В обучении собак используются разные методы, и порой очень сложно понять, какой из них больше подходит вам и вашей собаке. В настоящее время все чаще используют оперантное обучение .

Собака может учиться по-разному. Вам выбирать, какие методы обучения по душе.

Такие разные методы…

В кинологии существует большое количество методов дрессировки. Довольно грубо я бы их разделила на две группы:

  • собака является пассивным участником процесса обучения (например, классический, давно известный механический метод: когда для того, чтобы обучить собаку команде «Сидеть», мы нажимаем собаке на круп, доставляя тем самым некоторый дискомфорт и провоцируя собаку сесть);
  • собака является активным участником обучения (например, той же команде «Сидеть» мы собаку можем обучить, показав собаке кусочек лакомства и затем заведя ладонь в область темечка собаки, провоцируя её задрать голову и, таким образом, опустить заднюю часть тела на землю).

Механический метод даёт довольно быстрый результат. Другое дело, что упрямые собаки (например, терьеры или аборигенные породы) упираются тем больше, чем сильнее на них давят: вы надавливаете на круп, а собака изгибается, чтобы не сесть.


Еще один нюанс: собаки с более подвижной нервной системой при таком подходе очень быстро демонстрируют то, что называется «состоянием выученной беспомощности». Собака понимает, что «шаг вправо, шаг влево - расстрел», и если она ошибется, ее сразу же начнут поправлять, причем зачастую достаточно неприятно. В результате собаки боятся принимать собственное решение, в новой ситуации теряются, не готовы проявлять инициативу, и это естественно: они привыкли, что за них все решает хозяин.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Я не буду давать оценок, хорошо это или плохо. Этот метод существует давно и применяется до сих пор. Раньше, за отсутствием альтернатив, работа строилась преимущественно данным методом, и мы получали хороших собак, которые работали и в вооруженных силах, то есть, на которых можно было рассчитывать в реальных сложных ситуациях. Но кинология не стоит на месте и, на мой взгляд, грех не использовать результаты новых исследований, учиться и использовать на практике новые знания.


На самом деле, уже довольно давно в кинологии используется оперантный метод, который начала применять Карен Прайор. Сперва она применяла его с морскими млекопитающими, но метод работает со всеми: с его помощью можно обучить шмеля загонять мячи в ворота, а золотую рыбку - прыгать через кольцо. Если даже это зверье обучается оперантным методом, то что уж говорить о собаках, лошадях, кошках и т.д.


Отличие оперантного метода от классического состоит в том, что собака является активным участником процесса дрессировки.



При обучении оперантным методом собаки активно принимают участие в процессе дрессировки и предлагают новые трюки.

Что такое оперантное обучение собак

Ещё в 30х годах 19 века учёный Эвард Ли Торндайк пришёл к выводу о том, что процесс обучения, в котором обучающийся является активным агентом и где правильные решения активно поощряются, даёт быстрый и стабильный результат.


Его опыт, который известен, как «Проблемный ящик Торндайка». Эксперимент заключался в том, что в деревянный ящик с решётчатыми стенами сажали голодную кошку, которая видела по ту сторону ящика еду. Животное могло открыть дверку, нажав на педаль внутри ящика или потянув за рычаг. Но кошка сперва пыталась достать еду, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач она обследовала все внутри, производила разнообразные действия. В конце концов, животное наступало на рычаг, и дверка открывалась. В результате многочисленных повторных про­цедур кошка постепенно переставала совершать лиш­ние действия и сразу нажимала на педаль.

Впоследствии эти эксперименты были продолжены Скиннером.

Результаты исследований привели к очень важному для дрессировки заключению: действия, которые по­ощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникают в последующих пробах, а те, которые не подкрепляются, не используются животным в последую­щих пробах.


Действия, которые подкрепляются, собака повторяет в дальнейшем.

Рассматривая оперантный метод обучения, мы не можем не остановиться на понятии квадранта оперантного обучения, то есть, основных принципов действия данного метода.


В основе квадранта находится мотивация животного. Отсюда, действие, которое совершает животное, может приводить к 2 результатам:

  • подкреплению мотивации собаки (собака получает то, что хотела, и в таком случае она будет чаще и чаще повторять это действие, т.к. оно приводит к удовлетворению желаний);
  • наказанию (собака получает то, чего НЕ хотела получить, и в таком случае собака будет избегать повторения данного действия).

В разных ситуациях одно и то же действие может быть для собаки как подкреплением, так и наказанием - всё зависит от мотивации.


Например, поглаживания. Предположим, что наша собака любит, когда её гладят. В той ситуации, если наш питомец расслаблен или скучает, поглаживания любимого хозяина, конечно же, будут служить подкреплением. Однако если наша собака находится в интенсивном процессе обучения, наше поглаживание придётся очень некстати, и собака вполне может воспринять его, как некоторое наказание.


Рассмотрим ещё один пример: наша собака разлаялась дома. Проанализируем мотивацию: собака может лаять по различным причинам, но мы сейчас разберём ситуацию, когда собака лает от скуки, с целью привлечения нашего внимания. Итак, мотивация собаки: привлечь к себе внимание хозяина. С точки зрения хозяина собака ведёт себя неправильно. Хозяин смотрит на собаку и прикрикивает на неё, пытаясь заставить её замолчать. Хозяин считает, что в данный момент он собаку наказал. Однако у собаки совсем иная точка зрения на этот счёт - мы же помним, что она жаждала внимания? Даже негативное внимание является вниманием. То есть, с точки зрения собаки, хозяин только что удовлетворил её мотивацию, тем самым подкрепив лай. И дальше мы обращаемся к выводам, которые сделал в прошлом веке Скиннер: действия, которые поощряются, повторяются с возрастающей частотой. То есть, мы, сами того не желая, формируем у нашего питомца поведение, которое нас раздражает.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Наказание и подкрепление бывает положительным и отрицательным. Разобраться нам поможет иллюстрация.


Положительное - это когда что-то добавляется. Отрицательное - что-то убирается.


На фото: Квардрант оперантного обучения

Например: собака совершила действие, за которое получила что-то приятное. Это положительное подкрепление . Собака села и получила за это кусочек лакомства.


Если собака совершила действие, вследствие которого получила что-то неприятное, речь идёт о положительном наказании - действие привело к наказанию. Собака попыталась стянуть со стола кусок еды, а на неё с грохотом упала тарелка и кастрюля заодно.


Если собака испытывает нечто неприятное, совершает действие, вследствие которого неприятный фактор исчезает - это отрицательное подкрепление . Например, при использовании механического метода дрессировки при обучении усадке мы нажимаем собаке на круп -доставляем ей неприятные ощущения. Как только собака садится, давление на круп исчезает. То есть, действие усадки прекращает неприятное воздействие на круп собаки.


Если же действие собаки прекращает то приятное, чем она наслаждалась до этого, речь идёт об отрицательном наказании . Например, собака играла с вами в мяч или в перетяжки - то есть, получала приятные эмоции. Разыгравшись, собака неосторожно и очень больно прихватила вас за палец, из-за чего вы прекратили игру с питомцем - действие собаки прекратило приятное развлечение.

Одно и то же действие может рассматриваться как различные типы наказания или подкрепления в зависимости от ситуации или участника этой ситуации.

Вернёмся к лающей дома от скуки собаке. Хозяин прикрикнул на собаку, та замолчала. То есть, с точки зрения хозяина, его действие (крик на собаку и последовавшая за ним тишина) прекратило неприятное действие - лай. Мы говорим в таком случае (в отношении хозяина) об отрицательном подкреплении. С точки зрения скучающей собаки, которая жаждет получить внимание хозяина любым способом, крик хозяина как реакция на лай собаки, является положительным подкреплением. Хотя, если собака боится своего хозяина, а лай для неё являлся самопоощряемым действием, то крик хозяина в данной ситуации является для собаки отрицательным наказанием.


