Введение

Выбор темы данной курсовой работы «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» связан с большой актуальностью в настоящее время. Значение данной работы заключается в том, что с перехода СССР, а затем и России к рыночным экономическим отношениям, произошел перелом в экономической системе страны, стали появляться новые элементы в различных сферах жизнедеятельности, конечно же, это коснулось и сферы услуг. Тема «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» очень обширна, в этой области возникают противоречия социального, экономического, ресурсного, экологического, а главное - гражданско-правового характера.
Санаторно-курортное дело, которым занимаются многие учреждения в России является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, которое позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.
Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Федеральный закон от 23.02.95г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Санаторно-курортное лечение сочетает в себе множество функций:
- профилактическое оздоровление населения;
- реабилитацию больных;
- анимационно-досуговую деятельность.
Профилактическое оздоровление населения в санаторно-курортной практике осуществляется с использованием двух основных форм:
- компенсаторно-расширенного восстановления физических сил человека, осуществляемого в ежедневном лечении в санаториях-профилакториях;
- расширенного восстановления физических сил и здоровья в процессе санаторного лечения в отпускной период.
Благотворное влияние курортного лечения обусловлено действием на больного всей окружающей обстановки. Во время пребывания на курорте на человека, помимо свойственных данной местности лечебных средств (минеральные источники, климат, грязи), влияют и другие условия: отдых, перемена обстановки, лечебное питание, а также определенный режим, являющийся основой лечения и отдыха.
Комплексные оздоровительно- профилактические мероприятия, как показывают результаты исследований, улучшают состояние здоровья граждан в 1,7 раза. Использование лечебных факторов санаторно-природного комплекса и современных малозатратных медицинских технологий на их основе повышает эффективность оздоровления и реабилитации граждан на 25-30%, снижая на 10-15% издержки на лечение в условиях поликлиник и стационаров.
В курсовой работе необходимо достичь следующей цели - дать анализ лечебно-профилактической деятельности курортных учреждений.
Необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие санаторно-курортного лечения;
- рассмотреть значение санаторно-курортного лечения;
- изучить правовое регулирование санаторно-курортные лечения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается понятие санаторно-курортного лечения и некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением
Во второй главе содержится правовое регулирование санаторно-курортного лечения
При написании работы были исследованы нормативные акты, регулирующие в данной отрасли.
Большую роль при написании данной работы сыграли труды ученых, таких как: Бударина А.А., Березовский Д.П., Мисник Н.Н., Кузнецова Е.В. Генералов А.В., Ерофеев Ю.Б. Подкопаев М.В. и другие.

Глава 1. Понятие и значение санаторно-курортного лечения

Сфера обслуживания по предоставлению санаторно-курортного лечения представляет собой широкий и объемный институт. Данное понятие охватывает сферу производства как материальных, так и нематериальных благ. Сфера обслуживания выражена в совокупности разнообразных отраслей хозяйствования, каждая из которых осуществляет свою деятельность с помощью предоставления определенных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности граждан.
Общий признак санаторно-курортного лечения заключается оказание медицинской помощи, лечений, проведение консультаций и так далее 1 . Гражданский Кодекс Российской Федерации уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса.
Общеизвестно, что здоровье населения является наиболее зримым показателем социального благополучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения безопасности любой страны.
В соответствии со статьёй 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и иными законодательными актами субъектов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что для системы социального обеспечения характерным является то, что в этой сфере действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, входящих в эту сферу. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Тем не менее, «в качестве кодификационного акта в области социального обеспечения в Российской Федерации можно рассматривать Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, обязанности государственных органов и медицинских учреждений: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья».
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью.
Санаторно-курортное лечение является эффективной формой оздоровления населения, в том числе и льготных категорий. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой». Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Среди различных видов компенсационных выплат различают, например, денежные выплаты отдельным категориям инвалидов на санаторно-курортное лечение 2 .
Порядок предоставления льготного санаторно-курортного лечения и финансирования соответствующих расходов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Организация работы по обеспечению санаторно- курортным лечением льготной категории граждан возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации и обусловлена:
1) наличием у Фонда разветвленной централизованной структуры в субъектах Российской Федерации;
2) эффективно функционирующей Единой информационной системой ЕИСС «Соцстрах, позволяющей оперативно передавать и получать и обрабатывать необходимую информацию в рамках системы Фонда на территории всей страны;
3) большим опытом работы по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан и членов их семей, а также граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд Социального Страхования Российской Федерации утвержден перечень санаторно-курортных учреждений, на его основе сформирована информационная база с учетом профиля лечения, организационно-правовой формы, количества койко-мест, степени загруженности в здравницах. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отрабатывается модель отбора здравниц на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
В целях эффективного решения задач санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС). На основе информации, полученной из Регистра лиц, имеющих право на получение единых денежных выплат, а также данных органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органов Медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактических учреждений предполагается ведение персонифицированного регистра льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение.
Фонд может взять на себя гораздо большее число льготных категорий, которые претендуют на санаторно-курортное лечение. Фонд имеет хорошо отработанную эффективную информационную систему, которая может послужить для решения более широкого круга проблем.
В соответствии с часть 3 статьи 13 Федерального Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.
Согласно статьи 15 этого Федерального Закона санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке 3 . Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

