100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Мусульмане основным кодексом своей жизни считают шариат. в исламско-правовом отношении он регулирует все стороны жизни мусульман: финансовые, брачные вопросы, вплоть до правил приема пищи и ношения одежды.

Знакомиться с женщинами на улицах нельзя, Если парень познакомится с женщиной, это будет считаться оскорблением семьи. Знакомство между мужчиной и женщиной в исламе может быть только по воле ее опекунов. Иначе никак. В исламе дом мужчины разделен на две части: саляль и харам, соответственно разрешенная половина и запретная. Женщина живет в запретной части.

В исламе женщины должны закрывать свои лица. Впрочем, есть исключения. Например, Иран – демократическая страна, там кисти рук и лица женщин открыты, женщины участвуют в выборах и учатся в университетах. А в Саудовской Аравии и в Египте такого нет. Там лица женщин закрыты покрывалами. Это может быть паранджа, чадра, никаб (черное покрывало с прорезями для глаз). Если женщина идет вообще без головного убора, это будет расценено как оскорбление. Кроме того, женщина не должна выходить одна: либо в сопровождении старшей подруги, либо в сопровождении мужа.

Понятия «одинокая женщина» в арабских странах нет. Женщины живут либо с родственниками, либо в семьях мужей. В мечети женщины молятся в отдельном помещении. В некоторых странах женщины вообще не допускаются в мечеть, чтоб не отвлекать мужчин. Если вы являетесь другом мусульманина, ни в коем случае нельзя спрашивать его о здоровье и жизни жены – это повод для ревности. С какой стати я интересуюсь женой другого человека? Женщина-мусульманка в идеале не должна выходить замуж за немусульманина. Мужчина-мусульманин напротив свободно может жениться на немусульманке.

В Коране говорится, что недопустимо изображать то, чему не можешь дать жизнь (зверей, здания, тем более людей). Жизнь может дать только Аллах. Потому кино, театр и любые развлечения были запрещены вплоть до 1950-х гг. После этого времени ситуация изменилась. Чтобы разрешить кино, в Иране издали специальный указ, дозволяющий ходить в кино.

Следующий раздел касается воровства. Если человек украл в первый раз, то, в зависимости от размера, отсекается 4 пальца правой руки. За второе воровство отсекают левую ступню до половины, за третье воровство заключают в тюрьму до конца дней, а, если и там что-нибудь украдешь, убивают. Самым серьезным преступлением считается госаб – лишение обманом права собственности другого лица, то есть мошенничество.

В первые годы исламские строгости были распространены. Запреты на развлечения и музыку строго блюлись. К примеру, один певец оказался в компании халифов, те попросили его спеть, чтоб расслабиться. Певец спел, его похвалили и отрубили ему голову. В Средние века в арабских странах музыка была популярна, хотя иногда на музыкантов объявлялись гонения. Жила певица Азиза, она хорошо пела, но ее объявили в колдовстве и хотели казнить. Но за Азизу вступился племянник халифа. В современном арабском мире музыка не греховна, но в тайне люди искусства порицаются.

Сложно обстоит дело с запретами в области естественных наук и медицины. В арабском мире неплохая медицина, но некоторые запреты до сих пор существуют. Например, нельзя проводить вскрытия, с трупами вообще нельзя контактировать, похоронить их надо в тот же день. В идеале, разделение полов соблюдается везде: мужчин лечат мужчины, а женщин – женщины. Если доктора-мужчины нет, а женщина заболела, то желательно ограничиться визуальным осмотром. Но это в идеале, на практике такое применяется не везде.

Арабы – неплохие ученые. Авиценна, например. Кстати, а почему арабские цифры называются арабскими? Их придумали индийцы, но общедоступными сделали арабы.

Но лучше и подробнее всего шариат регламентирует финансовые вопросы и вопросы торговли. Основным занятием первых мусульман была торговля. Существует несколько правил торговли. Как правило, хозяева товара любят торговаться. Так во всех восточных странах. Если я не торговался, я не достоин скидки и уважения. Одно из правил торговли – никогда не проявлять к покупателям суровости. Нельзя насильственно привлекать к торговой сделке. За этим следит полиция нравов, но на сторону иностранцев она не встанет. В торговом деле нельзя шутить: если вы ударили по рукам в сделке, нельзя шутить, надо платить сполна. Если сделка крупная, скорее всего, будет заключен договор. Нельзя производить сделки с несовершеннолетними или умолишенными. Опекуны ребенка должны сами прийти и совершить покупку. И, конечно, нельзя выделять немусульман в торговле.

Отменить сделку можно только при условии некоторых обстоятельств. Например, если товар недоброкачественный, или, если он принадлежит не только продавцу, но еще и кому-то другому, и тот второй не согласен на сделку. Или если отсрочка вручения товара превышает указанную.

Если товар подменен, я тоже могу вернуть деньги и отказаться от товара. Еще важно, чтобы покупатель и продавец не покидали место сделки. Сказать: «Отложите мне, пожалуйста, товар» – нельзя.

