Наиболее типичными проявлениями непсихотических (невротических) расстройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные (приспособительные) невротические реакции, неврозы (тревоги, страха, депрессивный, ипохондрический, неврастения).
Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характера, которые возникают как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время стихийного бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протекают с преобладанием эмоциональных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и депрессии) или психомоторных нарушений (состояния двигательного возбуждения или заторможенности).
Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в легких или преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблюдаются у лиц любого возраста без какого-либо явного предшествовавшего им психического расстройства.
К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптационных реакций относят:
· кратковременную депрессивную реакцию (реакция утраты);
· затяжную депрессивную реакцию;
· реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокойства, страха, тревоги и т.д.).
К основным наблюдаемым формам неврозов относят невроз тревоги (страха), для которого характерно сочетание психических и соматических проявлений тревоги, не соответствующих реальной опасности и проявляющихся либо в виде приступов, либо в виде стабильного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники.
Паника (от rpe4.panikos - внезапный, сильный (о страхе), букв, внушаемый богом лесов Паном) - психическое состояние человека - безотчетный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей; неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации.
Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Человек становится совершенно безвольным, не способным управлять своим поведением. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение становится антиволевым: потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой. При этом у человека значительно учащается сердцебиение, дыхание становится глубоким и частым, так как возникает ощущение нехватки воздуха, усиливается потоотделение, страх смерти. Известно, что 90 % людей, спасшихся после кораблекрушения, погибают от голода и жажды в течение первых трех дней, что невозможно объяснить физиологическими причинами, потому что не есть и не пить человек способен гораздо большее время. Получается, что они погибают не от голода и жажды, а от паники (т.е., фактически, от выбранной роли).
О катастрофе с «Титаником» известно, что первые суда подошли к месту катастрофы всего через три часа после гибели парохода. Эти суда обнаружили в спасательных шлюпках много мертвых и сошедших с ума людей.
Как же противостоять панике? Как вывести себя из безвольного состояния куклы и превратиться в активное действующее лицо? Во-первых, хорошо превратить свое состояние в любое действие, а для этого можно задать себе вопрос: «Что я делаю?» и ответить на него любым глаголом: «Сижу», «Думаю», «Худею» и т.п. Так автоматически сбрасывается роль пассивного тела и превращается в активную личность. Во-вторых, можно использовать любой из приемов, которые разработали социальные психологи для успокоения панической толпы. Например, хорошо убирает панику ритмическая музыка или пение. Этот прием еще с 1960-х гг. используют американцы, оснащая все свои посольства в странах «третьего мира» громкими музыкальными динамиками. В случае появления возле посольства агрессивной толпы включается громкая музыка, и толпа становится управляемой. Хорошо убирает панику юмор. Как отмечают очевидцы событий 1991 г. (переворот ГКЧП), именно юмористическое выступление перед толпой Геннадия Хазанова психологически переломило ход событий неудачного переворота.
А самое главное средство, которое психологи-специалисты используют для предотвращения групповой паники, - сцепка локтями. Ощущение близости товарищей резко повышает психологическую устойчивость.
В условиях ЧС могут развиваться и другие невротические проявления, такие как навязчивые или истерические симптомы:
1. истерический невроз, характеризующийся невротическими расстройствами, при которых преобладают нарушения вегетативных, сенсорных и моторных функций, избирательная амнезия; могут иметь место выраженные изменения поведения. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответствовать представлению больного о психозе;
2. фобии невротические, для которых типично невротическое состояние с патологически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций;
3. депрессивный невроз - он характеризуется неадекватной по силе и содержанию депрессией, которая является следствием психотравмирующих обстоятельств;
4. неврастения, выражающаяся вегетативными, сенсомоторными и аффективными дисфункциями и характеризующаяся слабостью, бессонницей, повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, пониженным настроением, постоянным недовольством собой и окружающими;
5. ипохондрический невроз - проявляется главным образом чрезмерной озабоченностью собственным здоровьем, функционированием какого-либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и депрессией.
Можно выделить три периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения.
Первый (острый) период характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия экстремального фактора до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот период в основном витальные инстинкты (например, самосохранения) и приводит к развитию неспецифических, психогенных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В ряде случаев возможно развитие паники.
Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отмечается мобилизация воли. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется, так что длительность острого периода в восприятии увеличена в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства в виде беспокойства или заторможенности. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Длительными могут быть и кинестетические иллюзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т.д.). Сознание сужено, хотя в большинстве случаев сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность поведения, возможность самостоятельно находить выход из затруднительного положения.
Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, начинается, по образному выражению, «нормальная жизнь в экстремальных условиях». В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большую роль играют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период являются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с астеническими и депрессивными проявлениями
После окончания острого периода у некоторых пострадавших наблюдаются кратковременное облегчение, подъем настроения, стремление активно участвовать в спасательных работах, многоречивость, бесконечное повторение рассказа о своих переживаниях, дискредитация опасности. Эта фаза эйфории длится от нескольких минут до нескольких часов. Как правило, она сменяется вялостью, безразличием, заторможенностью, трудностями при выполнении даже простых заданий. В ряде случаев пострадавшие производят впечатление отрешенных, погруженных в себя. Они часто и глубоко вздыхают, внутренние переживания нередко связываются с мистически-религиозными представлениями. Другой вариант развития тревожного состояния в
этот период может характеризоваться преобладанием «тревоги с активностью»: двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, многоречивость, стремление к обилию контактов с окружающими. Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией.
В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, переоценка собственных переживаний и ощущений, осознание утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств.
По существу, астенические расстройства являются основой, на которой формируются различные пограничные нервно-психические расстройства. В ряде случаев они приобретают затяжной и хронический характер. У пострадавших возникают смутное беспокойство, тревожное напряжение, дурные предчувствия, ожидание какого-то несчастья. Появляется «прислушивание к сигналам опасности», которыми могут оказаться сотрясение почвы от движущихся механизмов, неожиданный шум или, наоборот, тишина. Все это вызывает тревогу, сопровождающуюся напряжением мышц, дрожью в руках, ногах. Это способствует формированию стойких и длительных фобических расстройств. Наряду с фобиями, как правило, отмечается неуверенность, трудность в принятии даже простых решений, сомнения в верности и правильности собственных действий. Часто наблюдаются близкое к навязчивости постоянное обсуждение пережитой ситуации, воспоминания о прошлой жизни с ее идеализацией.
Другим видом проявления эмоционального напряжения являются психогенные депрессивные расстройства. Появляется своеобразное осознание «своей виновности» перед погибшими, возникает отвращение к жизни, сожаление, что выжил, а не погиб вместе с родственниками. Невозможность справиться с проблемами приводит к пассивности, разочарованию, снижению самооценки, чувству несостоятельности.
У людей, переживших экстремальную ситуацию, достаточно часто имеет место декомпенсация акцентуаций характера и психопатических личностных черт. При этом большое значение имеют как индивидуально значимая психотравмирующая ситуация, так и предшествовавший жизненный опыт и личностные установки каждого человека.
