Иноватр идей: Макасов Сабит Андреевич

Опишем проект!

С чем связано: Биология, Психология

Что формулируем: Что такое сон?

Сколько не спал: 8 часов. Проект ориентирован на учеников с 10 по 11 класс.

Данный проект посвящен одной из наиболее важных тем курса биологии — моделированию и формализации. Важность включения содержательной линии «Моделирование и формализация» именно в курс биологии обусловлена несколькими факторами. Главные факторы связаны с ролью, которую моделирование играет:

  • как метод научного познания в современной науке, и в частности в биологии;
  • как средство обучения;
  • как способ представления информации в виде текста (в широком толковании термина «текст», принятого в современной науке);
  • как основной элемент информационной и алгоритмической деятельности специалистов.

Предполагаемые результаты :Сон и его влиянее на организм челоыека

Немного информации!

Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной рреакция на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Нужен ли нам Сон?

Учёные древности причин сна не знали и зачастую выдвигали ошибочные, буквально фантастические теории о том, что такое сон и сновидения. Более века лет назад, к примеру, некоторые учёные считали сон отравлением организма, якобы в теле человека за время бодрствования накапливаются яды, вызывающие отравление мозга, вследствие чего и наступает сон, а сновидения – всего лишь галлюцинации, отравленного мозга. Другая версия гласила, что наступление снаобъясняется снижением в головном мозгу кровообращения.

Две тысячи лет люди удовлетворялись мудростью Аристотеля, утверждавшей, что сон – это, не что иное, как полпути, пройденные к смерти. Ситуация изменилась кардинально, когда вместилищем разума и души стали считать мозг человека. Благодаря теории Дарвина и работам Фрейда с человека была сдернута пелена божественности, и началось масштабное изучение функционирования механизма (слово-то, какое неживое!) организма и мозга человека. То было время невероятной веры в науку. В представлениях ученых организм виделся сложным автоматом, оставалось лишь понять, какие именно шестеренки и винтики слагают этот автомат - и тайна жизни и разума будет открыта. И ничего чудесного!

Но последующее развитие науки и техники: рентгена, ЭЭГ, МРТ и прочих аппаратов, помогающих «заглянуть» в мозг, открыли человечеству массу нового. А главное – создали больше вопросов, чем нашли ответов: зачем нужен сон, что такое сон и сновидения в действительности?

Долгое время считалось, что сон - всего лишь отдых перегруженной машины мозга, который предохраняет от преждевременного износа. Также во время сна получают отдыхнатруженные мышцы, кости. Тем не менее, эта простая теория не оказалась состоятельной в полной мере. Еще ХХ веке, в его середине, было выяснено, что у спящего человека метаболизм мозга ниже только на 10-15%, чем при неглубокой дреме. А уставшие за день мышцы могут прекрасно отдохнуть и просто, находясь в состоянии покоя. Выходит, что организму человека никакой нужды ровным счетом нет проводить треть собственной жизни голодным и беззащитным. Для отдыха сон вовсе не нужен! Только для 10-процентной эффективности сна естественный отбор не рисковал бы целой особью, да что там, всем человеческим видом. Ведь во время сна мы не способны среагировать на опасность адекватно, быстро сориентироваться, при этом коварный враг свои черные дела всегда вершит под покровом ночи… В таком случае, почему естественный отбор не позаботился о проблеме беззащитности спящих, почему на организме по сей день «висит» обуза обязательного отдыха, зачем нужен сон, что такое сон?

Выходит сон - не просто отдых, это особенное состояние мозга, отражающееся в специфическом поведении.


Вопросы, направляющие проект

Вопросы, направляющие проект:

  • Смысл Сна?
  • Актуальность Сна?

Проблемные вопросы:

  • Какие сны существуют?
  • Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
  • Почему человек не может бистро лечь спать?
  • Каким способом у вас возникают сновидения?

Учебные вопросы

  • Что такое гипноз?
  • Сколько времени вы спите?
  • Что вам сегодня снилось?
  • Важен ли сон для работующего человека?
  • Как часто во сне вы осознаёте что это сон?
  • Считаете ли вы сон, отражением реальности которая могла бы быть либо которая ещё может произойти?

Описание методов оценивания:

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся с помощью презентации учителя и поддерживающей её беседой. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп. Составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по котором происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся распределяются на группы в результате жеребьевки.

Формирующие методы оценивания:

  • Учебные вопросы. Они используются для определения знаний учеников по данной теме.
  • Отчеты - составление учащимися работ в процессе продвижения по проекту.
  • Мозговой штурм - цель в том, что учащиеся придумывают идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями.