Погребальный обряд прост. Он состоит из ритуального трехкратного омовения. Сначала омывают водой с кедровым порошком, потом водой с камфарой, а потом чистой водой. Потом человека оборачивают в саван и хоронят. В идеале на этом месте нужно ставить знаки, и мусульманские кладбища очень роскошны. Самая известная мусульманская гробница – Тадж-Махал. Впрочем, ваххабиты сильно протестуют против могил. В раннем исламе нельзя было строить могилы, это харам.

Есть запреты, касающиеся приема пищи и поведения за столом. Например, нельзя дуть на еду и питье. Нельзя с шумом выпивать воду. Хлеб только ломают и не режут ножом. В идеале едят руками. Нельзя обгладывать кости. Нельзя снимать кожуру с тех фруктов, которые можно есть с ней. Прелюбодеяние карается с обеих сторон: мужчине и женщине за первый раз полагается 100 палочных ударов, за второй раз – 200, за третий раз – 300. Гомосексуализм запрещен.

В исламе существует концепция вторичности женщины по сравнению с мужчинами. Она основана на экономических выводах. Женщина зависит от мужчины во всем. Коран: «Мужья стоят над женами, потому что Аллах дал одним преимущество над другими». Такое положение восходит к раннему исламу, т.к. среди кочевников мужчина занимался выпасом и разведением скота, а женщина – заменяемый кадр, ведший хозяйство. Коран открыто говорит о том, что непокорных женщин нужно кидать на ложа и бить. Мохаммед говорил: «Обращайтесь с женщинами хорошо, т.к. они как бы ваши пленницы. Они не имеют воли во всем, что их касается». Мусульманин должен быть покорным богу, а мусульманка – своему мужу. В светских мусульманских странах женщины-ученые и женщины-политики – большая редкость. Рождение мальчика в мусульманских семьях приветствуется, а рождение девочки – оплакивается. У некоторых арабских народов был обычай умерщвлять новорожденных девочек, Коран это запретил. При распределении имущества женщинам всегда достается вдвое меньше, чем мужчинам. Обычай полигинии (многоженства) привел к интересному эффекту – к большому увеличению мужского населения. Хотя в средние века было опасно иметь несколько сыновей, они могли подраться из-за наследства.

Конечно, полигия поощрялась Кораном. Коран позволял жениться на 4-рех женах, а наложниц иметь неограниченное количество. Турецкие халифы вообще не женились на своих женах, считая это ниже своего достоинства.

Современные страны ислама воспитываются в духе ранней общины. Сейчас женщины сами отказываются от завоеваний демократии: в Египте женщины сами стали носить чадру.


Семья в ОАЭ стоит на первом месте. Арабская женщина являющаяся хранительницей семейного очага и уважается арабскими мужчинами. Считается, что семья тем счастливее, чем больше в ней детей.

OFFICEPLANKTON проследил, как же на самом деле живут в арабской семье муж и жена, как распределяют семейные обязанности, имеет ли муж много жен и как проходит семейная жизнь в арабских странах.

Знакомства

Решение о вступлении в брак принимает в первую очередь семья жениха. Права женщин в мусульманских странах равносильны мужским, поэтому потенциальная невеста имеет право отказаться от предложения, если жених ей не приглянулся.

Арабские женщины практически никогда не выходят замуж за европейцев — за брак с неверным ее просто выдворят из страны навсегда. Мужчины же из ОАЭ иногда женятся на девушках из Европы, — но и тут все построено так, что брак не приносит выгоды никому кроме мужчины. Для женщины этот брак не станет пропуском для получения гражданства, детей, если семейная жизнь не заладится — отберут и оставят в стране.

Правда сам брак с богатым эмиратцем — вещь во-многом приятная, пока он длится. Ведь по закону, даже если жена вторая, третья или четвертая — каждая имеет свой отдельный дом, щедрое содержание, а доля внимания должна быть равной на каждую из «любимых» женщин.

Сегодня далеко не каждый араб может позволить себе многоженство . Хотя ислам и разрешает иметь до четырех жен, главной причиной такой моногамии является отсутствие средств на содержание гарема. Поэтому классическая семья ОАЭ, состоящая из одного мужа, нескольких жен и гарема – привилегия шейхов и состоятельных людей.

Свадьба

Если для европейских молодоженов брачный контракт только сейчас начинает входить в моду, то для арабских стран такой договор является обязательным элементом свадьбы. Подписывают брачный контракт вместо невесты два ее родственника.

Само же свадебное торжество после подписания может состояться в течение года – до этого жених может видеть свою будущую жену только в присутствии ее родни. За невесту семья жениха выплачивает калым, который может достигать и нескольких сот тысяч долларов, поэтому рожать девочек выгодно.

Арабская свадьба – зрелище поистине грандиозное. Стол ломится от угощений, которые постоянно обновляются, дабы показать приглашенным свое гостеприимство и изобилие. Так как ислам запрещает алкоголь, на праздничном столе нет ничего, крепче кофе. Но это не запрещает гулять свадьбе до семи дней.