Чаще всего в работе с собакой грамотный специалист использует положительное подкрепление и, немного, отрицательное наказание.



При оперантном обучении собаки чаще проявляют инициативу и более активны.

{banner_rastyajka-mob-2}
{banner_rastyajka-2}

Плюсы оперантного метода обучения собак

Как вы видите, в рамках оперантного метода центральным и активным звеном обучения является сама собака. У собаки в процессе обучения данным методом появляется возможность делать выводы, контролировать ситуацию и управлять ею.


Очень важным «бонусом» при использовании оперантного метода обучения является «побочный эффект»: собаки, привыкшие быть активными участниками дрессировочного процесса, становятся более инициативными, уверенными в себе (они ведь знают, что у них, в конце концов, все получается, они руководят миром, могут сдвинуть горы и повернуть вспять реки), у них повышается самоконтроль и умение работать во фрустрирующих условиях.

Они знают: даже если сейчас не получается, ничего страшного, stay calm and keep doing – продолжай пробовать, и тебя ждет награда!


Навык, который осваивается оперантным методом, имеет свойство закрепляться быстрее, нежели навык, который отрабатывается механическим методом. Так говорит статистика.


Сейчас я работаю только мягкими методами, но моя предыдущая собака была подготовлена с помощью контраста (метод кнута и пряника) и механики. И честно скажу: мне кажется, что положительное подкрепление, когда мы активно поощряем правильное поведение и игнорируем (и стараемся не допускать) неправильное, дает стабильный результат несколько позже, чем механический подход.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Но… я обеими руками голосую за работу мягкими методами, потому что оперантный метод - это не только дрессировка, это цельная система взаимодействия, философия наших отношений с собакой, которая является нашим другом и, зачастую, полноценным членом семьи.


Я предпочитаю поработать с собакой несколько дольше, но получить в итоге питомца, который фонтанирует энергией, идеями и чувством юмора, сохранил свою харизму. Питомца, отношения с которым строились на любви, уважении, желании и интересе работать со мной. Питомца, который доверяет мне безоговорочно и который жаждет работать со мной. Потому что ему интересно и весело работать, ему интересно и весело слушаться.



{banner_rastyajka-mob-3}

Анализ доступной литературы, посвященной вопросам дрессировки, позволяет выделить два подхода в рассмотрении понятийного аппарата. Часть авторов анализирует дрессировочный процесс с точки зрения какой-либо одной формы научения, другая, рассматривая дрессировку, привлекает несколько форм научения.
Наиболее распространенным подходом к дрессировке в нашей стране, является использование понятийного аппарата школы высшей нервной деятельности и ее классического условного рефлекса. Так, например, В. Бочаров и А. Орлов (В. Бочаров и А. Орлов «Дрессировка служебных собак» М., ДОСААФ, 1957), метод дрессировки определяют как «метод воздействия на собаку с целью выработки условного рефлекса». При этом они выделяют два основных метода и один вспомогательный: «Первый метод - механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение)… К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом. Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка…контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов».
Выделяя «контрастный метод дрессировки», авторы еще подчеркивают его относительную самостоятельность: «При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя».
Авторы считают, что «В каждом конкретном случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов. Прием - это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка…Приемы состоят из различных, но всегда строго определенных воздействий». Вводя понятие о «приеме дрессировки», В. Бочаров и А. Орлов, однако не очень четко очерчивают его границы. С одной стороны прием - это «система воздействия», т. е. некая методика выработки навыка и «Благодаря этим приемам у собак вырабатываются навыки, обеспечивающие управление их поведением, устанавливается необходимый контакт с дрессировщиком, закладывается основа для специальной подготовки». С другой стороны авторы пишут, что «К общим приемам дрессировки относятся: 1) установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой; 2) приучение к кличке, ошейнику и поводку; 3) подход к дрессировщику; 4) посадка; 5) движение рядом с дрессировщиком; 6) переход в свободное положение; 7) укладка; 8) стойка на месте; 9) возвращение на место; 10) подача брошенного предмета; 11) прекращение нежелательных действий; 12) преодоление препятствий (бума, лестницы, глухого забора, изгороди и канавы); 13) безразличие к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям; 14) безразличие к найденному корму; 15) подача голоса», сводя, таким образом, прием к описанию навыка или навыку.

По мнению М.М. Укроженко, «Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы» (М.М. Укроженко «Физиологические основы поведения и дрессировки служебных собак» в сб. «Основы служебного собаководства» М., ДОСААФ, 1975; М.М. Укроженко «Физиологические основы поведения и дрессировки собак служебных пород» в сб. «Служебное собаководство» М., ДОСААФ, 1987). В отличие от В. Бочарова и А. Орлова он считает, что «При дрессировке собак применяют четыре основных метода механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный. Механический метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется механическим (нажим, рывок за поводок, удар прутом). Например, команда «Сидеть!» сопровождается нажимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад… Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется дачей собаке лакомства… Контрастный метод. Суть метода в том, что действие условного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем раздражителем пищевым… Подражательный метод. Основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям другого животного…». М.М. Укроженко упоминает и «метод наталкивания», не относя его к основным методам дрессировки и не особо анализируя: «…рефлекс на команду «Сидеть!» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания».
Вводя в определение дрессировки понятие о способе и приеме, М.М. Укроженко однако не расшифровывает их содержание, хотя и упоминает о технике дрессировки: «Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков».
Позже М.М. Укроженко несколько изменяет содержание основных понятий. Так, например модифицируется определение метода: «Под методом дрессировки понимают совокупность методических приемов, при помощи которых у собаки вырабатывают различные навыки. Применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный» (М.М Укроженко «Психофизиологические основы поведения и дрессировки собак». «Все о собаке», Под общ. Ред. В.Н. Зубко М., Эра, 1992). При этом содержание «методического приема» не расшифровывается.
Расширяется понятие «техника дрессировки»: «Техника (мастерство) дрессировки включает в себя методические приемы воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных навыков с учетом взаимовлияния одних навыков на другие, их взаимозависимости и сочетаемости между собой. Кроме того, техника дрессировки определяет режим работы с собакой, последовательность выработки у нее всех необходимых навыков к определенной службе и правила применения собак».
Изменяется, причем коренным образом, понятие о «методе наталкивания»: «Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление. Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания». То есть, если в первом варианте определения «метода наталкивания» описывался способ «отбора поведения» (по К. Прайор) или «подлавливания» (по В.Л. Дурову), то во втором варианте - способ наведения - «мишени» (по К. Прайор) или «жестикуляции» (по В.Л. Дурову).
М. М. Укроженко правильно отмечает, что «в некоторых руководствах и статьях, где излагаются вопросы общей дрессировки собак, авторами допускается неточное, упрощенное изложение отдельных общепринятых в научной литературе (зоопсихология, психофизиология поведения животных и др.) понятий. Это затрудняет правильное их восприятие иногда даже специалистами, не говоря уже о любителях собак, только начинающих постигать азы дрессировки животных…Чаще всего смешивают такие два разных понятия как «прием» и «навык», подменяя, как правило, понятие «навык» словом «прием», что затрудняет понимание смыслового содержания фраз» (М.М. Укроженко Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки. Клуб служебного собаководства, М., Патриот, 1991). Однако определяя прием следующим образом: «В понятие «прием» всегда включаются действия дрессировщика, направленные на собаку с целью формирования у нее нужного навыка. Один и тот же навык можно выработать у животного разными методами (вкусопоощрительным, механическим, контрастным, подражательным и др.). Специалисты знают, что один и тот же навык, выработанный на команду, в последующем вырабатывается на жест и для этого применяются другие приемы. Таким образом, прием - это воздействия дрессировщика на собаку, в ответ на которые у нее формируется навык» М.М. Укроженко по сути уравнивает его с методом дрессировки.

