Служба скорой помощи является одним из важнейших звеньев в системе здравоохранения в нашей стране. Объем оказания медицинской помощи населению врачебными и фельдшерскими бригадами постоянно растет.

В сельской местности при ЦРБ созданы отделения скорой медицинской помощи.

Вызовы к населению там практически повсеместно обслуживают фельдшерские бригады.

В городах созданы станции, а в крупных городах - также и подстанции скорой медицинской помощи. В их составе работают линейные врачебные бригады, обслуживающие большинство самых разнообразных вызовов, специализированные бригады (интенсивной терапии, реанимационно-травматологические, детской реанимации, токсикологические, психиатрические и др.), а также фельдшерские бригады. В функции фельдшерских бригад в городах входит в основном транспортировка больных из одного лечебного учреждения в другое, транспортировка больных из дома в стационар по направлению участковых врачей, доставка рожениц в родильные дома, а также оказание помощи больным с различными травмами, когда не предполагается необходимость в реанимационной помощи, а также некоторым другим. К примеру, если повод к вызову «споткнулся, упал, сломал руку (ногу)» - это вызов для фельдшерской бригады, а если заранее известно, что пострадавший выпал из окна седьмого этажа или попал под трамвай, - на такой вызов целесообразнее сразу же отправить специализированную бригаду.

Но это в городах. В сельской местности, как уже было отмечено, практически все вызовы выполняют фельдшеры. Кроме того, в условиях реальной работы иногда невозможно заранее определить, что случилось на самом деле, и фельдшер, работающий самостоятельно, должен быть готов к любым, самым неожиданным ситуациям.

При работе в составе врачебной бригады фельдшер во время выполнения вызова полностью подчиняется врачу. Его задача - четко и быстро выполнять все назначения. Ответственность за принимаемые решения лежит на враче. Фельдшер должен владеть техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций, регистрации ЭКГ, уметь быстро установить систему для капельного введения жидкости, измерить артериальное давление, сосчитать пульс и число дыхательных движений, ввести воздуховод, провести сердечно-легочную реанимацию и т. д. Он должен также уметь наложить шину и повязку, остановить кровотечение, знать правила транспортировки больных.

В случае самостоятельной работы фельдшер скорой помощи полностью отвечает за все, поэтому он должен в полном объеме владеть методами диагностики на догоспитальном этапе. Ему необходимы знания по неотложной терапии, хирургии, травматологии, гинекологии, педиатрии. Он должен знать основы токсикологии, уметь самостоятельно принять роды, оценить неврологическое и психическое состояние больного, не только зарегистрировать, но и ориентировочно оценить ЭКГ.

Неотложная помощь - вершина медицинского искусства, в основе которого лежат фундаментальные знания из различных областей медицины, объединенные практическим опытом.

Основные нормативно-правовые документы:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

№ 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год»;

4) Приказ МЗ СССР от 25.03.1976 г. № 300 «О нормах оснащения учреждений здравоохранения санитарным транспортом и о режиме работы санитарного транспорта»;

5) Приказ МЗ РФ от 08.04.1998 г. № 108 «О скорой психиатрической помощи»;

6) Приказ МЗ РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации»;

7) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 05.02.2004 г. № 37 «О взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и проведения мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций»;

8) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 01.11.2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»;

9) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 01.12.2005 г. № 752 «Об оснащении санитарного транспорта»;

10) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 24.09.2008 г. № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации»;

11) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2009 г. № 43 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1. 1.2521-09»;

12) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 19.08.2009 г. № 599н «Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению РФ при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля»;

13) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 02.12.2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи»;

14) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 15.12.2009 г. № 991н «Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком»;

15) Приказ МЗ РФ и социального развития РФ от 11.06.2010 г. № 445н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения выездной бригады скорой медицинской помощи».

Главным документом, в соответствии с которым строится работа службы скорой помощи, является Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».

В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3 тыс. станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. средних медицинских работников.

Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 млн вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 млн граждан. Предусматривается постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии и других узкоспециализированных бригад.

Станция скорой медицинской помощи является лечебнопрофилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения.

В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц.

В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций (с расчетом 15-минутной транспортной доступности).

Основной функциональной единицей подстанции (станции, отделения) скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие узкопрофильные специализированные бригады). Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами, с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.

