Категория падежа – словоизменительная категория имени существительного и других именных частей речи (имени прилагательного, имени числительного и местоимений). В современном русском языке эта категория имеет шесть значений, которые выражаются словоформами именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Падежные формы слов различаются окончаниями, которые у существительных одновременно выражают значение числа, а у прилагательных в единственном числе – и значение рода. Изменение слов по падежам называется склонением .

Падежи имен существительных указывают на отношения и связи между словами в предложениях и словосочетаниях:

рука (именительный падеж, называет субъект действия) подала;

руку (винительный падеж, называет объект действия) подала;

рукой (творительный падеж, называет орудие действия) подача.

Следует обратить внимание на то, что одни и те же падежные формы имён существительных в разных контекстах могут выражать разные значения:

любоватьсярукой (объект действия);

сжиматьрукой (орудие действия).

Значения падежных форм имён существительных определяются их синтаксическими функциями в предложении. Падежные формы имён существительных выражают такие основные виды грамматических значений:

1)субъектное значение (значение субъекта: S) в этом значении существительное называет предмет, который производит действие, испытывает состояние, является носителем свойства: Дети идут в школу.Детям весело.Пениеартиста . Ловкостьобезьяны . Больного знобит.

2)объектное значение (значение объекта: О) – в этом значении существительное называет предмет, на который направлено действие или состояние: Студентчитаеткнигу . Нужно купитьхлеба . Он занят решениемзадачи . Мне жальдруга .

3)определительное значение – значение признака предмета. Оно выражается формами косвенных падежей имен существительных, которые сочетаются с другими существительными. Такие падежные формы обычно можно заменить относительными прилагательными:

деньосени – осенний день;домродителей – родительский дом;

крыло птицы птичье крыло; поэзия Пушкина пушкинская поэзия.

4)обстоятельственное значение – значение признака действия. Это значение выражают формы косвенных падежей имён существительных, которые зависят от глагола. В этом значении существительное отвечает на вопросы: куда?, где?, откуда?, когда?, сколько времени?, как долго? и др.:



Я приехал на вокзал (куда? – обстоятельство места);

Я приехал в среду (когда? обстоятельство времени).

Большую роль в уточнении падежных значений играют предлоги. Сочетание существительного с предлогом называется предложно-падежной формой:

Книга лежитна столе (предложный падеж указывает на то, что предмет находится на поверхности);

Книга лежитв столе (предложный падеж указывает, что предмет находится внутри).

Без предлогов падежные формы существительных выражают такие значения:

Именительный падеж (кто? что? ):

1) значение субъекта действия, состояния или признака: Студенты учатся. Сосед болеет. Мойбрат – студент;

2) значение объекта действия в пассивных конструкциях: Зачёты студентами сданы.

Родительный падеж (кого? чего? ):

1) значение объекта, особенно если при глаголе есть отрицательная частица не : не читать газет ; желать счастья ; решение задачи ;

2) значение субъекта действия или состояния: хлеба не осталось; выступление артиста ;

3)определительное значение (при именах существительных): человекдела ; крылоптицы ; платокбабушки ;

4)обстоятельственное значение: встретимсяпятого мая .

Дательный падеж (кого? чего? ):

1) значение объекта-адресата действия: написать письмородителям ; нанести вред здоровью ;

2) значение субъекта в безличных предложениях: Отцу нездоровится. Детям скучно;

3)определительное значение: памятникПушкину .

Винительный падеж (кого? что? ):

1) объектное значение: изучать русский язык ; жалетьсестру ; питьводу ;

2) обстоятельственное значение: ждать целыймесяц ; весить тонну .

Творительный падеж (кем? чем? ):

1) значение орудия действия (предмета, с помощью которого субъект выполняет действие): Он пишет работу новойручкой ;

2) субъектное значение в пассивных конструкциях и безличных предложениях: Приказ подписанректором . В комнате пахлоцветами ;

3)определительное значение: а) в составном именном сказуемом: Он будетучителем ; б) при именах существительных (с оттенком сравнения): усыполумесяцем ;



4)обстоятельственные значения: идтиберегом ; петьбасом ; работатьночами ;

5)объектное значение: управлятьфирмой , руководитьколлективом .

Предложный падеж (о ком? о чём?; на ком? на чём?; в ком? в чём?; при ком? при чём?) :

1) с предлогами о, об – значение объекта речи или мысли (при глаголах, называющих речевые или мыслительные процессы): говоритьо сессии ; мечтатьо поездке ;

2) с предлогами в, на, при – значение обстоятельства места: гулятьв лесу ; стоятьна углу , дежуритьпри больном .

Как видим, одни и те же значения могут выражаться разными падежами существительных, а, с другой стороны, одна и та же падежная форма в разных предложениях (и с разными предлогами) способна выражать разные грамматические значения.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; Чижа захлопнула злодейка-западня (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - юнкер; Хорь был человек положительный (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный домик (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: Отец, отец, оставь у грозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.); ...Свободы хочу, независимости (Гонч.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: Клубами черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году.