Если Ф.С. Арасланов в 1982 году писал, что «в зависимости от вида подкрепляющих раздражителей различают методы дрессировки: вкусопоощрительный, механический и контрастный» (Ф.С. Арасланов «Общая дрессировка собак (в помощь начинающим дрессировщика)» в сб. «Клуб служебного собаководства» М.,ДОСААФ, 1982) и, что «прием дрессировки-это совокупность воздействий на собаку с целью выработки у нее определенного условного рефлекса», то в дальнейшем его взгляды на понятийный аппарат дрессировки значительно расширяются и изменяются. Так в книге «Дрессировка служебных собак» (Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин «Дрессировка служебных собак» Алма-Ата, Кайнар, 1987) анализируются почти все термины, так или иначе употребляющиеся в дрессировке: «Метод дрессировки - это способ воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных условных рефлексов и доведения их до навыков…
Прием дрессировки - методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. Приемы составляют содержание методики и техники дрессировки собак той или иной службы…
Подготовительные приемы - это те, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы или первоначальные навыки… К подготовительным приемам прибегают иногда при выработке некоторых общедисциплинарных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде подготовительных упражнений перед отработкой основного приема…
Основными приемами дрессировки называются такие, с помощью которых у собаки вырабатываются общедисциплинарные и специальные навыки… Они включают общедисциплинарные и специальные приемы, которые являются обязательными в курсе подготовки собак в учебных подразделениях… Значительная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садиться, ложиться и т. д.) является общей для собак многих видов служб.
…Дополнительные приемы дрессировки - это отдельные навыки, дополняющие общедисциплинарную и специальную подготовку.
…Вся дрессировка состоит из комплекса приемов, которые отрабатываются в системе отдельных или комплексных упражнений. В каждом приеме заключено методическое содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение. Практическое выполнение приема дрессировщиком называется техникой дрессировки собак.
Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия…
Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения, на базе которых будет вырабатываться новый условный рефлекс; подбор и способы применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений.
Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с учетом преобладающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам.
…Подготовка служебных собак осуществляется по определенной системе, называемой методикой дрессировки. Она включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в подготовке собак той или иной службы, в том числе методику выработки условных рефлексов.
Методикой выработки условных рефлексов называется система сочетаний и упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки…
Методика выработки условных рефлексов при дрессировке собак предусматривает обязательное выполнение условий, необходимых для образования условного рефлекса: определение системы сочетаний, упражнений, способов подкреплений, режима работы и отдыха по трем стадиям, контроль за образованием первоначального условного рефлекса и правильным формированием навыка…
…Сочетанием в дрессировке называется применение условного и безусловного раздражителей в целях выработки условного рефлекса…
Таким образом, путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки на безусловный раздражитель образуется условный рефлекс…Системой сочетаний в определенном режиме достигается выработка первоначального условного рефлекса, который упрочается до навыка с помощью многократного повторения комплексных упражнений.
…Упражнением в дрессировке называется выполнение группы сочетаний в целях выработки, упрочения первоначального условного рефлекса и формирования из него навыка…
Методика дрессировки собак - это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе).
Методика дрессировки собак независимо от их служебного назначения основана на единой теории, общих принципах и правилах выработки условных рефлексов.
Техника дрессировки - это способы воздействия на собаку соответствующими раздражителями при выработке конкретного условного рефлекса».
Однако, как видно, авторам не удалось четко и однозначно объяснить содержание, определить границы и взаимоотношение понятий.
Количество методов дрессировки также расширяется: «В зависимости от вида раздражителя и способа его применения различают следующие методы дрессировки собак: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный и наталкивания.
Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов пищевых раздражителей…Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком В. Л. Дуровым…Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее поощряют за правильную ответную реакцию.

Механический метод заключается в применении механических раздражителей в виде принудительного и поощрительного подкрепления…В дрессировке собак на механические раздражители вырабатывается большинство общедисциплинарных и специальных навыков. Механические воздействия постороннего человека, помощника на собаку, как правило, вызывают у нее активно-оборонительную реакцию, которая является базой для выработки большинства специальных навыков; злобности, задержания, окарауливания задержанного, обыска местности, работы по следу и других. Легкие механические воздействия дрессировщика на определенные участки тела собаки, например, поглаживание, похлопывания в области груди, шеи, плеча действуют на собаку успокаивающе и одобряюще, что используется дрессировщиком в качестве поощрительного подкрепления.

Контрастный метод - главный метод дрессировки, объединяющий все положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов. Сущность его состоит в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие или примет определенную позу, ей дается лакомство…

Подражательный метод основан на использовании врожденных реакций животных подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при других методах и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак.

Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным».

Следует заметить, что данную классификацию методов дрессировки, с небольшими вариантами, приводят подавляющее большинство авторов руководств по дрессировке собак. Например, И. Сваровски, М. Отт и Г. Вундерлиз считают, что «В течение многих столетий, когда человек занимался воспитанием собаки, преимущество получили следующие методы.
1. Прямое принуждение посредством механического воздействия или воздействия электрическим током.
2. Поощрение поглаживанием, произнесением похвалы, лакомством.
3. Сочетание похвалы и принуждения.
4. Целенаправленное использование определенных врождённых наклонностей» (И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлиз Воспитание собаки. Калининград, Янтар. Сказ, 1998).
Считается, что понятие об оперантной дрессировке пришло к нам с книгами Карен Прайор «Несущие ветер» и «Не рычите на собаку». Однако это не совсем так. Первым кто заявил в России об этом методе дрессировки, был великий русский дрессировщик В.Л. Дуров. Основной труд В.Л. Дурова «Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии», был издан в 1924 году.
Отличая свой метод дрессировки от общепринятого В.Л. Дуров называл его «методом гуманной дрессировки». Этот же метод З.Б. Гуревич (З.Б. Гуревич «О жанрах советского цирка» М., Искусство, 1984) называл «эмоциональным». «Вкусопоощрением» В.Л. Дуров называл только факт положительного пищевого подкрепления. Так, например, он писал: «Наградой, у меня являются: прикармливание, ласка или одобрение словом: «Браво». Эту награду я называю вкусопоощрением» («Дрессировка животных. Психологические наблюдения…» М., 1924).
В рамках своего метода В.Л. Дуров описывает несколько способов воздействия на животных, для инициации тех или иных двигательных реакций. Свой основной технический прием дрессировки Дуров называл «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». Кроме того, он описал и пользовался способами наталкивания, альтернативного поведения, способом пассивной флексии, отбора поведения с его вариантами усиления выраженности поведенческого акта или его элемента или редукции их.
Последователи В.Л. Дурова не только упростили общее представление о его методе, но и сократили технический арсенал. Например, А.В. Дурова-Садовская, очень верно описывая метод В.Л. Дурова в действии (А.В. Дурова-Садовская «Общение с животными и их дрессировка по методу В.Л. Дурова» в сб. «Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения» М. - Л., 1965), представляет его принципы следующим образом: «Дрессировка требует: а) приручения животного; б) установления контакта между животным и дрессировщиком, в) взаимного понимания; г) путем наталкивания животного на нужное действие и подлавливания нужного действия при одновременной подаче сигнала и вкусопоощрения вырабатывать условный рефлекс». Под наталкиванием Дурова-Садовская объединила несколько способов в том числе и «жестикуляцию» В.Л. Дурова.

