Всем привет! Можете сказать, какой способ чаще всего используется при проблемах с речью у ребёнка? Думаю, добрая часть читателей ответит, что это логопедические упражнения. Да, вы правы. Но это далеко не единственная методика! Например, массаж при заикании у детей тоже оказывает положительное действие. Я заинтересовалась этой темой и решила изучить её подробнее.

А массаж, ну как он может помочь? Ведь массируется шейный отдел, плечевой пояс, часть грудной клетки... какая тут связь с языком? Дорогие читатели — самая прямая!

Давно замечено, что у заикающихся деток сильно напряжены мышцы шейного отдела и верхнего плечевого пояса. И если воздействовать на эти группы мышц, можно расслабить корень языка. Что в свою очередь будет постепенно помогать ребёнку заговорить чисто.

Выделяют несколько видов этой методики лечения.

Виды

Порывших в интернете, встретила несколько типов. Кстати, врач иногда может посоветовать их сочетание. Делается это для достижения наибольшего эффекта. Самыми популярными являются:

  • Точечный.
  • Сегментарный.

Итак, в обоих случаях происходит воздействие на артикуляционный аппарат. Но эти виды сочетаются не только между собой. В комплексе выполняются различные занятия для язычка, физиотерапия и другие.

Но всё же хочется знать подробнее о каждом виде в отдельности. Давайте расскажу.

Точечный массаж

Название говорящее. Происходит надавливание на определённые точки, отвечающие за речевой аппарат. Вообще, эта техника считается безвредной и довольно простой. Пишут, что каждый родитель в состоянии справиться самостоятельно с подобной схемой.

Но упражнения сначала должен показать специалист. Только потом мамы и папы могут начинать делать их самостоятельно. А я сама придерживаюсь такого мнения, что весь курс должен делать профессиональный массажист. Самим можно и ошибок нагородить. Ведь надавливание на определённую точку может вызвать даже сильную боль у малыша. Как с таким смириться?

Чтобы таких неприятных моментов не было, нужно соблюдать несколько простых правил точечного воздействия.

Правила точечного массажа

Этот вид считается довольно эффективным при лечении заикания у деток. Правда, обычно рекомендуется сочетание с логопедическими занятиями и остальными методиками. Кроме этого существует несколько простых правил, при выполнении этого массажа:

  1. Без сильного давления. Не надавливать на точку сильно и долго. Прикосновения должны быть лёгкими. Без фанатизма.
  2. Массируются сразу две симметричные точки синхронно.
  3. Первый сеанс не должен проходить долго по времени. И тут затрагивается не больше 4-х точек. С каждым сеансом количество точек увеличивается.
  4. Ребёнок во время процедуры должен быть спокоен.

А ещё этот тип хорошо сочетается с сегментарной техникой.

Сегментарный массаж

Тут за основу берётся уже определённый участок — мышца, отвечающая за речевую функцию. Но важно не только правильно отыскать эту мышцу и размять её. Крайне много тут зависит от поведения логопеда.

Он должен помочь ребёнку максимально расслабиться и принять удобное положение. Но и это не всё.

Правила сегментарной техники

Вообще, любая процедура, особенно связанная с лечением, должна быть приятна малышу. Взрослому необходимо об этом помнить. Если во время сеанса кроха почувствовал себя плохо, закончите. И кроме этого соблюдайте такие правила:

  1. Начинаем с 5 минут. Постепенно доводим продолжительность сеанса до 20 минут.
  2. Курс должен быть длительностью не меньше 2-х недель.
  3. Самой лучшей считается поза: лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги выпрямлены. Хотя можно проводить сеанс и в сидячем положении. Но подголовник должен при этом высоким и тело максимально расслабленным.

В заключение хочется пожелать вам не отчаиваться. Главное, вовремя заметить проблему и начать с нею бороться. Возрастной диапазон (так называемая группа риска), когда дитя может начать заикаться колеблется от 2-х до 5-ти лет.

Как правило, сочетание этих методик творит чудеса. Правда, не всегда сразу помогает. Может пройти несколько сеансов, прежде, чем наступят какие-то сдвиги.

