Когда мне было около 25 лет, я поняла, что хочу выйти замуж. Создать семью, родить детей. Конечно, мысли о семейном […]

Когда мне было около 25 лет, я поняла, что хочу выйти замуж. Создать семью, родить детей.

Конечно, мысли о семейном очаге посещали меня и раньше, но как-то вскользь – всё казалось, что это где-то в далеком будущем, не время еще, хотелось делать карьеру, путешествовать, зарабатывать деньги. А потом я будто наелась, наигралась, стало неинтересно.

В это же время случилось мое «возвращение» в церковь, от которой я, мягко говоря, отдалилась на время бурной студенческой жизни. Возможно, примеры семей прихожан храма перед глазами, беседы с ними, книги, статьи повлияли, возможно, и я сама «доросла», но я твердо поняла, что хочу быть женой мужа и мамой, что семейная жизнь – это то, где я обрету полноту.

Итак, что делать молодой верующей девушке, чтобы встретить правильного спутника жизни?

Молиться. Разочаровала? Банально? Но другого способа я не знаю. Ну и, конечно же, действовать.

Несмотря на свою возрождающуюся воцерковленность, к совету «молись» я поначалу отнеслась скептически и решила для верности воспользоваться и другими, как мне казалось, проверенными и надежными способами. Так я оказалась на тренинге для женщин, где мне рассказали, что для удачного замужества нужно постоянно ходить на каблуках, в обтягивающих юбках, с красной помадой и искать мужа только в нужных местах. Предложили купить духи с афродизиаками, научили, как правильно сидеть, величаво ступать, смотреть из-под ресниц… В общем, посетив во всеоружии пару раз «нужные места», мне посчастливилось познакомиться с двумя женатыми искателями приключений и одним горячим гостем с Кавказа, готовым прям завтра увезти меня в Париж, на недельку, «а дальше – видно будет».

Еще на тренинге учили бороться за свое счастье. За мной в тот момент очень настойчиво стал ухаживать женатый мужчина. «Значит, с женой он несчастен, у них все плохо, от добра добра не ищут, – с улыбкой поддерживала меня преподавательница курсов, – Не надо противиться чувствам, вдруг это настоящая любовь, а ты ее сейчас прогонишь. Любовь тебе этого не простит».

Наступило затишье, которое длилось почти год. Никаких новых знакомств, встреч, свиданий, даже намека на какую-то личную жизнь. «Довыпендривалась» , – хихикали коллеги и порхали на очередное свидание все «в духах и туманах». Мне было очень грустно. Были и сомнения, уныние…

Но я не сдавалась. Со всем упрямством, рвением и горячностью неофита я бросилась «расшибать лоб». Я была уверена, что Бог меня услышит. Причем слово «услышит» я восприняла буквально – нужно докричаться через миллионы голосов и рыданий, которые каждую минуту летят к Нему. Я не пропускала почти ни одного храма на своем пути. Где бы я ни оказывалась, как бы ни устала – заходила, ставила свечки, просила. Подробно, долго. Рассказывая всем святым, Богородице и Христу по сотне раз о том, как мне нужна семья и как я хочу, чтоб они мне помогли. Каждое утро и вечер я читала . Написала, наверное, штук пять писем в часовню Ксении Петербургской, а потом для верности даже два раза съездила туда с незамужними подругами. Мы ходили вокруг часовни по лужам, было холодно, хотелось спать (мы же только с поезда), но я себе в тот момент казалась прямо-таки подвижницей. Вот сейчас Ксения увидит мои труды, изумится, конечно же (а как иначе? столько кругов на холоде!), и прямо на вокзале меня встретит мой суженый.

Еще я ездила в Муром к Петру с Февронией, и пока группа ходила по монастырю, час стояла у мощей, упрашивая их «замолвить за меня перед Богом словечко».

Сейчас я понимаю, что где-то поступала не очень правильно, по принципу «чем больше, тем лучше», как-то очень по-мирски подходила к своему общению с Богом. Но я верила, что Он меня услышит.

Верила всем сердцем. И, наверное, поэтому Он в конце концов надо мной сжалился. А не потому, что я обошла сотню храмов и тысячу раз прочитала акафист великомученице Екатерине, хотя это, безусловно, тоже полезно.


Преподобный Серафим Саровский

Я приехала в Дивеево и без памяти влюбилась в это место. Очень спокойно мне там было и радостно. Меня еще очень умиляла манера всех насельников монастыря по любому вопросу говорить: «Надо пойти у батюшки спросить, пусть подскажет…» , – имея в виду преподобного Серафима, к которому действительно шли, как к живому, за советом, за помощью, со всеми вопросами и чаяниями.

Незадолго до поездки мне на глаза попалась статья, в которой женщина рассказывала, как вымолила у Серафима Саровского мужа для своей дочки, которая в 32 года оставалась незамужней.

И я – конечно же! — решила тоже обратиться к батюшке за помощью. Помню, за утро я трижды выстояла очередь к мощам. Мне всё казалось, что в предыдущий раз я недостаточно хорошо попросила, как-то неубедительно. А еще вдруг он чего-то не расслышал, недопонял. В общем, я бы, наверное, еще раз пять подошла, если бы не отъезд нашего автобуса. Запыхавшись, я вбежала в него и уставилась на купола Троицкого Собора, где лежат мощи Серафима Саровского. «Батюшка, услышь! Я потом всем-всем расскажу, как ты мне помог» , – продолжала торговаться я, пока купола не скрылись из виду.

Когда мы ехали назад, разговорились с куратором нашей паломнической группы, пожилым мужчиной с тихим голосом, седой бородой и юркими искрящимися глазами.

- Не замужем? – спросил он, – Ну ничего, встретишь скоро свою половину…

- Да уж… Если бы…

- Вот вспомнишь мои слова! Это опыт, понимаешь, я ж уже не один год вот так к батюшке людей вожу… Хороший муж у тебя будет .

В его словах не было никакого «пророческого пафоса», мистицизма и магии, просто слова человека, который видел больше меня. Наверное, поэтому я не придала им значения. Слишком будничный разговор у нас вышел, да и он совсем не был похож на провидца. «Наверное, просто хочет меня утешить» , – думала я. И забыла про ту встречу, тем более что следующие полгода продолжала пребывать в одиночестве.

