Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом

Стародворских Татьяна Павловна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 20 компенсирующего вида, г. Красноуральск.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ. Статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам дополнительного образования.
Проблема развития детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность, познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы. Как показал опрос воспитанников МБДОУ Д/с № 20 компенсирующего вида г. Красноуральска (в составе 60 человек) старшего дошкольного возраста, проведенный педагогами ДОО, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% - хотели бы сами научиться создавать мультфильмы.
Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:
речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
физического развитие (развитие мелкой моторики рук)
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов :
1. Определение общей идеи мультфильма.
2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
4. Покадровая съёмка мультфильма.
5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
6. Озвучивание фильма.
7. Совместный просмотр.
Организация данной деятельности имеет следующие особенности.
Особенность организации рабочего пространства для создания мультфильма предполагает специально оборудованное место в группе, либо отдельное помещение, оснащенное необходимыми для детского творчества материалами. Для создания мультфильма в технике «Перекладка» предусмотрены краски (гуашь, акварель, пальчиковые), цветные карандаши, восковые мелки, сангина, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Пластилин, глина, природные материалы (шишки, семена растений, гербарии, веточки, ракушки, камешки и т.д.), а также сюжетные игрушки предусмотрены для изготовления «Объемной анимации». Сыпучие продукты (крупы, песок кофейные зерна и др.) - для «сыпучей анимации», а также технологические карты рисования персонажей, картинный материал, схемы изготовления мультипликационных героев и декораций (животных, людей, растений, строений, транспорта и т.д.) из разнообразных материалов (природного, пластилина, бумаги и др.). Данные пособия могут использоваться в зависимости от поставленных педагогом образовательных целей деятельности по созданию мультфильма.
Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света.
Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием деятельности по созданию мультфильмов, определяющим направление работы педагога и детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. Педагогические цели данной деятельности могут быть направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольников. После определения цели и задач мультипликационной деятельности с детьми, встает проблема выбора художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:
– простота и четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму),
– небольшой объем,
– простота и ясность знакомых детям образов,
– отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы, коммуникативной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, продуктивной, изобразительной и конструкторской деятельности.
Организация наблюдения и экспериментирования в процессе создания мультфильма заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи.
Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям.
Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:
1. Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону.
2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
3. Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.
Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста с использованием микрофона и компьютерной программы.
Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавне и правдоподобнее будет мультфильм.
Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.
Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой старших дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.
Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности старших дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством комплексного развития детей старшего дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Литература:
1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.
2. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2012. 66с.
3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54–59
4. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С.20 – 23
5. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.
6. Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.
7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.; 2013. – 29 с.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Цель: Теоретически обосновать и реализовать средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Объект: Процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Гипотеза: формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ будет эффективным если в качестве основного средства будут выступать мультфильмы.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, конкретизировать понятия познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.
  3. Теоретически обосновать и на практике проверить средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ представленных в литературе психолого-педагогических данных о структуре познавательного интереса и о закономерностях его формирования у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение уровня сформированности познавательного интереса; обработка данных, полученных в наблюдениях и экспериментах.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком . Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса старших дошкольников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры) . Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы) . Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора) , художника, актера и композитора .

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. .

Съемочный процесс включает:

  • придумывание и обсуждение сюжета;
  • создание персонажей и декораций;
  • съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий) ;
  • монтаж.

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

  1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами) , идея - сценарий
  2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
  3. Подготовка декораций и фона
  4. Установка декораций на площадке для съемки.
  5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе) , а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
  6. чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
  7. во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
  8. не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось) ;
  9. в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
  10. чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе) , не удаляя и не приближая изображение.
  11. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются) :
  12. чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы) . Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
  13. совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
  14. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
  15. при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
  16. во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов) ;
  17. можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...) .
  18. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  • перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация) ;
  • предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего» , кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
  • сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
  • пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Организация работы предлагает осуществление следующих этапов:

Первый этап. Проведение первичного контрастирующего эксперимента. В процессе работы над проблемой на поисковом этапе была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса. Проведение подобной диагностики необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора заданий, способствующих формированию и развитию исследовательских умений и навыков.