Интересные факты!

1 .Вы не можете храпеть и видеть сны одновременно.
2 .К тому времени, когда мы умрем, большинство из нас проведет по четверти века во сне, а шесть лет из них будут наполнены сновидениями. Хотя, проснувшись, большинство из этих снов мы уже не помним.
3 .Египетских фараонов считали детьми Ра (бога солнца), и поэтому их сны считались священными.
4 .Ученые предположили, что сны человеческих эмбрионов из-за отсутствия визуальных стимулов в чреве матери в основном состоят из звуков и тактильных ощущений.
5 .Согласно Платону, сны зарождаются в органах,расположенных в животе. Он считал, что печень — это биологический источник большинства снов. 6 .Элиас Хоуи(1819-1867) сказал, что изобретение им швейной машинки было связано с кошмарным сном, в котором он был атакован каннибалами, вооруженными копьями в форме швейной иглы, которую он впоследствии и изобрел.

7 .За исключением особо редких случаев, все люди в той ли иной мере подвержены сновидениям. Тем не менее, многие не способны вспомнить хотя бы один сон.

8 .Большинство из нас видит сны каждые 90 мин, а самые длинные сны (30-45 минут) случаются по утрам.
9 .Ашанти, народ, живущей на Западе Африки, воспринимает сны настолько серьезно, что они всерьез могут подвергнуть уголовному преследованию мужчину, который видел в эротическом сне жену другого мужчины.
10 .Открытая в 1856 году планета Нептун, которую назвали в честь римского бога морей, считается планетой снов, потому что сны, как вода, искажают и затуманивают образы и смысл. К тому же, вода представляет глубину неосознанного чувства и мест, в которые мы попадаем во сне.
11 .Сны о том, что вы теряете зубы или их у вас удаляют, могут означать многое, включая страх беспомощности или какую-либо потерю в вашей жизни. У женщин таких снов бывает больше, чем у мужчин.
12 .Сны о грязной воде могут сигнализировать о том, что у вас зарождаются какие-либо проблемы со здоровьем.
13 .Инопланетяне во сне могут стать предвестниками того, что вы на пороге трудностей, связанных с новой обстановкой и окружающей средой, или, что ваша частная жизнь под угрозой.
14 .Увиденный во сне шоколад может символизировать то, что спящий считает, что он достоин награды и ждет ее. Это также может означать, что спящий человек не отказывает себе в желаниях, и ему нужно сдержать их.
15 Если спящий стоит во сне на высокой скале – это может указывать на его широкий кругозор или на то, что он находится на пороге важного решения, но боится провала.
16 .Цвета во сне могут интерпретироваться только в контексте отношения к ним спящего человека. Например, для одного человека кровь во сне будет означать любовь и секс, а для другого это будет означать разрушение и кровь.
17 .Дом во сне – это часто символ нашего тела, поэтому большой особняк может представлять наше «богатое», возможно, немного преувеличенное эго. Особняк может также представлять наш большой потенциал.
18 .Родителей, ожидающих ребенка, часто сопровождают сны о выкидыше, но это не предсказание, а просто символ их беспокойства за ребенка. Также, сон о выкидыше может указывать на то, что дела в вашем бизнесе идут не лучшим образом.
19 .Из-за того что кошмары считаются плодами воздействия зловещих персонажей, таких как ведьмы, фольклор предлагает класть нож в подножье кровати. Считается, что сталь ножа отпугнет злых духов.
20 .В древней Греции сны считались посланиями богов. Инкубация или практика вызывания многозначительных снов, засыпая в священном месте, также была популярна, особенно в хилерском культе Асклепия и Эпидауруса.
21 .Чувство падения во сне обычно случается в начале ночи, в первой стадии сна. Эти сны часто сопровождаются мышечными спазмами, которые называются «миоклоническими толчками», и которые обычны у многих млекопитающих.

22 .Полеты во сне известны с древнейших времен, когда никто и не подозревал, что когда-либо будет изобретен самолет.
23 .Знаковая работа Зигмунда Фрейда (1856-1939) «Толкование снов» (1900), которая стала в будущем настольной книгой для многих предсказателей, была продана в количестве всего лишь 415 экземпляров в первые два года.
24 В отличие от современного толкования снов, которое ориентировано на психологические моменты, древние объяснения были связаны с поиском ключей, открывающих будущее.
25 Похоже, что процесс фиксации событий в памяти во время сна отключается. У тех, кто утверждает, что он не видит снов, эта блокировка более полная, чем у других. Сны могут забываться из-за того, что они бессвязны и непоследовательны, или они содержат информационный материал, который отторгается нашей памятью.
26 .По мнению психологов, грезы наяву и во сне могут быть связаны, но во время них происходят различные познавательные процессы.
27 .Полеты во сне могут выражать и наши надежды, и жизненные страхи. Фрейд ассоциировал такие сны с сексуальным желанием, Альфред Адлер считал, что спящий пытается возвыситься над другими, а Карл Юнг с желанием вырваться из кольца ограничений.