А бывает наоборот. Мамочки видят улучшения после первого раза. И решают, что всё, хватит лечиться. Помните, результат нужно закреплять. Не останавливайтесь на полпути. Ведь это самый верный шаг назад.

А теперь мне хочется увидеть ваши комментарии. Кто среди читателей столкнулся с этим заболеванием у деток? Как боретесь? Приходилось ли пробовать массаж? Насколько это эффективно? Делитесь своим опытом и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!

Известно, что техники массажа эффективно используются при лечении заикания. При грамотном применении этот вид терапии эффективен и безопасен. Массаж при заикании способствует расслаблению мышц, нормализации их тонуса и снимает спазмы речевого аппарата.

Понятие и причины заикания

Чтобы рассматривать проблему эффективности массажа как средства лечения заикания, нужно определить, что это такое, какими причинами вызвано. Только так можно понять действенность механизма.

Заикание - это нарушение речи, с точки зрения её темпо-ритмической организации, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В литературе можно встретить синонимы этого недуга - логоневроз, лалоневроз, логоклония и др.

В психологической практике выделяют две формы состояния:

  1. Неврозоподобная - вызвано нарушением моторики, наличием патологических или пограничных нарушений деятельности головного мозга.
  2. Невротическая - не затрагивает физиологические механизмы моторного и речевого развития. Расстройство вызвано неврозами, стрессовыми ситуациями. Недуг не является следствием нарушений мозговой деятельности. Появление заикания вызвано функциональным состоянием в конкретном случае: при сильном стрессе человек заикается, в нормальных условиях речь полноценная, без запинок и повторений звуков.

Заикание вызывается спазмами органов речевого аппарата: губ, языка, нёба, мускулатуры гортани. Спазмы возникают в результате передачи сигналов возбуждения из речевых центров мозга на соседние участки, отвечающие за двигательные функции и эмоции.

Массаж как средство лечения

Массаж - это совокупность механических и рефлекторных воздействий на различные участки тела и внутренние органы. Манипуляции позволяют эффективно воздействовать на нужные участки организма.

Массаж расслабляет, мобилизует, стимулирует различные системы организма, в том числе центральную нервную систему.

При невротическом заикании грамотное воздействие на определённые участки мышц приводит к их расслаблению, нормализации состояния всего организма. Благоприятное воздействие от манипуляций устраняет спазмы речевого аппарата, что способствует полноценному или частичному прекращению заикания. Массаж благоприятно влияет на центральную нервную систему, что снижает влияние неврозов и стрессов.

Общие правила проведения массажа:

  • медленный, размеренный темп манипуляций;
  • пациент располагается в расслабленной позе: лежит горизонтально, на спине или на груди, руки вдоль тела, ноги свободны с разведёнными носками;
  • голова пациента располагается на небольшой подушке;
  • спокойная, комфортная атмосфера;
  • в помещении должно быть тепло;
  • дополняет эффект спокойная музыка;
  • процедуры не выполняются после приёма пищи;
  • не рекомендуется перед манипуляциями пить чай, кофе.

Массаж при заикании проводят как взрослым, так и детям. При выполнении процедур детям манипуляции проводятся в более лёгком, щадящем режиме. Длительность проведения мероприятий зависит от особенностей организма, степени развития расстройства, возраста пациента.

Массаж не имеет противопоказаний, кроме случаев наличия серьёзных повреждений или заболеваний в областях воздействия (к ним относятся переломы, воспаления и т.д.). Несмотря на безвредный характер лечебного метода, массаж при лечении заикания проводится только по назначению врача.

Манипуляции направлены на расслабление мышц шеи и верхнего плечевого пояса, что способствует нормализации тонуса мышц речевого аппарата.

Логопедический массаж

Особые виды массажа - логопедические - направлены на устранение нарушений речи. Логопедический массаж при заикании подразделяется на два вида:

  1. Точечный.
  2. Сегментарный.