Второй этап. Разработка и апробация программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ для формирования более высокого уровня.

Третий этап. Проведение повторного контрольного эксперимента.

Целью третьего этапа является:

  • проведение повторного эксперимента по диагностике уровня познавательного интереса;
  • анализ полученных в процессе первичного и повторного эксперимента результатов.

Диагностика уровня развития познавательного интереса включала различные методики. (Приложение 1)

Исходя из этих показателей, мною оценивался уровень развития познавательного интереса у дошкольников старшей - подготовительной группы.

Для определения первоначального уровня использовался метод наблюдения, беседы с воспитателями, работающими с данными дошкольниками, изучение детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. Оценивались результаты по следующим критериям: когнитивному, эмоционально-волевому, мотивационному, действенно-практическому. Полученные результаты суммировались.

Для выявления уровня развития познавательного интереса по критериям использовался лист наблюдения. Результаты по первым двум методикам представлены в табл. 1. (Приложение 2)

Оценка результатов осуществлялась по пяти балльной системе, с выведением общего балла. Анализ полученных результатов можно увидеть на рисунке 1. (Приложение 3)

Как видно из диаграммы, общий балл не превышает отметки 2,3 балла, что соответствует второму уровню умения структурировать теоретический материал. Критерий «когнитивный» составил 2,3 балла. Полученный результат низкий, это говорит о том, что у дошкольников практически отсутствует интерес у обучению, как к информатике, так и к другим предметам. По критериям «мотивационный» и «эмоционально–волевой» получены результаты, соответственно 2,1 и 2,2 балла, что тоже достаточно низкий результат. Особенно низкий результат по такому критерию как «действенно–практический» . В целом полученные результаты очень низкие, что говорит о том, что у дошкольников познавательный интерес не сформирован и не имеет тенденции к развитию.

В результате осуществленного исследования по методике Д.Б. Годовиковой нами были получены следующие результаты.

– Высокий уровень развития познавательной активности проявили 25% детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте. Данные дети демонстрировали устойчивый интерес и внимание к заинтересовавшему их предмету, в течение длительного времени взаимодействовали с ним, рассказывали, как можно играть с этими предметом (например, «У меня дома тоже есть конструктор. Из него я строю башни и гаражи для машин» ) . Во время взаимодействия с выбранными предметами данные дети демонстрировали радость, удивление, озабоченность и другие эмоции как на вербальном («Ура! У меня получилось!» или, наоборот, «Что-то у меня не получается» ) , так и на невербальном уровне (улыбались, хмурили брови, почесывали затылок и т. д.) .

О высоком уровне развития познавательной активности свидетельствует также стремление данных детей привлекать в своей деятельности и взрослого (экспе-риментатора) . Во время экспериментального исследования дети часто обращались к экспериментатору с разнообразными вопросами, большинство которых было направлено на получение дополнительной информации об объектах и предметах, заинтересовавших ребенка (например, «Как работают часы?» , «Почему вода в море соленая?» и пр.) .

Особый интерес и познавательную активность данные дети проявляли по от-ношению к коробке с «секретом» . Они крутили ее, трясли, ощупывали, разглядывали, задавали вопросы («Почему коробка закрыта?» , «Интересно, а что спрятано в коробке?» ) , предлагали различные способы как ее открыть (например, говорили: «Можно открыть ключом» , «Или сломать ее» и т. д.) . Проявляя упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, дети открывали коробку с «секретом» , что приносило им радость, удовлетворение и гордость («Ура! Она открылась!» , «Я сам смог ее открыть» и т.д.) .

– Средний уровень развития познавательной активности продемонстрировали 44% детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен определенный уровень развития познавательной активности. Однако особо пристальное внимание данные дети обращали на хорошо знакомые игрушки (машинки, конструктор, куклы) . В процессе взаимодействия с предметами дети проявляли как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции на вербальном («Ой! Ничего не получается» , «А я люблю играть в куклы» , «Очень красивая книга» и пр.) , так и невербальном (улыбались, смеялись, хмурили брови, злились и т. п.) уровнях. Об определенном уровне развития познавательной активности данных детей свидетельствует и их стремление задавать вопросы взрослому на интересующие его темы (например, «Из чего сделана эта машина?» , «А какая марка этой машины?» и пр.) . Однако в отличие от детей с высоким уровнем развития познавательной активности, дети, обладающие средним уровнем развития познавательной активности в основном задавали вопросы констатирующего характера и направленности («Вот это что?» , «Кто нарисован на этой картинке? и пр.) . Вопросы познавательного характера для них не типичны.