Семейный уклад

Расхожее мнение о дискриминации в отношении арабских женщин – на деле оказывается несколько преувеличенным. В любой арабской семье женщина должна слушаться мужа, но она всегда принимает участие в решении важных вопросов.

То, что в Эмиратах замужние женщины живут, как в тюрьме, – миф.

Да, на улице их почти не видно. Те, что есть – в черном.

Вообще-то замужняя женщина может носить все, что ей вздумается: и мини-юбку, и джинсы, и шорты (они там вообще большие модницы, могут проводить часы в магазинах, выбирая ультрасовременные наряды и ткани), – но сверху она обязана надеть черную шелковую накидку до пят, а лицо закрыть черным платком. Видны только пальцы рук, ступни и глаза. И то, черные накидки встречаются редко. Сегодня на улицах можно увидеть арабку в джинсах и тунике, но единственное, чего придерживаются до сих пор — покрытие головы. Вот кого редко встретишь, так это женщину без платка на голове.


Женщины постарше закрывают лицо медной маской. Молодые, конечно, раскрепощеннее, но вся красота – для мужа.

Кстати, эмиратские женщины получают вполне приличное образование, для них открыты лучшие университеты мира, но ученость так и остается невостребованной. Выйдя замуж, девушка больше не может работать: либо ей запрещают, либо она не хочет сама, утомленная частыми беременностями и родами. (Хотя, конечно, молодежь в этом плане более прогрессивна. И многие девушки, получив образование в Европе, там же и остаются, чтобы сделать карьеру. Арабские семьи , живущие за пределами мусульманского мира, редко всерьез придерживаются вековых традиций).

Когда-то арабский муж мог в любое время сказать жене: «Талак, талак, талак» («уйди «) – и это значило, что он с нею разводится, и она должна немедля убраться из его дома, взяв с собой только то, во что была одета. Поэтому женщины – на всякий случай – все подаренное им золото носили на себе. Сейчас, конечно, это анахронизм.

Но женщины по-прежнему носят на себе килограммы золота (так, дочь шейха на свадьбе украсилась 16-ю килограммами золота. Газеты подробно описывали каждое ювелирное изделие и публиковали фотографии, с указанием точной цены). А мужчины – дарят золото вместо цветов. Чем больше весит подарок, тем сильнее любовь. Согласно местной поговорке, женщина без золота – голая .


А тем, кто переживает по поводу «угнетения» арабских жен их мусульманскими мужьями, можно сказать: женщина в ОАЭ может подать на развод в двух случаях.

1) Если наличествует факт измены со стороны супруга. Но эта статья заведомо «дохлая», т.к. в ОАЭ официально разрешено многоженство. А если муженек-таки согрешил, жена предпочитает помалкивать. Замуж повторно такую «скандалистку» никто не возьмет, и всю жизнь за ней будет тянуться шлейф сплетен. Опять же, дети при разводе остаются с отцом.

2) Если муж недостаточно обеспечивает свою благоверную. Ну там, не водит в рестораны (правда), не покупает золота (правда), строит ей дом хуже, чем у остальных жен и т.д. Суд очень тщательно рассматривает такие прошения и, бывает, удовлетворяет их. Ведь богатый эмиратец может позволить себе несколько жен, но ко всем должно быть равное отношение. Устанавливается четкий график посещений, новой жене строится отдельная вилла (не дешевле, но и не дороже, чем у предыдущей), деньги распределяются в равной пропорции, и вообще – жены должны быть всем довольны. Если что-то не так – это проблема не жены, а мужа, не сумевшего «разрулить» ситуацию.

Родственная поддержка в арабской семье обладает огромной силой. К примеру, в случае, если женщина овдовела, брат мужа сочтет своим долгом, на ней женится и оберегать.

21 ноября в Духовном управлении мусульман РБ состоятся выборы нового муфтия и председателя управления. Это мероприятие обещает стать историческим событием - Нурмухамет-хазрат , занимавший пост в течение четверти века, может быть впервые не переизбран.

Первый заместитель Духовного управления мусульман РБ Айнур Арсланов в преддверии события рассказал, чем сегодня живёт мусульманская умма, какие проблемы предстоит решать новоизбранному муфтию и кто, по его прогнозам, может претендовать на этот пост.


- Айнур-хазрат, спрошу в первую очередь о наболевшем - о строительстве мечети "Ар-Рахим" на проспекте Салавата Юлаева. Реализация этого амбициозного проекта неимоверно затянулась. Как решается вопрос?

Работа религиозных деятелей - заботиться о духовном здоровье своего народа и в правильном русле воспитывать подрастающее поколение. Строительство новых мечетей - это показатель продолжающегося возрождения ислама в регионе. Сегодня в республике более 150 мечетей находятся в стадии строительства. И повсюду помощь оказывают органы власти, спонсоры, различные организации и предприятия. Делается это исключительно в мирном и конструктивном русле, без привлечения коммерческих структур - посредников.