Их применяют по отдельности или в комплексе. Массаж, который спасет от заикания, выполняется в следующих областях:

  1. Верхняя часть спины.
  2. Голова.
  3. Шея, воротниковая зона.
  4. Верхний плечевой пояс.
  5. Верхняя часть грудной клетки.
  6. Мышцы лица.

При проведении манипуляций важно:

  • владеть информацией по особенностям механизмов, вызвавших развитие расстройства;
  • представлять строение мимических и иных мышц;
  • знать места расположения основных нервов.

Точечный массаж

Главные преимущества этого метода - простота выполнения и эффективность результатов после первых курсов применения. Манипуляции такого типа можно выполнять в домашних условиях. Родители без проблем смогут применить точечный массаж при заикании самостоятельно.

Техника выполнения:

  1. Надавливания выполняются подушечками большого, среднего и указательного пальцев. Надавливания плавные и лёгкие, с постепенным усилением.
  2. Выполняются круговые движения по часовой стрелке.
  3. Воздействие производится на точки спины и лица. Эти точки называются точками акупунктуры.
  4. Время проведения процедуры - не более часа.
  5. Лечение производится четырьмя курсами. Курс подразумевает проведение пятнадцати занятий. Перерывы между курсами: первый и второй - две недели, последующие - 2-6 месяцев.

Последовательность действий:

  1. Тремя пальцами выполняется надавливание с медленным вращательным движением.
  2. Сила надавливания медленно увеличивается. Переход не должен быть резким.
  3. По истечении 3-5 минут надавливание слегка ослабляется.
  4. В каждой точке выполняется 3-4 последовательные манипуляции.
  5. Поиск точки осуществляется предварительным надавливанием. В зоне акупунктуры пациент должен почувствовать специфические лёгкие болевые ощущения или ломоту. При последующих манипуляциях неприятные ощущения чувствоваться не должны. Если есть неприятные ощущения, ослабляется сила нажатий. При сохранении неприятных ощущений процедура прекращается.

Расположение зон акупунктуры :

  • между большим и указательным пальцем, участок слева под коленкой (с этих точек начинается массаж);
  • между нижними частями лопаток с обеих сторон позвоночника;
  • на шее, ниже линии роста волос (ниже ушей, между позвоночником);
  • по участкам «спинной стороны» плеч;
  • зона теменной области головы;
  • на переносице;
  • под носом;
  • под нижней губой;
  • в углах губ;
  • в месте стыка нижней челюсти и черепа.

Сегментарный массаж

Этот тип манипуляций позволяет изолированно воздействовать на мышцы, отвечающие за речь.

Техника выполнения :

  1. Проводят каждый день или через день.
  2. Выполняется 10-20 процедур.
  3. Мероприятие проводится путём попеременного поглаживания (поверхностного и охватывающего), растирания, вибрирования и поколачивания, нажатия.

Массаж начинают и заканчивают поглаживаниями мышц плечевого пояса, шеи и лица. Затем последовательно выполняются процедуры растирания, вибрации, поколачивания и нажатия в этих зонах. Сегментарный массаж выполняют в комплексе с точечным, во время которого «обрабатываются» отдельные чувствительные точки.

В последнее время для лечения заикания специалисты все чаще прибегают к методу точечного массажа – шиацу.

Стимуляция конкретных акупунктурных точек снимает повышенную раздражимость речевых центров и способствует нормализации нарушенной речи .

В совокупности с консультациями врачей-логопедов и терапевтическими процедурами рефлексотерапия дает наиболее ощутимый эффект .

Что такое заикание

Заикание является распространенным расстройством речи , появляющимся вследствие судорог мышц, регулирующих деятельность речевого аппарата.

Этот процесс характеризуется нарушением дыхания, сбоями в ритме и плавности речи, изменениями высоты и силы звука.

Природа происхождения заикания сложна и неоднородна . Кроме расстройств речевой и общей моторики у людей наблюдается скованность и угловатость движений, общее мышечное напряжение или наоборот чрезмерная двигательная нервозность.

Им свойственны застенчивость, повышенная раздражительность, чувство подавленности, а также боязнь вступать в диалог. С возрастом речевые нарушения имеют особенность усиливаться .