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов).

Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом (откуда и его название).

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях (Черн.) и т.д.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.), Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

· с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

· с предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

· с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу и т.д.

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни -- др.-греч. рф?уйт (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона -- в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков (см.: Табл.1). Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие, которое проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

Таблица 1. Соответствие русских падежей падежам в мировых языках

Латинское название

Русское название падежа

Характеризующие вопросы

Примеры языков, в которых употребляется

Номинатив

Именительный падеж

Подлежащее

Практически все агглютинирующие и флективные языки

Родительный падеж

Кого? Чего?

Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание

арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский

Поссесив

Притяжательный падеж

Только принадлежность

Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках

Дательный падеж

Кому? Чему?

Объект передачи, адресат речи, экспериенцер

Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык

Аккузатив

Винительный

Кого? Что?

Объект действия

Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных

Именительный падеж

Субъект действия

Языки эргативного строя

Абсолютив

Именительный падеж

Кто? Кого? Что?

Объект действия или состояния

Аффектив

Дательный падеж

Кто? Кому?

Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства

Комитатив или Социатив

Второстепенные субъекты действия

Финский, Баскский

Инструменталис

Творительный падеж

Орудие действия; иногда субъект действия

Монгольские

Партитив

Частичный падеж

Действие переходит только на часть объекта

Звательный падеж

Обращение

Какой? Как?

Нахождение в каком-либо состоянии

Транслатив

Во что? Кем/чем стал?

Изменение состояния или местонахождения

Местный падеж

Где? В чём?

Местонахождение

Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский

Где? Около чего?

Место (внешн.) нахождения

Где? В чём?

Место (внутр.) нахождения

Направительный падеж

Куда? К чему?

Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие

Финно-угорские, тюркские языки

Точного аналога нет

Куда? Во что?

Конечный (внутр.) пункт действия

Финно-угорские языки

Исходный

Откуда? С чего? От чего?

Исходная точка действия

Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки

Точного аналога нет

Из(нутри) чего?

Исходная (внутр.) точка действия

Финно-угорские языки

Пролатив

Точного аналога нет

Вдоль чего?

Только к протяженным объектам

Монгольские

Терминатив

Точного аналога нет

До уровня чего? (по куда?)

Указание высоты/глубины

Монгольские

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами -- четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей.

Их порядок школьники запоминают с помощью забавных двустиший: «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку»; «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить»; «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали»; «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу»; «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь»; «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого»; «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать»; «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать»; «Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую» [Википедия - эл. дан.].

Современная европейская терминология, связанная со склонением, является осколком античной. И м е н и т е л ь н ы й (onomastikз, nominativus) как «начальный» падеж назывался orthз - прямой, в отличие от других, отклонившихся, склонившихся (klisis, declinatio - склонение), почему те и считались косыми, косвенными (plagiai, ptфseis). Р о д и т е л ь н ы й (genikз, genetivus - родовой) получил свое имя от того, что он иногда обозначал род, принадлежность, происхождение. Д а т е л ь н ы й (dotikз, dativus) своим названием выражал одну из своих функций (ср. употреблении дательного падежа при глаголе дать - давать). Термин греческой грамматики, соответствовавший винительному падежу (aitiatikз), был очень узко переведен на латинский язык - accuativus (буквально: винительный), вернее было бы causativus. «У нас бы более подходило название предметный падеж». Т в о р и т е л ь н ы й (instrumentalis - орудный) падеж введен в русскую грамматику Лаврентием Зизанием («Грамматика словенска», 1596). Мелетий Смотрицкий в своей «Грамматике» (1619) дополнил русскую падежную терминологию еще сказительным падежом (ср. говорить - сказать о чем-нибудь), который потом Ломоносовым был переименован в п р е д л о ж н ы й [Виноградов, 1972; 144], вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами. Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё другие косвенные падежи: НовЪгород"Ь означало «в Новгороде».

Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем как дополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.

Формы звательного падежа (вокатив) используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня -- звательный: Ань!) (Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старого звательного падежа используется так называемый новый звательный падеж, который образуется путем усечения конечной гласной существительного [О звательном падеже.. - эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусском и украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне). Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружить в старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже», «Господи», «старче», которые в современном русском языке являются архаизмами).

Звательный падеж не выражает зависимости между словами и необходим для выражения зависимости слов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку

Существительное «Иван» применено в форме именительного падежа, «девчонка» -- в форме винительного. Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.

Существовавшая в русском языке третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.

Однако некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.

Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного, означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж -- один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).

Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).

Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означает место начала движения, например: «вышел имз лесу» (отличается от местного падежа ударением) [Богородицкий 1935; 167--167, 311].

Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский [Успенский], А. А. Зализняк [Зализняк 2002]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Как правило, для определения падежа существительного используют прием постановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип является основополагающим. Так, для винительного - нет ни одного уникального вопроса, для предложного - нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного - вопросов нет вообще.

