Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 10-11 классов, создан на основе оригинальной программы под руководством В. В. Пасечника.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

Данная линия учебников (5-11 классы) построена по концентрическому принципу. Учебник для 10-11 классов посвящен проблемам общей биологии, которые освещены в нем более глубоко и подробно, чем в учебнике 9 класса, где учащиеся впервые познакомились с ними, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Биология. Общая биология. 10–11 классы" Пасечник Владимир Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Учебник биологии В. В. Пасечника для 10-11 классов часто используется в современных школах, хотя он и не входит в перечень рекомендованных Министерством образования. Однако многие преподаватели и ученики говорят о том, что он содержит наиболее полную информацию для подготовки к экзамену, которая изложена доступным для понимания языком. Этим и обусловлена его популярность.

Эта книга более подробно раскрывает темы, изученные школьниками в 9 классе. Она позволяет расширить круг знаний и закрепить то, что изучено ранее. Здесь затронуты сложные темы, требующие внимания. В учебнике изложены основы цитологии, рассказано о строении клетки и её органоидов, значении белков, жиров, углеводов, минеральных веществ.

Учащиеся смогут узнать о том, как происходит размножение и развитие организмов, большое внимание уделяется вопросам генетики. Очень полезным будет раздел, посвящённый эволюции, можно будет узнать несколько интересных теорий. В книге рассмотрены темы антропогенеза, эволюции биосферы, экологии. Каждому человеку необходимо знать, как сильно он влияет на природу, и в то же время, как сильно природа влияет на него. Книга охватывает большой объём информации, и очень удобным является то, что при подготовке к экзамену не нужно будет искать всё в разных учебниках.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Биология. Общая биология. 10–11 классы" Пасечник Владимир Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

A. А. Каменский, Е. А. Криксунов, B. В. Пасечник

Биология. Общая биология 10–11 классы


Условные обозначения:

– задания, направленные на развитие умений работать с информацией, представленной в разных видах;

– задания, направленные на развитие коммуникативных умений;

– задания, направленные на развитие общих мыслительных умений и навыков, способности самостоятельно планировать пути решения конкретных задач.

Введение

Вы начинаете изучение школьного курса «Общая биология». Это условное название части школьного курса биологии, задача которого – изучение общих свойств живого, законов его существования и развития. Отражая живую природу и человека как её часть, биология приобретает всё большее значение в научно-техническом прогрессе, становясь производительной силой. Биология создаёт новую технологию – биологическую, которая должна стать основой нового индустриального общества. Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

§ 1. Краткая история развития биологии


1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Каких учёных-биологов вы знаете?


Биология как наука. Вы хорошо знаете, что биология – это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

С тех пор как человек стал осознавать своё отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны.

С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.

Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.


Чарлз Дарвин (1809–1882)


Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – прежде всего физики, химии и математики.

Основные направления развития современной биологии. В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Её представляют учёные-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны. Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи). Эти открытия заставили учёных по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы. Для настоящих учёных-натуралистов природа – это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален. Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в её защиту.

Второе направление – это эволюционная биология. В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным учёным, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас ещё есть много нерешённых вопросов, ответы на которые ищут учёные-эволюционисты.

Созданная в начале XX в. нашим выдающимся биологом Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов.


Александр Иванович Опарин (1894–1980)


Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас ещё остаётся одной из самых больших загадок биологии.

Третье направление – физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Развитие биологии как науки. Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся учёных, внёсших вклад в развитие биологии. Назовём лишь некоторых из них.

Гиппократ (460 – ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины.

Аристотель (384–322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевлённый мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырёх биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.

Теофраст (372–287 до н. э.) изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники.

Гай Плиний Старший (23–79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до Средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.

Клавдий Гален в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности.


Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200)


В Средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период ещё не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.

Эпоха Возрождения является переходной от культуры Средних веков к культуре Нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.

Самый известный учёный той эпохи Леонардо да Винчи (1452–1519) внёс определённый вклад и в развитие биологии.

Он изучал полёт птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных.

Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.

В XVI–XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые невооружённым глазом микроскопически малые живые организмы – бактерии и простейшие.

Большой вклад в развитие биологии внёс Карл Линней, предложивший систему классификации животных и растений.

Карл Максимович Бэр (1792–1876) в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии.