Зачастую причиной заикания становится перенесенная в раннем возрасте психоэмоциональная травма. Глубокий испуг или конфликт родителей не всегда способствует срыву речевого аппарата, но предрасполагает к дальнейшим нарушениям. Возникновению заикания могут способствовать такие факторы:

  • повреждения черепно-мозговой коробки;
  • сложное течение беременности , сопровождающееся стрессами;
  • склонность к нервным заболеваниям;
  • длительные заболевания инфекционного и соматического характера с повышением температуры;
  • хронические стрессы – ссоры в семье, недостаток любви и ласки, проблемы с воспитанием;
  • наследственная предрасположенность .

Может ли помочь точечный массаж при заикании

Шиацу при лечении заикания помогает добиться спокойного и расслабленного состояния организма, что содействует устранению нарушения речи и ее восстановлению. Продолжительность лечения состоит из нескольких курсов и может занять месяцы, а то и годы.

Первый и второй курс должны быть пройдены с интервалом не менее двух недель, между вторым и третьим циклом – от 3-х месяцев до полугода. В будущем циклы массажа возобновляются каждые полгода на протяжении двух-трех лет.

Курс представлен пятнадцатью сеансами : первые 3 процедуры осуществляются каждый день, дальнейшие – через день.

Результат точечного массажа обуславливается степенью речевого расстройства и формы заикания. Порой положительная динамика наблюдается уже после первого курса, но нужно продолжать процедуры для закрепления полученного результата. В тяжелых случаях улучшение не наступает и после второго-третьего сеанса. Важно запастись терпением и продолжать массаж.

При корректировании заикания методом шиацу используются два двигательных приема :

  1. Разминание – вращательное движение с надавливанием с частотой 30-60 поворотов в минуту, при этом палец строго зафиксирован на точке и не смещается.
  2. Поглаживание – медленное и непрерывное круговое движение подушечкой указательного, большого или среднего пальца в биологически активной зоне.

Точечный массаж шиацу при заикании может применяться человеком любой возрастной категории (см. ). Его навыки доступны для понимания и просты в использовании в домашних условиях .

Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

Воздействуя на биоактивные точки при заикании, можно нормализовать психоэмоциональное состояние заикающегося, релаксировать мышцы, отвечающие за деятельность голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов, и в целом укрепить защитные функции организма.

Рассмотрим биоактивные точки воздействия:

  • Точка 1 (да-лин) – находится на внутренней части руки, в зоне запястья посреди сухожилий. Имеет симметричную точку. Принять положение сидя и положить руку на твердую поверхность ладонью вверх, и массажировать зону попеременно справа и слева.
  • Точка 2 (нэй-гуань) – находится на передней части предплечья, на 2 цуня над средней линией запястья, посреди сухожилий. Симметрична. Стимулировать в том же положении, что и точку 1. (1 цунь – китайский дюйм, равный 3,73 см.)
  • Точка 3 (тянь-цзин) – точка, сосредоточенная на задней плечевой плоскости, над уровнем локтевой прямой руки на 1 цунь. Сесть и опустить руку, воздействовать на зону сначала справа, потом слева.
  • Точка 4 (цзу-сань-ли) – находится в голенной области, на 3 цуня ниже уровня коленной чашечки и на 1 цунь вбок от фронтальной стороны большеберцовой кости. Имеет симметричную точку. В положении сидя вытянуть ноги и массажировать области совместно с двух сторон.
  • Точка 5 (синь-щу) – точка симметричного характера, сосредоточенная в зоне спины, на 1,5 цуня от задней срединной вертикали на уровне пространства между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков. В положении сидя незначительно наклониться вперед (или приняв позу лежа на животе) и стимулировать точки слева и справа единовременно. Движения должны осуществляться при помощи другого человека.
  • Точка 6 (хэ-ляо) – расположена в области лица, в ямке над скуловой дугой в начале ушной раковины. Симметрична. Сидя, упереться локтями о твердую поверхность и массировать точки совместно с двух сторон.
  • Точка 7 (сань-инь-цзяо) – точка в районе голени на 3 цуня выше медиальной лодыжки, имеет симметрию. Массажировать одновременно точки с обеих сторон в позиции сидя.
  • Точка 8 (ле-цюэ) – сосредоточена в зоне предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 1,5 цуня выше средней линии запястья. Имеет симметрию. Положить руку на стол и массажировать точки, чередуя правую и левую.
  • Точка 9 (я-мэнь) – точка, не имеющая симметрии и расположенная в волосистой части головы, на тыльной плоскости срединной горизонтали. В положении сидя немного наклонить голову и вращательными движениями стимулировать биоактивную зону.
  • Точка 10 (хоу-си) – симметричная точка в области кисти на линии соединения тыльной стороны и ладони, над головкой пятой пястной кости. Сесть и положить руку на стол, опустив ладонь вниз, зажать пальцы в кулак. Воздействовать, чередуя точки и глубоко надавливая на них около 30-60 секунд.

Все движения должны осуществляться подушечками пальцев строго по часовой стрелке . Надавливать на точку акупунктуры нужно плавно и медленно, в течение 30 секунд, понемногу увеличивая давление. Далее нужно ослабить воздействие, не убирая палец, и снова надавить сильнее. Возобновить движение 3-4 раза на протяжении 4-5 минут.

Внимание! При точечном массаже от заикания для обнаружения биоактивных зон необходимо нащупать предполагаемое место кончиком пальца и надавить. Акупунктура найдена при возникновении чувства ломоты. В процессе массажа ни боли, ни специфической ломоты возникать не должно.

Точечный массаж шиацу – оптимальное дополнение к базисному лечению от заикания, назначенному специалистом. Для достижения положительного результата рекомендуется избегать психологических травм, способных усугубить недуг, и вместе с этим усердно заниматься с логопедом.

Массаж артикуляционного аппарата

и артикуляционные упражнения

не только улучшают двигательную

функцию отстающих систем мозга,

но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

Речь – одна из основных высших психических функций.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механическая дислалия; при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.

Основные задачи логопедического массажа:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

Стимуляция проприорецептивных ощущений;

Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность;

Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему. Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия. Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е. нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы. В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный - пирамидный - путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения. Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые ба-зальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние. Главным двигательным центром является кора головного мозга. Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов. Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Заикание - следствие динамических нарушений стрио-паллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если стриатум блокируется под воздействием эмоций, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционного аппарата, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений или тонического спазма по типу тиков. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.

В результате поражения экстрапирамидной области возникает также подкорковая дизартрия. Локализация поражения и мелкая неврологическая симптоматика при заикании послужила основанием для выделения данного нарушения в группу «дизритмических дизартрии» с преобладающей спастико-паретической, спастико-ригидной или гиперкинетической симптоматикой. (Куссмауль - 1878 г., Гутцман - 1882 г., Т.Г. Визель - 1983 г.)

При обследовании орального праксиса заикающегося выявляется следующая неврологическая симптоматика: скорость, сила, объем движений артикуляционного аппарата ограничены, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой затруднена, отмечается гипертонус, гиперметрия, тремор языка и губ, синкинезии, иногда гиперсаливация, нарушена реципрокная иннервация.

Нейромоторные нарушения при заикании имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный временем и опытом.

Как известно, степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов. В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.

На фоне органического поражения центральной и периферической нервной системы нарушается иннервация речевого аппарата; страдает просодическая сторона речи, т.е. темп, ритм, мелодика, интонация.

Органические нарушения при заикании могут возникнуть на разных уровнях.

Так, при поражении подкорково-мозжечковых ядер и проводящих путей наблюдаются изменения, связанные с повышением мышечного тонуса. Нарушается синхронность в работе артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов; страдает реципрокная иннервация (взаимодействие мышц антагонистов и агонистов), последовательность, сила, объем, скорость мышечных сокращений.

При экстрапирамидных нарушениях, помимо изменений мышечного тонуса, в речевой мускулатуре появляются насильственные движения (гиперкинезы).

При поражении проводящих систем от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов в стволовой части мозга наблюдается аналогичная симптоматика: повышается мышечный тонус, нарушается просодика, усиливаются безусловные рефлексы, появляются дополнительные рефлексы.

На уровне периферических двигательных нервов, иннервирующих мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) нарушаются обменные процессы, затрудняется поступление нервных импульсов к мышцам, исчезают некоторые рефлексы. Ограничен объем произвольных движений, при значительном повышении тонуса в отдельных группах мышц наблюдается повышение тонуса.

На фоне указанных органических нарушений возникают дыхательные, голосовые, артикуляционные судороги.

К судорогам ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА относится инспираторная судорога, экспираторная и респираторная или ритмическая.

Инспираторная судорога возникает на вдохе. Характерным признаком является внезапный судорожный вдох, возникающий перед началом, ъ середине слова, среди двух звуков одного слова. Инспираторные судороги могут следовать непосредственно друг за другом, не прерываясь выдохом. Выдох наступает с окончанием инспираторной судороги, внезапно и несогласованно с дыхательным ритмом.

Экспираторная судорога возникает на выдохе, чаще в процессе речевого высказывания. Для экспираторной судороги характерны выраженные внезапные и сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. При этом субъективно возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки.

Респираторная судорога - многократно повторяющийся вдох-выдох перед началом фразы, словосочетания, слова.

Смыкательная голосовая судорога возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Является тонической по типу. Голосовая щель сомкнута, брюшная мускулатура напряжена, в течение всего времени судороги воздушная струя оказывает давление на гортань. Субъективно возникает ощущение препятствия при попытке говорить в области гортани.

Вокальная голосовая судорога - является наиболее тягостной для пациента, возникает в результате повышенного тонуса голосовых мышц и непроизвольной работы голосовых связок. Часто при этом меняется тембральная окраска, высота голоса. Голос приобретает причудливое фальцетообразное звучание.

Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм - судорога является клонической по типу. Голосовая щель то смыкается, то размыкается. Возникает дрожащий звук, трудно поддающийся описанию: иногда напоминает блеянье козы, полоскание горла, кряхтенье и т.д.

СУДОРОГИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА - различают лицевые и язычные судороги. Лицевые судороги:

Смыкательная судорога губ ограничивается круговой I мышцей рта, является тонической по типу; возникает при произнесении слов, начинающихся на губные звуки (п, б, м, в, ф);

Верхнегубная судорога поднимает верхнюю губу и крыло носа, является тонической по типу, возникает оскал, обезображивающий лицо; может быть как односторонней, так и двусторонней;

Нижнегубная судорога - аналогична верхнегубной;

Угловая судорога перекашивает рот в сторону судороги, иррадирует на крылья носа, мышцы век и лба, нарушается деятельность круговой мышцы рта;

Судорожное раскрытие ротовой полости («зияющая судорога») - удерживает длительное время рот в открытом состоянии, носит тонический характер.

Язычные судороги:

Судорожный подъем кончика языка;

Судорожный подъем спинки и корня языка;

Подъязычная судорога связана с иррадиацией тонуса языка;

Изгоняющая судорога языка возникает в результате тонического или клонического напряжения мышц, выталкивающих язык в пространство между зубами;

Судорога мягкого неба приводит к назализации и палатализации.

Судороги могут быть выражены как по клоническому, так и по тоническому типу.

В процессе коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими заиканием, наряду с логопедическими занятиями, медикаментозным и физиотерапевтическим лечением проводится дифференцированный артикуляционный массаж.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, логоритмическая работа и т.д.

Поскольку артикуляционный массаж имеет большое значение в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, постольку каждое индивидуальное занятие желательно начинать с артикуляционного массажа. Его целесообразно проводить под спокойную мелодичную музыку, лучше фортепианную.

Если у заикающегося имеется выраженная подкорковая симптоматика с преобладающими тоническими судорогами при нарушении переключаемости и плавности движений, замедлении их темпа и ритма, ограничении объема движений языка, основной целью массажа является успокаивающее, расслабляющее действие на нервные окончания. Приемы, направленные на улучшение кровообращения, применяются очень осторожно, всегда чередуются с расслабляющими, поглаживающими движениями.

Если у заикающихся определяются признаки поражения корковоядерных путей (спастичность артикуляционной мускулатуры, ограничение объема произвольных движений, тремор губ, языка, изгоняющая судорога языка), в этих случаях основной целью массажных приемов, помимо релаксации, становится повышение рецепторной активности. Это, в свою очередь, вызывает возникновение импульсов, достигающих соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией афферентных импульсов.

Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминания. При этом улучшаются обменные процессы, повышается работоспособность мышц. Дифференцированная афферентация должна подаваться логопедом на мышцы глазной щели, ротовой полости, жевательные мышцы, внешние и внутренние мышцы языка.

После массажа наблюдается понижение тонуса спастических мышц и повышение его у больных с вялыми парезами. Изменения со стороны мышц свидетельствуют о повышении лабильности, стимулирующем влиянии процедур на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, что могло быть обусловлено нарушением трофики и надсегментарных влияний.

Если у заикающегося имеется гиперкинетическая симптоматика: меняющийся мышечный тонус, насильственные движения, нарушение реципрокной иннервации, резкое повышение тонуса в состоянии волнения, в связи с чем резко нарушается ритм и темп речи, а судороги носят характер клонических или клоно-тонических, массажные приемы должны быть легкими. Применяется главным образом поглаживание, направленное на расслабление. Следует поглаживать мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища.

При избирательных односторонних парезах на фоне расслабляющего, успокаивающего массажа проводится работа и с использованием растирающих, разминающих, толчкообразных и вибрирующих приемов массажа. Тем самым улучшается сократительная функция отдельных групп мышц, массажные движения вызывают гиперемию, усиливают кровоснабжение, активизируют афферентные импульсы.

Остановимся на технической стороне проведения массажа. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Руки перед процедурой массажа можно обработать «Детским» кремом. Артикуляционный массаж проводят в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой; логопед располагается за его спиной.

Основной прием массажа - ПОГЛАЖИВАНИЕ, обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается мышечный тонус, замедляется дыхание, что само по себе расценивается как проявление процессов торможения высших отделов центральной нервной системы с последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем специалист проводит расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.

Поверхностное поглаживание - мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.

Глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.

Растирание - выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.

Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Плотное нажатие - улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Логопедический массаж и артикуляционные упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использованная литература:

1. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании Творческий Центр В. Секачев Москва 2006

2. Шафеева А. А Логопедический массаж Методическое пособие

На сегодняшний день логоневроз успешно лечится специалистами как у детей, так и у взрослых пациентов. Массаж при заикании проводится специалистом с использованием определенной методики. Назначается он в составе комплексной терапии по устранению дефекта речи, состоящей из индивидуальных занятий, физиотерапии, дыхательной и мимической гимнастики и приема медикаментов, и называется логопедическим.

Эффективность процедуры

Наиболее часто заикание встречается у детей в возрасте от 3 до 5 лет и вызвано невротическими нарушениями, хотя бывают индивидуальные случаи. Иногда причиной становятся физиологические проблемы с речевым аппаратом. Головной мозг и артикуляционные органы не поражаются. Чем раньше заняться лечением проблемы, тем больше будет шансов ее вылечить. У взрослых людей курс массажа для достижения результата более длителен.

Механизм влияния процедуры на речевой аппарат выглядит так: при тактильном воздействии на отделы спины, головы, шеи, плеч, груди и воротниковой зоны оказывается положительное влияние на речевую деятельность, с мышц снимается напряжение, повышается общий тонус организма. У человека, который страдает от заикания, наблюдается чрезмерное напряжение шейной мышцы и мышц плечевого пояса. При тактильном воздействии на зоны специалисту удается добиться расслабления корня языка больного, что способствует излечению.

Случаев, когда логопедический массаж был бы противопоказан, практически не существует.

Действенен он в любом возрасте, улучшения заметны сразу после проведения первого сеанса.

Самыми эффективными видами процедуры при заикании признаны сегментарный и точечный массажи. Сочетание методик также практикуется в лечебной терапии.

Точечная методика

Достоинство этой техники массажа - высокая эффективность при относительной простоте исполнения. Проводить его в домашних условиях может даже непрофессионал: достаточно наглядной консультации у специалиста или просмотра обучающего видео. Главное - освоить технику выполнения, порядок проведения и обозначить конкретные точки воздействия. В зависимости от степени и характера нарушения речи некоторые приемы акупрессуры будут меняться, эффект воздействия также может быть различным. Общие положения точечного массажа при лечении заикания таковы:

  • инструмент - подушечки пальцев, которыми выполняются круговые нажатия на основные точки;
  • количество точек - 17, располагаются они на спине и шее;
  • курс состоит из 15–16 сеансов;
  • частота процедур - ежедневно первые 5–6 раз, далее - через день;
  • курс повторяется через 3 месяца, всего их должно быть 3–4 (в зависимости от тяжести проблемы и динамики терапии).

Настоятельно рекомендуется пройти полный курс лечения точечным массажем при заикании, даже если кажется, что результат уже достигнут. Необходимо закрепить оказанный эффект. Если между курсами наступает обострение и заикание усиливается, не следует делать паузу - сразу приступайте к следующему этапу.

Биологически активные точки на теле

Помещение для проведения процедуры должно быть теплым, но проветренным, чистым. Важно, чтобы пациент ощущал себя в нем комфортно, мог расслабиться. Особенно это касается маленьких пациентов: нужно, чтобы ребенок не боялся логопеда. Нельзя принуждать его к массажу насильно. Специалист перед сеансом моет руки и надевает удобную одежду.

Техника выполнения

Акупунктурный массаж спасет от заикания свойством успокаивать. Надавливание выполняется медленно и плавно, при помощи двух пальцев: большого и среднего/указательного. Далее в течение полуминуты делаются круговые движения по часовой стрелке с усилением давления на точку так, чтобы образовывалась ямка. Как только место нажатия полностью восстановится, можно давить снова. Всего за 5 минут происходит 4–5 нажатий. Не допускаются резкие движения и толчки. Если массируются 2 точки сразу, это должно делаться синхронно.

Чтобы найти нужную точку, следует поочередно надавливать точечным образом на различные участки, пощупывая кожу кончиками пальцев. Если пациент будет чувствовать боль или ломоту - исполнитель находится на верном пути. Действовать нужно осторожно и мягко. В случае возникновения головокружения процедура останавливается.

Во время массажа области рта пациент должен его приоткрыть, при растирании гортани больной протяжно произносит любой гласный звук. Главное - достичь максимального расслабления в процессе.

Сеанс нежелательно проводить на пустой и полный желудок, после употребления кофе, крепкого чая, особенно алкоголя.

Массаж сегментарный

Задача массажа этого вида состоит в воздействии на мышцу, отвечающую за процесс речи у человека. Курс лечения длится 2–3 недели (в зависимости от конкретного случая), сеансы проводятся ежедневно, начиная с 5-мин. занятий, длительность постепенно доводится до 20 мин. Сегментарный массаж также считается довольно действенным методом лечения логопедической проблемы. При хронической форме заболевания курсы лечения повторяются при обострениях.

Алгоритм проведения

Специалист должен помочь пациенту расслабиться - это очень важно для успеха дела. Занимаемая им поза должна быть удобной, способствующей максимальной релаксации. Рекомендованы следующие положения: лежа на спине, выпрямив ноги и вытянув руки вдоль тела, полусидя, в кресле с высокой спинкой. Исполнитель располагается за головой больного.

Приемы сегментарного массажа - важная составляющая эффективности процедуры.

  • поглаживания до начала процесса, во время него и по окончании, чтобы расслабить зону;
  • растирания активизируют кровообращение, нормализуют обменные процессы;
  • разминания усиливают мышечные процессы;
  • нажатия налаживают обмен веществ;
  • вибрации/покалывания регулируют тонус мышц.

Заключение

При помощи логопедического массажа при заикании можно наладить невралгические процессы в организме. Это будет важной частью терапии на пути к устранению проблемы.