую нагрузку на глаза ребенка. При этом довольно часто ребенок еще и неправильно сидит за партой, усугубляя имеющуюся проблему со зрением.

      Прогрессирующая близорукость накладывает некоторые ограничения на жизнь человека:

    33. при имеющейся патологии рекомендуется отказаться от любых занятий, связанных с подъемом значительных тяжестей;
    34. нежелательно длительное нахождение в согнутом положении с опущенной вниз головой;
    35. запрещены занятия спортом, где существует опасность резкого сотрясения тела (бокс, все виды борьбы и т.д.).
    36. Отсутствие адекватного лечения в конечном итоге приводит к существенному снижению остроты зрения.

      Коррекция миопии

      Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

      Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

      При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

      При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

      Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

      Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.

      К симптомам дальнозоркости можно отнести:

    37. плохое «ближнее» зрение;
    38. плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
    39. быстрая утомляемость глаз во время чтения;
    40. перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
    41. может формироваться косоглазие и амблиопия;
    42. наблюдаются частые воспаления глаз.
    43. При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

      Причины гиперметропии

      Причины патологии могут быть следующими:

    • недостаточная кривизна роговицы, как в отдельности, так и в сочетании с недостаточной преломляющей силой хрусталика;
    • повышение плотности хрусталика;
    • короткая передне-задняя ось глазного яблока;
    • отклонение оптических показателей глаза;
    • наследственность;
    • влияние факторов окружающей среды.
    • Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

      Коррекция патологии

      Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:

    • Для работы вблизи. Здесь используются однофокальные линзы, которые помогают глазам видеть вдалеке.
    • Для дальних расстояний. Линзы очков в этом случае всегда слабее, чем степень дальнозоркости.
    • Бифокальные. Линзы в таких очках разделены на две оптические зоны.
    • Трифокальные. Здесь линзы имеют уже три зоны: для зрения вдаль, для близких расстояний и промежуточных.
    • Прогрессивные. Линзы в этом случае увеличивают оптическую силу сверху вниз и от обычных стекол визуально не отличаются.
    • Лечение патологий

      Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

      В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.

    Тема урока: Близорукость и дальнозоркость. Очки. 8 класс.

    Цели и задачи:

      Подведение итогов темы «Оптические явления».

      Выяснить понимание учащимися темы «Глаз как сложная оптическая система».

      Познакомить учащихся с дефектами зрения «близорукость» и «дальнозоркость», причинами их возникновения и способами исправления.

    оборудование: экран, проекционный аппарат, дидактический материал (карточки), электронная таблица, интерактивная программа «очки».

    Ход урока.

      Орг. момент. (1 мин) Здравствуйте, ребята. Важнейшим из органов чувств человека является зрение. Через него человек получает 90% информации. Но бывает так, что зрение портится, глаза заболевают, и чтобы знать как помочь человеку, необходимо понимать природу и механизм видения.

      АОЗ. (8 мин) Проверка решения домашних задач.

    а) № 1378 (сб. задач п/р Лукашика)

    Дано: СИ: Решение:

    F 1 =0,8 м 0,8 м. D= D 1 = =1,25 дптр.

    F 2 = 250 cм 2,5 м D 2 = =0,4 дптр.

    F 3 = 200мм 0,2 м D 3 = = 5дптр.

    D 1 =? D 2 =? D 3 =? Ответ: 1,25 дптр; 0,4дптр, 5 дптр.

    б) Найти построением оптический центр линзы, её фокусы. Определить тип линзы.

    Построение: 1 Соединить S и S 1 . Точка пересечения с линзой – центр линзы.

    2 Провести прямую перпендикулярную линзе –главная оптическая ось линзы. 3 Из точки S – прямую, параллельную главной оптической оси, преломить и соединить с S 1 . Преломленный луч пересечет ось в точке фокуса. 3 Так как лучи сошлись, значит линза собирающая.

    Вопросы для проверки домашнего задания:

      Какова природа света? (Электромагнитная)

      Чему равна скорость света в вакууме? (300.тыс км/ч)

      Почему луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже? (потому, на частичках воды он рассеивается)

      Можно ли с помощью льда развести огонь? (Да. Если лед прозрачен, сделать двояковыпуклую линзу и в её фокусе расположить бумагу).

    Карточки для индивидуального задания.

    Фронтальный опрос учащихся:

      Как устроен глаз человека? (по таблице)

      Какие части глаза образуют его оптическую систему?

      Охарактеризовать изображение, полученное на сетчатке глаза.

      Почему же человек видит изображение не перевернутым?

      У всех ли живых существ наблюдается такая приспосабливаемость мозга?

      Почему при переводе взгляда с близкого расстояния на удаленное мы продолжаем видеть его четкий образ?

      Чему равно расстояние наилучшего зрения?

      Каково преимущество зрения двумя глазами?

      Может ли видеть человек-невидимка? (нет, т.к. хрусталик и воздух будут иметь одну плотность и свет преломляться не будет).

    Оценить.

    3 Сообщение темы урока (18мин)

    Видеофильм «Линзы» (из фильмотеки)

    учитель: О чем напомнил фильм?

    1 Какие виды линз мы знаем? (собирающие, рассеивающие)

    2 в какие оптические приборы входят линзы? (телескоп, фотоаппарат…

    Сбой в работе оптической системы глаза приводит к различным заболеваниям. Самые распространенные дефекты это близорукость и дальнозоркость.

    презентация «Зрение»

      Слайд 2. По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

      Слайд 3 По строению глаз похож на фотокамеру.

    Стенка его состоит из трёх оболочек:

    наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы);

    сосудистой – с радужкой;

    сетчатой.

      Слайд 4 Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза

    Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза.

    Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

      Слайд 5 Близорукость.

    Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость). Дефект развивается обычно в школьные годы из за продолжительного чтения и недостаточной освещенности. (В Японии 50% близоруких из за иероглифов)

      Слайд 6 Дальнозоркость

    У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).Обычно наблюдается у младенцев и стариков.

      Слайд 7 Коррекция близорукости и дальнозоркости.

    Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

      Слайд 8 Астигматизм

    Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали.

    Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

      Слайд 9 Косоглазие

    Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение.

    Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

      Слайд 10 Дальтонизм

    Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

      Слайд 11 Куриная слепота

    Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

    Близорукость и дальнозоркость компенсируется очками, главной деталью которых являются линзы. Близорукость – рассеивающими, дальнозоркость – собирающими. Первые очки изобретены в конце XVIII века во Франции.

    4 Закрепление (5 мин)

      Где получается изображение при близорукости? (перед сетчаткой)

      Причины близорукости? (избыточная оптическая сила глаза, удлинение оси глаза)

      Какие линзы компенсируют близорукость? (рассеивающие Д-)

      Где получается изображение при дальнозоркости? (за сетчаткой)

      Причины дальнозоркости? (недостаточная оптическая сила хрусталика, уменьшение длины оси глаза).

      Какие линзы компенсируют дальнозоркость? (собирающие Д+)

      Почему в учебнике не приводится фокусное расстояние глаза? (хрусталик постоянно изменяет кривизну, поэтому не имеет постоянного фокуса)

    5 Применение ЗУН (10мин)

      Угол между зеркалом и падающим лучом равен 30 0 . Найти угол отражения луча.