Дидактические цели!

Цель проектного обучения

состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

— самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

— развивают системное мышление.

Развивающие цели проекта:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся;
  2. Развитие умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  3. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать;
  4. Развитие творческого и аналитического мышления;
  5. Научить применять теоретические знания на практике;
  6. Обучение приемам запоминания: смысловая нагрузка материала, выделение опорных пунктов, составление плана;
  7. Развитие умений обобщать факты и делать выводы;
  8. Развитие умений работы в должном (определенном)темпе: читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать;
  9. Развитие умений владеть собой;

Воспитательные цели проекта:

  1. Развитие и закрепление навыков самообразования;
  2. Формирование навыков работы в команде;
  3. Формирование навыков выступления перед аудиторией;
  4. Научить студентов преодолевать негативные последствия стрессовых производственных ситуаций
  5. Расширение общеобразовательного кругозора студентов
  6. Формирование черт гармонически развитой личности.

Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?»

И я решила узнать о сне больше и посвятила этому свой проект.

Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу : предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и его учебную деятельность.

Цель проекта: выявить параметры здорового сна.

Предмет исследования: параметры здорового сна.

Объект исследования: сон.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать и понять естественные физиологические процессы сна;
  • определить параметры здорового сна;
  • выявить проблемы сна у обучающихся 2 - 4 классов;
  • составить рекомендации для обучающихся 2 - 4 классов о правильной организации сна.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2 - 4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.

Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 респондентов.

Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи. И 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.

Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Подавляющее большинство школьников -«голуби». У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному.

Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание -достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособностии ухудшение качества сна.

Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.

Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали.

Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?

Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.

Исследование показало, что:

  1. Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
  2. Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

  • младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
  • только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
  • требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
  • школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.

Приложение 1. Проект «Зачем нужен сон?»

Приложение 2. Презентация.

Григорьев Никита

Аннотация (тезисы) к работе «Значение сна в жизни человека».

Проблема:
(почему выполнялось исследование, проект?)

По утрам мне всё время хочется спать. Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо? Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Каким должен быть сон человека, чтобы избежать этого.

Объект и предмет:
(что исследовалось, проектировалось?)

Мои одноклассники ученики 4 «Б» класса, продолжительность и качество их сна.

Гипотезы:

1. Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Так ли это? 2.Недосыпание негативно сказывается как на физическое, так и на психическое состояние ученика. 3. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Цель:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе для того чтобы узнать сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Провести исследование в классе с целью выяснить продолжительность и качество сна моих одноклассников.

3. Произвести обработку результатов.
4. Сделать выводы, отобразить их в виде таблиц и диаграмм.

Методы исследования:

Анкетирование

Поиск информации в литературе, в Интернете.

Выводы:

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека».

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Усть–Лабинский район.

4 «Б» класс.

  1. Введение.
  1. Цели и задачи.
  2. Обоснование выбора темы.
  1. Основная часть.

1. Что такое сон.

2. Когда ложиться спать?

3. Что происходит в организме человека, когда он спит.

4. Как правильно спать.

5.Как долго человек может не спать.

6. Интересные факты.

7.Что мы видим в своих снах.

  1. Практическая работа.
  2. Заключение.
  3. Приложения.

Введение.

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.

А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.

(Проблема )

Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.

Поэтому объектом своего исследования я выбрал продолжительность сна в течение дня и недели.

(Гипотеза ) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Я поставил перед собой следующие цели:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Основная часть.

На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года- от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью

От 2 до 7 лет- от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью

С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.

Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.

Премьер-министр Великобритании

в 1940-1945

известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

Когда ложиться спать

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

Что происходит в организме, когда мы спим.

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

Как правильно спать

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего « на животе» (рис.3) . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Как долго человек может не спать

Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.

18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.

Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.

В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.

Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.

Интересные факты

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».

Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Что мы видим в своих снах

Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.

Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.

Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.

Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.

Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провёл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложил ребятам :

  1. Заполнить анкету.
  2. Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.
  3. Нарисовать рисунки о своих снах.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.