Наряду с отмеченными невротическими и психопатическими реакциями на всех трех этапах развития ситуации у пострадавших отмечаются вегетативные дисфункции и расстройства сна. Последние не только отражают весь комплекс невротических нарушений, но и в значительной мере способствуют их стабилизации и дальнейшему усугублению. Чаще всего затруднено засыпание, ему мешают чувство эмоционального напряжения, беспокойство. Ночной сон носит поверхностный характер, сопровождается кошмарными сновидениями, обычно кратковременен. Наиболее интенсивные сдвиги в функциональной активности вегетативной нервной системы проявляются в виде колебаний артериального давления, лабильности пульса, гипергидроза (повышенная потливость), озноба, головных болей, вестибулярных нарушений, желудочно-кишечных расстройств.
Во все указанные периоды развитие и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов:
1. особенность ситуации,
2. индивидуальное реагирование на происходящее,
3. социальные и организационные мероприятия.
Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при чрезвычайных ситуациях, могут быть классифицированы следующим образом:
Непосредственно во время события (катастрофа, стихийное бедствие и др.):
1) особенности ситуации: интенсивность ЧС; длительность ЧС; внезапность ЧС;
2) индивидуальные реакции: соматическое состояние; возраст подготовленность к ЧС; личностные особенности;
3)социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение»
При проведении спасательных работ после завершения опасного события:
1) особенности ситуации: «вторичные психогении»;
2) индивидуальные реакции: личностные особенности; индивидуальная оценка и восприятие ситуации; возраст;соматическое состояние;
3) социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение»;
На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации:
1) социально-психологическая и медицинская помощь: реабилитация; соматическое состояние;
2) социальные и организационные факторы: социальное устройство; компенсации.
Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.
Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Существует несколько классификаций фаз динамики состояния людей после психотравмирующих ситуаций.
Психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.
1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.
2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.
3. Фаза разочарования обычно длится от 3 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд. л
4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.
Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе М. М. Решетникова и др. (1989):
1. Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.
2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии. Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
3. «Стадия разрешения» - 3-12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируются настроение и самочувствие. Однако, по результатам наблюдений, у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления.
4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывающие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения.
Похожая информация.
Главным признаком непсихотического депрессивного расстройства является нарушение сна – у пациентов возникает затяжная бессонница. Также у них отсутствует спектр положительных эмоций, они могут остро реагировать на случайные слова, наблюдается повышенная тревожность. Лечение осуществляется несколькими способами. Наиболее эффективной в данном случае является медикаментозная терапия.
На сегодняшнем этапе развития психологических наук существует огромное количество классифицированных психических расстройств. Но, ни в коем случае нельзя сказать, что каждое расстройство можно было бы отличить всего лишь по одному критерию. Стоит упомянуть, что к со стороны неврологии. Это утверждение никак нельзя назвать общепринятым, но им пользуется как минимум 80% профессионалов. Это понятие могут использовать для объединения нерезко выраженных нарушений и психотических состояний. Непсихотические депрессивные расстройства не являются начинающими или же промежуточными стадиями психозов. Эти расстройства представляют собой проявления патологий, которые имеют свое начало и конец.
Методики диагностики непсихотического депрессивного расстройства
сами по себе по глубине, а также выраженности депрессивных проявлений. Расстройство может усугубиться или же проявиться из-за утраты близкого человека, причиненного морального или же материального ущерба. В клинической картине таких расстройств все чаще выдвигают на передний план постоянное подавленное настроение.Как можно диагностировать непсихотическое депрессивное расстройство?
При этом заболевании поставить диагноз самостоятельно не представляется возможным. Только квалифицированный доктор сможет помочь продиагностировать расстройство, а также назначить эффективное и правильное лечение, которое сможет вернуть Вас или Ваших близких к полноценной жизни. Тем не менее, существуют симптомы, которые могут свидетельствовать о развитии непсихотического депрессивного расстройства:![](https://i2.wp.com/israclinic.com/upload/medialibrary/1b1/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.jpg)
- первый признак заболевания – это нарушения полноценного сна, а также вегетативные дисфункции;
- излишняя эмоциональная реакция на события или слова;
- психопатические проявления на постоянной основе на протяжении какой-либо соматической болезни;
- сниженный фон настроения, плаксивость, но при этом сохранение критическое отношение к своему состоянию, а также к проявлениям заболевания;
Лечение непсихотического депрессивного расстройства
- назначение сильнодействующих препаратов, которые необходимо будет принимать весь период лечения. Это самый легкий способ избавиться от депрессивного расстройства;
- назначение пролонгированных препаратов в виде инъекций для выхода из острой стадии заболевания и профилактики его возникновения;
- назначение курса психотерапевтического лечения.
При открытых травмах мозга, осложнившихся гнойным менингитом, назначают большие дозы антибиотиков (бензилпенициллин до 30 000 000 ЕД в сутки), эндолюмбальные введения антибиотиков, сульфаниламидные препараты.
На 8-10-й день заболевания назначают рассасывающую терапию (64 УЕ лидазы и бийохинол внутримышечно до 15 инъекций), массаж, ЛФК. Коррекцию дисфункции катехоламиновой системы осуществляют поддерживающими дозами леводопа (0,5 г 3 раза в день после еды), В дальнейшем к рассасывающей терапии присоединяют внутривенные вливания натрия йодида (10 мл 10 % раствора; на курс-10-15 инъекций), внутрь назначают сайодин или 3 % раствор калия йодида на молоке, АТФ, фосфрен, тиамин, цианокобаламин. Рекомендуют це-ребролизин, анаболические стероиды, биогенные стимуляторы (экстракт алоэ жидкий для инъекций, стекловидное тело, ФиБС).
При астеническом синдроме необходимо сочетать стимулирующую терапию и седативные средства, снотворные препараты (эуноктин, радедорм). Превентивную противосудорожную терапию следует назначать при указании в анамнезе на судорожные припадки и появлении их после травмы, наличии на ЭЭГ во время бодрствования и сна пароксизмальных эпилептических разрядов и очаговых эпилептиформпых изменений (А. И. Нягу, 1982; В. С. Мерцалов, 1932). В зависимости от типа судорожной активности применяют фенобарбитал по 0,05 г днем и на ночь или бензонал по 0,1 г 2-3 раза в день, глюферал по 1 таблетке 2 раза в день, а также смесь фенобарбитала (0,1 г), дилантина (0,05 г), никотиновой кислоты (0,03 г), глюкозы (0,3 г) -по 1 порошку на ночь и 10-20 мг седуксена на ночь
В отдаленный период черепно-мозговой травмы выбор психотропных препаратов определяется психопатологическим синдромом (см. приложение 1). При астеническом состоянии с эмоциональной неустойчивостью и аксплозивностью назначают триоксазин по 0,3-0,9 г, нитразе-пам (радедорм, эуноктин) но 0,01 г на ночь; при астении с общей слабостью и абулическим компонентом - сапарал по 0,05 г 2-3 раза, сиднофен или сиднокарб по 0,005-0,01 г в день, настойки женьшеня, лимонника, аралии, азафен по 0,1-0,3 г в сутки. Больным с отдаленными последствиями травмы, в клинической картине которых преобладают вегетативно-сосудистые и ликвородинамические нарушения на фоне выраженной астении, рекомендуют лазеропунктуру (Я. В. Пишель, М. П. Шапиро, 1982).
При психопатоподобных состояниях назначают перициазин (неулеп-тил) по 0,015 г в день, небольшие дозы сульфозина, нейролептические средства в средних дозах; при маниакальном синдроме - алимемазин (терален), перициазип (неулептил), хлорпротиксен. Галоперидол, трифтазин (стелазин) вызывают выраженные экстрапирамидные нарушения, поэтому их применять не рекомендуется. Тревожно-депрессивные и ипохондрические синдромы купируют френолоном (0,005-0,03 г), эглонилом (0,2-0,6 г), амитриптилином (0,025-0,2 г), карбидином (0,025-0,15 г). При дисфориях и сумеречных состояниях сознания эффективны аминазин до 300 мг в сутки, седуксен (4 мл 0,5 % раствора) внутримышечно, этаперазин до 100 мг; при параноидных и галлюцина-торно-параноидных состояниях - аминазин, сонапакс, галоперидол; при «травматической эпилепсии» - противосудорожные препараты.
Формирование резидуального периода зависит от своевременности и адекватности социально-реадаптационных мероприятий. На начальных этапах необходимо проводить мероприятия, направленные на создание доброжелательного морально-психологического климата в окружении больного, вселять ему уверенность в выздоровлении и возможность продолжения трудовой деятельности. Рекомендуемый труд должен соответствовать функциональным возможностям, специальной и общеобразовательной подготовке, личным наклонностям больного. Противопоказаны работы в условиях шума, на высоте, транспорте, в жарком и
душном помещении. Необходим четкий режим дня - регулярный отдых, исключение перегрузок.
Одним из важных факторов в комплексной системе восстановления трудоспособности и снижения тяжести инвалидизации является диспансеризация с проведением в случае необходимости курсов патогенетического и симптоматического лечения, включая психотерапию, в амбулаторных, стационарных, санаторно-курортных условиях. Наиболее благоприятный трудовой прогноз у больных с астеническим синдромом, относительно благоприятный - при психопатоподобном синдроме в случае отсутствия выраженной прогредиентности. У больных с пароксиз-мальными нарушениями трудовой прогноз зависит от степени выраженности и характера изменений личности. Профессиональная трудоспособность у лиц с синдромом деменции стойко снижена или утрачивается. Трудовая адаптация возможна только в специально созданных условиях. Профессиональное переобучение должно осуществляться с учетом особенностей заболевания, трудовых навыков, интересов и функциональных возможностей больных. При врачебной экспертизе следует использовать все возможности восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий. Заключение о невменяемости и недееспособности обычно выносят при травматическом психозе, деменции или выраженной степени психоорганического синдрома.
СОМАТОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
РАССТРОЙСТВА
ОБЩАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Соматогенные психические заболевания - сборная группа психических расстройств, возникающих в результате соматических неинфекцнон-ных заболеваний. К ним относят нарушения психики при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, эндокринных, обменных и других болезнях. Психические нарушения сосудистого генеза (при гипертонической болезни, артериальной гипотензии и атеросклерозе) традиционно выделяют в самостоятельную группу,
Классификация соматогенных психических расстройств
1. Пограничные непсихотические расстройства: а) астенические, не-врозоподобные состояния, обусловленные соматическими неинфекционными заболеваниями (шифр 300.94), нарушением обмена веществ, роста и питания (300.95); б) непсихотические депрессивные расстройства, обусловленные соматическими неинфекционными заболеваниями (311.4), нарушением обмена веществ, роста и питания (311.5), другими и не-уточненными органическими заболеваниями головного мозга (311.89 и З11.9): в) неврозо- и психопатоподобные расстройства вследствие соматогенных органических поражений головного мозга (310.88 и 310.89).
2. Психотические состояния, развившиеся в результате функционального или органического поражения мозга: а) острые психозы (298.9 и
293.08)-астенической спутанности, делириозный, аментивный и другие
синдромы помрачения сознания; б) подострые затяжные психозы (298.9
и 293.18) -параноидный, депрессивно-параноидный, тревожно-параноидный, галлюцинаторно-параноидный. кататонический и другие синдромы;
в) хронические психозы (294) -корсаковскин синдром (294.08), галлю-
цинаторно-параноидный, сенестопато-ипохондрический, вербального галлюциноза и др. (294.8).
3. Дефектно-органические состояния: а) простой психоорганический
синдром (310.08 и 310.18); б) корсаковский синдром (294.08); в) де-
менция (294.18).
Соматические заболевания приобретают самостоятельное значение в возникновении расстройства психической деятельности, по отношению к которому они являются экзогенным фактором. Важное значение имеют механизмы гипоксии мозга, интоксикации, нарушения обмена веществ, нейрорефлекторных, иммунных, аутоиммунных реакции. С другой стороны, как отмечал Б. А. Целибеев (1972), соматогенные психозы нельзя понимать лишь как результат соматической болезни. В их развитии играют роль предрасположенность к психопатологическому типу реагирования, психологические особенности личности, психогенные воздействия.
Проблема соматогенной психической патологии приобретает все большие значение в связи с ростом сердечно-сосудистой патологии. Патоморфоз психических заболеваний проявляется так называемой сома-тизацией, преобладанием непсихотических расстройств над психотическими, «телесных» симптомов над психопатологическими. Больные с вялотекущими, «стертыми» формами психоза иногда попадают в общесоматические больницы, а тяжелые формы соматических заболеваний нередко бывают нераспознанными в виду того, что субъективные проявления болезни «перекрывают» объективные соматические симптомы.
Психические нарушения наблюдаются при острых кратковременных, затяжных и хронических соматических заболеваниях. Они проявляются в виде непсихотических (астенических, астенодепрессивных, астенодисти-мических, астеноипохондрических, тревожно-фобических, истероформ-ных), психотических (делириозных, делириозно-аментивных, онириче-ских, сумеречных, кататонических, галлюцинаторно-параноидных), дефектно-органических (психоорганического синдрома и деменцни) состояний.
По данным В. А. Ромасснко и К. А. Скворцова (1961), Б. А. Цели-беева (1972), А. К. Добржанской (1973), экзогенный характер психических нарушений неспецифического типа обычно наблюдается при остром течении соматической болезни. В случаях хронического ее течения с диффузным поражением головного мозга токсико-аноксического характера чаще, чем при инфекциях, отмечается тенденция к эндоформ-ности психопатологической симптоматики.
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Психические нарушения при заболеваниях сердца. Одной из наиболее часто выявляемых форм поражения сердца является ишемическая болезнь сердца (ИБС). В соответствии с классификацией ВОЗ к ИБС относят стенокардию напряжения и покоя, острую очаговую дистрофию миокарда, мелко- и крупноочаговый инфаркт миокарда. Коронаро-церебральные нарушения всегда сочетанные. При заболеваниях сердца отмечается мозговая гипоксия, при поражениях мозговых сосудов об-наруживают гипоксические изменения в сердце.
Панические расстройства, возникающие вследствие острой сердечной недостаточности, могут выражаться синдромами нарушенного сознания, чаще всего в форме оглушенности и делирия, характеризующегося
нестойкостью галлюцинаторных переживаний.
Психические нарушения при инфаркте миокарда систематически стали изучать в последние десятилетия (И. Г. Равкин, 1957, 1959; Л. Г. Урсова, 1967, 1968). Описаны депрессивные состояния, синдромы нарушенного сознания с психомоторным возбуждением, эйфория. Нередко формируются сверхценные образования. При мелкоочаговом инфаркте миокарда развивается выраженный астенический синдром со слезливостью, общей слабостью, иногда тошнотой, ознобом, тахикардией, субфебрильной температурой тела. При крупноочаговом инфаркте с поражением передней стенки левого желудочка возникают тревога, страх смерти; при инфаркте задней стенки левого желудочка наблюдаются эйфория, многоречивость, недостаточность критики к своему состоянию с попытками вставать с постели, просьбами дать какую-либо работу. В постинфарктном состоянии отмечаются вялость, резкая утомляемость, ипохондричность. Часто развивается фобический синдром- ожидание боли, страх повторного инфаркта, подниматься с постели в тот период, когда врачи рекомендуют активный режим.
Психические нарушения возникают также при пороках сердца, на что указывали В. М. Банщиков, И. С. Романова (1961), Г. В. Морозов, М. С. Лебединский (1972). При ревматических пороках сердца В. В. Ковалев (1974) выделил следующие варианты психических расстройств: 1) пограничные (астенические), неврозоподобные (неврастеноподобные) с вегетативними нарушениями, церебрастенические с легкими проявлениями органической церебральной недостаточности, эйфорическим или депрессивно-дистимическим настроением, истероформные, астеноипохондрические состояния; невротические реакции депрессивного, депресивно-ипохондрического и псевдоэйфорического типов; патологическое развитие личности (психопатоподобное); 2) психотические кардиогенные психозы) -острые с делириозной или аментивной симптоматикой и подострые, затяжные (тревожно-депрессивные, депрессивно-параноидные, галлюцинаторно-параиоидные); 3) энцефалопатические (психоорганические) - психорганический, эпилептоформный и корса-
ковский синдромы. Врожденные пороки сердца часто сопровождаются признаками психофизического инфантилизма, астенического, неврозо- и психопатоподобного состояний, невротическими реакциями, задержкой интеллектуального развития.
В настоящее время широко выполняют операции на сердце. Хирурги и кардиологи-терапевты отмечают диспропорцию между объективными физическими возможностями оперированных больных и относительно низкими фактическими показателями реабилитации лиц, перенесших операции на сердце (Е. И. Чазов, 1975; Н. М. Амосов и соавт., 1980; С. Bernard, 1968). Одной из наиболее существенных причин данной диспропорции является психологическая дезадаптация лиц, перенесших операцию на сердце. При обследовании больных с патологией сердечнососудистой системы установлено наличие у них выраженных форм личностных реакций (Г. В. Морозов, М. С. Лебединский, 1972; А. М. Вейн и соавт., 1974). Н. К. Боголепов (1938), Л. О. Бадалян (1963), В. В. Михеев (1979) указывают на высокую частоту этих расстройств (70- 100 %). Изменения нервной системы при пороках сердца описал Л. О. Бадалян (1973. 1976). Недостаточность кровообращения, возникающая при пороках сердца, приводит к хронической гипоксии мозга, возникновению общемозговой и очаговой неврологической симптоматики, в том числе в виде судорожных припадков.
У больных, оперированных по поводу ревматических пороков сердца, обычно наблюдаются жалобы на головную боль, головокружение, бессонницу, онемение и похолодание конечностей, боль в области сердца и за грудиной, удушье, быструю утомляемость, одышку, усиливающуюся при физическом напряжении, слабость конвергенции, снижение корнеальных рефлексов, гипотонию мышц, снижение периостальных и сухожильных рефлексов, расстройства сознания, чаще в виде обмороков, указывающие на нарушение кровообращения в системе позвоночных и базилярной артерий и в бассейне внутренней сонной артерии.
Психические расстройства, возникающие после кардиохирургнческо-го вмешательства, являются следствием не только церебрально-сосудистых нарушений, но и личностной реакции. В. А. Скумин (1978, 1980) выделил «кардиопротезный психопатологический синдром», часто возникающий при имплантации митрального клапана или многоклапанном протезировании. Вследствие шумовых явлений, связанных с деятельностью искусственного клапана, нарушения рецептивных полей в месте его вживления и расстройства ритма сердечной деятельности внимание больных приковано к работе сердца. У них возникают опасения и страхи о возможном «отрыве клапана», его поломке. Угнетенное настроение усиливается к ночи, когда шум от работы искусственных клапанов слышен особенно четко. Только днем, когда больной видит рядом медицинский персонал, он может уснуть. Вырабатывается отрицательное отношение к активной деятельности, возникает тревожно-депрессивный фон настроения с возможностью суицидальных действий.
В. В. Ковалев (1974) в неосложненный послеоперационный период отмечал у больных астеноадинамические состояния, сенситивность, преходящую или устойчивую интеллектуально-мнестическую недостаточность. После операций с соматическими осложнениями нередко возникают острые психозы с помрачением сознания (делириозный, дели-риозно-аментивиый и делириозно-онейроидный синдромы), подострые абортивные и затяжные психозы (тревожно-депрессивный, депрессивно-ипохондрический, депрессивно-параноидный синдромы) и эпилептиформ-ные пароксизмы.
Психические расстройства у больных с почечной патологией . Психические нарушения при почечной патологии наблюдаются у 20-25 % заболевших лиц (В. Г. Вогралик, 1948), однако не все они попадают в поле зрения психиатров (А. Г. Наку, Г. Н. Герман, 1981). Отмечают выраженные нарушения психики, развивающиеся после трансплантации почек и гемодиализа. А. Г. Наку и Г. Н. Герман (1981) выделяли типичные нефрогенные и атипичные нефрогенные психозы с обязательным наличием астенического фона. К 1-й группе авторы относят астению, психотические и непсихотические формы расстроенного сознания, ко 2-и - эндоформные и органические психотические синдромы (включение синдромов астении и инепсихотического нарушения сознания в состав психотических состояний мы считаем ошибочным).
Астения при почечной патологии, как правило, предшествует диагностике поражения почек. Отмечаются неприятные ощущения в теле, «несвежая голова», особенно по утрам, кошмарные сновидения, затруднения в сосредоточении внимания, чувство разбитости, подавленное настроение, соматоневрологические проявления (обложенный язык, серовато-бледный цвет лица, неустойчивость артериального давления, ознобы и профузная потливость по ночам, неприятное ощущение в пояснице).
Астенический нефрогенный симптомокомплекс характеризуется постоянным усложнением и нарастанием симптоматики, вплоть до состояния астенической спутанности, при которой больные не улавливают изменений в ситуации, не замечают нужных им, рядом лежащих предметов. При нарастании почечной недостаточности астеническое состояние может смениться аменцией. Характерной чертой нефрогенной астении является адинамия с невозможностью или трудностью мобилизовать себя на выполнение действия при понимании необходимости такой мобилизации. Больные большую часть времени проводят в постели, что не всегда оправдано тяжестью почечной патологии. По мнению А. Г. Наку и Г. Н. Герман (1981), часто наблюдающаяся смена астеноадинами-ческих состояний астеносубдепрессивными - показатель улучшения соматического состояния больного, признак «аффективной активации», хотя и проходит через выраженную стадию депрессивного состояния с идеями самоуничижения (ненужности, никчемности, обузы для семьи).
Синдромы помраченного сознания в форме делирия и аменции при пефропатиях протекают тяжело, нередко больные умирают. Выде-
ляют два варианта аментивного синдрома (А. Г. Наку, Г. Н. Герман, 1981). отражающих тяжесть почечной патологии и имеющих прогностическое значение: гиперкинетический, при котором уремическая интоксикация нерезко выражена, и гипокинетический с нарастающей декомпенсацией деятельности почек, резким повышением артериального давления. Тяжелые формы уремии иногда сопровождаются психозами по типу острого бреда и заканчиваются летальным исходом после периода оглу шенности с резким двигательным беспокойством, отрывочными бредовыми идеями. При ухудшении состояния продуктивные формы расстроенного сознания сменяются непродуктивными, нарастают адинамия, сомно-ленция.
Психотические расстройства в случае затяжных и хронических заболеваний почек проявляются сложными синдромами, наблюдаемыми на фоне астении: тревожно-депрессивным, депрессивно- и галлюцинаторно-параноидным и кататоническим. Нарастание уремического токсикоза сопровождается эпизодами психотического помрачения сознания, признаками органического поражения центральной нервной системы, эпилептиформными пароксизмами и интеллектуально-мнестическими расстройствами.
По данным Б. А. Лебедева (1979), у 33 % обследованных больных на фоне выраженной астении отмечаются психические реакции депрессивного и истерического типов, у остальных - адекватная оценка своего состояния со снижением настроения, пониманием возможного исхода. Астения нередко может препятствовать развитию невротических реакций. Иногда в случаях незначительной выраженности астенических симптомов возникают истерические реакции, которые исчезают при нарастании тяжести болезни,
Реоэнцефалографическое обследование больных хроническими заболеваниями почек дает возможность выявить снижение тонуса сосудов при незначительном уменьшении их эластичности и признаки нарушения венозного тока, которые проявляются увеличением венозной волны (пресистолической) в конце катакротической фазы и наблюдаются у лиц, длительное время страдающих артериальной гипертензией. Характерна неустойчивость сосудистого тонуса, преимущественно в системе позвоночных и базилярной артерий. При легких формах заболевания почек в пульсовом кровенаполнении выраженных отклонений от нормы не отмечается (Л. В. Плетнева. 1979).
В поздних стадиях хронической почечной недостаточности и при выраженной интоксикации проводят органозамещающие операции и гемодиализ. После пересадки почек и во время диализной стабильной субуремии наблюдается хроническая нефрогенная токсикодизгомеоста-тическая энцефалопатия (М. А. Цивилько и соавт., 1979). У больных отмечаются слабость, расстройства сна, угнетение настроения, иногда быстрое нарастание адинамии, оглушенности, появляются судорожные припадки. Считают, что синдромы помраченного сознания (делирий, аменция)возникают вследствие сосудистых расстройств и послеопера-
ционной астении, а синдромы выключения сознания - в результате уремической интоксикации. В процессе лечения гемодиализом наблюдаются случаи интеллектуально-мнестических нарушений, органического поражения головного мозга с постепенным нарастанием вялости, потерей интереса к окружающему. При длительном применении диализа развивается психоорганнческий синдром - «диализно-уремнческая деменция», для которой характерна глубокая астения.
При пересадке почек применяют большие дозы гормонов, что может повлечь за собой расстройства вегетативной регуляции. В период острой недостаточности трансплантата, когда азотемия достигает 32,1 - 33,6 ммоль, а гиперкалиемия - до 7,0 мэкв/л, могут возникнуть геморрагические явления (обильное носовое кровотечение и геморрагическая сыпь), парезы, параличи. При электроэнцефалографическом исследовании обнаруживают стойкую десинхронизацию с почти полным исчезновением альфа-активности и преобладанием медленноволновой активности. При реоэнцефалографическом исследовании выявляют выраженные изменения сосудистого тонуса: неравномерность волн по форме и величине, дополнительные венозные волны. Резко усиливается астения, развиваются субкоматозное и коматозное состояния.
Психические нарушения при заболеваниях пищеварительного тракта . Заболевания органов пищеварения занимают второе место в общей заболеваемости населения, уступая лишь сердечно-сосудистой патологии.
Нарушения психических функций при патологии пищеварительного тракта чаще ограничиваются заострением характерологических черт, астеническим синдромом и неврозоподобными состояниями. Гастрит, язвенная болезнь и неспецифический колит сопровождаются истощае-мостью психических функций, сенситивностью, лабильностью или торпидностью эмоциональных реакций, гневливостью, склонностью к ипохондрической трактовке болезни, канцерофобии. При желудочно-пище-водном рефлюксе наблюдаются невротические расстройства (неврастенический синдром и явления навязчивости), предшествующие симптомам пищеварительного тракта. Утверждения больных о возможности у них злокачественного новообразования отмечаются в рамках сверхценных ипохондрических и паранойяльных образований. Жалобы на ухудшение памяти связаны с расстройством внимания, обусловленным как фиксацией па ощущениях, вызванных основным заболеванием, так и депрессивным настроением.
Осложнением операций резекции желудка при язвенной болезни является демпинг-синдром, который следует отграничивать от истерических расстройств. Под демпинг-синдромом понимают вегетативные кризы, приступообразно возникающие по типу гипо- или гипергликеми-ческих непосредственно после приема пищи или спустя 20-30 мин,
иногда 1-2 ч.
Гипергликемические кризы появляются после приема горячей пиши, содержащей легкоусвояемые углеводы. Внезапно возникает головная боль с головокружением, шумом в ушах, реже -рвотой, сонливостью,
тремор. Могут появляться «черные точки», «мушки» перед глазами, расстройства схемы тела, неустойчивость, зыбкость предметов. Заканчиваются они обильным мочеиспусканием, сонливостью. На высоте приступа повышаются уровень сахара и артериальное давление.
Гипогликемические кризы наступают вне приема пищи: появляются слабость, потливость, головная боль, головокружение. После приема пищи они быстро купируются. Во время криза уровень сахара в крови снижается, наблюдается падение артериального давления. Возможны расстройства сознания на высоте криза. Иногда кризы развиваются в утренние часы после сна (Р. Е. Гальперина, 1969). При отсутствии своевременной терапевтической коррекции не исключена истерическая фиксация этого состояния.
Психические нарушения при раке . Клиническая картина новообразований головного мозга определяется их локализацией. С ростом опу-холи больше выступают общемозговые симптомы. Наблюдаются практически все виды психопатологических синдромов, в том числе астенический, психоорганический, параноидный, галлюцинаторно-параноидный (А. С. Шмарьян, 1949; И. Я. Раздольский, 1954; А. Л. Абашев-Констан-тиновский, 1973). Иногда опухоль головного мозга выявляют на секции умерших лиц, лечившихся по поводу шизофрении, эпилепсии.
При злокачественных новообразованиях внечерепной локализации В. А. Ромасенко и К. А. Скворцов (1961) отмечали зависимость психических расстройств от стадии течения рака. В начальный период наблюдаются заострение характерологических черт больных, невротические реакции, астенические явления. В развернутой фазе наиболее часто отмечаются астенодепрессивные состояния, анозогнозии. При раке внутренних органов в манифестной и преимущественно терминальной стадиях наблюдаются состояния «тихого делирия» с адинамией, эпизодами делириозных и онирических переживаний, сменяющихся оглушенностью или приступами возбуждения с отрывочными бредовыми высказываниями; делириозно-аментивные состояния; параноидные состояния с бредом отношения, отравления, ущерба; депрессивные состояния с деперсона-лизационными явлениями, сенестопатиями; реактивные истерические психозы. Характерны нестойкость, динамизм, частая смена психотических синдромов. В терминальной стадии постепенно нарастает угнетение сознания (оглушенность, сопор, кома).
Психические расстройства послеродового периода . Выделяют четыре группы психозов, возникающих в связи с родами: 1) родовые; 2) собственно послеродовые; 3) психозы периода лактации; 4) спровоцированные родами эндогенные психозы. Психическая патология послеродового периода не представляет самостоятельной нозологической формы. Общей для всей группы психозов является ситуация, в которой они возникают. Родовые психозы - это психогенные реакции, развивающиеся, как правило, у первородящих женщин. Они обусловлены страхом ожидания боли, неизвестного, пугающего события. При первых признаках начи-
нающихся родов у некоторых рожениц может развиться невротическая
или психотическая реакция, при которой на фоне суженного сознания появляются истерический плач, смех, крик, иногда фугиформные реакции, реже - истерический мутизм. Роженицы отказываются от выполнения инструкций, предлагаемых медицинским персоналом. Продолжительность реакций - от нескольких минут до 0,5 ч, иногда дольше.
Послеродовые психозы условно делят на собственно послеродовые и психозы периода лактации.
Собственно послеродовые психозы развиваются на протяжении первых 1-6 нед после родов, нередко в родильном доме. Причины их возникновения: токсикоз второй половины беременности, тя-желые роды с массивной травматизацией тканей, задержка отделения плаценты, кровотечения, эндометриты, маститы и др. Решающая роль в их появлении принадлежит родовой инфекции, предрасполагающим моментом является токсикоз второй половины беременности. В то же время наблюдаются психозы, возникновение которых нельзя объяснить послеродовой инфекцией. Основными причинами их развития являются травматизация родовых путей, интоксикации, нейрорефлекторные и пси-хотравмирующие факторы в их совокупности. Собственно послеродовые психозы чаще наблюдаются у первородящих женщин. Число заболев-ших женщин, родивших мальчиков, почти в 2 раза больше, чем женщин, родивших девочек.
Психопатологическая симптоматика характеризуется острым началом, возникает спустя 2-3 нед, а иногда через 2-3 дня после родов на фоне повышенной температуры тела. Родильницы беспокойны, постепенно их действия становятся беспорядочными, утрачивается речевой контакт. Развивается аменция, которая в тяжелых случаях переходит в сопорозное состояние.
Аменция при послеродовых психозах характеризуется маловыра-женной динамикой на протяжении всего периода заболевания. Выход из аментивного состояния критический, с последующей лакунарной амнезией. Не наблюдается затяжных астенических состояний, как это бывает при психозах лактации.
Кататоническая (кататоно-онейроидная) форма наблюдается реже. Особенностью послеродовой кататонии являются слабая выраженность и нестойкость симптоматики, сочетание ее с онирическими расстройствами сознания. При послеродовой кататонии нет закономерности нарастания скованности, как при эндогенной кататонии, не наблюдается активного негативизма. Характерна нестойкость кататонических симптомов, эпизодичность онейроидных переживаний, их чередование с состояниями оглушенности. При ослаблении кататоническнх явлений больные начинают принимать пищу, отвечать на вопросы. После выздоровления критически относятся к пережитому.
Депрессивно-параноидный синдром развивается на фоне нерезко выраженной оглушенности. Для него характерна «матовая» депрессия. Если оглушенность усиливается, депрессия сглаживается, больные безучастны, не отвечают на вопросы. Идеи самообвинения связаны с не-
состоятельностью больных в этот период. Нередко обнаруживают явления психической анестезии.
Дифференциальная диагностика послеродовой и эндогенной депрессии основывается на наличии при послеродовой депрессии изменения ее глубины в зависимости от состояния сознания, утяжеления депрессии к ночи. У таких больных в бредоподобной трактовке своей несостоятельности больше звучит соматический компонент, в то время как при эндогенной депрессии заниженная самооценка касается личностных качеств
Пограничные показатели интеллекта (IQ в зоне 70-80 ед.) требуют выделения ведущего патопсихологического симптомокомплекса.
В отличие от тотального поражения при У.О. органический симптомокомплекс характеризуется таким основным признаком, как мозаичность поражения психической деятельности.
Задержанное развитие (органического генеза) проявляется в отставании развития наиболее молодых структур мозга (функции регуляции, контроля), негрубом органическом повреждении мозга с выпадением структурных и функциональных элементов, необходимых для осуществления анализа, синтеза, абстрагирования и других интеллектуальных процессов. В то же время, потенциальные интеллектуальные возможности (способность к обучению, принятию помощи, переносу) остаются относительно сохранными.
Явления интеллектуальной недостаточности в структуре органического симптомокомплекса формируются на фоне дефицита памяти, внимания в форме отвлекаемости, истощаемости, «мерцающего» характера продуктивной деятельности. Характерны нарушения эмоционально-волевых (неуправляемость, раздражительность, «обнаженность», неуравновешенность) и других компонентов формирующейся личности.
2. У.О. следует дифференцировать с деменцией, представляющей снижение интеллектуальных функций. Под деменцией обычно понимают стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение, упадок вследствие деструктивных изменений в мозговой ткани. Деменция характеризуется утратой когнитивных способностей вследствие болезненного процесса, поражающего головной мозг, причем эта утрата носит настолько выраженный характер, что приводит к нарушениям социальной и профессиональной деятельности больного.
Полная клиническая картина деменции у детей включает ослабление познавательной деятельности в творческом мышлении, способности к абстрагированию вплоть до невозможности выполнения простых логических задач, нарушениях памяти и критики к своему состоянию с определенными личностными изменениями, а также в обеднении чувств. В далеко зашедших случаях психика представляет собой «развалины душевной организации».
В отличие от умственной отсталости при деменции утрата ранее приобретенных интеллектуальных способностей соотносится не со средней величиной, а с преморбидом, т.е. до начала развития заболевания (например энцефалита, эпилепсии) больной ребенок имел более высокий уровень интеллектуального развития.
3. Умственную отсталость часто приходится дифференцировать с аутистическим расстройством, отличительным признаком которого являются тяжелые нарушения межличностных контактов и грубый дефицит коммуникативных навыков, что не наблюдается при интеллектуальном недоразвитии.
Кроме того, для аутистического симптомокомплекса характерны расстройства социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными движениями и действиями, тяжелые нарушения социально-эмоционального взаимодействия, специфические нарушения речи, творчества и фантазии. Часто аутистический симптомокомплекс сочетается с интеллектуальным недоразвитием.
4. Церебральные приступы, при которых отмечаются преходящие нарушения когнитивных функций. Критерий - данные ЭЭГ в комбинации с наблюдением за поведением и соответствующие экспериментально-психологические методики.
Синдром Ландау-Клеффнера (наследственная афазия с эпилепсией): дети после периода нормального речевого развития утрачивают речь, но интеллект может оставаться сохранным. Вначале это расстройство сопровождается пароксизмальными нарушениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими приступами. Заболевание начинается в возрасте 3-7 лет, причем утрата речи может происходить в течение нескольких дней или недель. Предположительная этиология - воспалительный процесс (энцефалит).
5. Наследственные дегенеративные заболевания, нейроинфекции: тщательный сбор анамнеза, выраженность органического фона, неврологическая микросимптоматика, а также серологическое исследование крови на определенные маркеры инфекционных заболеваний.
6. Умственную отсталость необходимо отличать от интеллектуальной недостаточности, развивающейся вследствие выраженной безнадзорности и недостаточных требований к ребенку, лишении его стимулирующих факторов среды - например при сенсорной или культурной депривации.
Лечение
Так как в большинстве случаев лечение является не этиотропным, а симптоматическим, то в терапевтический план необходимо включать те сферы, которые наиболее доступны терапии и в которых пациент испытывает больше затруднений в повседневной жизни.
Целями медикаментозного лечения являются преходящие тяжелые нарушения поведения, аффективная возбудимость, неврозоподобные расстройства. Среди других видов терапевтических вмешательств применяется поведенческая терапия, направленная на развитие самостоятельности, умения заботиться о себе, делать покупки, занимать себя.
В качестве психолого-педагогической коррекции предлагается максимально ранняя помощь больным детям и их родителям. Эта помощь включает в себя сенсорную, эмоциональную стимуляцию, упражнения по развитию речи и моторики, овладению навыками чтения и письма. Занятия по обучению чтению способствуют развитию устной речи. Предлагаются специальные приемы, облегчающие усвоение этих навыков больными детьми: чтение целыми короткими словами (без звукобуквенного анализа), усвоение счета механически и на наглядном материале и т. д.
Проводится семейное консультирование близких лиц и социального окружения, что опосредованно стимулирует развитие детей, способствует достижению реальных установок в отношении детей, страдающих умственной отсталостью, и обучению адекватным способам взаимодействия с ними. Не все родители могут самостоятельно справиться с таким горем. Кроме того, в этих семьях часто растут и интеллектуально сохранные дети. Они также нуждаются в психологической поддержке.
Обучение детей проводится по специальным программам, чаще дифференцированно в специальных школах.
При судебно-психиатрической экспертизе подростков, страдающих легкой степенью У.О., эксперты сталкиваются с необходимостью применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких теоретических и практических дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков, психология развития. Это предопределяет предпочтительность проведения в подобных случаях комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, учитывающей не только глубину имеющегося дефекта, но и возможности прогнозирования подростком последствий своих поступков и наличие других выявляемых у него клинических особенностей. При легкой степени У.О. невменяемыми признаются единицы подростков. Подростки, признанные вменяемыми, учитываются судом согласно ст.22 УК РФ, нуждаются в повышенном внимании в ходе предварительного следствия, заслуживают снисхождения и нередко во время исполнения наказания им показано лечение.
Реабилитация
Под реабилитацией понимают применение всех мероприятий, которые при умственной отсталости помогают приспосабливаться к требованиям обучения, профессиональной и общественной жизни. Отдельные компоненты реабилитации при умственной отсталости, как правило, выделяют с учетом международной классификации ВОЗ. В ней различают повреждение (impairment), ограничения функций индивида (disability) и социальную несостоятельность (handicap). Так как повреждение, как правило, устранить уже невозможно, реабилитационные мероприятия направлены на два последних компонента - улучшение функциональных возможностей индивида и уменьшение отрицательных социальных воздействий. С этой целью разработаны ступенчатые программы, с помощью которых интегрируют пациентов в профессиональную деятельность и в общество. Следует назвать разные виды специальных школ, интегративных школ, специализированных интернатов для обучения профессии и получения профессионального образования, лечебно-трудовые мастерские, которые имеют рабочие места, оборудованные в соответствии со способностями и возможностями больных.
Динамика и прогноз зависят от вида и степени выраженности интеллектуального недоразвития, от возможной прогредиентности расстройства и от условий развития. В последние годы произошло изменение отношения к обслуживанию умственно отсталых детей в плане большей интеграции их в общество. В детские коллективы.
Инвалидность: легкая степень умственной отсталости не является показанием для направления на медико-социальную экспертизу. Легкая умственная отсталость с нарушением поведения может быть представлена на МСЭ после обследования и лечения в условиях дневного и круглосуточного стационаров при недостаточной эффективности проведенной терапии в амбулаторных условиях. Инвалидами являются дети с умеренной, тяжелой и глубокой формами умственной отсталости.
Профилактика умственной отсталости
Первичная профилактика умственной отсталости:
1. серьезная угроза УО – употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, табачных изделий и многих лекарственных препаратов, а также действие сильного магнитного поля, токов высокой частоты.
2. Риск для плода представляют многие химические вещества (моющие вещества, инсектициды, гербициды), случайно попадающие в организм будущей матери, соли тяжелых металлов, йододефицитное состояние матери.
3. Тяжелое повреждение плода вызывают хронические инфекционные болезни беременной женщины (токсоплазмоз, сифилис, туберкулез и др.). Опасны также острые вирусные инфекции: краснуха, грипп, гепатит.
4. Своевременная диагностика и лечение энзимопатий (диета и заместительная терапия).
5. Предупреждение недоношенности плода и правильное ведение родов.
6. Генетическое консультирование.
Профилактика осложнений умственной отсталости:
1. Предупреждение воздействия дополнительных экзогенных повреждающих факторов: травмы, инфекции, интоксикации и д.р.
2. Создание психологически благоприятных условий для гармоничного развития ребенка, страдающего умственной отсталостью, проведение его профессиональной ориентации и социальной адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский О.Г. «Психиатрия. Социальные аспекты», М: Вузовская книга, 2007
2. Гиллберг К., Хеллгрен Д. «Психиатрия детского и подросткового возраста», ГЭОТАР-Медиа, 2004
3. Гофман А.Г. «Психиатрия. Справочник для врачей», Медпресс-информ, 2010
4. Гудман Р.,Скот С. «Детская психиатрия»,Триада-Х,2008.
5. Долецкий С.Я. Морфофункциональная незрелость организма ребенка и ее значение в патологии// Нарушение созревания структур и функций детского организма и их значение для клиники и социальной адаптации. - М.: Медицина, 1996.
6. Жариков Н.Н., Тюльпин Ю.Г. «Психиатрия», МИА, 2009
7. Исаев Д.Н. «Психопатология детского возраста», Медпресс-информ, 2006
8. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 2. Пер. с англ. - М: Медицина, 2004.
9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Медицина, 1995.
10. Ремшид X. Детская и подростковая психиатрия\ пер. с нем. Т.Н.Дмитриевой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
11. Снежневский А.В. «Общая психопатология», Медпрес-информ, 2008
12. Сухарева Г.Д. «Клинические лекции по психиатии детского возраста», Медпресс-информ, 2007
13. Ушаков Г.К. «Детская психиатрия», Медицина, 2007
Что такое и как выражаются психические расстройства?
Термин "психическое расстройство" относится к огромному числу разных болезненных состояний.
Психотические расстройства являются весьма распространенным видом патологии. Данные статистики в разных регионах отличаются друг от друга, что связано с различными подходами и возможностями выявления и учета этих порой сложных для диагностики состояний. В среднем, частота эндогенных психозов составляет 3-5% от численности населения.Точных сведений о распространенности среди населения экзогенных психозов (греч. exo - вне, genesis - происхождение.
Вариант развития психического расстройства вследствие воздействия внешних, находящихся вне организма причин) нет, и это объясняется тем фактом, что большая часть этих состояний приходится на больных наркоманией и алкоголизмом.
Психотические расстройства могут встречаться при целом ряде психических заболеваний: болезни Альцгеймера, старческом слабоумии, хроническом алкоголизме, наркомании, эпилепсии, олигофрении и т.д..
Человек может перенести преходящее психотическое состояние, вызванное приемом некоторых лекарственных средств, наркотиков, либо так называемый психогенный или "реактивный" психоз, возникающий вследствие воздействия сильной психической травмы (стрессовой ситуации с опасностью для жизни, потери близкого человека и т.д.). Нередко встречаются так называемые инфекционные (развивающиеся вследствие тяжелого инфекционного заболевания), соматогенные (вызванные тяжелой соматической патологией, например инфарктом миокарда) и интоксикационные психозы. Самым ярким примером последних служит алкогольный делирий - "белая горячка".
Есть еще один важный признак, который делит психические расстройства на два резко отличающихся друг от друга класса:
психозы и непсихотические расстройства.
Непсихотические расстройства проявляются, главным образом, психологическими явлениями, свойственными и здоровым людям. Речь идет об изменении настроения, страхах, тревоге, нарушениях сна, навязчивых мыслях и сомнениях и т.п.
Непсихотические расстройства
встречаются гораздо чаще, чем психозы.
Как уже говорилось выше, наиболее легкие из них хотя бы раз в жизни переносит каждый третий.
Психозы
встречаются гораздо реже.
Наиболее тяжелые из них чаще всего встречаются в рамках шизофрении, - болезни, составляющей центральную проблему современной психиатрии.
Распространенность шизофрении составляет 1% населения, то есть ею страдает примерно один человек из каждой сотни.
Разница состоит в том, что у здоровых все эти явления возникают в отчетливой и адекватной связи с ситуацией, а у больных - вне такой связи. Кроме того, длительность и интенсивность болезненных явлений такого рода не идет ни в какое сравнение с аналогичными явлениями, возникающими у здоровых людей.
Психозы характеризуются возникновением психологических феноменов, которые никогда не встречаются в норме.
Важнейшими из них являются бред и галлюцинации.
Эти расстройства способны радикально изменить представление больного об окружающем мире и даже о себе самом.
Психоз связан также с грубыми расстройствами поведения.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЗЫ?
О том, что такое психоз.
Представим себе, что наша психика - зеркало, задача которого - как можно точнее отражать реальность. Мы судим о реальности именно с помощью этого отражения, ведь никакого другого способа у нас нет. Мы сами - тоже часть реальности, поэтому наше «зеркало» должно правильно отражать не только окружающий нас мир, но и нас самих в этом мире. Если зеркало цело, ровно, хорошо отполировано и чисто, мир отражается в нем правильно (не будем придираться к тому, что никто из нас не воспринимает реальность абсолютно адекватно - это совсем другая проблема).
Но что произойдет, если зеркало испачкается, или покривится, или разобьется на куски? Отражение в нем более или менее пострадает. Это «более или менее» очень важно. Суть всякого психического расстройства заключается в том, что больной воспринимает реальность не совсем такой, какая она есть на самом деле. Степень искажения реальности в восприятии больного определяет - психоз у него или более легкое болезненное состояние.
К сожалению, не существует общепринятого определения понятия «психоз». Всегда подчеркивается, что главный признак психоза - серьезное искажение реальности, грубая деформация восприятия окружающего мира. Картина мира, представляющаяся больному, может настолько сильно отличаться от действительности, что говорят о «новой реальности», которую создает психоз. Даже если в структуре психоза нет расстройств, прямо связанных с нарушениями мышления и целенаправленного поведения, высказывания и поступки больного воспринимается окружающими как странные и нелепые; ведь он живет в «новой реальности», которая может не иметь ничего общего с объективной ситуацией.
В искажении реальности «повинны» феномены, которые никогда и ни в каком виде (даже в намеке) не встречаются в норме. Самые характерные из них - бред и галлюцинации; они участвуют в структуре большинства синдромов, которые принято называть психозами.
Одновременно с их возникновением утрачивается способность к критической оценке своего состояния", проще говоря, больной не может допустить мысль, что все
происходящее ему только кажется.
«Грубая деформация восприятия окружающего мира» возникает потому, что «зеркало», с помощью которого мы о нем судим, начинает отражать явления, которых в нем нет.
Итак, психоз - болезненное состояние, которое определяется возникновением никогда не встречающихся в норме симптомов, чаще всего - бреда и галлюцинаций. Они приводят к тому, что реальность в восприятии больного очень сильно отличается от объективного положения вещей. Психоз сопровождается расстройством поведения, иногда очень грубым. Оно может зависеть и от того, как больной представляет себе ситуацию, в которой он находится (например, он может спасаться от мнимой угрозы), и от утраты способности к целесообразной деятельности.
Отрывок из книги.
Ротштейн В.Г. "Психиатрия наука или искуство?"
Под психозами (психотическими расстройствами) понимают самые яркие проявления психических заболеваний, при которых психическая деятельность больного не соответствует окружающей действительности, отражение реального мира в сознании резко искажено, что проявляется в нарушениях поведения, появлении несвойственных в норме патологических симптомов и синдромов.
Проявлениями психических заболеваний служат нарушения психики и поведения человека. По тяжести течения патологического процесса различают более выраженные формы психических заболеваний - психозы и более легкие - неврозы, психопатические состояния, некоторые формы аффективной патологии.
ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ПСИХОЗОВ.
Наиболее часто (особенно при эндогенных заболеваниях) встречается периодический тип течения психозов с возникающими время от времени острыми приступами болезни, как спровоцированными физическими и психологическими факторами, так и спонтанными. Следует заметить, что существует и одноприступное течение, наблюдающееся чаще в юношеском возрасте.
Больные, перенеся один, порой затяжной приступ, постепенно выходят из болезненного состояния, восстанавливают трудоспособность и никогда уже не попадают в поле зрения психиатра.
В ряде случаев психозы могут хронифицироваться и переходить в непрерывное течение без исчезновения симптоматики в течение всей жизни.
В неосложненных и незапущенных случаях стационарное лечение длится, как правило, полтора-два месяца. Именно этот срок необходим врачам, чтобы полностью справиться с симптоматикой психоза и подобрать оптимальную поддерживающую терапию. В тех же случаях, когда симптомы болезни оказываются резистентными к препаратам, требуется смена нескольких курсов терапии, что может затягивать нахождение в стационаре до полугода и более.
Главное, что необходимо запомнить родным пациента - НЕ ТОРОПИТЕ ВРАЧЕЙ, не настаивайте на срочной выписке "под расписку"! Для полной стабилизации состояния необходимо определенное время и, настояв на досрочной выписке, Вы рискуете получить недолеченного больного, что опасно и для него и для Вас.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на прогноз психотических расстройств, является своевременность начала и интенсивность активной терапии в сочетании с социо-реабилитационными мероприятиями.