Строительство мечети по проспекту Салавата Юлаева, действительно, уже несколько лет не ведется. К сожалению, процесс строительства сопровождается скандалами и негативными высказываниями в СМИ. Постоянно звучат обвинения в адрес руководства ДУМ РБ. Я надеюсь, что после очередного съезда ДУМ РБ, где состоятся выборы нового муфтия, ситуация изменится.

Вокруг мусульманской уммы Башкортостана в последнее время происходит много событий, которые весьма неоднозначно преподносятся в СМИ. Хотелось бы понять, чем в действительности живут мусульмане республики и с какими проблемами сталкивается духовенство?

Сегодня в состав Духовного управления входит более 700 общин, которые есть в каждом районе республики. Среди мусульманской уммы страны статус нашей республики особый. Он обусловлен тем, что Уфа на протяжении многих лет является историческим центром российского ислама. Так, еще в XVIII веке по указу Екатерины II у нас было создано Духовное Собрание Магометанского закона. Буквально на днях ЦДУМ России будет отмечать 230-летие со дня своего образования. Пользуясь случаем, считаю своим долгом поздравить наших братьев.

Ислам в нашей республике отличается умеренностью и доброжелательностью. Работа имамов в мечетях состоит прежде всего в том, чтобы донести до людей принципы добра, взаимопонимания, терпимости и уважения к представителям других вероисповеданий, национальностей и мировоззрений.

Но, как в любом деле, есть и нежелательные исключения. В последние годы все чаще выявляются случаи негативных действий со стороны людей, которые свою агрессию и недобропорядочность прикрывают светлым именем ислама. С такими радикальными проявлениями надо бороться. Прежде всего - сосредоточить усилия духовенства и власти на развитии системы образования.


"Не бойтесь готовить «конкурентов"

- Как организована в ДУМ РБ система образования?

В управлении работают три медресе. Два из них в Уфе, причём одно действует как курсы повышения квалификации для работающих имамов, ещё одно - в Стерлитамаке. Этого явно недостаточно. Сейчас решается вопрос о возобновлении строительства медресе в Сибае, необходимого там как воздух. Более сотни молодых людей из Зауралья, где сосредоточена почти половина приходов ДУМ РБ, учится основам ислама в Оренбурге, Татарстане, Челябинске и других регионах. А потом и остаются там работать. В то время как почти сотня мечетей в республике не имеет хазратов.

Еще одна проблема - возраст наших уважаемых имамов. Мы их очень уважаем и благодарим за то, что несмотря на трудности, они работают в мечетях и несут людям свет. Однако, я считаю, каждый имам должен хотя бы раз в год направлять на обучение в наши медресе по одному молодому человеку, не опасаясь, что готовит себе "конкурента". Работы хватит для всех. И курировать эту работу должно ДУМ РБ.

- Как вы относитесь к тому, что многие уезжают получать исламское образование за рубеж?

Похвально желание получить более широкое образование, но, считаю, сначала надо заложить базу у себя дома. Второй совет желающим отправиться на обучение за границу - надо выучить иностранный язык. По своему опыту знаю: без него там делать нечего. Кроме того, отправлять за рубеж необходимо по рекомендациям Духовного управления, оно же должно контролировать и сам процесс. А по возвращению ребят из-за границы - не терять с ними связи, помогать в трудоустройстве после прохождения необходимой аттестации – проверки их знаний.

Говоря о религиозном образовании, хочу поблагодарить за сотрудничество наших коллег из БГПУ имени Акмуллы и Башкирского государственного университета. Эти вузы помогают в проведении курсов повышения квалификации для имам-хатыбов, занимаются развитием исламской теологии, религиоведения, востоковедения, обучения арабскому языку. В БашГУ готовят студентов по специальности "Теология".

Беда в том, что зачастую и проходящие курсы повышения квалификации, и обучающиеся в светских вузах студенты заранее не планируют работать на местах в качестве имамов. А в мусульманских приходах возникают проблемы с кадрами.

Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием: люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем. Пользуясь такой ситуацией, некоторые люди пытаются обучать верующих некому своему представлению об исламе, стремясь даже открывать для этого свои учебные заведения. При этом их не смущает ни противозаконность действий, ни отсутствие религиозного образования, ни специальной разрешительной документации.

Я думаю, что обучение будущих имамов должно происходить только в официальных медресе, которые находятся в подчинении духовных управлений. Так мы сможем контролировать и качество и содержание их образования.


"Должность муфтия - огромная ответственность"

Недавно появились публикации и видеообращения, в негативном ключе оценивающие работу молодежного отдела ДУМ РБ, вплоть до попыток ассоциировать его с деятельностью ОПГ. Можете это прокомментировать?