Наступил рождественский сочельник. За неделю до него я купила машину – иномарку, дорогую и надежную, мечту (ведь еще недавно я была нацелена на карьеру и хорошую зарплату). Машина стояла в гараже. В Москве стояли трескучие морозы. Мы с мамой собирались в церковь – от дома минут двадцать-тридцать пешком. Мама попросила поехать на машине, потому что ну очень холодно. Я радостно побежала в гараж, предвкушая, как сяду за руль своей новенькой «мечты». А дорогая и надежная мечта взяла и не завелась. И все мои попытки ее реанимировать, услышать хоть один «вжик» потерпели крах. Я чуть не разрыдалась от обиды, но время поджимало, и пришлось вернуться домой. Под окнами нашего подъезда, прямо на улице стояла наша «рабочая лошадка» – десятка, ржавая, с чуть продавленной крышей, пережившая три поколения водителей, на которой мы ездили редко, только по дачным нуждам. Папа любезно предложил мне доехать на ней, а когда она завелась с одного оборота, чуть не лопнул от прилива патриотизма: «Вот это техника! Сколько на морозе простояла – и ничего! Родимая! » В общем, странно день начался. И продолжился. Воспетое папой чудо техники заглохло в пяти метрах от ворот храма. Просто встало как вкопанное, и ни туда, ни сюда. У ворот дежурил патруль ГАИ, оттолкали нашу машину в сторону, чтоб не мешала проезду.

В это время из ворот храма выезжала другая машина (с ранней литургии), за рулем – два добрых молодца, их-то и притормозил один из сотрудников ГАИ и попросил помочь нам с мамой, «прикурить» двигатель. Они согласились, но тут оказалось, что машина не открывается. Заклинило. Даже ключом – стоило мне вставить ключ в замок, как срабатывала сигнализация и орала, что есть мочи. От обиды и возмущения хотелось закричать с ней дуэтом, но я сдержалась. Маму отправила на службу, меня сотрудники ГАИ усадили к себе в авто греться, а два добрых молодца целый час на морозе вскрывали и ремонтировали мою машину.

«Господи, что же это такое? Почему? За что? Рождество же завтра, хотела как положено, на службе быть, духовная жизнь и всё такое… а вот тут сижу…» , – роптала я, наблюдая за ремонтом. Наблюдала, наблюдала… Потом решила выйти из машины, посмотреть поближе, ко мне обернулся один из молодцев, представился Александром, и тут я начала догадываться – за что и почему!

Ёкнуло! Нет, не любовь с первого взгляда, просто он мне очень понравился внешне, и посмотрел так по-доброму, и улыбнулся открыто, тепло… Так я и осталась до конца ремонта героически стоять на морозе, пытаясь обворожительно улыбаться посиневшими губами и источать привлекательность. Прежде чем уехать, молодые люди оставили мне свой номер телефона, на случай если снова понадобиться помощь. Весь день я думала только об этом странном знакомстве. Но тут же я убеждала себя не поддаваться эмоциям, положиться на Божью волю, я же смиренная христианка, готовая принять Его волю, а в голове нет-нет да замигает как лампочка: «Господи! Ну, ПОЖАЛУЙСТА!!!»

На следующий день я поздравила своих «спасителей» с Рождеством и еще раз поблагодарила за помощь. И завязалась наша переписка с Александром в соцсетях. Через две недели мы встретились. Он как бывший спортсмен пригласил меня на каток. Так как кататься я не умела, а выглядеть «коровой на льду» на первом свидании не хотела, накануне долгожданной встречи мы с подругой провели 4 часа на льду, постигая премудрость фигурного катания. А когда на следующий день Саша хвалил меня: «Молодец, ты быстро учишься» , – я только скромно опускала глаза и смущенно улыбалась. Потом пыталась дома каяться пред иконами – да, схитрила, да, но я же должна была ему понравиться, я же не могла не подготовиться, ведь не могла же?!

Мы стали встречаться. Прошло четыре месяца. Я была почти уверена в том, что между нами «то самое чувство», все взаимно и серьезно. Мы проводили вместе почти каждый день, нам было хорошо вместе. Не считая того случая с катком, я была сама собой, ничего из себя не строила, не изображала и впервые поняла смысл фразы: «чувствую, что знаю его сто лет». Саша познакомил меня со своими друзьями и семьей, но заветного признания и предложения всё не было. А так хотелось! Я пыталась активировать все доступные мне запасы смирения: «как Бог даст…» . Но тут же звонила подруге и жаловалась: «Ну как же так, что происходит вообще?!» Подруга-кума была непоколебима: «Успокойся! Машины у храма просто так не ломаются!»

И тогда я вспомнила про Дивеево. Про батюшку. Осенило: вот где всё встанет на свои места! Я предложила Саше поехать в Дивеевский монастырь, тем более что он там еще ни разу не был. Рассказала про святыни, расписала красоты, пять источников, в которые полезно окунуться «уважающему себя христианину», в общем, завлекала, как могла. А в душе молилась: «Батюшка, миленький, помоги! Везу к тебе на смотрины жениха. Если это ОН, то пусть уже решиться на что-то, а если нет…» , – правда про «если нет» думать совсем не хотелось.

День в Дивеево был солнечным и теплым, а еще было ощущение, будто приехал в гости к добрым хозяевам, которые тебя очень ждали и очень тебе рады. К вечеру – после ночи в автобусе – я очень устала и пошла отдыхать, а Саша отправился на канавку Богородицы. Мы встретились около трапезной утром. Он подошел, поцеловал мою руку и сказал: «Спасибо тебе за то, что привезла меня сюда. Это самый лучший подарок» . И смотрел он на меня как-то по-другому, не так, как раньше.


Канавка Богородицы в Дивеево

А через несколько дней после нашего возвращения в Москву Саша предстал передо мной с красной коробочкой в руках и предложил руку и сердце. В коробочке было кольцо.

Как он сам потом признался, он понял, что любит меня, гораздо раньше, и о женитьбе думал, но всё почему-то тянул, а в Дивеево с ним что-то произошло, понял, что нечего ждать, надо брать и скорее идти под венец. «Как будто по голове кто-то кулаком треснул. Даже страх какой-то появился – вдруг не успею, уйдешь к другому. Откуда – непонятно» . Зато я, кажется, догадываюсь…

Через два месяца мы поженились. На венчании священник подарил нам икону, которую написал его знакомый глухонемой иконописец специально для нас. Батюшка поздравил нас и выразил надежду на то, что эта икона займет своё место в нашем семейном иконостасе. Мы раскрыли упаковку и увидели… преподобного Серафима Саровского. Она стоит рядом с нашими венчальными иконами уже восемь лет.

За время, что мы вместе, произошло многое, и всякое бывало, как, наверное, во всех семьях, но я часто вспоминаю того мужчину, куратора нашей группы – он оказался прав, я встретила своего суженого, и он оказался для меня самым лучшим. А наша встреча – настоящим подарком на Рождество. Позже я еще не раз ездила в Дивеево, благодарила батюшку за помощь. Но та поездка, конечно, была особенной, самой важной для нас двоих, и мы с мужем постоянно ее вспоминаем.

Повторюсь, многое из того, что я тогда делала – строго говоря, не очень правильно. Но я по-прежнему знаю только один ответ на вопрос «как выйти замуж?». Молиться. И верить. А еще, когда получите желаемое, не забывать благодарить.

МОЛИТВА ДЕВИЦЫ О ЗАМУЖЕСТВЕ:

О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя,

Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Почему православные ездят к святому старцу, жившему около двух сотен лет назад, за тысячу километров каждый год, что находят в Серафимо-Дивеевской обители, в свое время основанной преподобным? Разговор с паломниками из Чернигова.

Елена Нестеренко, руководитель группы

Первый раз в Дивеево я поехала в 1999 г. Пока доехали, то настолько устала - в дороге условий нормальных не было, плюс ехать очень долго, что ничего особенного не почувствовала.

А потом, в 2001 г., у меня обнаружили позвоночную грыжу. В это время мне в руки попалась книга, которую купила в 1999 г. в Дивеево, начала читать - о батюшке Серафиме, о том, как люди исцелялись и приезжали благодарить. Поняла, что это не просто информация, нужно ехать. В тот год я исцелилась, практически перестала чувствовать спину, которая до этого ужасно болела. Уже в последующие годы, я ездила не ради исцелений, Дивеево было таким местом, где я ощущала пасхальную радость.

Кроме того, что ездите сами, Вы еще возите группы. Что Вы можете сказать, как руководитель группы, об этих поездках?

Честно говоря, хочется людям максимально доставить радость, как доставляет эту радость батюшка.

Но и к поездке важно готовиться. Готовиться, т.е., поститься, молиться, причащаться весь год.

Если не готовиться, радость все равно будет, но не та, наверное. Есть такие люди, которые поехав один раз, больше не возвращаются. Но все равно они для меня родные. Родные для меня и те, кто ездит из года в год.

- А бывает такое, что человек на обратном пути говорит: «Зря поехал».

Ой, не знаю. Может, и бывают люди, которые один раз съездили и больше не хотят, просто вслух об этом не говорят.

Думаю, у каждого есть свой близкий святой. Для меня - это батюшка Серафим, а у кого-то - святитель Николай или другой святой. Я люблю батюшку Лаврентия Черниговского очень, но батюшка Серафим для меня еще ближе.

- А само Дивеево за эти годы меняется?

Монастырь постоянно меняется в лучшую сторону - на глазах разрастается, появляются новые постройки.

- Как принимают вашу группу там?

Очень тепло и радостно. Всегда возвращаемся с подарками.

- Почему так радушно, как думаете?

Потому, что батюшка хочет, чтобы мы порадовались.

Вот, Валентина, у которой мы жили, работала в скиту, в котором также трудился один мужчина. На престольный праздник обнаружили, что у него нет хорошей одежды. И негде взять. И вот матушке привозят мешок с одеждой из ее родного села, открывает первый, а там одежда вся, как для него подобранная. Нашли костюм, рубашку, обувь. Валентина плакала и от того, что батюшка Серафим помог одеть человека, и что показал, как нужно любить людей.

Сергей Глинка, мастер по ремонту медицинского оборудования:

Как-то ранней весной 2003 года мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, и игуменья монастыря матушка Сергия, узнав, что мы из Черниговского казачества, предложила, прибыть нам на 100-ю годовщину прославления прп. Серафима Саровского. И вот, через пару месяцев, мы, около 20 человек-казаков, поехали в Дивеево.

Это как-раз был период укрепления моей веры, становления в христианстве. Мы уже около года посещали Спасо-Преображенский собор Чернигова, участвовали в богослужениях, и батюшка Андрей, настоятель собора, видя наше усердие, решил организовать казачество. Так верующие ребята, прихожане Спасо-Преображенского собора, надели форму. У каждого из нас за плечами были не один десяток лет, проведенных в церкви, многие еще с мамой, бабушкой ходили в храм.

- А что для Вас поездки в Дивеево?

Это подтверждение правильности выбора веры православной, а еще того - что есть духовный мир, который мы не видим. И мы должны с уважением относиться к этому миру, например, иконы – это окно в духовный мир, или святые мощи.

Был случай, женщина нам в Спасском соборе рассказывала, как ее дочь поступила в институт: «Я молилась перед иконой Богородицы. На коленях читала акафист Богородице, просила, чтобы Она помогла моей дочери поступить. И дочь поступила». Это чудо «на ровном месте». По вере всем дается.

Наталья, частный предприниматель:

Каждая наша поездка чем-нибудь, да отличается. А чем мне нравятся эти поездки? Определенной неустроенностью. Дома все комфортно, там я все решаю сама, потому что нахожусь на руководящей должности. Дома все от меня зависит, а в этих поездках от меня совершенно ничего не зависит.

-Тяжело?

Нет. Я ж знаю куда я еду. Это другая жизнь.

- Какая?

Тут можно помолиться спокойно. Наедине с собою побыть. Исповедаться, причаститься. Конечно, я понимаю, что это и в городе можно сделать, но там суеты много. В первый раз, когда ехала, то еще и в церковь не ходила. Первый раз сестер-монахинь в Дивеево увидела, узнала, как их быт устроен, сама на послушаниях побывала. Это вообще другая жизнь, другие люди.

Это уже седьмое мое паломничество. И, признаюсь, живу от поездки к поездке. Еще не успела домой приехать, а уже вернуться хочется. В первую очередь, на послушания.

- Как-то менялась ваша жизнь после того, как произошло соприкосновение с такими людьми?

Менялась, но не надолго. Потом снова погружаешься в реальность. Дома что? Дома - дети, семья, друзья, коллектив. А когда сюда приезжаешь, то забываешь и о налоговой, и о проплатах, обо всем.

Но все же… Я по натуре человек очень вспыльчивый, у меня характер тягчайший - всю жизнь командую, смирение для меня - подвиг. А вот здесь я как-то мягче становлюсь, добрее. И по крайней мере, если где-то «нашкодила», то сразу каюсь. Не всегда получается делать все так, как надо, но по совесть активизируется. Тут как-то осмысливаешь, что рядом батюшка Серафим, а главное, Господь близко. Здесь приглядываешься к окружающему миру, в себя заглядываешь, и понимаешь - вокруг одни чудеса. Вот что-то нужно, просто стал помолился: «Серафимушка помоги! Не могу куму свою найти». Только так сказала, а вот она - идет.

- В повседневной жизни все не так?

Суета. Может чудеса и есть, да кто их видит?

Здесь все по-другому. Если дома встать невозможно. То здесь встаешь ни свет, ни заря. Понимаешь, что смыл есть во всем том, что делаешь. У меня в этот раз выбор был или Турция, или сюда. Я выбрала Дивеево.

- Сожалеете о чем-то?

Сожаление только насчет своего поведения.

- А радуетесь чему?

Рада, что получилось взять с собою крестницу. Она за мною постоянно скучает. В этой поездке было время и пообщаться, и о Боге рассказать. У меня крестников много - 18 детишек. Трое таких, с которыми я более-менее стабильно общаюсь. А остальных мы с батюшкой крестили в тубдиспансере, я за них здесь и дома - всегда молюсь.

Тут обязательно каких-то новых людей встречаешь, и радуешься встрече. В этот раз мне очень хороший священник повстречался, у которого я исповедалась.

А еще в этой поездке особо понравились наши приключения, такие первобытные, местами, условия, комары такие злобные, ночевку в автобусе я буду с улыбкой вспоминать. Тяжеловато конечно, но ничего.

- Всем ли стоит ехать в такие поеездки?

Это все такое личное. Вы понимаете, можно никуда не ездить и дома молиться.

Люди зачем ездят по святым местам? Когда приезжаешь в монастырь не на пять минут, а приезжаешь на послушание, то многое меняется. Если бы дома так целый день на ногах - службы, послушание, источник, канавка, так можно было и «ноги протянуть», а здесь силы берутся откуда то. Это и есть благодать Божья, которую можно ощутить в таких местах по-особенному. Мне кажется, что в такие поездки ездят люди, чтобы подправить у себя что-то в душе.

- Нужно быть готовым дать возможность Господу подправить что-то ту тебя в душе?

Знаете, как я обычно говорю во время исповеди? «Во всех грехах каюсь, с Божьей помощью буду исправляться». А мне батюшка тут сказал, что неправильно это: «В конце нужно говорить так: отыми от меня, Господи, все грехи, которые Тебя оскорбляют». Совсем же смысл меняется - самой выбирать, что хочу исправить, или предоставить Господу исправить во мне то, что в первую очередь мешает моей христианской жизни.

Фото Александра Челышева

Паломничества

03 Августа 10 Ольга Иженякова

В Дивеево на шпильках

Дивеево давно стало частью моей жизни. Святые источники, Канавка Царицы Небесной и самое сокровенное - мощи батюшки Серафима, все это родное, мое. Надо ли говорить, что стараюсь в тех благодатных местах бывать по нескольку раз в год. Все начиналось довольно просто. Наш духовник, батюшка Амвросий, иеромонах Свято-Троицкого монастыря, что в Тюмени (видимо, совсем измучившись со мной) как-то в сердцах произнес:

Тебе бы в Дивеево на пару недель...

Что до этого было? На мой тогдашний взгляд, ничего особенного, ну, подошла к кресту с накрашенными губами, ну и что, казалось бы, я же батюшке пояснила накануне, что помада недешевая и следов не оставляет. И про юбку тоже, и туфли на шпильках, и даже декольте - все пришлось ему выслушивать. Забегая наперед скажу, что ухаживать за собой, несмотря даже на, казалось бы, воцерковление, не перестала. Но многое поменялось во мне за это время. Почему я так подробно это рассказываю? Чтобы дать понять, каково мне пришлось в суровом женском монастыре, где бабульки - прихожанки постоянно мне напоминали о грехе мшелоимства и моем конкретном месте в аду.

К сожалению, в Дивеево, как правило, едут, когда ситуация непоправима, например, настигла болезнь. Едут, чтобы Бог, по молитвам Серафима Саровского, явил чудо исцеления. Вот это ожидание чуда прямо-таки витает в воздухе, но это, на мой взгляд, неправильно, в Дивеево лучше ехать просто так, отдохнуть душой, подышать свежим воздухом, искупаться в святых источниках, помолиться, тем более, что бытовые условия с каждым годом все лучше.

Впрочем, на ожидании чуда я бы хотела акцентировать особое внимание. Оно сродни вере в сказку про доброго волшебника, который обязательно исполнит желание и накажет неугодных. В келье, на Канавке, в трапезной то и дело слышишь, вот, мол, после посещения Дивеево все стало на свои места - исцелилась (исцелился), бизнес пошел в гору, вышла замуж...Смотришь, вроде бы взрослые люди, часто образованные, но ведут себя порой, как школьники младших классов. Так и мой сын. Когда он первый раз посетил Дивеево, было ему лет девять-десять, и он, поддавшись вездесущему чувству чуда, на полном серьезе «выпрашивал» потом у батюшки Серафима «тройку» по английскому...

Порой, глядя на многочисленных богомольцев, невольно задумаешься, почему люди так увлечены внешним? Молитв на Канавке должно быть обязательно сто пятьдесят, платочек в «нахмурку», а не так, как у грещниц-комсомолок - завязанный на затылке, сорочки для купания скромные, безо всяких рюшечек, а то «за них бесы цепляются», и непременно нужно заказать столько-то сорокоустов, молебнов, заказных обеден... То и дело подмывало крикнуть: «Люди! Но разве вы за этим сюда приехали?».

Но... постепенно перестаешь замечать эти вещи и просто думаешь о спасении, о том, что жизнь продолжается за гробом и обязательно нужно будет проходить мытарства, где будет взвешено каждое слово, каждая мысль, не зря сказано: «И намерения сердец Господь приемлет», а потому начинаю осваивать совершенно новое пространство мысли, впервые пишу такую эсэмэску: «Дорогая мамочка! Любимый сыночек! Я вас очень-очень люблю! Берегите себя!».

Чудеса исцелений во все времена вызывали благоговейный трепет. В них верили и не верили, их искали и ждали. Люди, страдающие тяжелым недугом, или их любящие родственники готовы были предпринимать долгие и трудные паломничества лишь для того, чтобы поклонится мощам почитаемого святого, и другим святыням.

Чудеса становились весомым аргументом и в пользу канонизации почивших праведных людей.

Чудеса исцелений в 1903 году

В 1903 году в Москве в Успенском соборе была выставлена для поклонения мантия святого преподобного Серафима Саровского. И тогда было записано несколько случаев чудесных исцелений.

У одного дворянина 30 лет наблюдались сильные желудочные боли. Под конец он ослаб и еле ходил. Тем не менее он надеялся на исцеление и потому поехал ко всенощной в Успенский собор 18 июля. Он приложился к иконе святого и его мантии, и выйдя из храма сразу же почувствовал, что боли нет. К нему вернулась бодрость, и впоследствии он стал совершенно здоровым.

В то же время рязанский помещик Шатилов привез к мантии преподобного Серафима Саровского свою расслабленную родственницу. В собор ее несли на руках, а на следующий день она самостоятельно стояла на службе и сердечно благодарила батюшку Серафима за исцеление.

Серафимо–Дивеевский монастырь: отзывы об исцелении

В наши дни, как и в прошлом веке, фиксируют случаи исцелений для укрепления веры сомневающихся в святости преподобного Серафима Саровского. Речь идет о чудесах, записанных со слов исцелившихся или их родственников.

Вот несколько из них.

В 1999 году Алевтина, страдающая сильными болями в ногах, так что приходилось постоянно из перевязывать, приехала в Дивеево. Алевтина молилась от души и очень надеялась на исцеление, когда окуналась . Чудо произошло и домой она вернулась с развязанными ногами и без болей.

Шилина Ирина из города Нижний Новгород приехала в Дивеево в 1994 году. 25 лет она болела кожным заболеванием, а после купания в источнике батюшки Серафима получила исцеление.

Олега Кудрявцева из Чебоксар с сильными головными болями привез в Дивеево его брат. Врачи обнаружили опухоль в голове у молодого человека. После купания в источнике батюшки Серафима, боль ушла. А повторное медицинское обследование через неделю показало отсутствие опухоли.

А вот несколько случаев, когда страждущие получали исцеления от болезней после помазания маслом б. Серафима. Освященное масло из лампады, горящей у мощей святого преподобного Серафима Саровского, можно взять в монастыре совершенно свободно в Преображенском соборе.

Так, верующей женщине Александре привезли освященное масло из Дивеева. Она помолилась и помазала святым маслом свою ногу, пораженную гангреной. И исцелилась! Чудо было таким явным, что поразило многих. Женщина жива и ходит. Обе ее ноги белые, хотя ранее пораженная нога была черного цвета.

В 1996 году был еще один интересный случай. Семинарист П. из Троице–Сергиевой лавры от сильной боли в желудке не мог ходить. Тогда он с благословения выпил теплого масла из лампады у , и боль покинула его. Во вторую свою поездку в Дивеево юноша сообщил, что болезнь его более не беспокоит.

О чем просят Серафима Саровского

В молитве к святым угодникам Божиим можно высказать любую свою нужду и сердечно помолиться. И все же исторически так складывается, что у каждого святого, есть как бы своя «сфера», в которой он наиболее часто помогает обращающимся к нему. Так, Николаю Угоднику молятся об успешном замужестве и помощи в финансовых вопросах; святым Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии; а болезней ног, суставов, боли в спине и голове.

Как просить святого преподобного Серафима Саровского об исцелении

Прежде всего настройтесь на молитвенный труд и приступайте к нему с благоговением. Помните, что тяжелые недуги даются нам не просто так. Порой они нужны для укрепления в вере (многие приходят к Богу именно через страдания). Иногда такие болезни даются исключительно для славы Божией – дабы через исцеление люди увидели чудо. Но бывает и так, что болезнь дается как жизненное испытание.

Возможно именно поэтому и чудеса происходят по-разному. Одним помощь дается с первого раза, как только оказываются в Дивеево, другим приходится совершать молитвенный труд по несколько месяцев, и даже лет, не раз приезжая в Дивеевскую обитель. А кто-то так и остается не исцеленным от физического недуга, но получает духовное утешение, облегчение болей, терпение и мир в душе.

Но никто, чье сердце открыто, не остаются неутешенными. Дивеево – особое место, где благодать разлита в воздухе и чудеса – реальность. А еще, батюшка Серафим – очень любвеобильный святой. Всех приходящих к нему при жизни, он встречал словами пасхального приветствия: «Радость моя, Христос Воскресе!». И эту пасхальную радость можно ощутить и после его кончины, здесь, в Дивеево.

Татьяна Страхова

Но я хочу поведать вам одну важную истину, не-знание которой является причиной почти всех разво-дов: вступить в брак по любви - невозможно!

Чтобы вы поняли, почему это так, давайте сначала договоримся о терминах. Очень часто люди, произно-ся одни и те же слова, вкладывают в них совершенно разный смысл. Например, слово «любовь». Оно встре-чается и в стихах Пушкина, и в текстах современных песенок, в которых три аккорда и четыре слова, три из которых - о любви.

Кроме любви существует понятие влюбленности. Слова похожие, однокоренные, но содержание у них разное, и путать их не нужно. Рассмотрим каждое из них подробно. Проще начать с влюбленности, потому что у каждого старшеклассника, скорее всего, уже есть опыт влюбленности. Когда я учился в школе, впервые влюблялись во втором - третьем классе. Сейчас, на-сколько я знаю, это случается уже в детском саду.

Вот несколько характерных признаков влюбленно-сти.

И первый из них - эгоизм.То есть человек влюб-ленный (не любящий, а только влюбленный!) думает прежде всего о себе, о своих радостях и удобствах. Например, каждому автомобилисту хочется иметь хорошую машину, скажем, 600-тый «Мерседес», са-мый мощный и красивый. И влюбляются чаще всего в «самых-самых» - красивых, стройных.

Но вот счастливый обладатель «Мерседеса» едет на дачу к другу, сворачивает на проселочную дорогу и... на первой же колдобине начинает завидовать обладателю джипа, промчавшегося мимо него. В итоге че-ловек приходит к выводу, что машин надо много и разных, и, если средства позволяют, он приобретает одну машину для города, другую - для дачи, тре-тью - для перевозки грузов.

Так же и при влюбленности. Человек легко дохо-дит до состояния, когда у него две или три «жены». Одна рожает детей, готовит обед, стирает, с другой можно сходить в ресторан, с третьей - в оперу или на балет...

Второе: влюбляются обычно во что-то.В краси-вое лицо (какие у нее глаза!), фигуру; в более возвы-шенном варианте это хороший характер, ум и тому подобное. Может ли такое чувство быть прочной ос-новой брака? Вряд ли. Ведь со временем внешность меняется. Многие женщины после первых родов так и не могут вернуть себе девичью стройность, и не по-тому, что «запустили» себя. Для женского организ-ма вполне естественно иметь некоторую полноту - так устроил Господь для лучшего вынашивания ре-бенка. Господь вовсе не хотел, чтобы ребенок разви-вался в колючей, твердой и угловатой клетке из кос-тей матери.

Меняется не только фигура. Лицо, волосы, кожа также утрачивают свой первоначальный вид, особен-но если их старались улучшить искусственным обра-зом. В пятнадцать лет девушка начинает пользовать-ся косметикой, чтобы выглядеть старше - лет этак на двадцать. В результате в двадцатилетнем возрасте ей дают двадцать пять, а в двадцать пять без грима - все тридцать, а то и больше. Губы, незнавшие пома-ды, всегда будут свежими. Если же начать их красить, то через год без помады не обойтись. То же самое отно-сится и к волосам: любая химическая обработка ос-тавляет на них свой след, который не смыть никаки-ми лечебными шампунями.

Итак, молодой человек покорен внешностью девуш-ки, влюбляется в нее, делает предложение и вступает в супружеский союз. Через три - четыре года, когда ребенку бу-дет уже год - два, этот молодой чело-век будет погляды-вать на сторону, так как внешность жены, когда-то ошеломив-шая его, несколько поблекла, а вокруг столько дам, блистающих своей красотой...

Даже если причиной влюбленности была не вне-шность, а, например, большой ум, легкий характер, то и тогда чувство нельзя считать надежным, так как наверняка в жизни будут встречи и с более умными, и более приятными людьми. Кроме того, ум и характер могут измениться не в лучшую сторону, например, в результате заболевания или травмы. Неужели из-за этого можно с чистой совестью разводиться? Совесть подсказывает, что что-то здесь не так.

Третий признак влюбленности - пылкость чувств.

У взрослого семейного человека один вид влюблен-ной пары вызывает легкую улыбку. С одной стороны - как трогательно и внимательно ухаживает Он, как элегантно принимает ухаживания Она, а с другой - как все это еще далеко до настоящего чувства!

Николай Васильевич Гоголь, будучи православ-ным человеком, прекрасно знал об одном законе ду-ховной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внеш-него проявления. Этому у великого писателя по-священа целая повесть - «Старосветские поме-щики». Главные ее герои - старые помещики Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Их размеренная жизнь напоминала «прекрасный дождь, который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручь-ями и наговаривая дрему на ваши члены». Все дни протекали одинаково, Пульхерия Ивановна заранее знала все желания мужа, и они моментально исполнялись. Все мысли Пульхерии Ивановны перед смертью были только о своем супру-ге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботиться об Афанасии Ивановиче. Во время похорон Афанасий Иванович мол-чал, как бы не понимая, что проис-ходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно. Автор, то есть Гоголь, покидает хутор, где жили его персонажи, возвращается туда через пять лет и по до-роге размышляет:

«Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной бит-ве с ним?» И далее Гоголь приводит пример, показы-вающий, что даже самую сильную страсть лечит вре-мя. «Я знал одного человека в цвете юных еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств, я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дер-зко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, пред-мет его страсти - нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожирающего отчаяния, какие волновали несчастного влюбленно-го. Я никогда не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, чтобы сколько-нибудь походило на надеж-ду... Его старались не выпускать с глаз; от него спря-тали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя; начал смеяться, шутить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было купить себе писто-лет. В один день внезапно раздавшийся выстрел пе-репугал ужасно его родных. Они вбежали в комнату и увидели его распростертого, с раздробленным че-репом. Врач, случившийся тогда, об искусстве кото-рого гремела всеобщая молва, увидел в нем призна-ки существования, нашел рану не совсем смер-тельной, и он, к изумле-нию всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Даже за столом не клали возле него ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить; но он в ско-ром времени нашел себе новый случай и бросился под колеса проезжавшего экипажа. Ему раздробило руку и ногу; но он опять был вылечен». Как видим, опи-санные страдания действительно ужасны. Ио вдруг тон Гоголя резко меняется. «Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил «петит-уберт» (карточный термин - И. Ш. ), закрывши одну карту, а за ним стояла, обло-котившись на спинку его стула, молоденькая жена его, перебирая марки». Итак, палящая тоска, беше-ные страдания, две попытки покончить жизнь само-убийством, но всего через год - все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все за-быто! С такими мыслями автор едет в гости к Афана-сию Ивановичу. Пять лет... Уж он-то, наверное, дав-но забыл свою супругу! Афанасий Иванович угощает своего гостя. Подают на стол мнишки (что-то вроде сырников). И тут происходит нечто неожиданное. «Это то кушанье, которое по... по... покой... покойни... - Афанасий Иванович не может договорить это-го слова, из глаз его брызнули слезы, и он рыдает так же безутешно, как рыдал после похорон. Время нис-колько не смогло ослабить боль потери близкого че-ловека!»

Еще раз повторюсь. Гоголь был православным че-ловеком и прекрасно знал простую истину, которую и пытался проиллюстрировать этим рассказом: бур-ность, пылкость чувств нисколько не говорят о их глу-бине. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно. Внешняя пылкость, скорее все-го, свидетельствует о недостатке внутреннего пережи-вания, когда все силы уходят на внешнее. Жизнь души в данном случае можно сравнить с морем. Во время бури ветер поднимает большие волны, но стоит опус-титься на глубину, как нас охватывает тишина и по-кой: колеблются и сотрясаются только поверхностные слои воды. Но есть и глубинные водные потоки, как, например, Гольфстрим. Он переносит огромное коли-чество воды, меняет климат в омываемых им странах; но внешне его мощь незаметна, поскольку на поверх-ности нет огромных волн.

Немного поговорив о влюбленности, перейдем к любви. Назову хотя бы несколько ее важных призна-ков.

Первым и очень важным свойством истинной люб-ви является вечность. Все, что не вечно, не имеет пра-ва называться любовью. Многие, наверное, знают, что Церковь не признает разводов. Верность супругов дол-жна храниться всю жизнь, даже после кончины одно-го из них. Конечно, не каждый, овдовев молодым, мо-жет жить в одиночестве. Для таких допускается по-вторный брак, но только как снисхождение к немощи человека. «Лучше было бы тебе больше не вступать в брак, но если ты не можешь понести этот подвиг, то - вступай», - говорит Церковь.

Но к священнику, который должен быть образцом для своей паствы, такое снисхождение неприменимо. Священник, овдовев, уже не мо-жет создать новую семью. Если же он захочет это сделать, то дол-жен оставить священническое служение. Он должен быть верен своей супруге до конца своей жиз-ни.

Несомненно, что то единение душ, которое возникает у супругов при жизни, будет иметь место и пос-ле смерти, поскольку вечность любви распространяется не только на земную жизнь, но и переходит ее границу.

Второй признак любви противополо-жен соответствующему признаку влюб-ленности. Если влюбленность влюбляет-ся во что-то, то любовь любит ни за что.

Вопрос читателям: за что мы любим маму? За красоту? Но мама может быть не-красивой. За доброту? Но мама может быть строгой и несправедливой, а мы все равно ее любим. За что мы любим своего ребенка? За то, что он милый? Но он может вымахать под два метра и хамить нам, а мы его любим.

Можно долго искать, но так и не найти чер-ту или свойство характера, за которые мы лю-бим своих близких, потому что такой черты или такого свойства - нет. Своего ребенка любят только за то, что он - свой.

А муж? Так вот, при настоящей любви мужа или жену тоже любят только за то, что он твой или она твоя.

Слышу возражения: ребенок мой, потому что я его родила, а муж - так просто, потому что выбрала. Се-годня этого выбрала, завтра - другого.

А теперь послушаем, что по этому поводу говорит Священное Писание: «Сего ради оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5-6). Обратите внимание: «бу-дут два одною плотью». Что означают эти слова? По-смотрите на себя: у каждого из вас - две руки и две ноги. Но они составляют одно тело - «одну плоть». Можно ли себе представить, что левая нога говорит правой: «Я сейчас пойду налево, а ты иди направо. Надоело мне с тобой мотаться, хоть одна погуляю в свое удовольствие». Или: левая нога наступила на гвоздь, получила серьезную рану, а правая ей гово-рит со злорадством: «Напоролась? Надо было лучше смотреть, куда ступаешь, теперь иди сама как хо-чешь». Конечно, такого быть не может. Ясно, что если одна нога сломалась, то вторая одна будет нести груз всего тела. Если одна рука заболела, то вторая про-сто будет работать вдвое больше.

То же самое должно быть и в семье. Когда муж при-ходит с работы усталый и раздраженный, жена долж-на молча «проглотить» обидные слова, вырвавшиеся в ее адрес. Если жена пришла с работы уставшая, муж должен спокойно пойти на кухню и вымыть посуду или постирать белье. Муж и жена - одна плоть.

И еще. В Церкви есть четкая система под-счета степеней родства, то есть близости родственни-ков друг к другу. Например, между матерью и ребен-ком - первая степень родства, между бабушкой и вну-ком - вторая, дядей и племянником - третья. Сте-пень родства определяется количеством восходящих и нисходящих линий до общего предка. А теперь воп-рос: как вы думаете, какая степень родства между мужем и женой? Первая? Третья? Вообще никакой? Ближе всего к истине - последний вариант ответа. Но почему? Потому ли, что муж и жена не имеют об-щего предка и, следовательно, бесконечно далеки друг от друга? Нет, потому что они бесконечно близки. Ну какая у меня может быть степень родства с моей но-гой? Никакой. Она - моя, она - часть моего тела; руки, ноги, голова - не родственники, они - одно целое. Так и жена - не родственница мужу, а одно целое с ним, потому что они уже не двое, но одна плоть.

Церковь всегда знала, что муж роднее сына, а жена роднее дочери. Во много раз роднее. Сейчас это нам непонятно, а лет сто - двести назад было хоро-шо известно любому крестьянину. Если бы вдруг жена захотела уйти от мужа и вернуться к своим ро-дителям, ее бы не приняли: «У тебя есть муж, вер-нись к нему. Если ты ушла от мужа, мы тебя знать не хотим!»

Раньше развод был совершенно немыслим. Поче-му? Попробую объяснить. Представим себе некую маму, которая растит ребенка. В год - милое дитя. В три - первые искушения. В пять - первые про-блемы. В семь - проблем гораздо больше, но еще тер-пимо. А в девять мама заявляет: «Что-то сынок мне перестал нравиться. Учится плохо, грубит, совсем от рук отбился. Сколько можно терпеть? Все! Надоело!!! Мне такой сын не нужен. Завтра же иду в ЗАГС и раз-вожусь с ним». Мы понимаем, что такое немыслимо. С сыном или дочерью «разводиться» нельзя. Но по-чему с мужем можно? Ведь, если у нас заболит нога, мы не бежим к хирургу с просьбой: «Доктор, скорее отрежьте ногу, у меня синяк на коленке». Мы будем лечить ее всеми силами, и только если болезнь при-мет крайние формы, угрожающие жизни всего орга-низма, мы согласимся на операцию. Так и с разво-дом: всеми силами мы должны пытаться сохранить семью, и лишь в крайних случаях, когда надежда на это пропадет, когда семья фактически разрушится (например, муж создал семью с другой женщиной), один из супругов впал в страшные грехи и появляет-ся реальная угроза нравственному или физическому здоровью остальных, - только тогда может встать вопрос о разводе.

Итак, супруги становятся одной плотью. И настоя-щий муж любит жену уже только за то, что она его жена. Конечно, если у нее есть еще какие-то замеча-тельные свойства характера, это прекрасно. Но если их нет, настоящий муж все равно будет любить ее. То же самое относится и к чувствам жены к мужу.

То, что супруги - единая плоть, не просто краси-вая метафора. Все, что происходит с одним из супру-гов, в действительности отражается на другом. Если супруги пытаются с помощью Божией преодолеть все искушения семейной жизни, то через некоторое вре-мя они могут вполне реально почувствовать, что ста-ли одной плотью.

Все мы, наверное, не раз слышали истории в роде следующей. Мать отправляет своего сына в армию. Он служит далеко, за тысячи километров от родного дома. Но вот с ним случается беда, и мать, несмотря на ог-ромные пространства, разделяющие их, эту беду чув-ствует своим сердцем. Так вот, Господь может дать супругам такую благодать, что они будут ощущать друг друга еще сильнее, чем мать своего ребен-ка. Буквально так, что одного ущипнешь, а другой подпрыгнет и вскрикнет: «Ой!» Иногда от пожилых супругов, прожив-ших во взаимной любви и верности дол-гие годы, можно услышать: «Вот, говорю супруге об этом, а она мне в ответ, что как раз об этом-то и думала». У верных супру-гов появляются не только единые чувства, но и мысли, и желания.

Однажды со мной произошел следу-ющий случай. Я стоял на почти безлюд-ном перроне, и мимо меня прошли не-сколько мужчин не-известной мне наци-ональности. Они громко разговарива-ли, и их язык пока-зался мне очень бла-гозвучным. И тут же у меня появилось желание узнать, а так же ли благозвучен наш русский язык? Но оценить звучание родного языка я никак не мог, и неожидан-но понял, почему. Я не могу услышать звучание род-ного языка потому, что слышу не звуки, а смысл слов. Можно оценить звучание чужого языка, которого ты не понимаешь. Звучание - это единственное, что мож-но понять в незнакомом языке. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь в нем разглядеть, это его внешность. Вспомним: «Встречают по одежке». Близких, родных людей мы не оцениваем по их красоте. Мы видим сра-зу движение их душ. Первый признак того, что мы полюбили человека, - то, что мы перестаем замечать его внешность.

Впервые с тем, что при любви внешность уже не играет никакой роли, я столкнулся еще в школе. Од-нажды меня пригласил в гости одноклассник, кото-рого я знал только по школе. Увидев его родителей, я поразился. Папа был настоящий красавец, а мама, по моим тогдашним понятиям, - просто уродлива. Я смотрел на них и не мог понять, как такой краси-вый мужчина мог жениться на такой ужасной жен-щине. Ну ладно, когда он женился, она была моложе и красивее. Но как с такой женой можно жить сей-час? Только много позже я понял, что когда любишь, внешность уже не замечаешь, ее просто не видишь. Как не замечаешь, красива ли твоя мать, твой ребе-нок.

Внешность человека - это мутное стекло. Издали ты видишь только само стекло, а что находится за ним - разглядеть не можешь. Но когда прильнешь к та-кому стеклу, видишь только то, что находится за этим стеклом, а самого стекла не замечаешь.

Третий важный признак истинной любви - жер-твенность,готовность к самопожертвованию. Но что это такое? Чтобы сразу многое прояснилось, ответим на такой вопрос: самоубийство - это самопожертво-вание? Большинство читателей согласятся, что нет. Действительно, самопожертвование - это когда че-ловек отказывается от чего-то своего, подчас даже жизни, но обязательно делает это ради другого чело-века. А в самоубийстве из-за, например, неразделен-ной влюбленности присутствует нечто другое: «Я по-кажу всем, как я сильно страдаю». В самоубийстве не присутствует забота о другом, от самоубийства дру-гим никогда не бывает лучшее, всем близким оно при-носит только страдание. Самоубийство совершается ради себя.

Теперь приведу несколько примеров к теме само-пожертвования, чтобы показать, каким оно бывает. Моя супруга закончила Регентскую школу (регент - руководитель церковного хора). Она несколько лет готовилась, чтобы поступить в школу, долго училась, чтобы стать регентом, была полна планов о том, как создать хор, как заниматься с детьми прихожан и так далее. Когда мы начали свое служение на приходе, все эти планы стали постепенно воплощаться. Но жизнь идет своим чередом, У нас рождается первый ребенок, потом второй, потом третий. И уже встает вопрос: как быть? Самые важные и торжественные службы, когда управлять хором должен наиболее опытный чело-век, бывают в субботы и воскресенья. Детс-кие ясли и сады, даже если бы и решились отдать туда детей, в эти дни не работают. Бабушек, постоянно с нами живущих, нет. И вот матушка оказывается перед выбором: либо заниматься делом, к которому она дол-го готовилась и которое любит, а детей на вре-мя перепоручать кому-то, либо - ради детей - оставить хор. Конечно, она оставляет хор. Но за этим «конечно» стоит очень многое. Сказать себе: «С сегодняшнего дня я - не регент, а толь-ко мать и домашняя хозяйка» и отодвинуть на второй план то, что многие годы было на первом, очень не легко. Как нелегко видеть другого чело-века, занимающего твое место, видеть его ошибки и не иметь возможности их исправить. А внутренне не возмущаться при этом, конечно, еще труднее.

Но это пример заметного самопожертвования - от-каза от своего призвания. Жизнь же состоит, как пра-вило, из более мелких проявлений нашей жертвенно-сти. Весь день отец семейства стоял у станка и думал, как он придет домой и расслабится перед экраном те-левизора, наблюдая за футбольным матчем, в котором участвует его любимая команда. Он открывает дверь квартиры и... «Милый, сходи, пожалуйста, захлебом, пока я жарю курицу, потом вынеси мусор, ведро уже полное, и забери из садика Лешку». Все эти дела ус-пеешь сделать за пять минут до конца второго тайма. Так вот: не возмутиться, не сорваться, а скрепя серд-це пропустить почти весь матч и сделать то, что нуж-но для семьи, - тоже самопожертвование. Из таких ежедневных «мелочей» и взаимных уступок и состо-ит семейная жизнь.

После того как мы немного разобрались с термина-ми, дадим определение любви. Конечно, оно не будет полным, кто-то с ним не согласится, но дать его нуж-но. Итак, любовь - это единение двух людей, кото-рое рождается в браке и взращивается в течение 10-15 лет совместной жизни.

Теперь понятно, почему вступить в брак по любви невозможно? Да, именно потому, что до брака может быть только влюбленность, а любовь может зародить-ся только после вступления в брак и проявится она во всей силе только после долгих лет семейной жизни. Мы бросаем в землю яблочное семечко, выращиваем саженец, прививаем его, несколько лет ухаживаем за деревом и лишь тогда можем рассчитывать на урожай. Плоды любви появятся тоже не сразу и не сами по себе, потому что человеческая душа намного сложнее рас-тения. Причем не всякое дерево доживает до плодоно-шения, некоторые гибнут. Сейчас 60 % семей распа-дается, так и не принеся никаких плодов, кроме бро-шенных детей и искалеченных душ.

Представим себе два камня, острых и твердых. Пока они лежат отдельно друг от друга, все вроде бы хорошо, никто никого не задевает. Но положим их в мешок и будем долго и сильно трясти. Возможно два варианта развития событий: либо камни обтесывают-ся, либо разрывают мешок и вываливаются на землю.

Так вот, молодые супруги - это «камни», а «мешок» - семья. Либо супру-ги через самопожертвование притираются друг к другу, либо семья разваливается, и они в зло-бе расстаются.

Огромное количество разводов происходит через два-три года после свадьбы. Человек, разводясь, убеж-ден, что причина - в другом супруге. «Такая сварли-вая жена (муж) попалась! А говорила - люблю! Как меня только угораздило жениться на ней!» И не пони-мает он, что любви-то между ними не было, была толь-ко влюбленность. За любовь надо было еще бороться. Просто никто из супругов не захотел избавиться от сво-их «острых углов». Человек вступает в новый брак, а там начинается то же, что было в первом. И мужчина наивно полагает, что ему опять не повезло с женой, а своих недостатков не видит.

Вы вправе меня спросить: «А сами-то вы уже лю-бите по-настоящему?» И я должен признаться: «Нет». Мы прожили вместе только 5 лет, и уже в силу этого недостаточного срока я не могу сказать, что достиг совершенной любви. Вот небольшая иллюстрация к этой мысли, которой я и закончу нашу беседу.

Кухня. Мы с женой сидим за столом напротив друг друга. На соседнем столе - ложки и вилки. Мне, что-бы взять ложку, нужно встать, сделать пять шагов вок-руг обеденного стола. С возвращением на свое место это десять шагов. Супруге - просто встать и протя-нуть руку. Мне нужна чайная ложка. Конечно же, я прошу жену подать мне ее. Она встает. И только тут до меня доходит, что она на последнем месяце бере-менности, что она за день устала с двумя другими деть-ми, что беременность эта вообще протекает трудно и ей подняться-то тяжело... Словом, я понял, что посту-пил плохо и больше так делать не буду. Но если бы я уже имел настоящую любовь, то не умом, а собствен-ным телом чувствовал бы боль своей «половины» (в данном случае слово это можно было бы написать и без кавычек) и мне даже в голову не пришла бы мысль попросить ее о чем-либо.

Священник Илия Шугаев

http://pravnov.ru/content/view/146/51/