Приложение № 10 к Приказу МЗ РФ от 26.03.1999 г. № 100 «Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи»

На должность фельдшера бригады скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат.

При выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи руководствуется в работе законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями администрации станции (подстанции, отделения).

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи назначается на должность и увольняется в установленном законом порядке.

Обязанности

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи обязан:

1) обеспечивать немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного временного норматива на данной территории;

2) оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары;

3) вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи;

4) уметь пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации;

5) владеть техникой снятия электрокардиограмм;

6) знать дислокацию лечебно-профилактических учреждений и районы обслуживания станции;

7) обеспечивать переноску больного на носилках, в случае необходимости принять в ней участие (в условиях работы бригады переноска больного на носилках расценивается как вид медицинской помощи). При транспортировке больного находиться рядом с ним, осуществляя оказание необходимой медицинской помощи;

8) при необходимости транспортировки больного в бессознательном состоянии или состоянии алкогольного опьянения произвести осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова, сдать их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под расписку дежурного персонала;

9) при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, в случаях повреждений насильственного характера действовать в установленном порядке (сообщить в органы внутренних дел);

10) обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно­гигиенического и противоэпидемического режима). При выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую медицинскую помощь, соблюдая меры предосторожности, и информировать старшего врача смены о клинико-эпидемиологических и паспортных данных больного;

11) обеспечить правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;

12) по окончании дежурства проверить состояние медицинской аппаратуры, транспортных шин, пополнить израсходованные в процессе работы лекарственные средства, кислород, закись азота;

13) информировать администрацию станции скорой медицинской помощи о всех чрезвычайных происшествиях, возникших в период выполнения вызова;

14) по требованию сотрудников внутренних дел остановиться для оказания скорой медицинской помощи, независимо от места нахождения больного (пострадавшего);

15) вести утвержденную учетную и отчетную документацию;

16) в установленном порядке повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать практические навыки.

Фельдшер выездной бригады скорой помощи имеет право:

1) вызвать в случае необходимости на помощь врачебную бригаду скорой медицинской помощи;

2) вносить предложения по совершенствованию организации и оказания скорой медицинской помощи, улучшению условий труда медицинского персонала;

3) повышать свою квалификацию по специальности не реже 1 раза в 5 лет. Проходить в

установленном порядке аттестацию и переаттестацию;

4) принимать участие в работе медицинских конференций, совещаний, семинаров, проводимых администрацией учреждения.

Ответственность

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи несет ответственность в установленном законодательством порядке:

1) за осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала скорой медицинской помощи;

2) за противоправные действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью пациента или его смерть.

В соответствии с Приказом МЗ РФ № 100 выездные бригады подразделяются на фельдшерские и врачебные. Фельдшерская бригада включает в свой состав двух фельдшеров, санитара и водителя. Врачебная бригада включает врача, двух фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру-анестезистку), санитара и водителя.

Однако далее в приказе говорится, что «состав и структуру бригады утверждает руководитель станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи». Практически в реальных условиях работы (по понятным в наших экономических условиях жизни причинам) врачебная бригада - это врач, фельдшер (иногда еще и санитар) и водитель, специализированная бригада - врач, два фельдшера и водитель, фельдшерская бригада - фельдшер и водитель (может быть еще и санитар).

Бригада экстренной (скорой) медицинской помощи - является структурной единицей центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф или станции экстренной (скорой) медицинской помощи, оказывает экстренную медицинскую помощь человеку, находящемуся в неотложном состоянии, непосредственно на месте происшествия и во время перевозки такого человека в учреждение здравоохранения. Расчет количества бригад проводится в соответствии с нормативами, утвержденными Минздравом. По своему составу бригады подразделяются на лекарственные и фельдшерские.

В состав врачебной бригады входят врач, фельдшер, медицинская сестра, водитель. Руководителем бригады является врач. В состав фельдшерской бригады входит фельдшер, медицинская сестра, водитель. Руководителем бригады является фельдшер. Руководителю бригады подчиняются все ее работники, он несет персональную ответственность за ее работу. Бригада располагается в помещении станций, подстанций, отделений, пунктах постоянного или временного пребывания. Рабочее место бригады определяется руководителем Центра с учетом необходимости выполнения норматива прибытия бригад на место происшествия, информация о необходимости оказания экстренной медицинской помощи от любого физического лица, или оператора системы экстренной медицинской помощи населению поступает по единому приказу 112, поступающего в оперативно-диспетчерскую службу Центра. Оператор телекоммуникаций Центра определяет маршруты звонков по единому телефонному номеру экстренной медицинской помощи 103 от лиц, находящихся в пределах соответствующей территории, или сообщений от операторов системы экстренной медицинской помощи населению по единому номеру 112 в диспетчерскую службу Центра.