Говорить можно, что угодно. А что на деле? Работа молодежного отдела ДУМ - на глазах всей республики, она подробно освещается в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях. И получает положительные отзывы мусульман и населения региона. Так, республиканская духовная акция "Ислам – против экстремизма!" стала пилотным проектом, который взяли на вооружение многие регионы страны. Наши молодежные форумы приобрели статус межрелигиозных, и многие акции мы проводим теперь совместно с нашими православными братьями. Это и есть главная и объективная оценка нашей работы.

Кстати, человек, который так усердно перед камерой поливал мусульманскую молодежь грязью, был изгнан из рядов молодежного отдела за пристрастие к наркотикам и попытки их распространения среди молодежи. Аллах ему судья!

На прошедшем пленуме ДУМ РБ были выдвинуты четыре кандидата на пост муфтия. Вас, несмотря на ожидания многих мусульман, среди них не оказалось. Почему?

Во-первых, должность муфтия и председателя ДУМ РБ - это огромная ответственность перед мусульманами и Всевышним. Я это совершенно чётко и ясно осознаю.

Во вторых, помимо безупречной репутации, чистоты помыслов и авторитета среди населения и мусульман республики, человек, занимающий эту должность, должен обладать очень большим авторитетом, опытом и высокими познаниями в области светских и исламских наук.

Я с большим уважением отношусь ко всем кандидатам на пост муфтия, но, думаю, что над этими двумя критериями стоит задуматься некоторым кандидатам, особенно тем, которые развили бурную агитационную деятельность в социальных сетях.

Мое мнение – мусульманскую умму республики должен возглавить мудрый аксакал, имеющий большой опыт, воспитавший не одно поколение духовных лидеров и обладающий всеми перечисленными выше достоинствами. Перед ним стоят огромные задачи и ряд проблем, накопленных годами и требующих немедленного решения.

Считаю, что на сегодня наиболее подходящей кандидатурой является Агляметдин-хазрат Газизов , многое сделавший для развития мусульманской уммы. И знаю, что многие имамы придерживаются такого же мнения. Думаю, что все сделают правильный выбор.

На заре советской власти наших героинь нарекли бы освобожденными женщинами Востока (ок, и Юга). Сейчас их называют прогрессистками и современными женщинами. Каково это - расти в восточной семье, как это - жить в прямом соприкосновении с мусульманской традицией?

Нигина Сайфуллаева

Краткая справка: Нигина - кинорежиссер, сценарист. За картину «Как меня зовут» получила на «Кинотавре» спецдиплом жюри. Называлась премия так: «За легкое дыхание и художественную целостность».

О запрете на бороды и некоторых особенностях женского существования в Таджикистане

Я родилась в Таджикистане, в Душанбе, в 1985 году и уехала в 1991-м. Это время было скорее советским - ничего радикально восточного не происходило. У меня была очень светская русскоговорящая семья. Семья в широком таджикском смысле слова. То есть все триста довольно светских человек. Да, мальчикам делали обрезание, готовили плов, чай пили из пиалок, но в парандже никто не ходил, женщины работали (моя мама - так и вовсе в Доме моделей, бабушка была писательницей), все курили сигареты, ходили по гостям и все такое прочее.

У нас не было никакой тирании. У меня очень живой и веселый папа. Религии тоже не было. Сейчас ситуация немного меняется в Таджикистане, но власть пытается оберегать светскость государства. Из совсем такого внешнего примера - там запрещены бороды. Так как это признак именно радикального религиозного мусульманина.

Безусловно, девочкам нельзя встречаться с мальчиками до замужества, их назовут джаляб («шалава») и замуж будет уже очень сложно выйти. А это основа основ. Но я уехала в слишком раннем возрасте, чтобы выбирать себе какой-то особый свободный путь. Этот выбор сделала за меня мама, когда увезла в Москву.

По таджикским меркам в Москве я вела себя как полная джаляб. Но по московским - это была нормальная такая живая юность. «Дети-кухня-религия» - это я скорее сейчас, после рождения сына. Шучу, конечно, но в общем обстоятельства заставляют жить поскромнее.

Вообще жизнь в каждой стране обусловлена целым комплексом взаимосвязанных процессов. И люди, которые там живут, ощущают ситуацию естественной и никуда от нее не бегут. Во всяком случае, большинство. Даже в доверительных беседах я вижу, что моих сестер и братьев не травмирует то, что их супругов выбрали не они сами, а родители. Когда я попыталась настаивать на своем, то брат мне сказал: «Разве может мама сделать что-то плохое для своего сына?»

В итоге этот разговор обернулся драмой. Потому что он таки прислушался ко мне и женился на девушке, которую выбрал сам, - на яркой, свободной, с характером и прочими атрибутами.

Родители ее не одобряли, но согласились. В итоге она ужасно поступила с нашей семьей, брак распался, и я как бы оказалась не права в своей свободолюбивой позиции. Второй его брак, где жену выбрал мой папа, оказался идеальным.

Начитанная, с юмором, но скромная и покладистая девушка из приличной интеллигентной семьи оказалась очень впору не только моему брату, но и родителям. И все счастливы. Тогда я и поняла, что традиции и комплекс условий и правил нельзя изменить вот так точечно, в одном элементе.

Ну и ситуацию всегда можно оправдать. Так, например, сестры мне говорили о плюсах того, что мужа она видит на свадьбе условно третий раз в жизни. Типа, вы в России женитесь спустя несколько лет и уже успеваете надоесть друг другу, приесться, а у нас в браке самое горячее начинается. Все в новинку, флирт, романтика. Ну, звучит по-своему убедительно. Но лишь в том случае, если мама с папой не ошиблись с выбором.

Залина Маршенкулова

Кратская справка: Залина - журналистка, блогер, медиаактивистка, феминистка. Создательница гениального сайта диких новостей Breaking Mad, автор телеграм-канала «Женская власть».

Тернистый путь дочери кабардинца к феминизму

Мой отец - кабардинец, мама русская. И хотя я не росла в Кабардино-Балкарии (была там раза три от силы), все равно отец пытался привнести в мою жизнь элементы мусульманской культуры. При этом, надо сказать, он отнюдь не ортодоксальный, а вполне европеизированный человек. Учился, работал в Москве, здесь же встретил маму.

Мне определенно повезло: удалось избежать строго патриархального воспитания. Да, пока папа жил с нами, он наставлял меня: «учись готовить», «принеси и подай». Классическое отношение к женщине как к служанке присутствовало. Но в его защиту скажу, что это свойственно и многим российским мужчинам, я бы не списывала все на этническое происхождение.

Отпор сексизму я дала в 14 лет, заявила: «Не надо применять ко мне все эти мусульманские примочки!» - буйной и свободолюбивой я была всегда. Отец удивился, но спорить не стал. Я пошла работать уже в 14 лет, для меня всегда была важна независимость ото всех, я работала в местной газете на Ямале и еще массовиком-затейником, то есть я отлично училась и работала на двух работах.

Я сама себе купила выпускное платье и туфли, очень этим гордилась и горжусь. Вообще я с детства заявляла, что класть хотела на семейное счастье, для меня всегда важнее всего была самореализация.

Разумеется, в ответ постоянно прилетала эта старая добрая хрень типа «выйдешь замуж - по-другому запоешь». Ну вот я замужем девять лет, и ничего не изменилось. По-прежнему ненавижу готовить, не готовлю и не собираюсь - а муж это делать обожает (в юности как раз обещала выйти замуж за повара).

Как я пришла к феминизму? В какой-то момент меня задолбали сексисские публикации типа «10 способов сделать мужчину счастливым» - и я решила создать телеграм-канал про реальных женщин, не вписывающихся в рамки «милая и самая послушная», для женщин, которые хотят сделать счастливыми себя.

Или посмотрите на мой проект Breaking Mad - агрегатор безумных новостей, сайт с черным юморком. Многие долгое время думали, что им заправляет мужчина. Когда выяснилось, что я женщина, читатели (70% - мужчины) негодовали, писали «а мы думали, ты наш бро».

В телеграме мне чаще всего пишут читательницы, которым мешают жить родственники. Самая распространенная история: женщина разводится с тираном, и родственники с обеих сторон ее гнобят. Такие истории подчеркивают нулевой статус женщины в обществе.

Даже некоторые активные пользователи твиттера, самой циничной, по моему мнению, соцсети, и те встают на сторону феминисток. Два года назад невозможно было представить, что эти мизантропы поддержат антипатриархальные флешмобы.

Таус Махачева

Краткая справка: Таус - художница. Лауреат Премии Кандинского, премии «Будущее Европы», всероссийского конкурса «Инновация». Работы Махачевой хранятся в музее Tate Modern (Лондон), в музее современного искусства MUHKA (Антверпен), Московском музее современного искусства, а также в частных собраниях в РФ и за рубежом.

Детство у меня было счастливое, юность - чуть менее… В восточной семье, наверное, как и в западной, самое главное - это столкновения, которые происходят уже скорее в юности. С семьей, с самим собой. Проблемы были, но не по части третирования меня как девушки.

Я выросла в собственном свободном мире. Помню, к примеру, один из своих разговоров с дедушкой, когда я спросила: «Дедушка, за кого мне лучше выйти замуж? За аварца?» Он говорит: «Ну да, за аварца». - «А если не за аварца?» - «Ну за дагестанца». - «А если не за дагестанца?» - «Ну за россиянина». - «А если не за россиянина?» Он говорит: «За человека - было бы хорошо».

Мне кажется, когда ты растешь с таким дедушкой, то все у тебя будет отлично. Между прочим, сам он, конечно, был женат на бабушке, которая была чистокровной аваркой.

Важный момент был, когда я поступила в Лондонский институт искусства и дизайна. Сказала маме: «Вот, поступила. И не хочу больше учиться на экономиста». - «Да, поезжай», - ответила она. Всегда буду благодарна маме за то, что ей хватило мужества согласиться. Более того, моя семья сильно помогла мне, мы все понимаем, какие это расходы - учиться за границей.