Интересовались данные дети и предметом с «секретом» («А что это такое?» , «Какая красивая коробочка!» и т. п.) . Они предпринимали попытки открыть коробку с «секретом» (например, «Надо ее открыть!» , «А где ключ, чтобы открыть коробку?» ) . Однако, не сумев открыть коробку с первого-второго раза, они не проявляли упорства и настойчивости во взаимодействии с данным предметом, не стремились ее открыть, а утрачивали к ней интерес («Никак не открывается! Ну и ладно» , «Лучше буду в машинки играть!» и т. д.) .

– Низкий уровень развития познавательной активности зафиксирован нами у 31% детей. Во время исследования из всего перечня предлагаемого материала данные дети отдавали предпочтение играм лишь хорошо знакомого содержания. Однако, интерес и к этим предметам был недостаточно устойчив. Детей привлекали лишь яркость и красочность выбранных предметов (например, мальчик взял яркий и большой конструктор, повертел его в руках, отложил, стал перебирать книги и т. д.) . Эмоциональных проявлений во время взаимодействия с выбранным объектом у данных детей не наблюдалось. Дети и не задавали вопросов и никак не комментировали свои действия. Предмет с секретом их вообще не интересовал.

Для получения более точных результатов было проведено анкетирование родителей.

Данные анализа анкет представлены в таблице 2. (Приложение 4)

Как видно из таблицы 2, по мнению родителей, группа дошкольников находится на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы на 1 уровне развития познавательного интереса, 90% – на 2 уровне развития.

Таким образом, по итогам начального исследования мы делаем вывод о необходимости внедрения программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Результаты экспериментального исследования легли в основу разработки системы мероприятий по оптимизации процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Данная система включает в себя два направления:

  • работа с детьми старшего дошкольного возраста;
  • работа с педагогическим коллективом.

Целью первого направления мы определяем разработку системы коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленной на оптимизацию процесса развития их познавательной активности. Базовым принципом построения системы данных занятий мы определили:

  • принцип интегративного подхода к развитию познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения) , интеллектуальной сферы детей (мыслительных процессов и операций, словесно-логического, творческого и критического мышления) , эмоциональной волевой и личностной сфер каждого ребенка (формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе) , а также коммуникативных умений и навыков;
  • принцип индивидуализации, предполагающий учет особенностей и воз-можностей каждого ребенка в плане проявления им своих познавательных воз-можностей.

Особое значение для получения оптимальных результатов. На мой взгляд, является необходимость по итогам обращать внимание на уровень утомляемости детей. При появлении первых признаков усталости (о чем могут свидетельствовать, в первую очередь, частые отвлечения детей, рассеянность их внимания, не способность сосредоточиться на процессе решения предложенной проблемы и пр.) , педагог вправе отойти от запланированной структуры занятия, провести упражнения на дыхание, снятие мышечного напряжения и т. д.

В рамках проекта создания студии «Мульти-Пульти» , для воспитанников старшей - подготовительной группы АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» , была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои - не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор) , художник, оператор, актер, композитор.

Мастер-класс по созданию рисованного и кукольного мультфильма, проведенный нами для детей, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Первый мультфильм, мы создали самым простым способом – перекладкой. Назывался он «Путь к Луне» . Дети нарисовали звезды, луну, раскрасили, предложенные мной, картинки. Затем начался сам процесс создания. Мы сделали несколько снимков, перекладывая наши картинки, монтированием занималась я сама, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг.

Потом я решила попробовать более сложный вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета были предложены хорошо известные русские народные сказки. В результате погружения в сказки путем их драматизации детьми была выбрана сказка «Кот, Лиса и Петух» .

Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с моей помощью и помощью родителей продумали сюжет сказки, мы обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку.

Детей мы объединяли в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

  • детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
  • все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
  • ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;
  • дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта.

Дети сами создавали лес, слепили животных. Дети изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-куклами оказалась более интересной, чем зарисовка. Лес был изготовлен из подручных материалов, небо с солнышком и трава были нарисованы подгруппами детей. Ну, а домик, поручили сделать отцу одного из воспитанников, который сам «выдал» своего папу, сказав, что он хорошо пилит. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания) . Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку.

Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста.

Результат наших работ был представлен на мероприятии «Семейный киносеанс» . Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.

При этом просмотром мультфильма этот вид проектной технологии не закончился, поскольку дети наперебой стали предлагать уже свои собственные сюжеты для съемки нового мультфильма. Идеи просто стали «бить ключом» .

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

  • Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
  • Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
  • Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии мульти-пульти, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы был проведен контрольный эксперимент. Для выявления уровня сформированности познавательных интересов использовались методики констатирующего этапа. Результаты оценивались по критериям уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшей группы.

Результаты первых двух методик также фиксировались в листе наблюдения (таблица 4) . (Приложение 5)

Анализ результатов по методике 1. представлен в таблице 5. (Приложение 6)

Как видно из таблицы 5, экспериментальная группа находится на среднем уровне развития. 1 человек за время проведения эксперимента достиг 3 уровня сформированности познавательного интереса. 1 человек остался на прежнем уровне (1 уровень) . Таким образом, 90% дошкольников достигли 2 уровня сформированности познавательного интереса.

Как видно из таблицы 7, экспериментальная группа осталась на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы остались на прежнем 1 уровне развития познавательного интереса, 90% –на 2 уровне развития. Т.е., родители не заметили изменения в познавательной активности детей.

Результаты проведенного анализа представлены на рисунке 3. (Приложение 9)

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень сформированности познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Для выявления влияния проведенного эксперимента сравним результаты начального эксперимента и контрольного эксперимента (рисунок 4, таблица 8) . (Приложение 10)

Статистический анализ полученных результатов показал положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, характеризующих сформированность познавательного интереса, показывает, что реализация разработанной методики способствует развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы.

За время реализации проекта по созданию мультфильма мы добились определенных результатов. Вовлечение дошкольников в активную совместную с воспитателем деятельность, будет способствовать развитию познавательного интереса в дальнейшей учебной деятельности дошкольников теперь уже подготовительной группы.

Мною и воспитателем старшей, подготовительной группы была проведена экспериментальная работа, направленная на оценку уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшего возраста. Всего в исследовании приняло участие 20 человек. По итогам начального исследования нами был сделан вывод о необходимости внедрения корректирующей программы для развития более высокого уровня сформированности познавательного интереса.

В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
  • Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
  • Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности.

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию подлинных познавательных интересов.

Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру.

Действенность и устойчивость характеризует активность учащихся в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов.

Наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременной характеристикой готовности ребенка к обучению в школе является наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умения формируются из прочных познавательных интересов, поэтому достаточно важно вовремя определить эти интересы у младших школьников для будущего успешного обучения.

Методологические основы познавательного развития детей дошкольного возраста базируются на современных психологических положениях.

Выявлены возможности его развития у дошкольников старшей группы, в процессе воспитания и обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками воспитательного процесса. Этому способствует создание мультфильмов в ДОУ.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 16. – 1959.
  2. Ананьин С.А. Интерес по изучению современной психологии и педагогики. – Киев, 1915. – С. 477.
  3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – М., 1955.
  4. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  5. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  6. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М, 1973. – С. 123.
  7. Гордон Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика. – 1939. – № 8-9. – С. 140.
  8. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – С. 368.
  9. Додоное Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – С. 139.
  10. Зверев И.Д., Гвоздева Е.М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. – М., 1971. – С. 10.
  11. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
  12. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959. – С. 83.
  13. Иванов В.Т. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 9. – 1956. - № 214. - С. 68.
  14. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. – М, 2002. – С. 385-387.
  15. Ковалев А.П. Психология личности. – М., 1965. – С. 101.
  16. Колбановский В.Н. Роль потребности в формировании личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  17. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – С. 75.
  18. Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3. - С. 30-32.
  19. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
  20. Лежнёв В.Т. Учение о потребности в современной психологии. Ученые записки. – М, 1939. – С. 168.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. – М, 1977. – С. 292.
  22. Литвиненко С.В. Психолого–педагогические пути развития познавательной активности дошкольников. // Журнал научно–педагогической информации. – 2010. – № 9. – С. 12 – 16.
  23. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 118-129.
  24. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – С. 49.
  26. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
  27. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: уч. пос. для спец курса. – Пермь, 1971. – С. 13.
  28. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М. 1961. – С. 15.
  29. Морозова Н.Г. Структура деятельности, вызывающий интерес и формирующей эмоционально-познавательную направленность личности // Проблема деятельности в советской психологии: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду Общества психологов / Сост.: Н.А. Менчинская, Э.А. Ферапонтова. – М, 1977. – С. 125-129.
  30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979. – С. 5.
  31. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М, 1969. – С. 19-20.
  32. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки ЛГУ. Вып. 9. – 1956. – № 214.
  33. Мясищев В.Н. Способности и потребности // Ученые записки ЛГУ. Вып. 19. – 1956. – №287.
  34. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  35. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М, 1970. – С. 101.
  36. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-в / Под ред. Петровского А.В. 2-е изд., доп., перераб. – М., 1976.
  37. Павлов И.П. Собрание сочинений. 2-е изд., доп. Т.4. – М-Л., 1951. – С. 28.
  38. Панкратов Т.К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. – Казань, 1971. – С. 15.
  39. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ» , 2004. - 336 с.
  40. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская. – М., 2010.
  41. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1973. – С. 126.
  42. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
  43. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  44. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
  45. Психологический словарь / Айрапетянц А.Т., Альтман Я.А., Анохин П.К. и др.; Ред. кол.: Давыдов В.В. и др. – М, 1983. – С. 138.
  46. Рождественская Т.М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся ВУЗОВ. Дис.... канд. пед. наук. – М, 1977. – С. 25.
  47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 631.
  48. Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интереса и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. Вып. 16. – 1959. – № 265.
  49. Теплое В.М. Психология. – М, 1954. – С. 219-220.
  50. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  51. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  52. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  53. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
  54. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М, 1962. – С. 10.

Приложение 1

Методика 1. «Отгадай предмет» . Цель методики в выявлении умения детей задавать вопросы познавательного характера, стремлении детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявлении активности, стремлении довести дело до конца. Материал: картинки пылесоса, видеокамеры, стиральной машины, телефона, грузового автомобиля, автобуса.

Ход. Ребенку предлагается отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них.

Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Методика 2. Проблемная ситуация: «Предмет из прошлого» . Цель методики в выявлении у дошкольников умения задавать познавательные вопросы, проявления направленности на познание предметного мира, инициативы и активности.

Материал: прялка.

Ход. Экспериментатор ставил перед ребенком прялку и говорил, что они с ней будут знакомиться, но только после того, как взрослый освободится. Экспериментатор вел наблюдение за действиями детей: проявляет ли он активность в познании предмета (рассматривает, обследует, пытается действовать с ним. После 3-4 минут взрослый предлагал ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете.

Методика 3. Методика Д.Б. Годовиковой.

В целях изучения уровня развития познавательной активности детей - мною была использована методика Д.Б. Годовиковой , целью которой является выявление уровня развития субъективной познава-тельной активности детей.

Экспериментальное исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. В специально отведенном помещении на детском столике раскладывались игрушки, позволяющие развернуть игры разного содержания (конструктор «Лего» , настольные игры и лото «Животные» , «Овощи и фрукты» , «Магазин» , «Парикмахерская» , а также машины и куклы, детские книги и энциклопедии и пр.) . Среди них находились также специальные предметы, заключающие в себе «секрет» , «загадку» . Детям предлагалось поиграть в игрушки. Взрослый при этом выступал сторонним наблюдателем, фиксируя все вербальные и невербальные проявления детей. Особое внимание уделялось тому, проявляет ли ребенок интерес к предметам с «секретом» , стремится ли исследовать эти предметы и как при этом действует.

Методика 4. Анкетирование родителей.

Анкетирование направлено на выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.

Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:

  1. Что интересует вашего ребенка?
  2. Интересы Вашего ребенка постоянные или они изменчивы, неустойчивы?
  3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира?
  4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
  5. Почему необходимо развивать познавательный интерес у детей с детства?

Диагностика процесса формирования и развития познавательного интереса детей 5-6 лет предполагает выделение критериально–оценочной базы. С этой целью познавательный интерес представлялся нами через следующие критерии:

  • когнитивный – задает познавательные вопросы, ребенок эмоционально вовлечен в деятельность (1 – 5 баллов) ;
  • мотивационный – отмечается целенаправленность деятельности, ее завершенность (1 – 5 баллов) ;
  • эмоционально–волевой – проявляет положительные эмоции в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач (1 – 5 баллов) ;
  • действенно–практический – проявляет инициативность в познании; настойчивость (1 – 5 баллов) .

Процесс развития познавательного интереса характеризуется разными уровнями проявления.

Для первого (низкого) уровня (1 – 2 балла) свойственно не проявлять инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрата к ним интереса при затруднениях и проявление отрицательных эмоций (огорчение, раздражение) , дошкольники не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Для второго (среднего) уровня (3 – 4 балла) сформированности познавательного интереса характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, старшие дошкольники не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Умение третьего уровня (высокого 4,5 – 5 баллов) характеризуется проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений учащиеся не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке

Сообщение на тему: «Особенности самоподготовки

в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Подготовила: Карпова Н.Ю.

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке. Цели работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть следующей:

1.формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;

2.создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако, в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей в качестве результата коррекционной работы рассматривается сформированность общедеятельностных (общеучебных, общетрудовых) умений, к которым относят:

§ умение проанализировать условия задачи и выделить способ ее решения (или определить, что способ не известен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

§ умение планировать свою деятельность;

§ умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами. Однако вряд ли правильно будет понимать цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступной для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано не только с сомнениями педагогов в возможностях формирования общедеятельностных умений у умственно отсталых школьников (хотя все специальные методики ориентируют учителя на это), но с отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках не формируются (или формируются недостаточно) умения организовывать деятельность самостоятельно, можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно, нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это не означает, что коррекционная задача самоподготовки не решается.

Работая на самоподготовке по методике, которую мы сейчас рассмотрим, мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находиться» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

А теперь конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

1.умения пользоваться дневником;

2.ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами, образцами выполнения заданий);

3.обращаться за помощью в случаях затруднений;

4.планировать свою деятельность;

5.рационально использовать отведенное на самоподготовку время;

6.самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

Условия эффективности самоподготовки

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

1. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

2. Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Не рекомендуется проводить перед самоподготовкой воспитательские занятия. Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент, требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику проведения занятия (если они отвлекаются из-за того, что им просто неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором-четвертом классах – до часу. В старших классах – до полутора часов.

3. Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика); задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительную часть) отводится в младших классах 30-40 минут, в старших – от 40 минут до часу. Остальное время – это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

4. Правильное определение учителем домашнего задания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило, это означает, что дети второй и третей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В.Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разработанному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах или 50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки

I Организационный момент

II Дидактическая игра

III Работа с дневником

IV Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми

а) ориентировка в домашнем задании

б) выполнение задания

в) самопроверка

V Проверка готовности детей к уроку воспитателем

VI Итог самоподготовки

До начала самоподготовки воспитатель должен проконтролировать следующие моменты:

§ Санитарное состояние класса;

§ Готовность справочных пособий (словарей, алгоритмов, памяток);

§ Готовность рабочих мест детей: учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение «дежурного по самоподготовке»;

§ Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку раньше остальных.

Рассмотрим обязанности воспитателя на разных этапах самоподготовки.

Организационный момент

Цель этого этапа – настроить детей на работу.

Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционные для класса «формулы» начала («Посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте»); обратить внимание на четкость организации рабочего места детей; похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, а также в те дни, когда дети больше обычного устали, возбуждены и т.д. можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

Приведем примеры игровых сюжетов:

§ Путешествие (на паровозике, пароходе и т.п.) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая», «Писарево», «Депо (самоконтроль)».