1.1. Некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением

В данном пункте хотелось бы кратко осветить некоторые проблемы, существующие в настоящее время в сфере социального обеспечения. «С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников имели право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат. Зачем, понадобилось отменять привычную для всех систему льгот? В чем суть закона? Удалось ли в нем в правильном соотношении заменить натуральные льготы на денежные выплаты? Ответы на эти и другие вопросы покажет время. Реформа льготного социального обеспечения будет поэтапной. В 2005 году для всех льготников сохраняли бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в транспорте в виде социальных услуг. Начиная с 2006 года им было предоставлено право выбора. Сохранить за собой эти услуги, или взять деньгами. Герои СССР, России, социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и трудовой Славы из данного закона выведены. Наиболее ресурсоемкие льготы, в том числе санаторно-курортное лечение сохраняются в натуральном виде».
«В общественном сознании сегодня присутствует страх перед преобразованиями в системе социального обеспечения. Трудно даются первые шаги реформы в условиях крайне низкого уровня доверия общества к власти, причины которого хорошо известны. Многие очень болезненно воспринимают замену льгот денежными выплатами. Вернуть доверие людей можно только тогда, когда они почувствуют, что они лучше обеспечиваются санаторно-курортным лечением, лекарствами и так далее.
По мнению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, «проблемы, обсуждаемые сегодня, чрезвычайно важны и актуальны, они будут стоять перед социальной сферой в ближайшие месяцы и годы. Самые сложные задачи, стоящие перед властью, носят абсолютно технологический характер 4 . Так необходимо будет организовать на совершенно другом качественном уровне санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. В модернизации нуждается сама система санаторно-курортного обслуживания, которая в последние годы переживала отнюдь не лучшие времена. И дополнительное направление в 2004 году 10 млрд. руб. на развитие санаторно-курортной сети - это новый этап ее развития. Органы социального обеспечения собираются выкупать путевки на тот период, который никогда не пользовался спросом, что должно привести к заметному снижению стоимости путевок на остальные сезоны, когда граждане вынуждены полностью или частично оплачивать их за свой счет.
Необходимо нормально финансировать транспортные расходы льготных категорий населения, это позволит замедлить рост тарифов, а возможно, и целиком его остановить. Ведь инфляция имеет совершенно понятные экономические формы. Если не оплачена услуга, если не загружена санаторно-курортная сеть, то экономика неизбежно заставит повысить тарифы, чтобы компенсировать убытки. За все надо платить, и государство должно заплатить за это так, чтобы человек выиграл. Это касается как льготников, так и тех, кто оплачивает услуги за счет своей заработной платы. Поэтому суть правительственного подхода к обеспечению льготных категорий граждан состоит в существенно большем выделении финансовых средств, оно не собирается отменить привычную для людей систему льгот, а изменить и существенно улучшить механизм их финансирования».

Глава 2. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения

В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия 5 .
До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
и т.д.................

  1. Батышева Т.Т., Лильин Е.Т., Быкова О.В. Проблемы современной реабилитации. Детская и подростковая реабилитация. 2014;1:8-12.
  2. Иванова Г.Е. Медицинская реабилитация в России, перспективы развития. Вестник восстановительной медицины. 2013;5:3-8.
  3. Разумов А.Н., Калашников С.В., Шпаков К.Г. Законодательное обеспечение санаторно-курортного этапа медицинской реабилитации. Материалы Международного научного конгресса "Здравница-2014". Раздел I. Программные статьи. 2014.
  4. Иванова Г.Е., Стаховская Л.В., Репьев А.П. Правовые основы оказания помощи по медицинской реабилитации. Вестник восстановительной медицины. 2014;1:2-5.
  5. Методические рекомендации "Методика расчета потребностей населения в санаторно-курортном лечении" (№541 - ПД/608). Новые медицинские технологии. 2008;9:71-75.
  6. Корчажкина Н.Б. Современное состояние санаторно-курортной службы в Российской Федерации и возможные пути ее развития. Вестник восстановительной медицины. 2013;5:14-21.
  7. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Платонова А.Н., Амчеславская Е.В. Перинатальные факторы риска детской неврологической инвалидности и способы их коррекции. Фарматека. 2014:1:81-86.
  8. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Климов Ю.А., Сметанкина Е.В., Шиошвили В.А., Виноградов А.В. Роль физических факторов в реабилитации детей с церебральным параличом. Детская и подростковая реабилитация. 2014;2:5-14.
  9. Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Сокольская Е.А. Новые возможности диагностики туберкулезной инфекции у детей и подростков. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011;4:1-6.
  10. Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Севастьянова Т.А., Клевно Н.И. Туберкулез у детей в России и задачи фтизиатрической и общей педиатрической службы по профилактике и раннему выявлению заболевания. Туберкулез и болезни легких. 2014;19(3):40-46.
  11. Аналитические данные Министерства труда и социальной защиты по запросу ФГБУ РНЦ МРиК.
  12. Бобровницкий И.П. Оценка функциональных резервов организма и выявление лиц групп риска распространенных заболеваний. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2011;6:40-43.
  13. Хан М.А. Оздоровительные технологии в педиатрии. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;4:53-56.
  14. Хан М.А., Лян Н.А., Микитченко Н.А. Высокочастотная осцилляция грудной клетки в комплексном лечении детей, больных муковисцидозом. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;3:23-27.
  15. Хан М.А., Червинская А.В., Микитченко Н.А., Вахова Е.Л., Подгорная О.В., Куянцева Л.В. Галотерапия - современные технологии медицинской реабилитации часто болеющих детей. Доктор ру "Гастроэнтерология". 2013;3(81):30-33.
  16. Хан М.А., Подгорная О.В., Битокова Л.Л., Тарасов Н.И., Вахова Е.Л. Импульсная магнитная стимуляция в реабилитации детей, оперированных по поводу сколиоза III-IV степени. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2013;2:33-37.
  17. Хан М.А., Попова О.Ф., Попова Е.С. Современные технологии медицинской реабилитации детей с детским церебральным параличом. Вестник восстановительной медицины. 2012;2(48):41-44.
  18. Разумов А.Н., Головин В.Ф., Архипов М.В., Журавлев В.В. Обзор состояния робототехники в восстановительной медицине. Вестник восстановительной медицины. 2011;4:31-38.
Организация здравоохранения