Что касается проблем, которые создаются женщинам на Востоке и Юге, то, знаете, я сталкивалась с закостенелым представлением о роли не только женщины, но и мужчины. Мне кажется, надо говорить о закостенелом представлении, не разделяя эти два мира, - люди противоположного пола там тоже поставлены в определенные рамки.

Большой вопрос, что тяжелее - ряд запретов для женщин или ожидания (которые связаны у окружающих со взрослеющими мужчинами). Я, например, знаю мужчин, которые женились на ком им было сказано. И это только одна из мужских драм в Дагестане.

Развитие свободной творческой души в нашей республике - это в первую очередь не гендерная проблема, а трудности, связанные с системой поддержки искусства в стране.

Она не реформировалась эффективным образом с советских времен, когда у нас были творческие союзы, писательские дачи, хорошие зарплаты, продвигались публикации, были весомы гонорары за книги. Выдавались мастерские… Сейчас такого нет, как мы знаем, зато есть свобода высказывания.

Если вернуться к вопросам женского пространства, то, пожалуй, лучшим обозначением моей позиции будет художественная практика, а точнее, мое альтер эго (или как я иногда ее называю - моя подруга): Супер Таус .

Супергероиня из Дагестана, которая тихо, молча делает удивительные вещи: мимоходом освобождает дорогу от гигантского валуна или ставит памятник двум смотрительницам Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой - эти женщины в 1990-е годы предотвратили кражу полотна Родченко из дагестанского музея.

Сила Супер Таус и есть сила женщин, которых я вижу вокруг себя в Дагестане. По-моему, собственные страхи всегда намного больше парализуют, нежели самая страшная реальность.

Алиса Ганиева

Краткая справка: Алиса - писательница, литкритик, редактор. Лауреат премий «Триумф», «Дебют», финалистка «Русского Букера». Участница списка самых талантливых молодых жителей Москвы, составленного британским изданием The Guardian.

Я росла в семье, которую, наверное, можно было бы назвать советско-интеллигентской, родители трудились в Академии наук . Да и Махачкала, где прошло мое детство, в период перестройки была еще вполне культурным городком. Туда и БГ приезжал на квартирники, и Смоктуновского еще помнили (тот начинал свою карьеру в местном драматическом театре). Но среда постепенно менялась. И помимо общероссийского наступления гопничества за счет хлынувших в город переселенцев шла массовая маргинализация народа.

Девочек в Дагестане держали в черном теле, на палочном воспитании, чтобы они бесконечно работали: мололи, драили, месили, таскали. Моя мама в этом смысле разрывалась. С одной стороны, в мозг ее была вшита программа: сделать из дочери гостеприимную хозяйку, чтобы хинкал у нее получался пышный, а пирог чуду тонкий, чтобы налево не ходила, род не позорила и чтобы, получив диплом, достойно вышла замуж за дальнего родственника. Это было мастхэвом - чтобы обязательно за родственника, на худой конец за человека со своего района.

Я в такие места не рвалась, да и выглядела в старших классах малоаппетитно - доска да жерди вместо ног. Тем не менее передвигаться по городу одной было всегда не по себе - прохожие парни могли попытаться задеть.

Да, я постоянно сталкивалась с закостенелыми представлениями о месте и роли женщины. Мужчины сидят - женщины подают. Если они после омовения, то и здороваться с тобой за руку не будут, чтобы не загрязниться и не испортить совершенного ритуала.

Не слишком все изменилось и сейчас - и я не боюсь об этом говорить. И вот результат: дагестанские близкие не понимают меня. Папы уже нет, но он до последнего болезненно реагировал на злобную критику, которую ему на меня выливали всякие приятели (общественные деятели, политики, чиновники, журналисты Дагестана).

Они меня кляли, а он переживал и писал мне увещевания. Мама сейчас живет в Махачкале и радуется моим успехам, но, как только подходит очередной критик и рассказывает ей, что я ненавижу свою родину, что я аморальна или еще чего-нибудь, она сразу начинает оправдываться, открещиваться - очень боится общественного осуждения. Ведь выходит, раз я не патриотичная и безнравственная, значит, она меня такой воспитала. В общем, ее настроение и поддержка колеблются в зависимости от чужого мнения.

Ей главное, чтобы я поскорее родила ребенка, уже не важно от кого, хоть от банка спермы. Один из дядей, брат покойного папы, и вовсе попросил меня поменять фамилию.

С его семьей я не общаюсь, и они клянут меня по углам: предательница Дагестана, безбожница, лесбиянка (совсем уж дикая фантазия, будь я лесбиянкой, я бы этого не скрывала) и т. д.

Но есть и те, кто поддерживает. Мой брат Омар, мои две двоюродные сестры Патя и Джамиля, мой дядя из Кизляра. Вот, пожалуй, все.

Манижа

Краткая справка: Манижа - музыкант, исполнительница и сочинительница этно-поп-композиций на русском и английском языках. Обладательница довольно удивительной страницы в «Википедии» и 278 тыс. подписчиков в «Инстаграме».