  1. Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т.к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.
  2. Во сколько вечером вы ложитесь спать

59% в 22.00

35% в 21.00

7 % в 20.00

7 % в 23.30

Как вы чувствуете себя после сна?

37% хорошо

15% нормально

44% сонные

  1. Сравнив продолжительность сна своей младшей сестрёнки и

Одноклассников, сделал вывод :

Продолжительность сна с возрастом

Человека уменьшается почти в 2 раза.

Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявил зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 30%.

Чем занимаешься за 30 минут до сна?

4% ничего

15% читают, кушают, играют

15% смотрят телевизор

65% занимаются гигиеной

Что чаще всего видишь во сне?

7% ничего

11% живую природу

11% семью

11% мультфильмы, смешное

11% знакомых на празднике

23% ужасы

4% площадку

4% один на улице

15% гоночные машины

Какие сны снятся?

Цветные 88%

Чёрно- белые 12%

4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

На спине 11%

На животе 35%

На боку 50%

- «калачиком» 4%

  1. В результате исследований я установил, что у большинства моих одноклассников (78%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.

Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

63% 10 часов

7% 11 часов

15 % 9 часов

7% 8 часов

4% 5 часов

  1. Затем я раздал ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели.

Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому исследованию видно, что

74 % ребят спят положенное время и больше.

Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером

Вот что получилось:

37% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

Теперь я понял, почему моя сестрёнка так много спит.

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

  1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
  2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
  3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
  4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Приложение 1. Анкета

  1. В какой позе ты чаще всего спишь?

На спине

На животе

На боку

- «калачиком»

  1. Во сколько утром вы просыпаетесь? _______

3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______

4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?

5) Какие сны снятся?

Цветные

Чёрно- белые

6) Что чаще всего видишь во сне?

7) Как часто тебе снятся сны?

8) Вы встаёте утром сами или вас будят родители?

9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших

Классов?

10) Как вы чувствуете себя после сна?

11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?

12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?

13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?

Приложение 2.

Задание для учеников

Дни недели

Количество времени на дневной сон

Количество времени на ночной сон

Количество времени всего на сон

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Рисунки моих одноклассников «Мои сны»

Приложение 3.

№ п/п

Ф.И.О.

Кол-во времени на дневной сон за неделю

Кол-во времени на ночной сон за неделю

Кол-во времени всего на сон за неделю

Среднее кол- во времени на сон в сутки

Средний бал успеваемости уч-ся

Андреев Филипп

Базаров Егор

Баканова Милена

Владимирова Анна

Гавриш Анна

Григорьев Никита

Гусейнов Алим

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем».

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения.

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка.

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований.

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении.

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение).

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Тейлор, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез.

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.

Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Все феномены сна можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний.

При работе со сновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Жизнь и сон Замечено, что если человек живёт эмоционально насыщенной жизнью и его гормональная система работает интенсивно и разнообразно, то после бурного дня, сновидений может и не быть. В этом случае говорят - "Спит как убитый." Однако если жизнь человека однообразна (например, он пребывает в затяжной депрессии), при которой на протяжении длительного периода времени вырабатываются одинаковые химические вещества, то ему начинают сниться "яркие сны". Таким образом, сновидения могут являться защитной психофизиологической мерой от простоя эндокринной системы, компенсируя выработку однотипных веществ при повседневной жизнедеятельности. Возможна и обратная связь.

Слайд 12

Описание слайда:

Летаргия ЛЕТАРГИЯ - от греческого "лете" (забвение) и "аргия" (бездействие). Большая медицинская энциклопедия определяет летаргию как "состояние патологического сна с более или менее выраженным понижением обмена веществ и ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины летаргии не установлены".

Слайд 13

Описание слайда:

Летаргический сон Примечательно, что проснувшийся после многолетней спячки организм начинает быстро «догонять» свой календарный возраст. Такие люди стареют, как говорится, не по дням, а по часам. Так, например, Назира Рустемова из Туркестана, которая уснула в 4 года (1969 год) и проспала летаргическим сном 16 лет, в последующие годы быстро сформировалась во взрослую девушку и выросла еще на 28 см. Причина, вызывающая такой сон, для ученых до сих пор загадка. Правда, они делают предположение, что это всего-навсего "воспаление мозга, которое делает вас уставшим”. До сих пор существует объяснение, что летаргический сон обусловлен крайней слабостью и предельным истощением нервных клеток головного мозга, которые впадают в состояние защитного "охранительного" торможения. Организм говорит «Я устал! Не трогайте меня!» и перестает реагировать на любые раздражения.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда: