Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.

У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать - она дается раз и навсегда при рождении. Узнаем, что такое родина и насколько важна любовь к ней.

Определение родины

Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек - это дальний потомок какого-то древнейшего рода.

Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.

Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина - его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Россия - самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Россия на карте.

Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины - город Москва.

Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.

Государственные символы России

Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.

  • Герб России

В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона - это символы независимости нашего государства.

В правой лапе орел держит скипетр - символ закона, а в левой лапе – державу - символ объединения российского народа.

На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Рис. 2. Герб России

Государственный флаг - важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб - вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.

Государственный флаг РФ - это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине - синий, и внизу - красный.

Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета - белый, синий и красный - были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная - вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.

Рис. 3. Флаг России.

  • Гимн России

Государственный гимн - это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг - отличает страну от других государств.

Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова - С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них - любое исполнение будет считаться правильным.

Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 91.

Проект для младших школьников "Моя малая родина"

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Данный материал поможет учителю начальных классов в организации работы над проектом, в проведении классных часов на краеведческую тему.
Цель проекта:
познакомить учащихся с новым видом работы - проектом;
учить добывать и систематизировать полученную информацию, презентовать её;
расширять знания детей о своей малой родине;
воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России;
привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской общественности, формированию чувства сопереживания за общее дело.
Задачи:
изучить природу родного края
выяснить особенности развития истории родного края
узнать о знаменитых людях малой родины
найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
собрать материал (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
оформить собранный материал в виде презентации
научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

В процессе работы над проектом «Моя малая родина» осуществляется расширение представлений обучающихся о малой родине, воспитание у детей любви к родному краю. Это первые шаги первоклассников по созданию проектов. Класс у нас малочисленный, поэтому весь собранный детьми и родителями материал мы объединили в один общий коллективный проект. При помощи родителей были напечатаны фотографии, собран материал из архива села. Приятно было видеть, как проходила работа по созданию проекта: дети с большим интересом делились впечатлениями о том, что нового они узнали. Ребята выступали с подготовленными сообщениями, иллюстрировали их наглядными фотоматериалами, рассказывали об истории хутора, с гордостью и любовью представляли достопримечательности: школу, обелиск, нашу очень красивую природу.
Защита проектов проходила в актовом зале школы. На ней присутствовали родители учеников. Чувство волнения испытывали все: и дети, и родители, и учитель.
На защите проектов ребята очень волновались. Все участники проекта проявили активность, получили эмоциональный заряд от проделанной работы. Материал для проекта собран в соответствии с требованиями и заслуживает высокой оценки.
Первоначальный опыт учеников интересен и актуален. Через использование активных форм обучения в начальной школе в нём прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных.
Используя поисковую, исследовательскую деятельность, ученики расширили знания о родном крае, учились добывать информацию, презентовать её.
Материал проекта был оформлен в виде презентации. Я разместила материал, собранный детьми и их родителям, в виде сценария.

Моя малая родина


Родина - это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал первые добрые слова и песни…


Луга и поля –
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.


Мы родились в хуторке, который находится в Петропавловском районе и является частью Воронежского края. Вот таким он выглядит на карте Воронежской области.

Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.



Воронежская область имеет свои официальные символы, отражающие самобытность и традиции нашего края.



А это государственные символы нашего Петропавловского района – которые говорят о том, что край наш занимается выращиванием сельскохозяйственных культур, дает стране хлеб.


У сел, как и у людей, есть свои истории, биографии. Наш небольшой хуторок почти
опустел, но для большинства людей он по-прежнему является маленькой Родиной.
И сегодня мы совершим путешествие в историю рождения и развития нашей
малой родины.

В краю, где соловьи, не умолкая,
Выводят свои трели под луной,
Весною от черемух закипает
Индычий - хуторочек мой родной
Три сотни лет назад (а это ведь немало)
Село моё родное родилось.
Три сотни лет подряд, три века миновало,
В историю ушло, с историей сплелось.


В официальных записях наш хутор упоминается с 1725 года, но жизнь здесь началась раньше. В XV веке здесь было Дикое поле, но уже тогда существовал Муромский шлях, по которому путешественники добирались от севера к югу. Хутор наш начал существование с нескольких дворов из беглых курских крепостных. Они построили деревянные избы с маленьким окошком, которые топились по - черному. В лесу было много дичи, в реке Толучеевке в изобилии была рыба, много бобров. Это позволяло прокормить семьи. Река и заливные луга способствовали разведению птицы и скота. Река же и защищала от посторонних, поэтому село постепенно разрасталось.


Селяне выращивали и поставляли большое количество продукции из птицы (индюков и гусей). Работало 7 птицебоен. Мясо птицы, пух отправляли даже за границу. В Англии и Франции высоко ценилась и продукция, и пух из нашего малого хутора. С этим связано и название - Индычий. Пахотных угодий было не много.
Советская власть была установлена в 1919 году.
Здесь голод с нищетой
Свирепствовал в двадцатых.
В гражданскую войну
Здесь предков кровь лилась.
И в первый свой колхоз
Крестьяне шли в тридцатых,
Встречая новизну с опаскою, враждой

С 19 мая 1925 года образован Индычанский сельский совет. В 1927 году 21 марта организованна сельхозартель «Заря». Уполномоченным её был Мирошников А.М.. Артель получила наделы земли, трактор, объединила инвентарь единоличников. Первые члены насчитывали 28 человек, включая и детей. В 1928 году образован почтовый стан, школа с одним учителем. Вместе со всей страной хутор пережил коллективизацию, высылки тридцатых годов.
Жизнь колхозников постепенно налаживалась, люди с уверенностью смотрели в будущее, строили планы, растили детей.
Но не долго сельчане радовались мирной жизни. Опять в деревенских избах был слышен плач. Началась вторая мировая.
Наш Индычий - маленькая частичка страны. Как подсчитать военные потери для него? Наше село не испытало оккупацию, но бои шли рядом. Женское население было занято на рытье окопов в прифронтовой полосе. Вся мужская работа в колхозе легла на плечи женщин, стариков и детей. На войну с фашистами ушло 200 человек, 136 из них не вернулись с поля брани.
В центре села установлен обелиск с Вечным огнём памяти невернувшимся с войны.


Нам страшных лет кровавых
Вовеки не забыть.
Героев подвиг славный
Их внуки будут чтить.


После войны все тяготы жизни на свои плечи взвалили женщины и дети, вернувшиеся фронтовики. Благодаря их усилиям и огромному труду колхоз укрупнился. Началось строительство необходимых хозяйственных объектов



В 1968 году открылась новая школа, в которой мы сейчас учимся.



Наша классная комната. В классе оформлен уголок «Россия-Родина моя!»
В конце семидесятых годов под руководством Меняйленко Виктора Ивановича были построены современные помещения с полной механизацией всех процессов: мехдойкой, молокопроводом, водопоением, очисткой помещения. За большой вклад в развитие хозяйства Меняйленко В.И. был награждён орденом «Знак Почёта»


С 1981 по 2003 год колхозом «Заря» руководил Овсянников Михаил Петрович. Свою работу он начал с укрупнения строительной бригады, которая начала строить дома для колхозников на паях хозяйства и застройщиков. В хуторе появилась улица Зелёная из восемнадцати новых домов.
Хозяйство было одним из лучших в районе. Труженики хутора обрабатывали более 3,5 тысяч гектаров земли.



В машинно-тракторном парке было по 40 машин и тракторов, 12 новых комбайнов. Мощные первые «Кировцы» в нашем районе приобретены именно нашим колхозом


Две центральные улицы, подъезды к фермам заасфальтированы в 1982 году. Новый современный мост через реку Толучеевку построили в 1984 году.

Наши односельчане умеют трудиться. Всего в Индычьем 16 орденоносцев. Эти люди- наша гордость.
Всё делалось для облегчения труда селян. Михаил Петрович приложил все усилия, чтобы в числе первых в районе газифицировать хутор. В 1996 году проложен газопровод высокого давления.
В 2004 году возглавил ООО «Заря» Семисинов Александр Иванович,бывший выпускник нашей школы, который до этого работал главным инженером в хозяйстве. Конечно, очень многое в артели пришло в упадок в связи с последними годами реформ и перестроек. Но молодой специалист стремится возродить хутор. В первую очередь все усилия были брошены на развитие растениеводства, на закупку новой сельхозтехники, приобретение минеральных удобрений. В последние годы получены хорошие урожаи зерновых.
А наши земляки умеют не только добросовестно трудиться, но весело проводить свободное время. Ежегодно по традиции проходит праздник «Проводы масленицы».

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников «Первоцвет»

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове "Отчизна".

Асхабова Аминат Батыровна,

ученица 4 «д» класса МКОУ «Гимназия №3».

Руководитель: Амитова Альфира Сраждиновна

г. Хасаюрт, 2017г.

    Введение.

    Проблема и ее актуальность.

    Цели и задачи.

    Теоретическое исследование.

    Сбор информации.

    Анкетирование, блиц-опрос.

    Заключение.

    Список используемых источников.

Введение

Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее, поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая родина»,

целью которой является рассказать о красоте села Калининаул, чтобы привить любовь и уважение к нему.

Цели и задачи .

2. Оценить знания одноклассников о своем родном городе.

3. Привлечь внимание ребят к истории родного края.

Методы исследования:

1. Сбор информации.

2. Анкетирование.

Источники информации:

Интернет, статьи казбековских газет.

Независимо от того обучались дети в школе или нет, патриотическое воспитание существовало во все времена. И проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была и есть одной из наиболее актуальных. Главная задача патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, который связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, способен встать на защиту своей Родины.

Что значит быть патриотом? Это значит любить землю, уважать предков, народные традиции. А что же значит слово Родина? Это можно понимать по-разному. Прежде всего – это мой родной дом, где я родилась, где живут мои родители, мои братья и сестра, мои друзья…

Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладный легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток….

(Н. Языков)

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего. Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имя и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живут. (Приложение 1 )

Вот уже несколько лет мы живем в городе Хасавюрт, но мой папа всегда твердит нам о том, как важно помнить и знать историю своих предков и своего края.

И я решила поехать в родное село Калининаул, ведь история начинается с истока. (Приложение 2 ) Вместе с семьей сходила на экскурсию в библиотеку, чтобы ознакомиться с литературой по данной теме (библиотека в селе Калининаул), где мне помогли найти нужную информацию. Сделала фотографии достопримечательностей села и природы нашего родного края вместе с папой, к тому же у нас дома висит картина с изображением села. (Приложение 3 ) С помощью родителей искала материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировала членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины. Также побывала в гостях у заслуженного учителя истории Алиева Асадулы Мусаевича, который очень много интересного рассказал по данной теме. Асадула Мусаевич работал в Калининаульской средней школе №1 с 1966 по 2014 г., его супруга проработала в этой же школе 40 лет - филологом. (Приложение 4 )

Моя Малая Родина находится в Казбековском районе Дагестана. (Приложение 5 ) Это село Калининаул, которое является одним из наиболее крупных населенных пунктов района. Оно расположено на правом берегу реки Акташ (белые камни), при впадении в нее реки Саласу (теплая вода), напротив села Ленинаул, в 18 км к югу от Хасавюрта, на границе с Чеченской Республикой. Ближайшие населенные пункты: на севере - село Ленинаул, на юге - село Алмак, на западе - села Гиляны и Зандак (Чечня), на востоке - село Дылым (районный центр). Села, Ленинаул и Калининаул, соединены между собой мостом через реку Акташ. (Приложение 6 ) Природа Калининаула завораживает своей красотой. Здесь можно воочию увидеть слияние рек Акташ и Саласу. (Приложение 7 ) Мы каждое лето ездим купаться на речку Саласу, говорят, что это лечебная вода. (Приложение 8) Недалеко расположена гора Гебек-Кала - горная вершина Казбековского района Дагестана. Высота над уровнем моря составляет 971 метров. (Приложение 9 ) Кругом леса, богатые разнообразной растительностью: шиповник, мушмула, кизил, дикие яблоки и груши. В лесах водятся кабаны, лисицы, волки, олени, белки, зайцы и т.п.

Леса! Реки! Луга! Краше нет ничего на всем белом свете! Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю. Мы с семьей часто отдыхаем на природе, ежесезонно выезжаем любоваться ее красотами. (Приложение 10 )

Из истории: 22 ноября 1928 года принимается новый проект районирования республики. По нему из бывшего Казбековского участка Хасавюртовского округа образован Казбековский подкантон (в подчинении Хасавюртовского кантона) с центром в с.Хубар. 3.06.1929 г. Подкантон переименован в подрайон. И 25 декабря 1930 года образован Казбековский район с центром - с.Дылым. Казбековский район назван в честь Солтан – Саида Казбекова, который был председателем Совета обороны и который много сил и труда вложил в установление Советской власти в Дагестане. (Приложение 11 )

В 1944 году мои предки переехали из села Алмак в Калининаул, который со временем стал для них родным очагом.

Мое село славится не только красотой и богатством природы, но и мужественными людьми. На протяжении многих лет наши предки доказывали и доказывают свою преданность родине не словом, а делом. (Приложение12 ) Казалось бы память о настоящих героях осталась на страницах книг о Великой Отечественной войне, об афганской войне, но и в мирное время есть свои герои. Один из героев - это Гайирханов Магомед-Казим Магомед-Камилович, которому присвоено посмертно звание Героя России.(Приложение 13 ) Именем героя названа средняя общеобразовательная школа №1 в селе Калининаул. Также отец рассказал мне о событиях 1999 года, когда ранним утром вооруженные бандформирования со стороны Чечни вошли в селение Алмак, по зову алмакского народа поднялись все жители Калининаула и Ленинаула, оказали отпор при поддержке вооруженных сил России и отстояли свободу алмакской земли и целостности Дагестана. Во время боевых действий были ранены добровольцы из села, один погиб - Гасанханов Раджаб Гаирбекович. Многие участники боевых действий награждены орденами мужества и медалями. Как говорится, героями не рождаются, а становятся. Благодаря таким мужественным людям, моя малая родина процветает. (Приложение 14 )

В селе функционируют средняя общеобразовательная школа №1 имени Гайирханова (о которой я выше упоминала), начальная школа №2, (Приложение 15 ) краеведческий музей, который известен по всему району и даже в республике. В музее имеется комната Воинской славы. (Приложение 16 ) Много труда и сил вложил в образование музея Асадула Мусаевич, но он говорит, что это заслуга жителей села, которые не остались равнодушными. Есть библиотека, дом администрации, дом культуры (Приложение 17 ), почта, детский сад «Ромашка». (Приложение 18 ), амбулатория, несколько аптек. В Калининауле расположено несколько мечетей, одна из которых сооружена в 1904 году. (Приложение 19 )

В Калининауле есть автомастерские, автомойки, работают сервисные центры компьютерных услуг, свои столярные мастерские, где изготавливают не только окна, двери, но и качественную мебель, деревообрабатывающий цех. Пекарня, которая обеспечивает хлебом магазины, а их там несколько (есть даже два крупных гастронома). Калининаул связан с Хасавюртом и с районным центром - Дылым пригородным автобусным маршрутом (курсируют автобусы «Газель»). (Приложение 20 ) Года два назад был построен банкетный зал «Орхидея», где играют свадьбы не только жители Калининаула, но и жители всего района.(Приложение 21 ) И, конечно же, беспроводной интернет. При въезде в село находится место малого зиярата, расположенного на месте, где отдыхал Ташев Ханжи (один из наибов Имама Шамиля). (Приложение 22 ) В прошлом году были заасфальтированы дороги, появились дорожные знаки и разметки, посажены деревья. (Приложение 23 )Жители села занимаются скотоводством, садоводством, выращивают разные фрукты: яблоки, груши, сливы, абрикосы, черешню. На полях -пшеница и кукуруза, в огородах - картофель, морковь, редис и т.д. В селе много талантливых и трудолюбивых людей, которые владеют различными профессиями: врачи, учителя, искусные мастера-ремесленники. Мне хочется, чтобы моя родина процветала и мы гордились ею.

Своей гордостью я считаю и родной Дагестан: родина великого Имама Шамиля, Гамзата Цадасы, всемирно-известного поэта Расула Гамзатова, Фазу Алиевой и многих других великих деяиелей.

Мой родительский дом, село моих предков, город, в котором я живу, Дагестан, который является частью великого государства. Россия - это и есть моя большая Родина, моя гордость, мое будущее. Только на Родине солнце не только светит, но и согревает душу. Вода не только освежает, но и спасает от жажды. Земля не только кормит, но и дает силы для будущей жизни.

А напоследок я хочу сказать: «Сколько бы ни писали о Родине, о любви к Отчизне, все будет мало!». Интерес к родной земле не пропадет никогда. Все равно найдется, что-нибудь новое, что пополнит нашу историю, природу и душу. И это касается не только моей родины, это характерно для каждой земли, будь то пустыня или плодородная равнина. И мы являемся одними из творцов своей земли. Чтобы наслаждаться своей землей, все надо делать с любовью! (Приложение 24 )

Проведенное среди односельчан-сверстников анкетирование показало, что ребята любят свою малую родину, знают свой аул и задумываются над его будущим.

В анкетировании участвовало 23 сверстника.

Вопросы анкеты:

    Любишь ли ты свой аул?

    Скучаешь ли ты по родному аулу, выезжая из нее?

    Твое любимое место в Калининауле?

    Что бы ты изменил(а) в своём ауле?

    Какие знаешь улицы родного села?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

1.Любят свой родной аул- 23чел., скучают по аулу, уезжая из нее -22 чел.

2.Любимые места это: ДКР-8чел., площадь Победы-7чел.,

памятники -3чел., река -5чел.,

    На вопрос, что хотелось бы изменить в ауле, дети ответили так:

ничего, и так всё хорошо-6чел., много новых аттракционов-5чел., приют для животных-2чел., чтобы не было мусора-3чел., чтобы всё стало дешевле- 2чел., экзотические желания-5чел.

    Детям известны улицы своего аула:

ул. Черепичная -21чел.,

ул. Родниковая -19 чел.,

ул. Исы Сурхаева -16 чел.,

ул. Магомедказима Гайирханова -9 чел.,

тупик Лермонтова -9 чел.

Заключение:

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. У каждого из нас есть сокровенное место, в котором мы родились и выросли. Из таких маленьких родин сформировано единое и могучее Отечество, наш общий дом, наполненный человеческими судьбами. Однажды в каждом маленьком сердце просыпается любовь к Родине, которая раскрывает истинный смысл патриотизма и беззаветной преданности к родной земле.

Расти тебе, шириться, хорошеть и процветать, дорогой Калининаул!

Использованная литература:

    Ресурсы интернет. Википедия.

    Казбековская газета «Вестник», «Чапар».

    Алиев А. М. Краеведение; Калиниаул, 2001г.

ГОУ ТО «Барсуковская основная общеобразовательная

школа- интернат им А.М.Гаранина»

Творческий проект

по окружающему миру

Учитель: Артисова Н.В.

Подготовил ученик 1 класса:

Петрин Александр

2013 год

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит Родину.

Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке .

    С чего начинается Родина?... Прежде всего, с того места, где мы
родились и выросли:

Гербом (эмблемой) города Тула является его исторический герб, утвержденный 8 марта 1778 года. Тульская область находится в центральной части России. Она занимает площадь 25,7 тысяч квадратных километров. В области насчитывается 23 района и 21 город. Тульская земля- это обширные поля с весёлыми перелесками на юге, задумчивые леса с живописными полянами на севере, крутые овраги и невысокие холмы, маловодные речки и цепочки сёл, небольшие города у перекрестий больших дорог и крупная индустрия. Это земля, воспетая Л.Н.Толстым и И.С.Тургеневым, В.А Жуковским, представленная на полотнах В.Д.Поленова и Г.Г. Мясоедова, давшая миру талантливых ученых и изобретателей, государственных деятелей и пламенных патриотов. Это историческое Куликово поле, дарящая очарование и вдохновение толстовская Ясная Поляна, загадочный тургеневский Бежин луг, неповторимые пейзажи на берегах Оки , раздольная прелесть Красивомечья и древняя гордая Тула.

Великую землю,

Любимую землю,

где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. У меня есть свое излюбленное

местечко. Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Для меня –

«В этом доме я живу»

В настоящее время п. Барсуки занимает территорию 121.44 га. Население составляет 3873 человека. На территории поселка расположены ОАО «Барсуковское рудоуправление», клуб, здравпункт, детский сад, школа- интернат, средняя школа, ОАО «Тулаоблгаз», спорткомплекс. Есть на территории поселка и предприятия из сферы обслуживания это пошивочное ателье, парикмахерская, а так же сеть магазинов. Живы славные традиции поселка и, безусловно, у него есть будущее. 3.Каждый уголок нашего края привлекателен по- своему «А ты, наш поселок, похож на мечту. А ты, наш поселок, хранишь красоту. Как летние воды в закатной тиши, И русской природы, и русской души. И в майских просторах, и в кружеве зим Ты каждому дорого и каждым любим…»
Родник «Песочня»
    Кажется, неприметное на первый взгляд местечко…
А ведь какая красота! Природа – храм…

Какое чудо- Русский чистый лес!

В нем ветви сосны тянут до небес.

Плетут березы листьев кружева –

И сказки лета шепчет мне трава…

«Наша группа в походе по лесу»

Лес лаской встретит, даст свои дары:

Орехи, ягоды, букет цветов, грибы.

Лесов богатства очень нам нужны

И это чудо мы сберечь должны!!!


Широки местные просторы,

Хороши пруды, леса, луга.

Как прекрасна ты,

Земля моя родная,

Всей душою Любим мы тебя…


Но парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.

Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!..

«Мой детский сад»

Веселый, грустный, дерзкий!

Ждет в жизни нас другой урок!

Уходит тихо детство...

Звени, звонок! Звени, звонок!

Уроки открывая.

Мы к знаньям движемся вперед, Усталости не зная!

«Школа, в которую я пошел в первый класс»

«Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь…

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша мала я Родина-

Наш благодатный исток…»

В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.

Когда я вырасту, и может быть, уеду из поселка, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.

Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю свой поселок, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.