М. А. Герд (цит. по К.Э. Фабри «Основы зоопсихологии» Издательство Московского Университета, 1976), анализируя дрессировку в рамках метода, В.Л. Дурова делит весь процесс дрессировки на три стадии: наталкивания, отработки и упрочения. При чем под «наталкиванием» понимаются довольно разнообразные действия дрессировщика, в связи, с чем пришлось вводить понятия о «непосредственном», «косвенном» и «сложном наталкивании»: «В первом случае дрессировщик заставляет животное следовать или поворачиваться вслед за пищевым или иным привлекательным для животного объектом. Во втором случае провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку, но обусловливаемые общим возбуждением животного (так формируются преимущественно манипуляционные действия, выполняемые конечностями: обхватывание, перенос, удары или царапанье лапами и т. д.)… При сложном наталкивании дрессировщик вначале вырабатывает у животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя животное по-новому применять выработанное умение…». Вводится также понятие о «дробном наталкивании», суть которого не объясняется.
Вторую стадию дрессировки, стадию отработки, Герд определяет как этап, на котором совершается отсечение многих лишних движений, вначале сопровождающих необходимое действие животного; далее - отшлифовка первичной, еще весьма несовершенной системы движения и, наконец, выработка удобной сигнализации, с помощью которой дрессировщик в дальнейшем управляет поведением животного.
Заключительная стадия процесса дрессировки, стадия упрочения, характеризуется усилиями дрессировщика, направленными на закрепление выработанного навыка и надежность его воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы.
Удивительно, но работы В.Л. Дурова и его последователей не оказали особого влияния на отечественную дрессировку собак. Вероятно, с одной стороны, это было вызвано диктатом школы высшей нервной деятельности И.П. Павлова, а, с другой стороны, необычностью процедуры дрессировки по сравнению с общепринятой.
Карен Прайор в своей знаменитой книги «Не рычите на собаку!» (К. Прайор «Не рычите на собаку!» М., Селена, 1995) описывает следующие способы формирования поведения: способ отбора поведения, способы мишени, подражания и моделирования («лепки»), называя их то «приемами», то «методиками обучения».
Пытаясь наконец объединить два известных метода формирования поведения (классический условнорефлекторный и оперантный) и найти место в дрессировочном процессе формам научения В.С. Варлаков и И.И. Затевахин (В.С. Варлаков, И.И. Затевахин «Системные принципы дрессировки в сб. О чем лают собаки» М., Патриот, 1991), выделяют два этапа: «обучение - это процесс направленного формирования у собаки того или иного навыка, в процессе реализации которого, прежде чем достигнуть приспособительного результата и получить подкрепление, она совершает определенную работу» и непосредственно дрессировку: «дрессировка - закрепление навыка до такой степени, когда он воспроизводится собакой не только, когда этого требует удовлетворение той или иной потребности, но по команде и в любой обстановке, даже в угрожающей жизни». В связи с этим ими выделяются «методы обучения» (классический условнорефлекторный и оперантный) и «методы дрессировки»: «а) механический метод дрессировки, или формирование у собаки поведения активного избегания неприятных воздействий; б) пищевой метод дрессировки, или метод формирования у животных истинной пищевой мотивации; в) вкусопоощрительный метод дрессировки, или метод формирования у собаки мотивации избирательного аппетита; г) подражательный метод дрессировки, или формирование подражательного поведения у одной особи по отношению к поведению, демонстрируемому другой особью (другими особями, группой особей); д) игровой метод дрессировки, или формирование того или иного игрового поведения собаки с целью использования его при обучении желательному навыку; е) методы развития злобы, или формирование у собаки оборонительного поведения, в той или иной форме агрессии (либо базирующейся на самообороне собаки, либо агрессии, сопровождающейся активным нападением, сформированной на базе различных конфликтных ситуаций); ж) контрастный метод дрессировки, или последовательное применение отрицательных подкрепляющих воздействий (вызывающих мотивацию пассивного избегания) вплоть до выполнения навыка, а в момент его выполнения или сразу после выполнения - положительных подкрепляющих воздействий (пища, лакомство, игра и т. д.)».

Руководство по дрессировке лабораторных животных (Ж. Лабораторные животные, т.3, №2, 1993 Рига) не только описывает некоторые формы научения, но и предлагает использовать их в дрессировке как способы формирования поведения:

«Типы обучения, используемые в дрессировке
Простейшей формой обучения животного является привыкание, которое можно обнаружить в животном мире. Привыкание можно определить как затухание реакции животного в результате многократной имитации без подкрепления…
Ассоциативное обучение включает применение подкрепления и играет важную роль во многих процедурах дрессировки. При выработке у животного классических, или павловских, условных рефлексов подкрепление ассоциируется с регулярно предшествующим ему событием…
Обучение методом проб и ошибок, когда животное самостоятельно экспериментирует и в конечном итоге само приходит к решению поставленной задачи, также играет важную роль в дрессировке. Дрессировщик разрешает животному совершать серию поведенческих действий и, в случае выполнения нужного действия, вознаграждает его. В результате постепенно вырабатывается привычка, позволяющая достичь конечной цели
Иногда животные учатся, наблюдая за другими животными. Дрессировщик может использовать это, позволяя им быть зрителями во время сеансов дрессировки. В таких условиях животное-зритель поддается дрессировке значительно быстрее, потому что оно уже знакомо с ситуацией.
Вышеописанные способы обучения животных могут быть полезны при проведении разнообразных процедур, таких как подход животного к руке человека для получения вознаграждения, взятие крови, взвешивание, инъекции, идентификация, клиническое обследование и многих других.
…Животное можно поощрять за спонтанное проявление нужной реакции или же обучить его этой реакции. После такого простого начала дрессировщик может постепенно усложнять ситуацию до достижения конечной цели. Этот процесс называется «последовательной аппроксимацией».


Х.Э. Вайтли (X. Эллен Вайтли «Наши друзья собаки» М., Гранд, 1997) также разделяет «способы обучения собак» и «методы дрессировки». При этом под «способами обучения собак» она подразумевает различные формы спонтанного формирования поведения (т. е. без участия человека):

Как собаки обучаются: Обучение через наблюдение
Собаки обучаются путем наблюдения и имитирования, точно так же, как люди. Эксперименты показывают, что животные, наблюдая, как другие особи берут планку или прыгают через барьер и получат за это лакомство, научатся такому поведению гораздо быстрее, чем те, у кого нет «учителей».
Обучение методом проб и ошибок
Собаки учатся также путем проб и ошибок…
Обучение приучением
Приучение можно назвать выработкой условного рефлекса. Если щенок подвергается воздействию громких звуков музыки в стиле хард-рок, которую слушают подростки в первые же выходные дни в вашем доме, он будет пугаться или, может быть, волноваться из-за этого. Однако, в конце концов это станет частью общего шума новой семьи, с которой он связан. Громкая музыка станет для щенка менее заметной, и не будет уже вызывать никакой реакции у него…
Скрытое обучение
Скрытое обучение проходит в ранний период; оно не проявляется до тех пор, пока в нем нет необходимости…
Привычки, возникающие сами по себе
…Щенок, выросший с людьми, но без собак, который стал сексуально реагировать на пылесос, является примером возникновения этих привычек. Они появляются в раннем щенячьем возрасте, в течение специфических критических периодов развития.
Обучение через понимание

Поведение - это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.

Дрессировка - это выработка у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе.

Дрессировкой собаку можно приучить к определенному поведению в определенной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе.

Собаки сравнительно легко поддаются разнообразной дрессировке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и других. К тому же собака по-своему умное животное, обладающее элементарным мышлением, которое у нее возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком и службы ему.

При дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается от мыслительной деятельности человека, способного к мышлению отвлеченному, абстрактному. Мышление собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать; услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочему устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве.

Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков.

Основы дрессировки собак - проводников

Весь комплекс, из которого слагается дрессировка собаки - проводника, состоит из общего и специального курсов.

Общий курс дрессировки необходим для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения в различных условиях жизни и работы.

Дрессировку собаки - проводника проводят примерно по следующему плану:

Приучение собаки к дрессировщику, выработка доверия к нему и привязанности;

Приучение к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику);

Выработка навыков на основные команды дрессировки: «ко мне!», «рядом!» (занять место у левой ноги хозяина), «сидеть!», «лежать!», «стоять!», «место!», «гуляй!», «фу!» (прекратить нежелательные действия), «апорт!» (подать предметы), «голос!»;

Выработка навыков безразлично относиться к отвлекающим внешним раздражителям (к животным, выстрелам, к пище, предлагаемой посторонними или найденной на земле).

Специальный курс дрессировки - это приучение собаки водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях, причем собака должна научиться самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Ниже приводится перечень навыков, которые необходимо выработать у собаки - проводника, и последовательность их отработки:

Приучение к шлейке;

Равномерное, безостановочное движение по свободному от препятствий пути (команды «вперед!», «тише!», «вправо!», «влево!»);

Остановка перед различными препятствиями (нижними, верхними); обход боковых препятствий; усложнение упражнений по фиксированию препятствий;

Работа с собакой в усложненных условиях (подъем и спуск по лестницам и крутым склонам; переход по узкому мостику, фиксированию узких проходов; переход улиц; посадка в транспорт);

Движение по маршруту.

Дрессировка собаки - проводника начинается с выработки у нее четкой дисциплины, привязанности к дрессировщику, выдержки, полного безразличия к тем происходящим вокруг явлениям, которые не связаны с вождением слепого или не являются для него опасными. Это - основа, на которой строится вся дрессировка собаки - проводника.

В зависимости от индивидуальных особенностей собаки срок ее обучения и передачи хозяину колеблется от трех до четырех месяцев при условии, если занятиям отводится не менее двух часов в день.

Понятие о рефлексе

Известно, что организм воспринимает и оценивает различные раздражители внешней и внутренней среды анализаторами, и если раздражитель был оценен анализатором как несущественный, то ответная реакция не происходит (затормаживается).

Например. Собака уколола лапу. Она моментально отдернет ее. Это значит, что центральная нервная система оценила болевой раздражитель как сигнал опасности и тут же дала ответный импульс - команду организму. Таким образом, действие раздражителя вызвало определенную ответную реакцию организма, осуществленную при участии центральной нервной системы. Такое явление принято называть рефлексом .

Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловными называются врожденные рефлексы, которые отличаются большим постоянством: в ответ на одно и то же раздражение появляется строго определенная физиологическая реакция. Безусловные рефлексы показывают первоначальное отношение организма к окружающей среде и служат базой, на основе которой происходит образование условных рефлексов.

Безусловные рефлексы подразделяются на простые и сложные. Сложные безусловные рефлексы называются инстинктами. Инстинкты имеют жизненно важное значение; они составляют природную основу поведения, при котором животное совершает целесообразные действия по безотчетному побуждению. Интенсивность и форма проявления инстинктов зависят от различных факторов: от состояния организма в данный момент, от окружающей обстановки. Поэтому проявление инстинктов у животного представляет собой сложные реакции. У взрослой собаки различают четыре основные реакции: ориентировочную, пищевую, оборонительную (в активной или в пассивной форме) и половую. Преобладание тех или иных реакций при условии, если они постоянно и сильно выражены, оказывает существенное влияние на процесс дрессировки.

Условные рефлексы - это рефлексы приобретенные, которые вырабатываются в процессе индивидуального опыта и зависят от специфических условий существования. На образовании у животного условных рефлексов и основан процесс дрессировки. Для того чтобы выработать у собаки условный рефлекс на команду дрессировщика, следует применять два вида раздражителей: безусловные и условные (безусловными называют такие раздражители, которые вызывают проявление безусловных рефлексов, условными - те, которые вызывают условные рефлексы). При этом условный раздражитель необходимо сопровождать (подкреплять) безусловным раздражителем, применяя их одновременно или один непосредственно за другим (сначала условный раздражитель, затем безусловный).

Безусловные раздражители делятся на механические и пищевые. При дрессировке безусловные раздражители применяют в различных сочетаниях.

Методы дрессировки собак

Дрессировка собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы. При дрессировке собак применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, подражательный и контрастный.

Механический метод . В качестве безусловных раздражителей используют механическое болевое воздействие. Дрессировка происходит посредством сильных принуждений. Этим достигается большая прочность выработанных навыков, безотказность выполнения. Легче справиться с отвлечениями. Это - положительная сторона механического метода. Но есть и отрицательные стороны. Применение механических и болевых воздействий нарушает контакт между дрессировщиком и собакой. Она боится человека, выполняет команды робко, с неохотой.

Вкусопоощрительный метод . Противоположный механическому, когда работа строится на использовании пищевых и поощрительных воздействий.

Во время занятий собаку стимулируют кормом и лаской. Она привязывается к дрессировщику, между ними устанавливается хороший контакт. Собака работает живо, поэтому условные рефлексы вырабатываются у нее легко и быстро.

Недостаток этого метода в том, что без элементов принуждения нельзя выработать у собаки постоянное безотказное выполнение тех или иных действий. Кроме того, сытая собака может отказаться от выполнения команды.

Подражательный метод . Основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям другого животного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать и другие собаки.

Подражательный метод применяется при отработке голоса, апорта, освоения маршрута и т. д.

Контрастный метод . Основной метод, который обычно применяют для дрессировки служебных собак, в том числе и проводников слепых.

Он характерен тем, что наряду с механическими воздействиями (нажим на круп, холку, рывки поводком) используют также пищевые и поощрительные: выдача лакомства, оглаживание, поощрительные восклицания и т. д.

Например, дрессировщик обучает собаку садиться по команде. При механическом методе он подает команду «сидеть!» и, нажимая рукой на круп с одновременным осаживанием поводком, вынуждает собаку принять сидячую позу.

Если собака пытается встать, нажим делают более резко и сильно, а осаживание заменяют резким рывком поводка.

При обучении этому же приему контрастным методом - после посадки нажимом на круп и осаживанием поводком действие собаки поощряют лаской и лакомством.

Навыки, которые вырабатываются при помощи контрастного метода, прочны, а лакомство и поощрение лаской способствуют быстроте воспитания навыков и не нарушают контакта собаки с дрессировщиком.

Чтобы добиться безотказного выполнения приема, дрессировщик должен умело пользоваться тремя основными факторами: принуждением, поощрением и запрещением.

Принуждение применяется в виде различных воздействий на собаку (натягивание или рывок поводка, нажим на какую-либо часть тела, чтобы заставить ее принять нужное положение, и т. д.).

Поощрение служит для закрепления выполненных действий. Для поощрения применяют лакомство (мелко нарезанное мясо, хлеб, сахар и т. д.) и ласку, выражающуюся в оглаживании или почесывании собаки рукой в области головы или шеи. Лакомство и ласка должны сочетаться с восклицанием «хорошо!», произносимым с ласковой интонацией.

Запрещение - прекращение нежелательных действий собаки или предупреждение их. При запрещении подается команда «фу!», громко, резко, с угрожающей интонацией.

Принуждением следует пользоваться в крайнем случае, когда нужно немедленно прекратить нежелательное действие собаки.

Команда - условный звуковой сигнал-раздражитель. Она вырабатывает соответствующие условные рефлексы и должна быть краткой, легко произносимой и неизменяемой. Команду подают ясно, с резкой интонацией и силой звука, в зависимости от расстояния между собакой и дрессировщиком.

Собакам - проводникам, которые находятся около человека, команда должна подаваться негромко, но четко. К громкой команде приучать их не следует. Если собака находится далеко от дрессировщика, подают громкую команду. Обычно команда подается в строгом тоне - «сидеть!», «лежать!», «рядом!» и т. д. Когда же собака не выполняет приказания или ее надо остановить, предупредив нежелательные действия, команду произносят резче, с угрожающей интонацией.

Восклицание «хорошо!», предшествующее ласке и выдаче лакомства, должно произноситься так, чтобы в нем слышалось одобрение.

Неумение пользоваться интонациями мешает собаке образовывать четкие связи.

Очень часто неопытные дрессировщики искажают команды, на которые у собаки выработаны условные рефлексы, вводят лишние, непонятные слова. Это не дает возможности собаке правильно реагировать на поданную команду.

Если собака не выполняет знакомую команду, нужно повторить ее с угрожающей интонацией, а иногда и с элементами принуждения (рывок поводка, нажим на тело и т. д.). Неопытные дрессировщики вместо этого прибавляют к словам команды совершенно незнакомые, не служащие сигналом для действия слова или фразы: «я кому сказал?», «скорее ложись, а то ремнем!» и т. д.

Возможные ошибки дрессировщика

Ошибки, допускаемые при дрессировке, затрудняют выработку у собак необходимых навыков и часто ведут к возникновению нежелательных рефлексов, снижающих возможность применения собаки на службе.

Основные причины ошибок:

Слабое знание дрессировщиком принципов дрессировки и основных положений физиологии и высшей нервной деятельности собаки;

Недостаточный опыт в практике дрессировки собак;

Недостаточная наблюдательность за поведением собаки и влиянием на нее окружающей среды.

Дрессировщик должен обладать терпением. Во всякой работе не следует горячиться и нервничать. Нужно спокойно, терпеливо и настойчиво повторять собаке свое требование, так как раздражительность дрессировщика тотчас же передается собаке.

Необходимо правильно и умело применять принуждение или запрещение и вовремя поощрять животное (дать лакомство, погладить или ласково сказать «хорошо!»). Нельзя допускать грубости в обращении с собакой. Особенно это относится к собаке - проводнику, привязанность и доверие которой к хозяину служат залогом успеха в работе.

Однако как недопустима грубость, так и вредны чрезмерная ласка и игра с собакой, влияющие отрицательно на ее дисциплину и снижающие качество работы.

Причину невыполнения собакой требуемого действия дрессировщик должен искать прежде всего в самом себе. Надо проверить свои действия, проанализировать и продумать, были ли они достаточно правильными и понятными для собаки.

Часто дрессировщик, не имеющий достаточного опыта или относящийся к занятиям поверхностно, без любви к делу, допускает методические и технические ошибки, в результате которых у собаки могут выработаться навыки, отрицательно влияющие на ход дрессировки (нежелательная связь).

К таким ошибкам относятся проведение занятий с собакой без плана, без учета индивидуальных особенностей животного, его физического состояния, неправильности в построении приема дрессировки.

Если в течение ряда занятий с собакой один прием будет следовать за другим в определенной последовательности: сначала, к примеру, посадка, затем укладка и, наконец, подзыв, то образуется нежелательная связь, и собака после посадки может без команды лечь или после укладки подбежать к дрессировщику.

Если проводить занятия, не меняя долгое время места их проведения, может образоваться нежелательная связь с окружающей обстановкой, в которой работает собака. В другом месте собака может хуже работать или совсем не станет выполнять команды.

Вопрос классификации видов, методов, способов дрессировки и соответствующих им дрессировочных приёмов, на мой взгляд, имеет скорее академическое чем практическое значение. Понимание общего контекста дрессировки и умение свободно импровизировать гораздо важнее умения правильно назвать способ, который вы в данный момент применяете, тем более что границы между способами, методами и, пожалуй, даже между видами дрессировки весьма условны.

Принято различать два вида дрессировки: условно-рефлекторная дрессировка (перспективы её применения в чистом виде, как мы уже убедились, весьма сомнительны) и инструментальная (она же оперантная) дрессировка. В свою очередь, инструментальную дрессировку, основные принципы и этапы которой мы уже достаточно подробно обсудили, можно разделить на два метода: метод отбора поведения и метод формирования поведения.

Следует понимать, что, применяя эти методы с целью получения достаточно сложного поведения, не следует рассчитывать на то, что удастся сразу отобрать (сформировать) это поведение как целое. Ещё Скинер предлагал процесс обучения разбивать на несколько этапов.

Допустим, что нам необходимо научить собаку подавать лапу. На первом этапе предложим собаке лакомство, зажатое в кулаке, опущенном на уровень земли. Собака, пытаясь получить лакомство, будет последовательно проявлять различные модели поведения: лай, попытки разжать кулак лапой или мордой и т. д. В тот момент, когда собака коснется кулака лапой, следует разжать кулак и скормить собаке лакомство. На втором этапе кулак поднимается на уровень морды собаки. На третьем этапе собаке предлагается пустой кулак, а лакомство находится в другой руке (и выдается собаке после того как она коснется пустого кулака лапой). На четвертом этапе (заключительном) дрессировщик добивается касания лапой развернутой ладони.

При этом к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформирован и закреплён поведенческий акт, необходимый на предыдущем этапе.

В рамках метода формирования поведения можно, следуя традиции дрессировщиков-бихевиористов, выделить 7 способов дрессировки, каждый из которых может найти конкретное воплощение в бесчисленном множестве дрессировочных приёмов.

Способ наведения заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руки кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания, - когда дрессировщик при помощи направляющих («наталкивающих») воздействий рук, поводка и т. д., не приводящих к боли или неприятным для животного ощущениям, добивается воспроизведения нужного действия. Так мы действуем, когда берём руку ребёнка в свою и помогаем ему нарисовать рожицу или кружочек.

Способ пассивной флексии заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу. Такой способ используется, например, при научении собаки принимать «выставочную» позу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как бы лепит ту или иную позу.

Способ альтернативного поведения. (Пожалуй, правильнее было бы назвать его «способом безальтернативного поведения» ведь альтернативы-то животному не оставляют). Дрессировщик (например, с помощью реквизита) создает такие условия, которые допускают совершение собакой лишь единственно возможного движения. Именно к этому способу относится один из старинных приемов обучения собаки движению «рядом», когда дрессировщик движется, прижимая собаку к забору, или среди деревьев, стараясь, чтобы дерево оказалось между ним и собакой (запутывается поводок). В результате, собака научается двигаться, плотно прижимаясь к ноге дрессировщика.

Способ игрового поведения. (Особенно эффективен для молодых игривых животных). Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая представляет собой нужное дрессировщику действие. В этом случае игра сама по себе является подкреплением. Собственно говоря, использование игры в дрессировке мы уже обсуждали весьма подробно, и будем продолжать обсуждать, так как это основной способ, применяемый дрессировщиками собак-детекторов запахов.

Способ подражания (имитационный способ) целесообразно применять по отношению к молодым особям, входящим во временное (дрессировочная группа), или постоянное (несколько совместно живущих собак одного хозяина) сообщество и занимающим в нем (в силу возрастных причин) подчиненное положение.

Способ оборонительного поведения естественным образом распадается на два: активно-оборонительный (избегания), когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которых, животные и совершают желаемое действие. Например, болезненные рывки, удары, надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать формы поведения, нужные дрессировщику. В традиционной «досаафовской» дрессировке, при помощи этого способа отрабатывалось движение собаки рядом с дрессировщиком, иногда посадка, укладка, стойка.

Каюсь, и сам не раз применял этот способ. Быстро, безотказно и довольно надёжно. Однако любой дрессировщик подтвердит, что нагрузка на психику собаки, которую дрессируют этим способом, критично велика. Собака закрепощается, боится сделать что-нибудь не так. Опять же традиционно было принято после пройденного в этом стиле ОКД (общий курс дрессировки) возвращать собаке уверенность в себе с помощью курса защитно-караульной службы. Ко многим собакам эта самая уверенность в себе, впрочем, так уже никогда и не возвращалась.

Определённо могу сказать, что собаку, которую собираются готовить по курсу «собака-детектор запахов», применяя этот способ в процессе обучения послушанию, можно безвозвратно испортить. Этому есть три причины. Первая - собака «разучивается обучаться». Вторая - теряет вкус к работе с кинологом. Третья - собака с выдающимся нюхом, это очень тонко организованное животное. К сожалению, тонкость чутья обычно обратно пропорциональна крепости нервной системы животного. Приходится выбирать разумный компромисс. Но уж во всяком случае, сознательно расшатывать психику животного, безусловно, не следует.

Вторая разновидность способа оборонительного поведения - способ агрессивно-оборонительного поведения. Он основан на инстинкте агрессии, который мы уже довольно подробно обсуждали, и который вызывает интринсивное по своей природе (а значит вызывающее у собаки положительные эмоции) агрессивное поведение. Как ни странно, при дрессировке собак-детекторов запахов этот способ тоже может быть полезен. Правда в экстремальных случаях: когда приходится «ставить на апорт» собак по своей природе для этой службы не предназначенных. Впрочем, к этому вопросу мы ещё вернёмся.

- Доминантный в данном контексте означает превалирующий, пояснил скучный голос.
Улитка на склоне. А. и Б. Стругацкие.
- Что же касается самой постановки вопроса, то она является не глупой, а единственно верной, если мы собираемся рассуждать логически.

Научение наиболее успешно, когда используемая мотивация превращается в доминанту, т. е. гипертрофированную потребность, обеспечивающую ярко выраженное, устойчивое поведение и отменяющую всякую побочную деятельность. Доминанта может быть создана на основе практически любой потребности, чаще всего путем соответствующей депривации, т. е. лишения животного возможности удовлетворить ту или иную потребность на более или менее длительный срок (вспомните пример Лоренца с голубем). При этом следует учесть, что на первом этапе депривации ее эффективность прямо пропорциональна ее длительности, а затем с увеличением длительности значимость мотивации не только не растет, но и начинает снижаться. Таким образом, создавая доминанту, следует пользоваться методом депривации очень осторожно, стараясь не «переборщить». Тем не менее, депривация по игровому поведению непосредственно перед началом дрессировки по курсу собака-детектор запахов бывает весьма эффективна, позволяя проводить дрессировку, если и не на доминанте, в точном значении этого слова, то на очень сильной игровой мотивации, а, следовательно, в сжатые сроки и с максимальным результатом. В моей практике приходилось наблюдать, казалось бы, парадоксальное явление, когда собака, живущая (но не выращенная) в вольере, лишённая возможности не только постоянно играть, но и общаться с хозяином, достигает значительно больших успехов, чем собака, живущая в квартире хозяина и вволю «оттягивающаяся» если не с хозяином, то с его детьми.

Все без исключения собаководы, хотят гордиться своими воспитанными, послушными, подвластными одному взгляду или полуслову питомцами. Но как этого добиться, с помощью применения каких методов достичь так горячо желаемых результатов?

Как разобраться в огромном количестве предложенных методов дрессировки, и не запутаться, перечитав море литературы посвященной воспитанию собак? Давайте попробуем разобраться, и начнем с таких основных понятий как социализация, воспитание, обучение и дрессировка собаки.

Процесс воспитания щенка начинается с момента появления его в доме, и в широком смысле заключается в том, чтобы привить питомцу такие основные понятия как «можно» или «нельзя». Собака должна хорошо знать, что ей разрешается, а что запрещается делать, даже в то время, когда хозяина нет рядом. Сюда можно отнести приучение к имени, приучение к туалету, правила поведения в доме.Воспитание щенка тесно переплетается с начальной дрессировкой, то есть обучением таким простейшим командам как: «ко мне», «гуляй», «сидеть», «стоять», «лежать», «место». В процессе обучения собака получает представление о том, что нужно делать в ответ на ту или иную команду дрессировщика.

Первое, на чем стоит заострить внимание, это социализация собаки. Под социализацией понимают процесс становления «личности» собаки, который можно условно разделить на три этапа. В ходе первого щенок начинает понимать принадлежность к своему виду, и запоминать, как выглядят другие существа, с которыми ему предстоит общаться. Это основной этап, при котором формируется отношение собаки к хозяину, как к старшему соплеменнику. Во время второго периода собака приобретает свое собственное «Я». И третий, завершающий период, когда собаки начинает разделять остальных существ по принципу «свои» и «чужие». И если процесс социализации животного по каким-то причинам полностью не завершен, то в итоге мы имеем животное с нарушенной психикой и непредсказуемым поведением.

Выбор метода дрессировок зависит от множества факторов, таких например как возраст и темперамент собаки и ее владельца, пищевая заинтересованность собаки, потребность в игре или ласке. Так же необходимо обратить внимание на внешние раздражители, такие как температура воздуха, уровень шума, окружающую обстановку. Исходя из этого, подбирается оптимальный метод дрессировки, это может быть один из приведенных ниже, либо комбинация двух или нескольких методов.

Каждая собака - индивидуальна, как и ее хозяин, соответственно и программа дрессировки должна подбираться своя, с учетом характеров питомца и дрессировщика. Например: флегматичный человек не добьется хороших результатов с помощью игрового метода. Все методы, так или иначе, основаны на положительном или отрицательном подкреплении поведения. И если возникают затруднения при применении одного, то нужно пробовать другой.

Основные методы дрессировки собак

Механический метод дрессировки, предполагает применение механических раздражителей, это может быть рывок поводка, являющийся отрицательным подкреплением, либо поглаживания или легкие похлопывания в качестве положительного подкрепления.

Пищевой (вкусопоощрительный) метод основывается на том, что выполнить нужные движения собаку заставляют лакомством (например: заводя пищу за голову, для того чтобы собака села), затем происходит поощрение за правильно выполненные действия.

Подражательный метод , нужное поведение вырабатывается при подражании одной собаки по отношению к действиям совершаемым другой. Очень часто применяется для отработки команды «голос».

Игровой метод - формирование игрового поведения, с целью его последующего использования для обучения желательным действиям. Для примера возьмем игру с апортировочным предметом.

Метод наталкивания - на выполнение нужных нам действий дрессировщик побуждает собаку комплексом раздражителей и вовремя дает команду и подкрепление. Условные рефлексы отработанные таким методом отличаются высокой активностью и динамичностью.

Метод развития агрессии - применяется для формирования оборонительных качеств, сопровождается созданием конфликтных ситуаций. Базируется на самообороне собаки, либо агрессии основанной на нападении.

Наиболее часто применяется контрастный метод дрессировки (совмещение механического и пищевого), то есть применение отрицательного подкрепления, побуждающее собаку как можно скорее выполнить команду, чтобы избежать неприятного воздействия и получить положительное подкрепление в виде лакомства, игры или ласки. В ходе дрессировочного процесса необходимо рассчитывать силу воздействия и временной промежуток в ходе которого собака сможет правильно отреагировать на положительное или отрицательное подкрепление.

