Термином "церебральные параличи" объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер - как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций - тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот .

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения .

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Это обусловлено:

вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения

затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств .

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с ЦП.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с ЦП вследствие двигательных нарушений восприятие себя ("образ себя") и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, то есть, характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко заменяются у них определениями там и тут. Дошкольники с ЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса. У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с ЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у других наблюдается ЗПР, у части детей имеет место умственная отсталость. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с ЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

У детей с ЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических и социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков формируется нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В его основе лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.

В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с ЦП, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с ЦП характерен невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены различные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к раздражителям). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется, и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний. Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дому; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с ЦП наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителя или учителя.

Итак, психическое развитие ребенка с ЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности .

Таким образом, личностные особенности детей с ДЦП включают ряд признаков:

Изменения самооценочного компонента личности, которые проявляются в снижении актуальных самооценок, негативном отношении больных детей к себе в целом.

Изменения эмоционального компонента личности, что проявляется в эмоциональной нестабильности, склонности к невротическим реакциям.

Изменения коммуникативного компонента личности, что проявляется в тенденции к псевдоаутизации: замкнутости, отгороженности от мира, трудностях в установлении социальных контактов.

Изменения интеллектуального компонента личности, что проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности.

Личностные особенности детей с ДЦП имеют ряд особенных признаков:

сниженные идеальные самооценки (притязания)

изменения волевого компонента личности, что проявляется в снижении инициативы, активности, конформном, зависимом поведении, стремлении к выполнению социальных правил и требований, что позволяет больному ребенку сохранить необходимый уровень активности за счет компенсаторного конформного и социально одобряемого поведения.

Выявленные общие личностные девиации отражают общие характеристики психогенеза личности детей с двигательными нарушениями и связаны с факторами социальной депривации, дефицитом общения, психогенным воздействием, в основе которого лежит физическая неполноценность.

Специфические особенности личности детей с ДЦП связаны с наличием органически измененной "почвы" и представляют собой вторичные изменения, определяющие способ приспособления личности ребенка к имеющейся церебрально-органической недостаточности и к двигательному дефекту .

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Личностные особенности ребёнка, развивающего в условиях моторной и сенсорной депривации, ограничений интерперсональных связей, постоянной психогенной травматизации в связи с переживанием своей физической неполноценности, могут стать для него источником компенсаторного приспособления к физическому недостатку и неблагоприятным условиям внешней среды, либо нарушить процесс его социально-психологической адаптации.

Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа, под которым понимают отклонения в личностном развитии ребёнка, спровоцированные сенсорным, двигательным дефектом или тяжёлым соматическим заболеванием [Ковалёв В. В., 1979: Лебединский В. В., 1985; Калижнюк Э. С., 1987].

Личностное развитие ребёнка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются дети с задержками развития по типу психического инфантилизма.

По определению Выготского понятие “аномалия”- это “патологическое отклонение от средней нормы в структуре организма или её функциях” [Ульенкова У.В., Лебедева О.В.,2002 С. 22].

В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Психический инфантилизм в отечественной литературе освещается как особый вид нарушения развития, в основе которого лежит незрелость поздно формирующихся мозговых систем [Власова Т. А., Певзне М.С., 1973].

Выделяют простой (не осложненный) психический инфантилизм [Ковалёв В. В., 1973], к нему относят также гармонический инфантилизм [Сухарева Г. Е., 1959]. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребёнка, однако, преимущественно в эмоционально-волевой [Певзнер М. С., 1982].

Наряду с не осложненной формой психического инфантилизма выделяют осложненные формы. Описано несколько вариантов появления осложнённого инфантилизма [Певзнер М. С., 1974, 1982; Ковалёв В. В., 1973]. Однако, как отмечает М. С. Певзнер, “при всех формах инфантилизма недоразвитие личности является ведущим и определяющим симптомом” (1982). Основным признаком психического инфантилизма считается недоразвитие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и не подчиняются требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, [по данным В. В. Ковалёва 1973], составляют в совокупности феномен “школьной незрелости”, выявляющийся на первом этапе школьного обучения.

Данные о развитии лобной коры и её роли в организации сложных форм поведения и деятельности человека и особенности клинической картины при психическом инфантилизме дали основание М. С. Певзнеру утверждать, что в основе психического инфантилизма лежит недоразвитие лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры, особенно поздно формирующиеся лобные отделы, созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развитие этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, связанные с двигательной и речевой недостаточностью [Мастюкова Е.М., 1995. С. 230-231].

Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребёнок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности [Смирнова И.А. 2003. С. 28-29].

1.3.1. Особенности мотивационной сферы детей с ДЦП

Под мотивом понимается психологическая причина поведения. В процессе развития мотивационной сферы складывается определённая иерархия, соподчинённость мотивов, благодаря чему формируется основная особенность личности – её направленность. Для характеристики личности решающим является определение мотивов, занимающих в мотивационной сфере доминирующее положение, именно они обусловливают направленность личности и её нравственную устойчивость.

Нравственное поведение предполагает осознанность мотивов и поступков, которая формируется на основе нравственного опыта в процессе социального общения.

Специальными исследованиями российских психологов показано, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям или персонажам литературных произведений. По данным Д. Б. Эльконина, формирование этических оценок и представлений идёт путём дифференцирования воедино слитого эмоционального состояния и моральной оценки, путём постепенного отделения этой оценки от непосредственных эмоциональных переживаний ребёнка. Таким путём моральная оценка постепенно становится более самостоятельной и обобщённой.

На первом этапе овладения моральными нормами поведения мотивом, побуждающим ребёнка к правильному поведению, является одобрение взрослых.

Затем стремление следовать требованиям взрослых начинает выступать для ребёнка в некоторой обобщенной категории, обозначаемой словом “надо”. Так формируется первая моральная мотивационная инстанция, объединяющая соответствующие знания и непосредственные переживания. На этом уровне в зачаточной форме начинает формироваться чувство долга, которое в дальнейшем станет основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребёнка. Появление чувства долга качественно видоизменяет мотивационную сферу и поведение ребёнка. От характера мотивации зависит весь нравственный строй развивающейся личности.

У детей с церебральным параличом недостаточность и бедность нравственного опыта влияют на темп формирования осознанности мотивов и последствий поступков, задерживая его.

При этом реальные действия и поступки детей регулируются нравственными нормами на уровне эмоциональных переживаний, достаточно развитых у детей. Это чувство стыда, вины, страха, гордости, радости за похвалу взрослого, поэтому чрезвычайно важно формировать эмоциональное отношение к действиям и поступкам. Опыт этих переживаний и собственного поведения затем обобщается в виде нравственного опыта. Такое обобщение формируется постепенно. Вначале дети, оценивая те или иные поступки, улавливают только их непосредственное значение для окружающих людей. Исследование показало, что дети с церебральным параличом долго задерживаются на этой стадии. Поэтому важно, чтобы педагог и воспитатель специально обучали их пониманию внутреннего нравственного смысла поступков, формировали у них осознание нравственной стороны человеческих взаимоотношений, и прежде всего отношений со сверстниками. Большое значение имеет воспитание моральной оценки, поступков человека, выступающей как определённое общественное мнение, отражающей взгляды окружения, в котором живёт ребёнок, на добро, зло, справедливость, несправедливость.

Недостаточность игрового опыта, эгоцентризм приводят к тому, что при поступлении в школу дети, как правило, не имеют навыка поведения в коллективе сверстников. Только в коллективе ребёнок с церебральным параличом часто впервые учится регуляции поведения по принципу “надо”, а не по принципу “хочу”. Сама группа сверстников становится важнейшим регулятором его поведения.

Ребёнок должен постоянно чувствовать себя самостоятельным и полезным окружающим.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома [Мастюкова Е. М. 1985. С. 3-8].

Таким образом, под термином “детские церебральные параличи” (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Дети с церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства, что отрицательно влияет на весь ход их психического развития. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.

Остается недостаточно изученным вопрос о влиянии этиологического (причинного) фактора на характер последующих двигательных и психических нарушений при ДЦП.

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

  • Начальную резидуальную (восстановительную),

    Позднюю резидуальную.

Диагноз ДЦП объединяет пять клинических форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные формы. Дети с разными формами имеют не только разную неврологическую симптоматику, но и разные психологические особенности.

Клиническая картина ДЦП будет неполной без учета сопутствующих симптомов и синдромов.

При оценке структуры психического развития дошкольников с ДЦП необходимо учитывать не только закономерности развития и коррекции первичных и вторичных отклонений, но и социальные факторы.

В раннем возрасте у многих детей с ДЦП наблюдается значительное отставание в развитии сенсомоторной сферы и интеллекта, но к концу дошкольного периода, при своевременной помощи, значительная часть детей приобретает необходимую готовность для усвоения школьной программы.

У детей с ДЦП не всегда стадии развития эмоциональной сферы соответствуют паспортному возрасту. Не задержку темпа развития оказывают влияние и органическое поражение мозга, и семейное воспитание, и общение со сверстниками. У больных детскими церебраль­ными параличами часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоцио­нальные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюда­ется склонность к невротическим нарушениям.

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом. Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа. Кроме того, воз­никает угроза патологического развития личности по тревожно­ мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу.

Развитие личности дошкольников с ДЦП в наибольшей степени зависит от социальных условий, в которых растет ребенок.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома.

1.Первичные особенности личности.

2.Вторичные особенности личности.

3.Черты личности, проявляющиеся у детей с ДЦП.

4. Механизм патологического формирования личности.

5.Комплексный психолого-медико-педагогический анализ для диагностики черт личности.

6. Невропатический вариант психического инфантилизма.

7. Формы «аффекта неадекватности».

8.Формирование личности тормозного типа.

Выготский Г.С. выделял первичные особенности личности и вторичные. Мясищев В.Н. к первичным особенностям относил свойства обусловленные свойствами НС, и особенностями заболевания. Вторичные особенности проявляются характерологическими сдвигами от взаимодействия внешних и внутренних факторов. Вторичные особенности ребёнка вызывается рядом причин, к которым относят переживания физического дефекта, условия воспитания, отношения в семье ребёнка.

Механизмом патологического формирования личности ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние оказывает ранняя социальная депривация (изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием) и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, эгоцентризму, повышенной внушаемости.

Нормальное интеллектуальное развитие при ДЦП часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У больных легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют развитию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто при ДЦП развивается астеноневротический, психастенический, реже – неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.

Негативное влияние органического поражения ЦНС определяет особенности реагирования на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. В раннем возрасте выявляется неадекватность самооценки и нарушения представлений о своём теле. Частая госпитализация приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания становится гиперпротекция, при которой снижается уровень социальной адекватности поведения. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитания приводят к снижению самостоятельности, сенситивности, фрустрированности.

В случаях нарушения интеллекта особенности личности сочетаются с недостаточной критичностью, и низким познанием. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.


Для выявления отклонений необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ . Следует обратить внимание на ярко выраженные признаки поведения, нарушающие адаптацию, нужно учесть тонкие проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленности интересов, развитие деятельности и общения. Психологу важно отметить не только отрицательные черты, а прежде положительные, на которые можно опереться в коррекционной работе.

Нарушение личности при ДЦП чаще проявляется вариантами психического инфантилизма. Выделено три варианта осложнённого психического инфантилизма у школьников.

1.Невропатический вариант проявляется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Дети бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе наблюдается повышенная робость, трусливость, застенчивость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. У детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью, повышенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые склонны к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Всё это приводит к ещё большей дисгармонии в развитии личности.

«Аффект неадекватности» проявляется в различных формах. Одним из них являются реакция протеста, возникающие на основе аффективных переживаний (обида, ущемлённое самолюбие). Преобладают реакции пассивного протеста . Они проявляются в отказе от еды, от устного общения, в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются нарушениями соматовегетативных функций: рвоты, энуреза, энкопреза. Значительно реже может возникать суицидальное поведение, проявляясь в мыслях и представлениях либо в совершении попытки. Суицидальные попытки как реакции пассивного протеста возникают в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острых переживаний. Поводом для суицидального поведения может быть незаслуженное наказание, получение плохой оценки, неразделённое первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно; может быть неожиданным для окружающих. Наиболее частым протестом бывает отказ от выполнения требований учителя, а при неправильном воспитании в семье – отказ от выполнения требований родителей.