О насаждаемых ценностях, которые навсегда останутся с тобой

Я родилась в 1991-м в Душанбе - там как раз начиналась гражданская война. Все вокруг рушилось, в том числе мечты и устои. А в семье была атмосфера безопасности, защищенности. Так что особых проблем у меня в моем маленьком мире не было. Там я была свободна, я стала тем, кем хотела, - музыкантом.

Однако я сталкивалась (и до сих пор сталкиваюсь) с неприятием мусульманского сообщества: дальние родственники и приближенные к семье люди все еще не воспринимают меня как правильного человека что ли. Вроде как я занимаюсь каким-то постыдным делом.

Я всегда себя чувствовала белой вороной. Когда была старшеклассницей, мне приходилось возвращаться домой до семи вечера - железное было правило. Я не ходила на свидания, не общалась с мальчиками. При этом училась в обычной московской школе, сидела за одной партой с беременными одноклассницами.

Кругом подростки, все гуляют, на город опускается вечер, а ты сидишь дома. Сидишь и сидишь. Но, знаете, в 21-летнем возрасте (когда мне предоставили полную свободу и я улетела учиться в Англию) я вдруг обнаружила, что ценности, которые мне привили, только укрепились. Я их приняла как свою особенность.

Например, уважение к ближнему, к старшим для меня действительно превыше всего. Или такой момент: я всю жизнь обращаюсь к маме на «вы». Просто не могу по-другому. Еще один пример. Я действительно не готова вести разгульный образ жизни.

И от большинства коллег по сцене отличаюсь: музыкант Манижа - не певица в коротком платье и на каблуках. Хотя мне постоянно советуют выглядеть именно так ради роста рейтинга и популярности. Но это не мое. Я смогу добиться успеха иначе, это я знаю точно.

Вообще моя пробивная активность - наследственное: прабабушка была первой женщиной в восточных республиках СССР, скинувшей паранджу и прямо заявившей о желании работать, а не сидеть тихо в своей комнате.

Сейчас это восприняли бы как манифест, а тогда у нее просто отобрали детей - выбирай, либо дети, либо работа. Прабабушка в итоге добилась всего, чего хотела. Она дошла до очень высокой должности и даже сумела вернуть себе детей.

В следующем поколении активность нарастала. Моя мама получила три высших образования, а сейчас работает как психотерапевт и дизайнер, у нее свой бренд Modardesigns.

При этом она успела вырастить пятерых детей - великая женщина. Или вот бабушка, к которой я каждое лето ездила в Таджикистан. Невероятно сильная и красивая, она всегда приучала нас, детей, к труду. Пол не разрешала мыть шваброй, только тряпкой, руками. Просила меня, например, почистить бассейн. А я, московская белоручка, в ответ: «В смысле? Я туда не полезу!»

Через четыре минуты я выгребала оттуда грязь лопатой, ревела и думала, как же все это несправедливо. Теперь же я полна благодарности к бабуле - отличная была закалка. «Никто за тебя ничего не сделает, только сама», - грозя ладонью, воспитывала она.

Одним из самых главных вопросов, которые человек задает себе на протяжении всей жизни, – это в чем смысл жизни и цель существования? Согласно Корану, человек был сотворен на Земле, чтобы использовать свой огромный потенциал и выбрать путь, согласно которому он будет испытанным.

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67: 2).

В Коране сказано, что смысл жизни человека на свете жить так, как хочет того его Создатель: в подчинении и поклонении одному Ему. Но это не потому, что Аллаху нужно поклонение человека, а потому, что человек нуждается в поклонении единому Всевышнему, что является наиболее естественным для него. И только так человеческая жизнь будет следовать правильному курсу, даруя ей покой и счастье.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51: 56-58).

Человеку дана способность слуха и зрения (Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. 76: 2), глаза и губы (Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? 90: 8-9), как и способность размышлять и отличать правильное от неправильного посредством свободы воли.

Свобода воли делает неизбежным то, что человек предстанет перед судом. Человек понесет наказание за свое поведение и столкнется с последствиями того, как он прожил свою жизнь. Очевидно, чтобы этот суд был справедливым, он должен состояться по окончании его земной жизни и Тем, кто даровал эту жизнь, кому ведома каждая вещь. Только так состоится справедливый суд, наказание или награда за все, начиная от потаенных мыслей и заканчивая последствиями поступков.

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы, и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23: 115-116).

Следовательно, конечная судьба человека свершится в будущей жизни – ахирате. Каждый предстанет перед судом, самым честным, справедливым и беспристрастным. Никому не будет предъявлено несправедливого решения.

«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (4: 40).

«О те, которые не уверовали! Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали» (66: 7).

Каждая вещь в нашей жизни записывается. Даже самые мелкие грехи предстанут перед нами в День Суда. Это будет конечный суд, которого невозможно избежать. Рай станет наградой за добро, Ад – наказанием за свершение плохого.

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь» (13: 35).