Своевременное подкрепление показывает собаке, что в ее действиях нравится владельцу, а что нет. Запоздалое подкрепление, дезориентирует собаку, она не может понять, за какие действия ее хвалят или ругают, что создает дополнительную нагрузку на нервную систему и тормозит закрепление нужного навыка. При возникновении трудностей в дрессировке, это первое на что нужно обратить внимание.

После того как собака хорошо усвоила все подаваемые дрессировщиком команды, начинается совершенствование закрепленных навыков, то есть доведение их до идеала по безотказности, четкости и скорости исполнения. На этом этапе связь между собакой и дрессировщиком переходит на новый, можно сказать интуитивный, уровень, устраняются все лишние движения, сопровождающие действия собаки, визуальные и голосовые команды сводятся к минимуму понятному только дрессировщику и его воспитаннику.

Начальная дрессировка, основные правила

Еще не так давно в дрессировке придерживались авторитарного стиля воспитания, используя наказание в качестве меры «исправления» собаки. Хочется верить, что такой подход остался в прошлом. Сегодня все больше сторонников у так называемой мотивационной дрессировки. Однако не стоит забывать, что хотя методы дрессировки со временем меняются, строение и принципы функционирования собачьей психики всегда остаются одинаковыми.

Дрессировать собаку - все равно, что учиться разговаривать с человеком из другой страны .

Обоим нужно научиться понимать язык друг друга. У нас есть три способа, при помощи которых мы можем общаться, это язык тела, голос и прикосновения.

Язык тела в животном мире самый важный способ коммуникации. Собака очень внимательно наблюдает за движениями хозяина поэтому, когда вы даете голосовую команду, следите, какие визуальные сигналы вы посылаете собаке. К примеру, команда «ждать», не смотрите ей в глаза, попытайтесь замереть насколько это возможно, чтобы у собаки не было повода, приблизится к вам. И наоборот, когда хотите подозвать собаку, дополните команду возбуждающими жестами, сделайте несколько приставных шагов назад и этим вы как бы потяните собаку к себе.

Собака быстро ассоциирует звук слова с действием. Команду нужно произносить спокойным четким голосом, всегда в одной и той же форме. Ей будет трудно понять вас, если вы будете произносить разные слова, допустим «сидеть», «сядь», «сиди» подразумевая одно и то же действие. Решите, какие звуки вы будете использовать для обозначения команд и не меняйте их. Со временем собаки могут запомнить большое количество команд, в основном это зависит от мастерства кинолога и интеллектуальных способностей животного. Обратите внимание на тон, интонацию голоса. У собак острый слух и они очень чувствительны к интонировке. Если вы хотите скорректировать поведение собаки, произносите команду низким, резким тоном. А вот кричать бесполезно, слышит она вас прекрасно и ее реакция на команды зависит только от вас.

Любая собака любит, когда ее ласкают, гладят и эти приятные ощущения напрямую связываются с похвалой. Не забывайте во время дрессировки погладить собачку, для того чтобы показать, что вы довольны. Если вам нужно добиться от собаки, каких, либо определенных действий, не делайте это при помощи силы, не надо ее толкать, тянуть, укладывать силой и так далее. Механическое воздействие в большинстве случаев вызовет сопротивление и подавленность. И если применение силовых методик иногда оправданно при обучении взрослых собак, то при дрессировке щенка такие методы лучше не использовать. Собаку обязательно нужно поощрять за послушание. Наградой может быть похвала, но в начале дрессировки лучше использовать и лакомство и похвалу. Не забывайте отменять данную команду, например словом «гуляй».

Игры - прекрасное времяпровождения, отличный способ наладит контакт с собакой. Но, следите за тем, какое поведение вы стимулируете во время игры. Игра должна начинаться и заканчиваться только по вашей инициативе. Собака, бегающая вокруг с игрушкой в зубах, очень скоро сообразит, что она хозяйка положения и может диктовать свои правила. Когда решите закончить игру, дайте собаке команду «дай», заберите игрушку и положите в недоступное место. Собака должна знать, игрушки принадлежат хозяину, и только он решает, когда можно с ними играть. Не стоит увлекаться играми на перетягивание, особенно если собака крупных размеров. Такие игры трудно контролировать и собака может научиться использовать свою силу против вас.

Основные правила
1) Начиная дрессировать собаку, убедитесь, что все условия работают на вас и у вас есть все шансы достичь успеха.
2) Не пытайтесь заниматься дрессировкой, если щенок выбился из сил после активных игр или только что поел. Если вы используете при дрессировке лакомство в качестве поощрения, то добьетесь гораздо лучших результатов, если щенок будет голодным. Выберите для дрессировки место, максимально свободное от посторонних раздражителей и отвлекающих элементов. Когда щенок подрастет, можно постепенно увеличивать количество раздражителей, но на первых порах щенок должен сконцентрироваться только на вас.
3) Первые уроки дрессировки должны длиться не больше нескольких минут. Щенок не может долго концентрироваться, поэтому вы добьетесь лучших результатов, если будете проводить короткие сеансы, а не растягивать их, заставляя щенка скучать.
4) Сделайте уроки дрессировки веселыми, перемежая упражнения с играми. Щенок должен получать удовольствие от работы с вами.
5) Всегда заканчивайте урок дрессировки на позитивной ноте, чтобы щенок чувствовал себя уверенным и счастливым. Если он отказывается изучать новый урок, вернитесь назад и дайте какое-нибудь легкое задание, чтобы вам было за что его похвалить и наградить.
6) Не пытайтесь заниматься дрессировкой, если у вас нет настроения или недостаточно времени. Ваше настроение передастся щенку, и все, чего вы добьетесь,- это взвинченные нервы у вас обоих.

Периодичность поощрения
Награда — вот ключ к успешной дрессировке. Однако нельзя доходить до крайности и давать поощрение каждый раз. Когда разучиваете новое упражнение, необходимо поощрять и награждать собаку на каждом этапе. Но когда упражнение выучено, награду следует давать лишь время от времени, чтобы собака получала мотивацию и вознаграждение, но вынуждена была работать ради этого чуть более усердно. Хорошая аналогия — обучение ребенка чтению. Поначалу вы расхваливаете ребенка, даже если он с грехом пополам прочитал алфавит. По мере того как он овладевает навыками чтения, вы начинаете хвалить за первое прочитанное слово, затем за первое предложение и наконец за первую книгу. То же самое можно сказать и о дрессировке. Похвала и поощрение очень важны на первых этапах, но так же, как странно хвалить бегло читающего ребенка за то, что он перечисляет буквы алфавита, нет нужды давать собаке вознаграждение каждый раз, когда она села по команде. Всегда используйте при дрессировке вознаграждение, но следите, чтобы собака отрабатывала свое лакомство, и тогда она станет ценить его гораздо больше.

Один из подводных камней, о которые разбивается взаимопонимание это неправильный расчет времени. Человек способен связать действие, с реакцией на него, разделенные продолжительным периодом времени. Ребенок понимает, что его ругают за поступок, который он совершил несколько часов назад. Собака, способна провести параллель между событиями, только если они разделены несколькими секундами. Нет смысла ругать собаку, если она подошла к вам по команде только после того, как обнюхала все вокруг. Она просто решит, что ее отчитывают за то, что она подошла к вам, а не за то, что задержалась с выполнением команды. Такой же подход следует соблюдать и при поощрении собаки. Лакомство, нужно дать в ту секунду, когда собака выполнила команду и ни секундой позже. Во время дрессировки, постарайтесь смотреть на мир глазами собаки и рассчитывайте время, исходя из способностей животного ассоциировать вашу реакцию, со своими действиями