Формой «аффекта неадекватности» могут быть реакции отказа. Они проявляются в пассивности, в отказе от его обычных желаний и стремлений, нередко в бездумном характере ответов, отсутствии контактов. Ребёнок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции возникают и на ситуацию фрустрации. С психологической стороны это расстройство планов, крушение надежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущении беспомощности. Проявлением этого могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения. Закрепление такого поведения способствует патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера как неуверенность, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. Воспитание в виде гиперопёки ведёт к подавлению естественной активности, его стремлению к самостоятельности; в результате закрепляется ощущение зависимости от взрослых, неуверенность, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3.Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Тема № 19. Осложнённые варианты психического инфантилизма как нарушения развития личности детей с ДЦП

План:

1. Психический инфантилизм с раздражительной слабостью

2. Изменения при возрастании требований в школе

3. Органический инфантилизм.

Вариант психического инфантилизма с раздражительной слабостью описан в литературе как церебрастенический вариант осложнённого инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, нередко памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; характерна склонность к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении связаны не только с недоразвитостью эмоционально-волевой сферы, но и с повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение крайне неустойчивое, иногда с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, заканчивающиеся слезами. Часто наблюдаются аффективно-возбудимое поведение, а в новой обстановке может проявляться повышенная тормозимость.

У таких детей часто отмечаются неправильные взаимоотношения со сверстниками, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии личности. Если потребность в своём месте в коллективе не реализуется, могут возникнуть аффективные реакции в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессии.

В семье и в специальном детсаду к детям предъявляются другие требования, чем в школе. В школе требования возрастают церебрастеническое состояние детей углубляется и они не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя в отношении медлительности, недостатка навыков, грязного написания, травмируют детей, вызывают отрицательное отношение к школе. Возникает конфликт между самооценкой и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Аффективное поведение связано с тем, что требования окружающих начинают превышать возможности детей. Всё это порождает недовольство педагогов ребёнком, приводит к возникновению у ребёнка чувства неполноценности.

Третий вариант относится к органическому инфантилизму. В основе этого варианта – сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллекта. Это проявляется в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операций обобщения. Дети часто двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа действий и поступков.

Органический инфантилизм чаще бывает при атонической форме ДЦП, когда имеются поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Именно лобная кора играет важнейшую роль в целенаправленной деятельности, мотивации, которые необходимы для формирования ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства характерны большой дисгармонией. Наряду с чертами детскости, повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений характерны склонность к расторможению влечений, недостаточная критичность, импульсивность сочетаются с проявлением инертности.

Эти дети при психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов у таких детей формируются склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.

Таким образом, формирование личности детей с ДЦП связано с ранним органическим поражением мозга и с ош89 собенностями их воспитания и окружения. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и двигательными нарушениями. При более выраженных формах заболевания осложнённый психический инфантилизм проявляется в более выраженной форме. Вовлечение в патологический процесс различных мозговых структур оказывает определённое влияние на особенности развития личности детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • -биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • -социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов .

Тяжелые повреждения ЦНС, следствием которых является ДЦП, влияют, как уже много раз упоминалось, на ее функциональное состояние. Его стабильное ухудшение проявляется не только недостатками умственной работоспособности, но и симптоматикой эмоциональных нарушений, предрасполагающих к отклонениям личности.

Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, в частности, расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать негативную реакцию.

На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Родители, при желании, могут создать ребенку условия для социальных контактов, а могут и изолировать его от общества, усугубив эмоциональное неблагополучие.

Эмоционально-волевые нарушения при ДЦП различны. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности; у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости; для третьих типично состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим .

При повышенной возбудимости дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Для пассивных детей типична безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). В любом случае у детей есть сложности эмоциональной децентрации, а также алекситимия.

Большинство авторов отмечает пониженную мотивацию к деятельности, страхи передвижения и общения, стремление к ограничению социальных контактов. Причинами подобных симптомов называют изнеживающее воспитание и реакцию на свой дефект .

Экспериментально-психологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере ребенка с ДЦП мотива подчинения взрослому, что тормозит формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении своего здоровья (90% детей считают себя здоровыми), что, по-видимому, является защитным механизмом .

По данным М.В. Вагиной общий уровень самооценки у испытуемых низок и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка испытуемых зависела от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности являлось стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводило к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидным в поведении.

Исследование показало, что наибольшую значимость для подростков имеют особенности физического облика. Свою адаптированность они оценивают низко, но стараются адаптироваться, соответствовать требованиям. Последнее удается не всегда.

При ДЦП двигательная недостаточность и ряд сопутствующих факторов могут приводить к формированию патологических свойств личности. На грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов (недоброжелательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих, разлука с матерью или неполноценная семья, психическая травматизация в связи с лечебными процедурами, затруднения в процессе обучения из-за двигательных нарушений, неправильное воспитание по типу гиперопеки). Тогда ребенок обнаруживает признаки патохарактерологического формирования личности .

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка личностного развития по типу психического инфантилизма: наивность, безответственность, эгоцентризм, слабость волевых установок. Дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия. У подростков отклонения личности проявляются в высокой внушаемости, слабости самоконтроля. При сниженном интеллекте для них типичен низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие.

Осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

Ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

Ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Отклонения поведения усугубляются патологией влечений в виде склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности.

С начала подросткового возраста нельзя забывать о такой проблеме как суицид. У детей с ДЦП наблюдается недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Как правило, мотивы, ведущие к самоубийству незначительны. Это затрудняет его предотвращение. Суицидальная попытка часто связана с депрессией, которая носит скрытый характер. Нередко встречается демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика. Суицид часто осуществляется на высоте сильного переживания. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом возрасте, после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников .

Исследования Е.Н. Дмитриевой были посвящены изучению психологического времени личности детей и подростков с ДЦП. Оказалось, что в большинстве случаев они оптимистично смотрят в будущее (70 %), но негативно относятся к своему личному прошлому. Приблизительно для каждого десятого испытуемого типично неадекватное отношение к будущему, завышенные ожидания от него.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому недостатку ложится на плечи родителей. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов, в первую очередь, психологов, которые помогают сгладить переживания по поводу двигательных недостатков.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

В этой статье:

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться . Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными . Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Диагноз «детский церебральный паралич» - целый комплекс
заболеваний нервной системы. В основном они не прогрессируют, но носят хроническую форму. Пока что адекватного лечения ДЦП не найдено. У людей, страдающих от этого заболевания, в 30 или даже 50 случаях из 100 наблюдается снижение интеллекта. Из-за структурных повреждений мозга малыш не всегда может овладеть речью или же она будет нечеткой.

Это заболевание не носит наследственный характер . Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех разная степень тяжести , их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Особенности психики

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей . В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

Биологические факторы

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

Дети с ДЦП малоподвижны – движения могут даже доставлять им боль. Из-за этого страдают почти все функции организма. Нормальная еда, движение, массажи , занятия со специалистами поддерживают нормальное состояние таких детей. Конечно, «нормальное» с поправкой на их диагноз. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Социальные факторы

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей . У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится . При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

Процесс социализации детей усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Многие родители из необоснованного страха запрещают своим детям играть с ними. Из-за этого малыш чувствует себя настоящим изгоем. Понимают его и принимают только там, где все такие же «особенные» . Круг их общения - родители, врачи, медсестры, социальные работники, другие дети-инвалиды.

Отклонения психического развития

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:


Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию - психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы , притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу . Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Определение психической готовности к обучению

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе . Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные особенности (психический инфантилизм)

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие . У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Интеллектуальные особенности

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик , где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться .

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации . Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это - последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения . Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевые особенности

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности - наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

Если малыш готов контролировать свое поведение, имеет социальный опыт, то он может обучаться в школе. Психологи и психоневрологи , работающие с этими детьми, посредством вопросов, разговора выясняют уровень мотивации малыша. Бывает так, к сожалению, что дети вполне нормально развиваются в психическом плане, но родители уже «списали их со счетов» . В этом случае дети могли бы учиться, но не учатся по вине самих родителей.