§ Игры-соревнования:

o«Парусные гонки»: для каждого ребенка на доске прикрепляется лодочка, которую он может сам передвинуть, успешно справившись с этапом самоподготовки.

o«У кого длиннее паровозик», «Кому солнышко подарило больше солнечных зайчиков», «У кого на полянке больше цветов», «Кто выше всех взберется по лесенке» и т.п.

oКому достанется приз от «гостя» (героя мультфильма, сказки).

oЭкраны успехов.

Дидактическая игра

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовках не обязательно (хотя и не запрещено).

Работа с дневниками

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

После введения дневников на первых занятиях нужно рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

Поскольку домашнее задание в специальной (коррекционной) школе VIII вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник не реально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике. Вместе с учителем воспитатель учит детей пользоваться закладкой. Кстати, в течение года на занятиях типа «творческой мастерской» воспитатель обязательно планирует обучение уходу за учебниками: аккуратное стирание карандашных заметок, обновление обложек, изготовление закладок.

На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимание нужно больше». Нельзя говорить детям, что «Чтение легче, чем математика и русский язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для части детей чтение – самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

1.«В гости приходят Незнайка или Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь по легче, а потом математику, а в конце проведем физминутку. Дети не должны соглашаться с героем, по совету воспитателя они объясняют верную последовательность работы.

2.Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время на самоподготовке.

В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако уже младших школьников нужно учить «Чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

1.Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

2.Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В 3-4 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.

3.Использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – картинка мяча и т.д.). план вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т. п.), на каком этапе находятся дети, и сколько еще работы осталось.

Для формирования у детей «чувства времени» специальные игры и упражнения нужно использовать как можно шире: учителю – на уроках, воспитателю – во время всех режимных моментов (в частности, можно это сделать и на самоподготовке, на этапе дидактической игры). Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог показывает детям минутные песочные часы и объясняет, как они действуют. Потом он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в классе, решить несколько примеров («Сколько?») и т.д. Очень показательны результаты этой игры на прогулке. Затем берутся двух- трех- и пятиминутные часы.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование к деятельности воспитателя на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации могут быть лишь в тех случаях, когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода. Очевидно, такому учителю следует рекомендовать повышать свою педагогическую грамотность, обращаться к литературе, посещать уроки коллег, самоподготовки, анализировать деятельность детей на самоподготовке.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно. Например, в первом и втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течении нескольких занятий (их количество зависит от состава класса) он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

2.Повторить правило (ребенок должен определить и вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

3.Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

4.Записать первые строчки (слова) упражнения.

5. Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в первом и втором классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основные обязанности:

1.Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

2. Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

§ Посмотреть аналогичное задание в классной работе

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Самопроверка

Цель этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Решение задачи формирования у детей привычки проверять себя часто наталкивается в школе непреодолимую, но искусственную трудность: исправление ошибок детьми в письменных работах наказывается снижением отметки «за неаккуратность». Воспитатель не может решить эту проблему сам, без учителя и администрации, поэтому она обязательно должна быть предметом обсуждения в педагогическом коллективе. Кажется разумным принять за правило не снижать отметку за самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ребенком ошибки – данное умение все-таки более значимо для социальной адаптации умственно отсталых детей, чем умение сделать запись без помарок (что не значит – без ошибок). Нужно также специально учить детей аккуратно исправлять работы, пользоваться в сомнительных случаях карандашом, делать сложные расчеты на черновиках.

Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и подержания у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

§ Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже жизнь человека. Это игры (с соответствующими пояснениями) типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы и т.п.».

§ Объяснение зависимости отметки от количества сделанных ошибок.

§ Подчеркивание зависимых учебных успехов отдельных детей (особенно слабых) от тщательности проверки (на первых порах - вместе с воспитателем). Этот прием убеждает детей, что время на самопроверку было потрачено не зря.

§ Использование «экранов», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверить себя. При этом ребенок получит приз прежде всего за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркнем, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.

§ Оценка проверки сказочным героем (мудрым волшебником, Мальвиной, Совой и т.п.)

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать как они выполняли задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самопроверки

При проведении итога самопроверки воспитатель оценивает (естественно, качественно) прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка4 как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.0

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь