Психическое отражение – это наиболее сложный вид отражения, оно свойственно только человеку и животным.

ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии:

1) сенсорная - характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители;

2) перцептивная - переход к ней выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинается ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей;

3) интеллектуальная - проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Критерием психического отражения является способность организма реагировать не на непосредственно жизненно значимый раздражитель, а на другой, который сам по себе нейтрален, но несет в себе информацию о присутствии жизненно значимого воздействия.

Например, в одном из экспериментов по изучению поведения простейших животных – одноклеточных инфузорий, живущих в воде, их помещали в протяженный аквариум, одну часть которого подогревали до оптимальной для этих существ температуры и одновременно подсвечивали внешним источником света. Температура – жизненно значимое для инфузорий воздействие, поэтому они перемещались в нагретую зону. Свет же для них не является жизненно значимым воздействием.



Было проведено несколько таких серий экспериментов, а затем в контрольном эксперименте в аквариум с участниками прошлых опытов подсадили других инфузорий, после чего начали подсвечивать часть аквариума, не подогревая его. Оказалось, что инфузории ведут себя по-разному: те, что участвовали в предыдущих опытах, начали перемещаться к источнику света, инфузории же новички продолжали передвигаться хаотично, без всякой системы. В данном эксперименте эти простейшие существа демонстрируют способность к психическому отражению, которое существенно расширило возможности живых существ по их взаимодействию с внешней средой.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием внешнего мира (как зеркало, фотоаппарат или сканер), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Иными словами, психическое отражение – это субъективное отражение объективного мира, оно не существует вне субъекта и зависит от его субъективных особенностей.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии :

Первая стадия психики называется сенсорной (чувственной) . Например, паук отражает связь вибрации паутины с пищей (мухой), попавшей в паутину. В процессе эволюции отделов головного мозга отражательные функции психики становятся многообразнее. Психическая деятельность переходит на вторую стадию развития, которая называется перцептивной . На этой стадии находятся все млекопитающие, здесь происходит отражение различных свойств одного объекта. Например, собака узнаёт хозяина по голосу, одежде, по запаху.

Одни из свойств объекта для собаки имеют большее значение (как сигнал), другие – меньшее. Поэтому при одних признаках животные реагируют правильно, при других ошибаются.

Высшие млекопитающие (обезьяны) обладают мышлением (3-я стадия), у них хорошо развит головной мозг, приближен по строению к человеческому, психическая деятельность богаче и сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют интеллектом . Обезьяны отражают не только отдельные свойства или предметы в целом, но и связи между предметами. Этому способствует сильно развитый ориентировочно-исследовательский рефлекс. Павлов отмечал, что обезьяны способны мыслить, не обладая речью, и поэтому познанное не могут заключить в понятия, отвлекаться от действительности, мыслить абстрактно. Обезьяна способна пользоваться водой из бочки, чтобы залить огонь перед приманкой, но если перенести бочку в сторону, обезьяна направится к бочке, а не воспользуется водой, которая находится рядом. У неё нет понятия о воде вообще.

БИЛЕТ 7

Сознание и самосознание

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу.

Чем характеризуется сознание? Сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания (способность к само­наблюдению (рефлексии), мотивационно-ценностный характер сознания). Способность к рефлексии определяет возможность человека критически наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием.

Данные свойства сознания определяют возможность формирования индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому «Я-конценцию» называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оце­нивают одни и те же объекты реального мира. К тому же не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель.

Появление сознания: Существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись новые функции. Она приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Сознательная деятельность и осознанное поведение человека определя­ется переднелобными и теменными полями коры головного мозга.

Самосознание

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств исамооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

§ сознание своей тождественности;

§ сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

§ осознание своих психических свойств и качеств;

§ определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

§ Самопознание - получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

§ Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

§ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

§ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Дарина Катаева

Еще в древности психологами, учеными и философами было замечено, что жизнь представляет собой не только объективный и вещественный мир. Люди испытывают чувства, желания, способны мыслить, переживать, анализировать. Такая жизнь в философии называется психической. Психика имеет уникальную способность отражать действительность. Главное свойство психики заключается в тесной взаимосвязи между поведением индивидуума и отражением объективной реальности в сознании.

Психическое отражение: что это?

Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.

Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.

Сознание и самосознание – форма психологического отражения. В поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося. Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями. Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.

Характеристика психического отражения

Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:

Динамичность.

В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.

Активность.

Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.

Объективность.

Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.

Субъективность.

Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.

Скорость.

Благодаря психике мы способны с большой скоростью . Отражение можно назвать опережающим действительность.

К особенностям психического отражения относится:

— отражает действительность на практике;

— опережающий характер;

— прояление индивидуальности личности;

— формируется только на основании активной деятельности человека;

— контролирует поведение индивидуума.

Уровни психического отражения

Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:

Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании.
Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт.
. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.

Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.

17 марта 2014, 12:08

Наше сознание является отражением внешнего мира. Современная личность способна очень полно и точно отражать окружающий мир, в отличие от первобытных людей. С развитием человеческой практики повышается , что позволяет лучше отражать окружающую действительность.

Особенности и свойства

Мозг реализует психическое отражение объективного мира. Последний имеет внутреннюю и внешнюю среду его жизни. Первая отражается в потребностях человека, т.е. в общем чувстве, а вторая - в чувственных понятиях и образах.

  • психические образы возникают в процессе деятельности человека;
  • психическое отражение позволяет вести себя логично и заниматься деятельностью;
  • наделено опережающим характером;
  • предоставляет возможность правильно отражать действительность;
  • развивается и совершенствуется;
  • преломляется через индивидуальность.

Свойства психического отражения:

  • психическое отражение способно получать информацию об окружающем мире;
  • оно не является отражением мира;
  • его невозможно отследить.

Характеристика психического отражения

Психические процессы зарождаются в активной деятельности, но с другой стороны они управляются психическим отражением. Перед тем, как сделать какое-либо действие, мы его представляем. Получается, что образ действия опережает само действие.

Психические явления существуют на фоне взаимодействия человека с окружающим миром, но психическое выражается не только, как процесс, но и как результат, то есть некий зафиксированный образ. Образы и понятия отражают отношения человека к ним, а также к его жизни и деятельности. Они побуждают личность к непрерывному взаимодействию с реальным миром.

Вы уже знаете, что психическое отражение всегда является субъективным, то есть оно есть опыт, мотив, и знания субъекта. Эти внутренние условия характеризуют активность самого индивида, а внешние причины действуют через внутренние условия. Этот принцип был сформирован Рубинштейном.

Стадии психического отражения

Для понимания сущности многообразия психических явлений одной из базовых и ведущих категорий в отечественной психологии выступает категория «психическое отражение».

Категория отражения является фундаментальным философским понятием, иод ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них - отражаемый , - сохраняя свою качественную определенность, создает во втором - отражающем специфический продукт: отраженное . В. И. Ленин, в свое время, развивая «догадку Дидро», писал: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, но существу, родственным с ощущением, свойством отражения» . Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации, сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света, изменения и отражения электромагнитных, звуковых волн, химических изменений, физиологических Цроцессов и т. д. Иными словами, отражение в неживой материальной природе отражает действие законов механики, физики, химии.

В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внес В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения. Принцип отражения часто подвергается критике: теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (поскольку нельзя отражать будущее - т. е. то, чего еще нет); недооценивает творческую активность сознания - поэтому предлагается заменить диалектико-материалистическую категорию отражения понятием субъективистски толкуемой практики. В ответ па это Ленин, подчеркивая творческую активность сознания, отмечал: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» , поскольку только па основе адекватного отражения объективного мира и возможна творческая активность человека, практически преобразующего мир.

А. Н. Леонтьев, говоря об отражении, отмечал, что следует прежде всего подчеркнуть исторический смысл этого понятия. Он состоит, во-первых, в том, что его содержание не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, человеке и обществе оно развивается и обогащается.

Второе, особенно важное, положение состоит в том, что в понятии «отражение» заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватными им .

Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой Природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.

В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отражения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным .

Особенности уровней и форм психического отражения достаточно хорошо изложены в психологической литературе. Вкратце суть общих положений сводится к следующим положениям.

Неотъемлемым свойством ‘живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихиче- ской формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности у т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности. Животные не только дифференцированно, воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, по и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятиями. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.

Таким образом, психические явления во всем многообразии своих проявлений выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «психическое переживается субъектом как непосредствен пая данность, но познается лишь опосредованно - через отношение его к объективному миру» .

В предшествующие десятилетия в итоге многочисленных теоретических и эмпирических исследований, фундаментальных и прикладных разработок, выполненных несколькими поколениями советских и российских ученых на основе конструктивного использования ими научных традиций, сложившихся в отечественной психологии, в современной психологической науке сформировалось, несмотря па наличие в ней множества оригинальных и самобытных научных школ, единое понимание базовых, ключевых характеристик отражательной природы психического. В качестве таковых характеристик выделяются:

  • психика, рассматриваемая как особая форма отражения, присущая высшим животным, т. е. возникающая на определенном этапе развития живого мира. Различные формы психического отражения выступают как свойство (атрибут) органической материи (живого организма вообще и человеческого мозга в частности);
  • адекватность психических явлений окружающей действительности;
  • психика как система отражения, в которой слиты воедино и сама отражающая система, и носитель отражения;
  • объективизация содержания отражения (превращение его в субъективную реальность и приобретение предметного значения для живого организма и смыслового для каждого конкретного человека).

Активность психического отражения заключается в том, что:

  • психика удваивает окружающий мир в субъективном образе;
  • живой организм выступает как самоорганизующаяся, внутренне и внешне активная система в соответствии с уровнем развития присущих ему форм психического отражения;
  • психика выступает важнейшим фактором биологической эволюции и культурно-исторической человека. Главными факторами, детерминирующими развитие психики человека, являются деятельность, общение и другие формы, в которых и реализуется, проявляется активность;
  • внутренняя активность - избирательное отношение к внешнему миру.

Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира, а также выполняют функции регуляции поведения и деятельности, которые проявляются следующим образом:

  • психическое выступает как регуляторная система, определяющая функционирование соматической и ментальной подсистем человека;
  • адаптивный характер психического отражения позволяет живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности;
  • антиципация (предвосхищение) является одним из важных свойств психического отражения, обеспечивая возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат потребности ого будущего .

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

По , сознание = психика.
По , сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.
. Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла (пр/р.: загонщик). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмета.

Специфика психологического отражения

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения : физическая, биологическая, психическая.

Физическое отражение – прямой контакт. Этот процесс конечен во времени. Эти следы безразличны для обоих объектов (симметричность следов взаимодействия). По А.Н.Леонтьеву происходит разрушение.

Биологическое отражение – особый вид взаимодействия – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы. На основе сигнального преобразования возникает ответная реакция. (на внешний мир или на себя). Избирательность отражения. Отсюда отражение не симметрично.

Психическое отражение – в результате возникает образ предмета (познание мира).

Образы – чувственные, рациональные (знания о мире).

Особенности психического отражения : а) чисто субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в) психическое отражение является более или менее правильным.

Условия построения образа мира : а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).