Здесь есть много проблем. Первая проблема - это достаточно снисходительное отношение нашего министерства здравоохранения к санаторному этапу лечения. Когда речь идёт о послеклинических стадиях реабилитации, санаторном этапе лечения, это их задача, они берут ее на себя. Всё остальное - дело рынка. У нас есть блестящий институт в Москве, это «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии». Они занимаются методиками и методами применения природных лечебных факторов для лечения. Но тут есть один нюанс, в таком санаторном лечении как части медицины есть два ключевых этапа.

Первый этап - отправка потенциального пациента туда, куда ему показано. Этап направления, отбора и направления.

И второй этап - лечение. Все занимаются тем, что разрабатывают методики лечения в санаториях или в курортных клиниках и так далее. А этапом направления практически никто не занимается, он со стороны рынка.

Вообще это рыночная отрасль, потому что сегодня из огромного конгломерата санаториев всего несколько десятков находится непосредственно под управлением Минздрава. Всё остальное либо частное, либо ведомственное или ещё какое-то. И это рынок. Даже то, что делает фонд социального страхования, государство платит деньги этим людям, это тоже рынок. А на правильное направление человека может влиять до полутора сотен факторов. Эти факторы связаны с формами, фазами, стадиями основного заболевания. Например, есть человек с ишемической болезнью, которому надо срочно лечить свои суставы, тут есть два момента и куча сопутствующих заболеваний. И влияет на выбор места и времени лечения, сезона лечения форумы, фазы, стадии и характер течения этих заболеваний. На это влияют параметры самого места лечения, санатория. Там есть природные, лечебные факторы. Но главное, санаторий для конкретного пациента должен обладать неоспоримыми свойствами, он должен в качестве основного профиля иметь то, что касается основного заболевания человека. И он должен иметь специалистов, сопутствующие профили, которые в случае чего, помогут человеку с его сопутствующими заболеваниями.

Первая проблема, которую отметило государство с подачи курортной ассоциации, на тему которого 26 августа прошедшего года был президиум государственного совета. Он посвящён тому, как повысить инвестиционную привлекательность нашего санаторного комплекса. Ясно, что многие санатории старые, плохо оборудованные. Как правило, лечебная база достойная, а вот место размещения сильно отстает. Для меня было странно, что только этому был посвящен президиум. Решили выделить серьезные деньги на переоснащение, около 37 миллиардов руб., всё это было с позиции туризма. Но как организовать и привлечь людей в санатории не сказали. Ясно, что вложение денег в улучшение санаторной базы поведёт к увеличению цены, но это одна сторона вопроса. А вот мотивировать людей поехать куда-нибудь отдохнуть, позагорать, а заодно принять массажи - это один подход. Но с точки зрения реальной эффективности повышения здоровья - это ключевой момент. И здесь ключевой момент - направление на санаторный этап лечения. Сегодня мы знаем, как это делать. Нами сделаны технологии, которых нет в мире, это построено на информационных технологиях. Как квалифицированно оказывать поддержку врачу в выборе места, времени и лечения и определить запреты, ограничения, рекомендации для каждого персонального человека. Как только появились в мире информационные онлайн и облачные технологии, в этой части аналогов этому нет в мире. Как только появилась возможность связать в поликлинике медицинские учреждения, где осуществляется направление с туристическим комплексом, мы тоже понимаем, как это сделать. По идее, врач не должен указывать место лечения, он должен определить ограничения, рекомендации, запреты. Потому что есть запреты людям с серьезными заболеваниями щитовидной железы, лечение в жаркий сезон запрещено.

Опыт отечественной курортологии составляет почти 300 лет, однако в настоящее время объемы и качество санаторно-курортного обслуживания и лечения существенно снизилось за счет уменьшения бюджетных ассигнований на здравоохранение и размеров средств, выделяемых ФСС на эти цели. Так, по данным статистики, с января по сентябрь 2014 года правом на санаторно-курортное лечение воспользовались всего 4,6% инвалидов в возрасте старше 15 лет, никогда не были на санаторно-курортном лечении 61,1% инвалидов, проходили санаторно-курортное лечение более 5 лет назад 22,2%, от 2 до 5 лет назад-9,5% . В тоже время уровень заболеваемости населения растет, с 2002 года по 2014 год количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые, выросло на 8661 человек, за период с 1990 по 2014 годы уровень заболеваемости увеличился с 96322 человек до 114989человек, несмотря на развитие медицины. Общая численность инвалидов с 2009 года незначительно сократилась, но в тоже время замечается увеличение количества детей-инвалидов и инвалидов с детства – с 2012 по 2015 год эту категорию пополнили 44428 человек. В сфере травматизма при выполнении трудовых обязанностей ситуация складывается также не лучшим образом, на фоне ухудшения условий труда и сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Льготы на санаторно-курортное лечение установлены законодательством РФ как мера дополнительной медико-социальной помощи населению. Субсидии для льготного пребывания в санатории полагаются определенным группам граждан, признанным нуждающимися в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

Основополагающей нормативно-правовой базой, устанавливающей порядок предоставления данного вида субсидий, является:

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Выдача льготных путевок в санаторий – процесс заявительный. То есть человек сам должен изъявить желание и запросить предоставление путевки. Порой лечащий врач самостоятельно рекомендует прохождение санаторного лечения, но это не является обязательным и достаточным условием.

Для того чтобы получить субсидированную путевку в санаторий нужно чтобы заявитель одновременно отвечал двум требованиям:

Относился к группе лиц, имеющих право на такую субсидию по закону; Имел медицинские показания.

Многие ошибочно принимают такие субсидии за бесплатную путевку в отпуск. На самом деле льготы на санаторно-курортное лечение имеют прямую связь с состоянием здоровья заявителя. Чтобы получить субсидию необходимо получить справку 070/У-04. Врач выдает ее в случае, если придет к выводу о том, что пребывание в санатории действительно необходимо. Кроме того не ранее чем за 2 месяца до отправления на курорт заявитель должен получить курортную карту. Оформляется она у того же врача, что и выдал справку 070/У-04.

Важно помнить, что у формы 070/У-04 есть предельный срок действия – 6 месяцев. По истечению этого периода справку нужно будет оформлять заново.

После получения справки 070/У-04 гражданин должен написать заявление на предоставление субсидии в местном отделении ФСС (Фонда социального страхования), где ему и будет выдана путевка.

С собой в санаторий необходимо привезти следующие документы : Путевку;

Медицинский полис;

Санаторную карту; Паспорт.

В ряде случаев требуется еще заключение медико-социальной экспертизы. Как правило, это касается инвалидов, поскольку некоторые заболевания предполагают противопоказания к санаторно-курортному лечению в лечебно-профилактических учреждениях определенного типа. Кроме того, в некоторых регионах для получения путевки могут попросить предъявить справку о размере пенсии.

В связи с тем, что начиная с 2005 года в России действует система монетизации льгот, для получения бесплатной путевки в санаторий пенсионер должен оформить официальный отказ от предоставления денежной компенсации за этот вид социальной помощи.

Решение о предоставлении путевки или об отказе в ее выдаче должно быть принято в течение 20 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Нот получить путевку сразу не удастся – направление в санаторий осуществляется в порядке очереди.

Российское законодательство выделяет два типа лиц, имеющих право на санаторно- курортные субсидии. Право раз в год бесплатно посетить лечебный санаторий имеют:

Инвалиды и участники ВОВ;

Ветераны боевых действий;

Инвалиды 1,2,3 групп и дети инвалиды;

Жители блокадного Ленинграда (необходимо иметь наградной знак); Работники тыла в период ВОВ;

Пострадавшие от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС.

Члены семей погибших инвалидов и ветеранов ВОВ.

Наряду с правом бесплатно получить направление в санаторий указанные лица имеют право на:

Бесплатный проезд к санаторию на наземном транспорте. (ЖД транспорт, кроме фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности; Экономический класс авиатранспорта; Водный транспорт; Автомобильный транспорт общего пользования (автобусы и т.д.).

Талон для покупки льготного билета выдается в отделении ФСС вместе с путевкой. В регионах, откуда выезд наземным транспортом невозможен, ФСС оплачивает и авиабилеты.

Для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов закон предусматривает право бесплатно взять с собой одного сопровождающего.

Помимо указанных выше социальных групп законодательство РФ также предусматривает: Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы на санаторное лечение ветеранам труда;

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение;

Важно помнить, что санаторий не предусматривает предоставление необходимых лекарственных средств кроме тех, что будут выписаны в самом учреждении. Все необходимые медикаменты необходимо получить по имеющимся рецептам заранее по месту своего жительства.

Приказ Министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 "О порядке санаторно- курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установил порядок и основания предоставления военнослужащим курортно-оздоровительного лечения.

Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению предоставляется также и членам их семей. Оформляется льготная путевка решением Управления санаторно-курортного лечения МО РФ. Чтобы получить субсидию военный пенсионер должен подать заявление непосредственно в Главное военно-медицинское управление МО РФ либо в администрацию санатория. К заявлению необходимо приложить справку по форме 070/У-04, подтверждающую наличие медицинских показаний.

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение предоставляются по аналогичной схеме при условии, что срок службы уволенного в запас офицера в льготном исчислении составляет не менее 20 лет.

Закон «О государственной социальной помощи» предоставляет пенсионерам возможность направления на санаторно-курортное лечение не чаще, чем 1 раз в 2 года. Исключение составляют инвалиды и дети-инвалиды, которым путевки в санаторий предоставляются раз в год, а при наличии особых медицинских показаний – еще чаще.

По закону льготные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, могут выбрать: получать НСУ в натуральной форме или в денежном эквиваленте, полностью или частично.

Право на получение набора социальных услуг имеют:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

инвалиды и дети-инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации и другие категории граждан.

Набор социальных услуг включает в себя:

обеспечение необходимыми медикаментами – лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение (СКЛ) для профилактики основных заболеваний;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 февраля 2016 года стоимость НСУ составляет 995 руб. 23 коп. Распределяется следующим образом:

обеспечение необходимыми медикаментами – 766 руб. 55 коп.;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение – 118 руб. 59 коп.;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 110 руб. 09 коп.

Если льготник уже подал заявление с отказом от получения НСУ в натуральной форме и намерен получать денежный эквивалент и в последующие годы, то нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд до тех пор, пока решение не изменится.

Если гражданин захочет с 1 января следующего года опять воспользоваться набором социальных услуг или право на их получение появилось у него впервые, то до 1 октября нужно подать заявление Пенсионный фонд.

Важно отметить, что прежне действующее законодательство о медицинской помощи и лечении предусматривало обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение всех работников государственных предприятий с целью профилактики и предотвращения общих и профессиональных заболеваний, для поддержания их нормальной физической активности и работоспособности. Однако переход к рыночным отношениям, с появившимся разнообразием видов предприятий различных форм собственности, кардинально сократил возможность предоставления такого вида оздоровления для работников.

Рассматривая существующие проблемы санаторно-курортного обслуживания в современной России, мы приходим к следующим выводам:

1. Особенно остро потребность в формировании самостоятельного профилактического направления в виде Восстановительной Медицины (далее ВМ) проявилась в России на фоне разразившегося социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, в том числе и систему здравоохранения.

Немаловажное значение при этом имели такие факторы, как:

А) нереализованность декларированных ранее приоритетов профилактической медицины;

Б) направленность существующих правовых, экономических, социальных, медицинских институтов управления здоровьем на лечение больных и реабилитацию инвалидов, но не на предупреждение болезни;

В) отсутствие цельной инфраструктуры профилактических медицинских организаций, системы подготовки соответствующих специалистов.

2. В процессе развития ВМ как отрасли медицины, постепенно, исходя из запросов практического здравоохранения и потребности в интеграции различных профилактических технологий, сфера компетенции этого нового направления была расширена от восстановления здоровья у здорового человека до восстановления важнейших функций организма на всех этапах профилактики.

Под восстановительной медициной в настоящее время понимается система научных знаний и практическая деятельность, направленные на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в результате болезни - на этапе выздоровления (ремиссии).

3. В качестве самостоятельного раздела ВМ рассматривается курортная медицина, имеющая целью сохранение, восстановление здоровья или медицинскую реабилитацию больных на основе использования целебных природных факторов. Предполагается, что в перспективе курортная медицина должна расширить объем санаторно-курортной помощи - от восстановительного лечения больных и инвалидов до оздоровительных мероприятий.

Объединение понятий восстановительной и курортной медицины преследует цель подчеркнуть их методологическое единство и самостоятельную практическую значимость в таком важном и емком по численности персонала разделе ВМ, как курортная медицина.

4. Установленный сегодня размер денежной выплаты взамен путевки на санаторно- курортное лечение (в размере 118р.59 коп.) является необоснованно низким и не может реально компенсировать необходимое лечение гражданина.

5. Необходимо расширить круг лиц имеющих право на санаторно-курортное лечение, путем предоставления налоговых льгот как организациям, предоставляющим своим работникам путевки, так и медицинским учреждениям, принимающим на лечение этих работников.

Реализация на практике всех перечисленных проектов развития восстановительной медицины, подкрепленная системой социальных, правовых, экономических, морально- этических, культурных акцентов, утверждающих приоритеты профилактической медицины, позволит сделать важный шаг к созданию в России принципиально новой эффективной системы управления динамикой здоровья населения. Данная система, построенная по профилактическому принципу, потребует участия всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для поддержания и развития отечественного здравоохранения в XXI веке, во исполнение государственной стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 и последующие годы.

Медико-социальная экспертиза и социальное обслуживание инвалидов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

2Заболеваемость населения по основным классам болезней в 200-2014гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 1990-1998гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

4Уровень инвалидности в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

6 http://subsidii.net

7: http://www.soiuz.ru/

Литература и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, №49, ст. 6422.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Российская газета», №263, 23.11.2011.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2005 №6303) //«Российская газета», №31, 16.02.2005.

4. Приказ Минздрава России от 10.12.2013 №916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 №30804) // «Российская газета» (специальный выпуск), №22/1, 03.02.2014.

5. Основы курортологии, под ред. В. А. Александрова, т. 2, М., 1959 с.

6. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

7. Право социального обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов (и др.); отв. ред. К.Н. Гусов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 640 с.

8. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова (и др.); под ред. Ю.П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 539 с.

9. Право социального обеспечения: учеб./М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева – Москва: Кнорус, 2017.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. В последние годы наметилась тенденция к сокращению общего числа здравниц при увеличении количества мест в них, т.е. к укрупнению санаторно-курортных организаций.

Российские здравницы распределены по территории страны не равномерно: большая часть (ок. 50%) находятся в Южном и Приволжском федеральных округах.

По данным журнала «Курортные Ведомости», наибольшее число санаторно-курортных организаций в 2008 г находились в Южном Федеральном округе (28,8% от общего количества российских санаториев). Второе место по численности занимал Приволжский округ (22%). Третье - Центральный федеральный округ, где сосредоточено 16% российских санаториев. Меньше всего санаторно-курортных организаций в Северо-Западном (7,8%) и Дальневосточном (3,6%) округах. Лишь 9% данных организаций расположены в УрФО. Данное распределение вполне соотносимо с природно-климатическими условиями в России.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян (68%) прошлым летом никуда не ездили отдыхать (в 2007 г таких было 60%), в их числе каждый пятый (21%) оставался дома из-за отсутствия денег, каждый второй (47%) «занимался своими делами». Летом 2008 года нигде не отдыхало меньшее число россиян - 60%, среди них 24% указали, что не было на это средств.

Наиболее предпочтительные виды отдыха для россиян - пляжный (30%), лечение в санаториях (28%), познавательный отдых (21%) или спортивный (19%). Реже отмечают отдых в пансионатах (16%), дома 14%), на даче и в огороде (12%). Стоит отметить, что в исследовании за 1999 год 27% россиян также предпочли санатории.

Таблица 1 - Результаты опроса ВЦИОМ

Какой вид отдыха Вы предпочитаете? (любое число ответов)

Всего опрошенных

Возраст, лет

60 и старше

Пляжный отдых

Лечение в санаториях

В домах отдыха, пансионатах

Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.д.), рыбалка, охота

Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

Отдых на даче, огороде

Отдых дома

Пока не решили, затрудняюсь ответить

Проблемы развития туризма и курортно-рекреационного комплекса имеют значение практически для каждого человека, ведь, по сути, речь идет о здоровье. В этих проблемах тесно переплетены социальные, природоохранные и экономические факторы.

По словам Президента РФ Владимира Путина, в целом курортное дело в России пока малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране». Санаторно-курортный комплекс России с начала 1990-х годов переживал не лучшие времена. Если в 1990 г на территории РФ действовали 3,6 тыс. санаториев и курортов, то к 2000 г их численность снизилась в 1,5 раза. Почти в 2,7 раза сократилась и численность оздоравливающихся: с 12 562 тыс. человек до 4 682 тыс. С середины 1990-х годов в курортной отрасли России наметились положительные тенденции развития. Выжившие в переходный период санатории, пансионаты и дома отдыха стали закупать современное оборудование, развивать новые виды услуг.

Молодежь отдает предпочтение пляжу и походам; среднее поколение - пляжу и познавательным экскурсиям, старшее - санаторному лечению и домашнему отдыху. Россиян с образованием:

ѕ ниже среднего, как правило, привлекает санаторное лечение и домашний отдых;

ѕ со средним и средним специальным образованием - пляж и лечение в санаториях;

ѕ с высшим и незаконченным высшим - пляжный и познавательный отдых.

Главной причиной «воздержания» от отдыха является отсутствие средств - доля остававшихся по тем или иным причинам летом дома сокращается с 86% в группе со среднедушевыми доходами не более 1500 рублей в месяц до 46% в группе с доходами свыше 5000 рублей.

Почти каждый второй россиянин (46%) не собирался тратить деньги на летний отдых в прошлом году. Наиболее типичная запланированная сумма на одного отдыхающего члена семьи составила менее 5.000 рублей, ее указали 15% опрошенных, 12% собирались израсходовать от 5.000 до 10.000 рублей. Сумму до 25.000 рублей на человека наметили 7% опрошенных, свыше этого - 3%. Каждый шестой опрошенный затруднился назвать возможные расходы.

По данным Фонда «Общественное мнение», большинство опрошенных россиян полагают, что возможностью поехать на курорт или в экскурсионный тур обладают только богатые люди. Подобную точку зрения применительно:

ѕ к отдыху за рубежом высказывают 84% респондентов;

ѕ применительно к отдыху в России - 77%.

Такую форму отдыха для себя лично подавляющее большинство участников опроса сочли недоступной: лишь 13% в ходе опроса заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, и четвертая часть (24%) - что они могут позволить себе отдохнуть на российском курорте или в ходе экскурсионного тура по России.

Обращает на себя внимание тот факт, что отдых в своей стране, связанный с дальней поездкой, представляется россиянам лишь немногим более доступным, чем отдых за рубежом. При этом выяснилось, что многие участники опроса в любом случае не хотели бы отдыхать вдали от родного дома - даже в том случае, если бы финансовое положение им это позволило, причем от гипотетической возможности отдыха за рубежом опрошенные отказывались чаще (31%), чем от гипотетической возможности поехать на курорт или в экскурсионный тур по России (20%). Подобной позиции придерживались не только люди пожилого возраста, которых могут останавливать, среди прочего, и соображения здоровья, но и молодые респонденты. Очевидно, что возможность поехать на отдых (в особенности - за рубеж) блокируется не только финансовыми обстоятельствами, но и культурными установками и привычками россиян.

Половина опрошенных (52%) полагают, что они чувствовали бы себя неуверенно, неловко, отдыхая за границей, и треть (30%) заявили, что не испытывали бы такого чувства.

Пожалуй, один из наиболее примечательных результатов опроса - тот факт, что отдых в России в восприятии россиян связан скорее с пребыванием на курортах, а отдых за рубежом - в большей степени с экскурсионными поездками. Так, если бы у респондентов была возможность выбирать между экскурсионным туром по России или по какой-либо зарубежной стране, 44% предпочли бы поехать за границу, и 31% - путешествовать по России. Если же респондентам пришлось бы выбирать между российским и зарубежным курортом, 40% выбрали бы российский, и 30% - зарубежный. Еще один показатель: среди тех участников опроса, кто не отказался бы, при наличии такой возможности, отдохнуть в России, 45% выбрали бы курорт и 27% - экскурсию.

По всей видимости, в массовом сознании бытует представление, что выезд за рубеж - это возможность «посмотреть мир» (и что именно таким образом следует отдыхать за рубежом), а загорать-купаться-лечиться можно и на российских курортах, при этом не испытывая психологического дискомфорта, сопутствующего, по мнению многих, пребыванию за границей. Кроме того, судя по полученным данным, некоторые россияне полагают, что условия для экскурсионных и познавательных поездок в нашей стране хуже, чем за рубежом.

Есть мнение, что отдых за границей дешевле, а условия - лучше. Сейчас, по данным туроператоров, у нас наибольшим спросом пользуют туры в Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию и Хорватию.

Для развития российских здравниц не обойтись без поддержки государства. Сейчас ряд прямых и косвенных мер направлены на укрепление санаторно-курортного комплекса. Во-первых, существенно увеличился поток отдыхающих за счет предоставления льготных путевок. Во-вторых, налоговые льготы, которые может получить территория, будут способствовать развитию санаторно-курортных организаций.

Впервые идею национальных проектов, способных сконцентрировать усилия властей и финансовые средства на решении конкретных вопросов выдвинул в сентябре 2005 г президент РФ Владимир Путин.

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медпомощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Таблица 2 - Результаты опроса ВЦИОМ о преимуществах зарубежных и российских курортов

Российские курорты

Зарубежные курорты

Почему вы предпочли бы отдых на российском/зарубежном курорте?

1. Наши курорты не уступают иностранным ("у нас курорты не хуже", "хорошие места есть, не уступают иностранным", "обслуживание отличное, почти как за рубежом").

1. За границей лучше сервис ("Более цивилизованное обслуживание", "выше уровень обслуживания", "качественно", "комфорта больше", "они более благоустроены").

2. Я - патриот ("на Родине лучше", "предпочитаю свою страну", "свое, ближе по духу", "у себя дома лучше", "я патриот своей страны").

2. За границей интересно, можно получить новые впечатления ("Из любопытства", "там интереснее, "познать мир", "расширить кругозор", "узнать другие страны").

3. Отдых в России безопаснее, спокойнее ("безопаснее в своей стране", "в зарубежье опасно ехать", "в России безопаснее и надежнее", "на Родине спокойнее").

3. За границей высокий уровень медицинского обслуживания (больше ответственность по лечению", "лучше лечат", "там лечение качественнее").

4. Заграница далеко ("Ближе", "далеко ездить в мои года нельзя", "далеко туда ехать", "не люблю дорогу далекую", "поближе к дому").

4. За границей не был(-а) ("Мечта у меня такая", "не была за границей", "хочется побывать за границей").

5. В России подходящий климат, экология ("Климат другой", "климат и природа более подходящие и богаче", "климатические условия ближе", "наша природа лучше", "привычный климат").

5. Хочу посмотреть жизнь людей в других странах ("В целях сравнения", "интересно посмотреть, как там живут", "интересно посмотреть, как там все устроено", "посмотреть на другую жизнь").

6. В России чувствуешь себя свободнее, увереннее ("здесь чувствуешь себя увереннее", "проще", "свободнее чувствуешь себя", "свое привычней").

6. За границей лучше, спокойнее в целом ("в России обязательно на что-нибудь нарвешься", "там общество стабильное, безопаснее").

7. Отсутствие языкового барьера ("Говорят по-русски", "за рубежом надо знать язык", "нет языкового барьера, среди своих легче", "среди своего народа","общение со своими").

7. Поездка за границу дешевле ("там дешевле", "это дешевле, чем отдыхать в России").

8. В России высокий уровень медицинского обслуживания ("Доверия больше своим докторам", "наши врачи лучше", "нашим докторам доверяю").

8. Нет желания путешествовать по России ("на российских был", "свое надоело", "тут я везде уже был в советские времена").

9. Отдых в России доступнее, дешевле ("Более доступно", "дешевле", "сэкономил бы денег", "такая поездка дешевле").

9. За рубежом лучше природа ("природа другая, своя надоела", "там море чистое", "там природа чище").

10. Хочу узнать свою страну ("мы еще России не видели", "свою страну увидеть", "я в России еще мало где был").

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

ѕ укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

ѕ повышение доступности и качества медицинской помощи;

ѕ укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

ѕ развитие профилактической направленности здравоохранения;

ѕ удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что с 2006 г «необходимо начать восстанавливать в рамках обязательного медицинского страхования систему санаторно-курортного лечения работающих».

Говоря о санаторно-курортном лечении для льготной категории граждан, Исаев отметил, что в 2005 г в санаториях отдохнуло более 1 млн. льготников или 7,5% тех, кто имеет право получать социальный пакет. Для сравнения он привел цифры 2004 г, когда в санаториях отдохнуло всего 234 тыс. человек.

Президент РФ Владимир Путин 5 июня подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», принятый Госдумой 19 мая и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года.

Законом вводится новый вид особых экономических зон /ОЭЗ/ - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России.

Специальная экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее - СЭЗ) - статус, присваиваемый постановлением Правительства РФ части государственной и таможенной территории РФ (курорту, рекреационной зоне, лечебно-оздоровительной местности), на территории которой действует специальный режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Особые экономические зоны курортно-рекреационного типа создаются в целях:

ѕ стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование курортно-рекреационных ресурсов на территории РФ;

ѕ создания современной курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон курортно-рекреационного типа;

ѕ концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса РФ.

Особенно важным создание зон такого типа будет для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории РФ. При этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной ОЭЗ допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Правительству РФ предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. Предусматривается также возможность передачи ряда функций органа управления ОЭЗ акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит РФ.

Госдума приняла закон о предоставлении специального налогового режима туристско- рекреационным особым экономическим зонам /ОЭЗ/.

Поправки в Налоговый кодекс РФ и закон «Об иностранных инвестициях в РФ» вводят специальное налогообложение для организаций-резидентов ОЭЗ. В течение 5 лет они освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, предусматривается возможность установления законами субъектов РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер ее не может быть ниже 13,5 проц.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаила Рычева, победить в новом конкурсе имеют шансы сразу несколько территорий Сибирского федерального округа. В частности, соответствующие документы на конкурс готовят администрации Республики Бурятия и Иркутской области, планирующие создать туристско-рекреационную зону вокруг озера Байкал. О готовности участвовать в конкурсе заявляли и Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область.

Туристические зоны будут иметь самый либеральный режим среди всех ОЭЗ, в них не будет ограничений ни по территории, ни по количеству субъектов, которые смогут участвовать в одной зоне. Также по его словам, в таких зонах не будет ограничений по объему инвестиций, срок действия зоны составит 20 лет. На создание туристско-рекреационных ОЭЗ могут претендовать более 40 субъектов РФ.

Помимо налоговых льгот, которые будут предоставлены некоторым здравницам в рамках введения туристско-рекреационных зон, существует и строка в бюджете, направленная на обеспечение россиян санаторно-курортным лечением.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на санаторно-курортное лечение

Конечно, люди едут отдыхать не только за счет средств государства. Как минимум, столько же своих денег, сколько выделяют федеральный бюджет и Фонд социального страхования, российские граждане тратят на санаторно-курортный отдых. Санаторно-курортная отрасль переживает период глубоких реформ, главными особенностями которого являются отказ от государственного финансирования санаторного лечения и углубление рыночных отношений. А это означает, что финансовое благополучие в отрасли все больше зависит от индивидуального потребителя, самостоятельно оплачивающего свою поездку на отдых. Видимо, новый отдыхающий имеет несколько отличное от прежнего рекреационное поведение.

Таким образом, сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек.

Эффективное развитие санаторно-курортного комплекса России положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать уменьшению уровня заболеваемости и инвалидности, сокращению расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Приведет к улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.