Как видим, идеальный принцип любой грамматической категории (связь смысла и формальных признаков) постоянно нарушается, когда мы имеем дело с категорией падежа. Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа "значение орудия или средства, при помощи которого производится действие". Но, кроме того, есть творительный времени - днём, вечером (это совсем не то, что писать пером) творительный способа и образа действия шагом, боком; творительный сравнения - лететь стрелой и т.д. Если исходить из значения, только внутри творительного падежа можно выделить несколько падежей.

Итак, определить число падежей на основе формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, на основе смысла - тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений. Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, что одни имена (например, кость - только с тремя разными звуковыми формами единственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие.. и что число падежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение…. То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость - свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [Энциклопедия для детей, 1998; 31, 171].

По мнению В.В. Виноградова, из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по крайней мере двух падежей в каждом из них [Виноградов 1984; 204].

Рассмотрим многообразие значений падежей русского языка.

Форма и м е н и т е л ь н о г о п а д е ж а - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Д е в у ш к а вошла в комнату; Н о ч ь прошла незаметно; Чижа захлопнула з л о д е й к а-з а п а д н я (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - ю н к е р; Хорь был ч е л о в е к п о л о ж и т е л ь н ы й (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный д о м и к (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: О т е ц, о т е ц, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное в е т р и л о (П.).

Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта) [АГ - 70; 287]. Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Р о д и т е л е й лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать б р о д о в, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей у ч а с т и. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю с л а в ы я (П.); ...С в о б о д ы хочу, н е з а в и с и м о с т и (Гонч.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

Родительный количественно-отделительный падеж представлен значениями количества преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно - целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: С а ш е не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Т а т ь я н е (П.); Моей б о л ь н о й все хуже становится (Т.).

В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души л е т о целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый д е н ь, каждый ч а с (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной х в о р о с т и н о й мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась л а д о н ь ю (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: К л у б а м и черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, в и х р е м летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела л е с о м (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка б а с о м... (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Т у р г е н е в ы м в 1867 году.

Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое. Он используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам с д е л а т ь с я и х и м и к о м, и ф и з и к о м, и и с т о р и к о м, и п о л и т и к о -э к о н о м о м, и о р а т о р о м, и вдобавок еще - п и и т о м (Добролюбов); он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем -- он избран председателем, его считают руководителем -- он считается руководителем и т. п. [АГ-70; 336].

Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой д о л е пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних у л у ч ш е н и я х (Черн.) и т.д.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом с у н д у к е, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в и н с т и т у т е (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в ц в е т у (М. Г.); Река в о всей к р а с о т е и в е л и ч и и, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: Н а р у к а х, н а с п и н е, н а п л е ч а х играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился н а ю г е России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); Н а с е л е кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой п р и д о р о г е (Пришв.), Генерал быстро п р и С а б у р о в е продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

· с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем п р о и с ш е с т в и и в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о ж е н и т ь б е Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

· с предлогом при - для указания на место: сад п р и и н с т и т у т е, сестра п р и с а н а т о р и и;

· с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в о к о п а х, хранение в с н е г у и т.д.

Современный предложный падеж некоторыми учеными делится на два: изъяснительный -- о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню [Виноградов 1986; 299]. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание -у под ударением.

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов, например: родительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха); дательный падеж -- с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам); винительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час); творительный падеж -- с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).

В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед.ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения): существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. К первому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму - сущ. преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему - сущ. жен. р., одно слово муж. р. и двенадцать слов сред.р. Существительные каждого склонения имеют свои парадигматические характеристики - две частные парадигмы: одну, объединяющую формы ед.ч., и другую, объединяющую формы мн.ч. Различия между частными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмы мн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а также вин. п., совпадающего с им.п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн.ч. у существительных всех трех склонений совпадают.

Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями:

1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения - падежа и числа (ед. или мн.).

2) Ни одна из частных парадигм не состоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: парадигмы первого и второго склонений в ед.ч. и парадигмы всех склонений во мн. ч. имеют пять различных форм парадигмы третьего скл. в ед. ч. - только три различных формы.

3) В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, материально совпадают флексии им. и вин. п. или род. и вин. п. в парадигмах муж. р. первого скл. в ед. ч. и в парадигмах всех склонений во мн.ч.; флексии дат. и предл. п. - в парадигме второго скл. в ед.ч.; флексии род., дат. и предл. п. - в парадигме третьего скл. в ед. ч.

4) Омонимичны могут быть флексии разных падежей в разных парадигмах.

Таким образом, все падежные формы трех склонений в ед. и мн.ч. имеют в общей сложности только пятнадцать различных флексий (запись морфофонематическая) [АГ-80; 475].

Вывод: понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, однако ей присущи специфичные черты: количество падежей, круг значений употребления каждого падежа. Некоторые исследователи выделяют такие словоформы-падежи, как звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи. Многообразны значения падежей. Передача этих значений возложена на флексии, которые помогают сориентироваться в семантическом многообразии значений.

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.