Тетрадь является приложением к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника "Биология. Общая биология. 10-11 классы". Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем и рисунков. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельных работ учащихся. Работа с тетрадью поможет старшеклассникам лучше усвоить материал учебника. В тетрадь включены тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

Примеры.
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
A) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов
Б) заселение среды обитания особями других видов
B) сокращение численности исходных видов
Г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
Д) формирование новой экосистемы

Содержание
Как работать с тетрадью 3
Рекомендации по использованию информационного материала учебника и лекций учителя для выполнения заданий в рабочей тетради 4
Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 9
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии 9
Краткая история развития биологии 9
Методы исследования в биологии 11
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы 14
Сущность жизни и свойства живого 14
Уровни организации живой материи 15
Раздел 2. КЛЕТКА 17
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория 17
Методы цитологии. Клеточная теория 17
Тема 2.2. Химический состав клетки 20
Особенности химического состава клетки 20
Неорганические вещества. Роль воды и минеральных
веществ в жизнедеятельности клетки 21
Органические вещества. Роль углеводов, липидов и белков в
жизнедеятельности клетки 23
Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические
соединения клетки 24
Тема 2.3. Строение клетки 28
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки,
их строение и функции 28
Эукариотические и прокариотические клетки.
Строение и функции хромосом 32
Сходства и различия в строении клеток животных,
растений и грибов 35
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке 38
Реализация наследственной информации в клетке 38
Тема 2.5. Вирусы 40
Вирусы 40
Раздел 3. ОРГАНИЗМ 44
Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие организмов 44
Организм - единое целое. Многообразие организмов 44
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов 46
Обмен веществ и превращение энергии - свойство
живых организмов 46
Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий 47
Тема 3.3. Размножение 49
Размножение - свойство организмов. Деление клетки
как основа роста, развития и размножения организмов 49
Бесполое размножение 52
Половое размножение. Мейоз 53
Оплодотворение и его значение 58
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) 59
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Причины нарушения онтогенеза 59
Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье человека 63
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость 65
Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Генетика как наука 65
Закономерности наследования.
Моногибридное скрещивание 67
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание 69
Дигибридное скрещивание 72
Хромосомная теория наследственности.
Современные представления о гене и геноме 74
Наследственная и ненаследственная изменчивость 75
Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни человека 78
Тема 3.6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология 83
Генетика - теоретическая основа селекции.
Селекция и её методы 83
Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия
и происхождения культурных растений 85
Биотехнология, её достижения и перспективы развития 87
Раздел 4. ВИД 88
Тема 4.1. История эволюционных идей 88
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея,
учения Ж. Б. Ламарка 88
Эволюционное учение Ч. Дарвина 90
Борьба за существование и её формы 93
Естественный отбор и его формы 94
Тема 4.2. Современное эволюционное учение 96
Вид и его критерии 96
Популяция - структурная единица вида и единица эволюции 98
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции 99
Результаты эволюции 101
Биологический прогресс и биологический регресс 103
Синтетическая теория эволюции 106
Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения
в природе» (окрестности школы) 108
Многообразие видов 108
Тема 4.3. Происхождение и развитие жизни на Земле 110
Гипотезы происхождения жизни на Земле 110
Основные этапы развития жизни на Земле 112
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции 113
Тема 4.4. Происхождение человека 115
Положение человека в системе животного мира 115
Основные стадии антропогенеза 117
Движущие силы антропогенеза 119
Происхождение человеческих рас 121
Раздел 5. ЭКОСИСТЕМЫ 123
Тема 5.1. Экологические факторы 123
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы 123
Экологические ниши и типы экологических взаимодействий 126
Конкурентные взаимодействия 128
Тема 5.2. Структура экосистем 129
Экологические сообщества. Видовая и пространственная структура экосистем 129
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах 132
Причины устойчивости и смены экосистем 136
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы» (окрестности школы) 138
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема 139
Биосфера - глобальная экосистема.
Учение В. И. Вернадского о биосфере 139
Биологический круговорот. Эволюция биосферы 140
Тема 5.4. Биосфера и человек 142
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде 142
Глобальные экологические проблемы и пути их решения 143
Тренировочная итоговая работа 147.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Биология, 10-11 класс, Рабочая тетрадь, Пасечник В.В., Швецов Г.Г., 2013 - pdf - depositfiles.

Скачать книгу Биология, 10-11 класс, Рабочая тетрадь, Пасечник В.В., Швецов Г.Г., 2013 - pdf - Яндекс.Диск.

Дата публикации: 11.04.2013 03:29 UTC

Теги: :: :: :: :.

М.: Дрофа, 2005. - 367 с.

Предлагаемый учебник входит в линию учебников по биологии для средней школы (5-11 классы), создан на основе оригинальной программы под руководством В.В.Пасечника.

Данная линия учебников построена по концентрическому принципу. Учебник для 10-11 классов посвящен проблемам общей биологии, которые освещены в нем более глубоко и подробно, чем в учебнике 9 класса, где учащиеся впервые познакомились с ними, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки.

Формат: djvu / zip

Размер: 9 ,3 Мб

Скачать: narod.ru ; dfiles.ru

Формат: pdf / zip

Размер: 88,1Мб

Скачать: docs.google.com ; narod.ru ; dfiles.ru ; turbobit.net ; unibytes.com

Оглавление
Введение
§ 1. Краткая история развития биологии 3
§ 2. Методы исследования в биологии 9
§ 3. Сущность жизни и свойства живого 13
§ 4. Уровни организации живой материи 16
Краткое содержание вводной главы 20
Глава 1. Основы цитологии
§ 5. Методы цитологии. Клеточная теория 22
§ 6. Особенности химического состава клетки 26
§ 7. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки 29
§ 8. Минеральные вещества и их роль в клетке 32
§ 9. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки 34
§ 10. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки 37
§ 11. Строение и функции белков 40
§ 12. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки 48
§ 13. АТФ и другие органические соединения клетки 53
§ 14. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро 55
§ 15. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы 61
§ 16. Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения 64
§ 17. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения 68
§ 18. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток 71
§ 19. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов 75
§ 20. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги 78
§ 21. Обмен веществ и энергии в клетке 81
§ 22. Энергетический обмен в клетке 84
§ 23. Питание клетки 87
§ 24. Автотрофное питание. Фотосинтез 89
§ 25. Автотрофное питание. Хемосинтез 94
§ 26. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке 95
§ 27. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме 102
Краткое содержание главы 105
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
§ 28. Жизненный цикл клетки 108
§ 29. Митоз. Амитоз 111
§ 30. Мейоз 114
§ 31. Формы размножения организмов. Бесполое размножение 116
§ 32. Формы размножения организмов. Половое размножение 120
§ 33. Развитие половых клеток 122
§ 34. Оплодотворение 125
§ 35. Онтогенез - индивидуальное развитие организма 129
§ 36. Индивидуальное развитие. Эмбриональный период 131
§ 37. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период 136
Краткое содержание главы 137
Глава 3. Основы генетики
§ 38. История развития генетики. Гибридологический метод 140
§ 39. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание 142
§ 40. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание 146
§ 41. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 149
§ 42. Хромосомная теория наследственности 152
§ 43. Взаимодействие неаллельных генов 155
§ 44, Цитоплазматическая наследственность 157
§ 45. Генетическое определение пола 159
§ 46, Изменчивость 163
§ 47. Виды мутаций 167
§ 48. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации 169
Краткое содержание главы 173
Глава 4, Генетика человека
§ 49. Методы исследования генетики человека 176
§ 50. Генетика и здоровье 178
§ 51. Проблемы генетической безопасности 181
Краткое содержание главы 184
Глава 5. Основы учения об эволюции
§ 52, Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина 186
§ 53. Вид, его критерии 195
§ 54. Популяции 198
§ 55. Генетический состав популяций 200
§ 56. Изменения генофонда популяций 203
§ 57. Борьба за существование и ее формы 205
§ 58. Естественный отбор и его формы 2008
§ 59. Изолирующие механизмы 214
§ 60. Видообразование 218
§ 61. Макроэволюция, ее доказательства 222
§ 62. Система растений и животных - отображение эволюции 227
§ 63. Главные направления эволюции органического мира 230
Краткое содержание главы 237
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии
§ 64. Основные методы селекции и биотехнологии 240
§ 65. Методы селекции растений 244
§ 66. Методы селекции животных 252
§ 67. Селекция микроорганизмов 256
§ 68. Современное состояние и перспективы биотехнологии 259
Краткое содержание главы 263
Глава 7. Антропогенез
§ 69, Положение человека в системе животного мира 266
§ 70. Основные стадии антропогенеза 270
§ 71. Движущие силы антропогенеза 277
§ 72. Прародина человека 280
§ 73. Расы и их происхождение 285
Краткое содержание главы 290
Глава 8. Основы экологии
§ 74. Что изучает экология 292
§ 75. Среда обитания организмов и ее факторы 294
§ 76, Местообитание и экологические ниши 299
§ 77. Основные типы экологических взаимодействий 303
§ 78. Конкурентные взаимодействия 308
§ 79. Основные экологические характеристики популяции 312
§ 80. Динамика популяции 315
§ 81, Экологические сообщества 318
§ 82. Структура сообщества 324
§ 83. Взаимосвязь организмов в сообществах 327
§ 84. Пищевые цепи 328
§ 85. Экологические пирамиды 332
§ 86. Экологическая сукцессия 334
§ 87. Влияние загрязнений на живые организмы 337
§ 88. Основы рационального природопользования 339
Краткое содержание главы 342
Глава 9. Эволюция биосферы и человек
§ 89. Гипотезы о происхождении жизни 344
§ 90. Современные представления о происхождении жизни 349
§ 91. Основные этапы развития жизни на Земле 351
§ 92. Эволюция биосферы 356
§ 93. Антропогенное воздействие на биосферу 361
Краткое содержание главы 363