Контроль за поступлением вызовов и реагирования на них осуществляет программно - аппаратный комплекс 103, его электронная система фиксирует время поступления вызова, запись голоса, которые сохраняются в течение установленного времени. Диспетчерская служба Центра имеет диспетчера для приема вызовов, которые фиксируют вызов и заполняют первичную медицинскую документацию в электронном виде. Этот электронный вариант передают диспетчеру направлении. Рабочее место диспетчера направлении может располагаться в едином помещении диспетчерской службы Центра, или на базе станции экстренной (скорой) медицинской помощи или ее структурных подразделений. Приняв от диспетчера приема вызовов электронную карточку, диспетчер направление передает ее руководителю бригады СМП. Электронная карта - это информационное сопровождение на всех этапах оказания экстренной медицинской помощи от объема экстренной помощи до госпитализации в лечебное учреждение. Руководитель бригады отчитывается в Центр о завершении оказания помощи. Центр решает о выделении дополнительных бригад в случае большого количества пострадавших на месте происшествия.

Бригада после приема о вызове в электронной форме переносит ее в медицинской статистической документации на бумажный носитель, кроме этого информирует диспетчера направления о состоянии предоставления экстренной медицинской помощи (потерпевшему) больному и завершения такой помощи.

Лица, вызывающие бригаду должны ответить на все вопросы диспетчера, принимающего вызов. Частности назвать точный адрес вызова (населенный пункт, улицу, номер дома, квартиры, этаж, код и номер подъезда, уточнить пути подъезда к больным). Если паспортные данные неизвестны необходимо указать пол и ориентировочный возраст, описать жалобы, сообщить кто и с какого номера телефона вызывает бригаду. При возможности обеспечить бригаде беспрепятственный доступ к больному, и необходимые условия для оказания помощи. Кроме этого, изолировать животных, которые могут осложнить оказание медицинской помощи больному, нанести вред здоровью и имуществу членов бригады. При госпитализации больного желательно иметь при себе любой документ, удостоверяющий его личность. при агрессивном поведении больного, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, или психического расстройства и представляет угрозу для здоровья или жизни медицинских работников бригады оказания медицинской помощи и транспортировку осуществляют в присутствии сотрудников милиции. Сопровождение больного в санитарном транспорте осуществляет одно лицо с разрешения руководителя бригады. Транспортировка детей осуществляется в сопровождении родителей. Диспетчер по приему вызовов имеет право отказать в приеме вызова к больным для выполнения плановых назначений участкового (семейного) врача (инъекций, перевязок и проч.), в больных, находящихся под наблюдением участкового (семейного) врача, для оказания стоматологической помощи, удаление клещей, выдачи листков нетрудоспособность, выписка рецептов, заполнения справок, проведение судебно - медицинских заключений, транспортировки трупов. Нормативом прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия по обращению в городах составляет 10 минут, вне города, в населенных пунктах - 20 минут с момента поступления обращения к диспетчеру оперативно-диспетчерской службы Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.

В случае необходимости по решению руководителя Центра могут образовываться из числа врачебных бригад специализированные бригады по специальности психиатрия, кардиология, неврология, педиатрия, неонатология и т.п., которые подчинены распоряжению оперативно-диспетчерской службе Центра.

Бригада обеспечивается специализированным санитарным транспортным средством, по своим техническим и медицинским показателям должен соответствовать требованиям национальных стандартов, а также лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отвечающие табелям оснащения, утвержденному Минздравом.

Члены бригады обеспечиваются специальным рабочей одеждой и обувью. В случае работы в неблагоприятных или вредных условиях члены бригады обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Основными задачами бригады являются:

Оказание экстренной медицинской помощи пациентам и пострадавшим на догоспитальном этапе и во время их госпитализации в профильные учреждений здравоохранения;

Принятие Участие ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Бригада постоянно находится в режиме готовности (ожидания) к выполнению распоряжений оперативно - диспетчерской службы Центра. Прибыв к месту происшествия по вызову обследует и оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим, нуждающимся в ней;

Транспортирует пациентов в учреждения здравоохранения, определенные диспетчером оперативно - диспетчерской службы Центра, или обеспечивает перевозки по распоряжению диспетчера оперативно - диспетчерской службы Центра пациентов, нуждающихся медицинское сопровождение при транспортировке в учреждения здравоохранения одновременно;

Информирует диспетчера оперативно-диспетчерской службы Центра об этапности выполнения задания по вызову, а также об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

Перевозит пациентов, требующих обязательного медицинского сопровождения, в стационарные учреждения здравоохранения по распоряжению диспетчера оперативно - диспетчерской службы Центра;

Своевременно отчитывается об использовании лекарственных, наркотических и психотропных средств, изделий медицинского назначения, пополнение их количества и обмен;

Организует медицинскую сортировку пострадавших, привлекает дополнительные бригады к оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

Повседневно взаимодействует с диспетчером Центра, другими бригадами, работниками учреждений здравоохранения, сотрудниками милиции, в частности работниками Государственной автомобильной инспекции, личным составом пожарных подразделений и аварийно - спасательных служб.

Бригада имеет право:

Госпитализировать пациента в случае внезапного возникновения угрозы его жизни и здоровью до ближайшего места события заведения здравоохранения независимо от подчинения и формы собственность, определенного диспетчером оперативно - диспетчерской службы Центра, в котором ему может быть оказана квалифицированная или специализированная экстренная медицинская помощь;

Получать консультацию от старшего врача оперативно - диспетчерской службы Центра по медицинским вопросам по последовательности действий при предоставлении экстренной медицинской помощи пациентам.

Диспетчерская (оперативный отдел) ССМП образуется на станции, начиная с 3-й категории (от 201 до 500 тыс. населения). К оперативного отдела входят центральная диспетчерская, выездная медицинская бригада линейного контроля, консультативно - информационная служба. В случае чрезвычайной ситуации бригада линейного контроля приезжает к очагу поражения и координирует бригадами СМП по ликвидации медико-санитарных последствий, поддерживает связь со штабом по ликвидации ЧС, станцией, бригадами, медицинскими учреждениями в которые направляются пострадавшие.

В структуру ССМП входит отдел госпитализации, который функционирует только в станциях первой (от 1 млн. до 2 млн. населения) и второй (от 501 тыс. до 1 млн. населения) категорий, который обеспечивает постоянный круглосуточный учет свободного коечного фонда лечебных учреждений и распределяет поток пациентов. Отдел госпитализации взаимодействует с ведущими специалистами местных органов управления здравоохранения по вопросам графиков дежурств медицинских учреждений по оказанию экстренной медицинской помощи, оперативных изменений относительно профиля и развертывания дополнительных соответствующего профиля, потребности и перспективы относительно коечного фонда, взаимодействия с другими стационарными медицинскими учреждениями, не входящих в систему управления здравоохранения, по вопросам использования коечного фонда для оказания экстренной стационарной медицинской помощи. Этот отдел взаимодействует с медицинскими учреждениями города по вопросам их готовности к экстренной госпитализации пациентов, наличия в них свободных мест и дополнительного их развертывания, госпитализации пациентов при возникновении в учреждениях чрезвычайных ситуаций, нарушение и невыполнение порядка экстренной госпитализации и другие.

В структуре ССМП I-II категорий является подразделение консультативно-информационной службы, по телефону консультирует населению, а также советы по оказанию первой медицинской помощи.

С целью приближения оказания медицинской помощи населению на догоспитальном этапе, путем обеспечения своевременного прибытия БСМП к пациенту (потерпевшего) образуют пункты временного базирования бригад скорой медицинской помощи. Пункты образуют на базе учреждения здравоохранения (сельской врачебной амбулатории, участковой (районной) больницы, поликлиники города, расположенных на территории деятельности станции, подстанции (отделение)). Пункт открывается решением городской (районной) власти после заключения договора между руководителями станции (больницы, в структуре которой функционирует отдел СМП) и медицинским учреждениям, который предоставляет помещение для базирования пункта.

В городе бригада размещается на пункте в часы пик (максимального движения автотранспорта) и (или) максимального количества поступления вызовов на территории обслуживания пунктом. Пункт является структурным подразделением ССМП или подстанции. Территория обслуживания определяется руководителем ССМП.

Скорая и неотложная медицинская помощь (СМП) медицинская организация, имеющая целью оказание экстренной медицинской, а также специализированной врачебной помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и острых тяжелых заболеваниях как на месте происшествия, так и в пути следования. Данный вид помощи организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и в ночное время, при массовых отравлениях и других угрожающих состояниях.

Понятие «неотложные состояния» определяет такие патологические изменения в организме человека, которые приводят к резкому ухудшению здоровья и могут угрожать жизни.

Под «экстренностью в медицинской помощи» подразумевается срочное устранение всех неотложных патологических состояний, возникших непредвиденно, которые независимо от степени тяжести состояния больного требуют немедленной диагностической и лечебной деятельности. Целесообразно различать следующие основные формы патологических состояний, при которых показана экстренная помощь:

– имеется непосредственная угроза жизни, которая без своевременной медицинской помощи может привести к смертельному исходу

– не имеется непосредственной угрозы жизни, но, исходя из патологического состояния, угрожающий момент может наступить в любое время

– нет угрозы для жизни, но нужно облегчить страдания больного

– больной находится в состоянии неопасном для жизни, однако требуется срочная помощь в интересах коллектива.

В деятельности учреждений скорой медицинской помощи сохранение здоровья больных и пострадавших зависит преимущественно от своевременности прибытия бригады скорой медицинской помощи на место вызова и качества догоспитальной и лечебной помощи.

Основные принципы организации СМП:

– полная доступность

– оперативность в работе, своевременность

– полнота и высокое качество оказываемой помощи

– обеспечение беспрепятственной госпитализации

– максимальная преемственность в работе.

В настоящее время в РБ функционирует Государственная система организации СМП :

– догоспитальный этап: в городах станции СМП с подстанциями и филиалами, травматологические пункты; в сельских административных районах – отделения СМП ЦРБ, в областях

– госпитальный этап: больницы скорой помощи, отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений

Деятельность станций скорой медицинской помощи (отделений, больниц) регламентируется приказом МЗ РБ «О совершенствовании организации скорой и неотложной медицинской помощи».

Станция (отделение) скорой медицинской помощи - ЛПО, оказывающее скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний как на месте происшествия, так и в пути следования.

Задачи станции СМП:

1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне ЛПУ и во время их транспортировки в стационары.

2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации ЛПУ.

Станция СМП обеспечивает оказание:

1. Экстренной медпомощи:

А) при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного (остро развивающиеся нарушения деятельности ССС, ЦНС, органов дыхания, органов брюшной полости)

Б) при несчастных случаях (различные виды травм, ранений, ожогов, поражение электрическим током и молнией, инородные тела дыхательных путей, отморожения, утопления, отравления, суицидальные попытки)

В) при родах, происшедших вне специализированных учреждений

Г) при массовых катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Неотложной помощи: при обострениях различных хронических заболеваний, когда причины обращения не относятся к пункту 1a) настоящего положения, а также при острых заболеваниях детей, особенно первого года жизни.

Категории ССМП устанавливаются в зависимости от количества выездов, выполняемых в год: внекатегорийные – свыше 100 тыс. выездов в год, I категории – от 75 тыс. до 100 тыс., II категории – от 50 тыс. до 75 тыс., III категории – от 25 тыс. до 50 тыс., IV категории – от 10 тыс. до 25 тыс., V категории – от 5 тыс. до 10 тыс. Станция скорой медицинской помощи организуется в городах с населением свыше 50 тыс. и является самостоятельным ЛПО или, по решению местных органов здравоохранения, входит в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах ее структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения организованы отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В каждом городе имеется только одна станция или отделение скорой медицинской помощи. Обслуживание сельского района осуществляется городской ССМП или отделением СМП при ЦРБ. В крупных городах в составе ССМП организованы подстанции в расчетном обеспечении 15-ти минутной транспортной доступности в городском административном районе с населением 75-200 тыс. жителей. В сельском районе посты скорой помощи функционируют с расчетом обеспечения 30-минутной доступности.

Соответственно нормативам, на каждые 10 тыс. жителей выделена одна санитарная машина и утверждена 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Срок выезда по скорой помощи – до 4-х минут, по неотложной помощи – до 1 часа.

Документация станций (отделений) скорой медицинской помощи:

1) журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи

2) карта вызова скорой и неотложной медицинской помощи

3) сопроводительный лист с отрывным талоном

4) дневник работы станции скорой медицинской помощи

5) отчет станции

Карты вызова и журналы записи вызова скорой медицинской помощи хранятся в течение 3-х лет. ССМП не выдает больничных листов, судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольных отравлений.

ССМП является самостоятельным учреждением и подчиняется приказам и распоряжениям вышестоящих органов ЗО, пользуется правом юридического лица и имеет штамп и печать с обозначением своего наименования.

Больница скорой медицинской помощи (БСМП) – многопрофильная специализированная ЛПО для оказания круглосуточно экстренной стационарной медицинской помощи населению при острых заболеваниях, травмах несчастных случаях, отравлениях, а также при массовых поражениях, катастрофах, стихийных бедствиях.

Основные задачи БСМП:

– оказание экстренной специализированной медицинской помощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии с применением средств и методов экспрессдиагностики и лечения на уровне современных достижений медицинской науки и практики

– выполнение организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям района в деятельности по вопросам организации экстренной медицинской помощи

– осуществление мероприятий по постоянной готовности больницы к работе в чрезвычайных условиях при массовых поступлениях пострадавших в городе (области, республике)

– обеспечение эффективной преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании медицинской помощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах

– анализ качества экстренной медицинской помощи и оценка эффективности деятельности больницы и ее структурных подразделений

– анализ потребности населения в экстренной медицинской помощи на всех этапах ее организации

– проведение санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения по формированию здорового образа жизни, оказанию само – и взаимопомощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях и т. д.

БСМП организуется в населенных пунктах с численностью жителей не менее 250 тысяч. Руководство больницей осуществляет главный врач.

Структурные подразделения БСМП:

– административно-управленческая часть

– оргметодотдел с кабинетом медицинской статистики

– стационар

– приемно-диагностическое отделение со справочно-информационной службой

– специализированные клинические отделения экстренной помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, урологические, ожоговые, гинекологические, кардиологические, неотложной терапии и т. д.)

– отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии

– отделение переливания крови

– отделение физиотерапии и ЛФК

– патологоанатомическая служба с гистологической лабораторией

– медицинский архив

– другие подразделения: аптека, библиотека, пищеблок, хозяйственно-техническая часть, вычислительный центр.

БСМП обеспечивает:

– круглосуточное оказание своевременной и на высоком уровне экстренной медицинской помощи больным с внезапными заболеваниями, несчастными случаями

– развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания экстренной медицинской помощи населению

– координацию, преемственность и взаимодействие лечебно-профилактических учреждений города по оказанию экстренной медицинской помощи населению;

– проведение экспертиз временной нетрудоспособности рабочих и служащих, выдачу листков нетрудоспособности, рекомендации о переводе выписываемых больных на другую работу по состоянию здоровья

– извещение соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в соответствии со специальными указаниями и приказами МЗ РБ

БСМП госпитализирует больных по экстренным показаниям, доставляемых станцией скорой медицинской помощи, направляемых амбулаторно-поликлиническими и другими лечебно-профилактическими учреждениями, а также обратившихся за экстренной помощью непосредственно в приемно-диагностическое отделение. В случае госпитализации непрофильных больных, после выведения их из состояния угрожающего жизни больного, больница имеет право перевода их в в другие стационары города по профилю для долечивания. Для обеспечения 100% вероятности госпитализации экстренных больных на специализированную койку предусмотрены резервные койки (5% от коечного фонда), не учитывающиеся при составлении статистического плана, но финансируемые.

БСМП находится в непосредственном ведении городского управления здравоохранением. Она является самостоятельным учреждением здравоохранения, имеет в своем распоряжении здания с отведенной территорией, оборудование, инвентарь. БСМП пользуется правами юридического лица, имеет круглую печать и штамп с указанием своего полного наименования.

Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

— экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

Организация работы станции скорой и неотложной помощи

Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

Скорая помощь может осуществляться на догоспитальном и госпитальном этапах. В первом случае - это выезд бригады скорой помощи на место вызова. Во втором - оказание помощи непосредственно в медицинском учреждении медперсоналом. Мы будем говорить о первом типе.

Бесплатность

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования гарантирует, что экстренная и неотложная медицинская помощь (скорая помощь) оказывается:

  • бесплатно
  • всем гражданам, в том числе иностранным
  • независимо от наличия паспорта и страхового медицинского полиса.

Более того, вы имеете право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории РФ, независимо от места постоянной регистрации или выдачи страхового медицинского полиса .

Доступность

Скорая помощь базируется на специальных станциях скорой медицинской помощи либо в отделениях при больницах в качестве структурного подразделения. Станции скорой помощи подразделяются на категории по следующему принципу:

  • 1-я категория, если выполняется более 75 тысяч вызовов в год;
  • 2-я категория (от 50 до 75 тысяч вызовов в год);
  • 3-я категория (от 25 до 50 тыс. вызовов в год);
  • 4-я категория (до 25 тысяч вызовов в год).

Станции 1-й и 2-й категории самостоятельны и подчиняются городскому органу здравоохранения, 3-й и 4-й категории - существуют при городских и районных больницах и подчиняются непосредственно руководству медучреждения.

В городах, население которых выше 100 тысяч человек, станции скорой помощи организуются из расчета 20-минутной транспортной доступности в зоне обслуживания той или иной станции. Охват зоны, конечно, зависит от численности жителей, плотности застройки, наличия промышленных предприятий и трафика на дорогах. Но границы зоны работы той или иной станции скорой помощи условны - бригады могут отправлять по вызовам и в другие районы города.

Количество автомашин, предоставляемых той или иной категории станции скорой помощи, зависит от количества жителей на обслуживаемой территории - на каждые 10 000 жителей полагается одна полностью укомплектованная всем необходимым оборудованием машина.

Бригады скорой помощи, которые приезжают по вызову граждан, бывают фельдшерские и врачебные. В состав первых входят два фельдшера, санитар и водитель. А врачебная бригада состоит из врача, двух фельдшеров (либо фельдшера и медсестры), санитара и водителя. Если требуется акушерская медпомощь, то на вызов отправляют акушерку и санитара. Так называемые «неотложки», или неотложные бригады скорой помощи, состоят обычно из врача и водителя.

Время оказания скорой помощи

Порядок оказания скорой медицинской помощи регламентируется на законодательном уровне, в частности, приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».

Но в тот же день пресс-служба ведомства сообщила, что не планирует отменять нормативы, а проект документа, который якобы исключает этот норматив, был размещен на сайте министерства из-за технической ошибки.

Итак, действующие правила таковы:

1. Диспетчеры (фельдшеры по приему вызовов) обязаны в круглосуточном режиме принимать вызовы населения, регистрировать их и своевременно направлять бригады скорой помощи по адресам вызовов. Согласно нормативам, и передачи вызова - до 4 минут.

2. Время, прошедшее после выезда до прибытия бригады скорой помощи к пациенту, согласно нормативам, составляет 20 минут. Сотрудники скорой помощи ставят диагноз, оказывают неотложную медицинскую помощь и отправляют человека в лечебно-профилактическое учреждение. Нормативами не определено время для оказания помощи пациенту. Оно зависит от тяжести состояния больного и других факторов. Усредненное время составляет порядка 30-40 минут.

3. Если пациент находится в тяжелом состоянии и не способен самостоятельно передвигаться, его транспортируют на носилках бригадой скорой помощи до машины. В качестве сопровождающего, при перевозке в медучреждение, допускается присутствие в машине скорой помощи одного родственника или законного представителя. При этом транспортировка детей до 14 лет осуществляется обязательно в присутствие родителей. Время транспортировки больного в медучреждение также не определено нормативами.

4. Госпитализированные больные передаются медицинскому персоналу, и врач скорой помощи в течение 10 минут оформляет «Сопроводительный лист», в котором указывается информация о больном, диагнозе, оказанной помощи и время поступления больного в больницу. Пациент либо его родственники или законные представители должны предоставить паспорт и страховой полис при госпитализации, однако их отсутствие не является поводом для отказа в медицинской помощи в стационаре.

5. Пациента в соответствии с заболеванием (травмой) определяют в то или иное подразделение больницы и оказывают дальнейшую медицинскую помощь.

Куда звонить, если не приехала скорая?