Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

Диагностические указания:

Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).

Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Следует отметить:

Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:

Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Невосприятие слов;

Словесная глухота;

Сенсорная агнозия;

Сенсорная алалия;

Врожденная слуховая невосприимчивость;

Афазия Вернике, связанная с развитием.

/F80.З/ Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера).

Расстройство, при котором ребенок, имея предшествующее нормальное развитие речи, теряет навыки как рецептивной, так и экспрессивной речи, сохраняется общий интеллект; начало расстройства сопровождается пароксизмальной патологией на ЭЭГ (почти всегда в области височных долей, обычно билатерально, но часто с более широкими нарушениями) и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Типично начало в возрасте 3-7 лет но может возникать раньше или позже в детстве. В четверти случаев потеря речи возникает постепенно на протяжении нескольких месяцев, но более часто бывает резкая потеря навыков в течение нескольких дней или недель. Связь по времени между началом эпиприпадков и потерей речи довольно вариабельна, один из этих признаков может предшествовать другому за несколько месяцев и до 2 лет. Очень характерно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое, часто с трудностями в слуховом понимании при первом проявлении состояния. Некоторые дети становятся немыми, другие ограничиваются жаргоноподобными звуками, хотя у некоторых выявляется более легкий дефицит в плавности, и речевая продукция часто сопровождается расстройствами артикуляции. В небольшом числе случаев качество голоса нарушено с потерей нормальных модуляций. Иногда речевые функции появляются волнообразно на ранних фазах расстройства. Поведенческие и эмоциональные нарушения являются обычными в первые месяцы после начала потери речи, но отмечается тенденция к их улучшению по мере того как дети приобретают некоторые способы коммуникации.

Этиология состояния неизвестна, но клинические данные предполагают возможность воспалительного энцефалитического процесса. Течение состояния совершенно различно; у 2 / 3 детей сохраняются более или менее серьезный дефект рецептивной речи, а около 1 / 3 полностью выздоравливают.

F80.31 Психотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсий (синдром Ландау - Клефнера)

F80.32 Непсихотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсий (синдром Ландау - Клефнера)

F80.39 Неуточненный по типу течения приобретенной афазии с эпилепсий (синдром Ландау - Клефнера)

/F80.8/ Другие расстройства развития речи и языка.

Включаются:

Сюсюканье;

Лепетная речь;

F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией

Следует отметить:

Данная группа представлена речевыми нарушениями, задержкой формирования высших психических функций, которые обусловлены социальной депривацией или педагогической запущенностью. Клиническая картина проявляется в ограниченности словарного запаса, несформированности фразовой речи и др.

Включаются:

Задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;

Физиологическая задержка развития речи.

F80.82 Задержки речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфичческими расстройствами учебных навыков

Следует отметить:

У больных этой группы речевые нарушения проявляются ограниченностью грамматического словарного запаса, затруднениями высказываний и смыслового оформления этих высказываний. Интеллектуальная недостаточность или когнитивные расстройства проявляются в сложностях абстрактно-логического мышления, низком уровне познавательной способности, нарушениях внимания и памяти. В этих случаях необходимо использовать второй код из рубрик F70.хх - F79.хх или F81.х.

F80.88 Другие расстройства развития речи и языка

Включаются:

Сюсюканье;

Лепетная речь.

/F80.9/ Расстройства развития речи и языка неуточненные.

Эту категорию следует насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных расстройств, при которых есть значительное нарушение в развитии речи, которое нельзя объяснить умственной отсталостью или неврологическими, сенсорными или физическими аномалиями, непосредственно воздействовавшими на речь.

Включаются:

Речевое расстройство БДУ;

Расстройство речи БДУ.

В.78.Стрио – палидарная система и её роль в регуляции речевой деятельности.

Стрио-паллидарная система анатомически относится к подкорковым образованиям головного мозга, а в функциональном отношении имеет связи с разными отделами нервной системы (мозжечок, ствол мозга, спинной мозг и др.) и находится под контролем высших корковых центров. Вот почему поражение этой системы также приводит к определенным нарушениям высших мозговых функций.

Основная функция стрио-паллидарной системы - регуляция последовательности, силы, длительности мышечных сокращений и регламентирующий выбор необходимых мышц при совершении двигательного акта.

По анатомо-морфологическим особенностям, функциональному значению стрио-паллидарная система разделяется на стриатум и паллидум. К стриарной системе относятся хвостатое ядро и скорлупа чечевидного ядра, а к паллидарной - бледный шар чечевичного ядра, черная субстанция и красное ядро ножек мозга, а также субталамическое ядро зрительного бугра. Анатомо-морфологические особенности этих систем заключаются в том, что паллидум содержит большое количество нервных волокон и относительно немного крупных нейронов, а стриатум, наоборот, включает в себя множество мелких и крупных клеток и небольшое количество нервных волокон.

Стрио-паллидарная система обеспечивает диффузные, массовые движения тела, согласованную работу всей скелетной мускулатуры в процессе передвижения, плавания, полета и др.

Функциональные различия стриатума и паллидума носят взаимоуравновешенный характер. Так, паллидарная система обеспечивает излишества, свободу, щедрость и раскованность движений, а стриарная - скупость, энергетическую расчетливость и автома-изм двигательного акта. Моторика новорожденного носит явно паллидарный характер. Движения ребенка до 3-4 лет характеризуйся излишеством, свободой, щедростью движений. Богатая мимика ребенка также свидетельствует о некотором превосходстве паллидарности над стриарностью. С возрастом движения становятся более скупыми, энергетически расчетливыми, привычными и автоматизированными. Солидность и степенность взрослого человека - это торжество стриатума над паллидумом, победа тонкого автоматизма двигательного акта над расточительной щедростью паллидарной системы ребенка. Только благодаря тесной связи стриатума и паллидума, стрио-паллидарная система осуществляет совершенствование праксиса и автоматизма, которые реализуются высшими корковыми центрами - моторики и праксиса (привычные движения).

Нарушения функций стрио-паллидарной системы проявляются в виде двух видов синдромов: паллидарного и стриарного.

Паллидарный синдром развивается при поражении паллидарной системы (бледный шар, черная субстанция и др.) и характеризуется скованностью и бедностью движений на фоне повышенного мышечного тонуса (гипокинетическо-гипертонический синдром, синдром паркинсонизма). Такие больные малоподвижны, инертны, скованны. При совершении двигательного акта они часто застывают в неудобной позе (поза восковой куклы, манекена). Своеобразен внешний вид больных: туловище слегка согнуто, голова наклонена вперед, руки согнуты и приведены к туловищу, взгляд устремлен вперед, неподвижен. Затруднено начало двигательного акта - паркинсоническое топтание на месте. Больной передвигается с трудом, мелкими, но частыми шажками, руки при этом практически неподвижны. Если больного подтолкнуть, то он бежит в сторону толчка и не может остановиться до тех пор, пока на пути не возникнет препятствие (стена, дверь и др.). Повышение мышечного тонуса характеризуется равномерностью сопротивления в начале и конце движений, при исследовании мышечного тонуса (восковидная гибкость, повышение мышечного тонуса по пластическому типу). (Исследования мышечного тонуса производятся путем сгибания конечностей в различных суставах).

Отчетливо выявляются своеобразные изменения высших мозговых функций и эмоциональной сферы. Речь монотонна, тиха (брадилалия), с постепенным затиханием в конце. Почерк мелкий, нечеткий (микрография). Отмечается вязкость и прилипчивость (акайрия) в общении. Четко выражена замедленность мышления (брадипсихия). Эмоциональные нарушения проявляются аффективными вспышками. К примеру: больные, целыми днями сидящие в кресле, в момент аффективных вспышек неожиданно могут взбегать по лестнице, прыгать, танцевать.

Синдром паркинсонизма развивается при различных видах поражения мозга (инфекция, интоксикация, черепно-мозговая травма, сосудистая патология - атеросклероз и др.).

Синдром паркинсонизма, как правило, носит прогрессирующий характер с постепенным обездвиживанием больного и развитием слабоумия и деменции с разнообразным симптомокомомплексом нарушений высших мозговых функций.

Стриарный синдром развивается при поражении стриарной системы (хвостатое ядро и скорлупа) и характеризуется непроизвольными автоматическими чрезмерными движениями (гиперкинезы) в различных мышечных группах на фоне понижения мышечного тонуса (гиперкинетическо-гипотонический синдром, хореический синдром). Движения таких больных напоминают танец (хореография), как результат быстрых непроизвольных, не зависящих от сознания больного сокращений различных мышечных групп (лица, туловища и конечностей). Одновременно может отмечаться нахмуривание бровей, лба, высовывание языка, беспорядочные движения конечностей. Из-за понижения мышечного тонуса (гипотония мышц) нередко наблюдается разболтанность суставов, искривление позвоночника и взбухание живота.

Хореический синдром приводит к истощению психоэмоциональной сферы, что проявляется снижением высших мозговых функций (память, мышление, речь, праксис, гнозис и др.) и развитием астении (раздражительность, плаксивость, ухудшение сна, быстрая утомляемость). Наиболее часто хореический синдром развивается при малой хорее (ревматическое поражение стриарной системы). Как правило, эта патология развивается у детей.

В.79.Структура и содержание речевой деятельности. Психические механизмы речи в норме и при патологии развития.

РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ - речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным - словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда - особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

РЕЧЬ УСТНАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego- я, centrum - центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. Кроме того, аутичный ребёнок, погружённый в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный или тактильный), довольно часто не воспринимает речь как источник информации о происходящем вокруг.

Последние годы мне всё чаще приходится знакомиться с аутичными детьми, которым логопеды устанавливали диагноз «сенсорная» или «сенсо-моторная алалия». Родители таких детей ориентированы на то, что именно с таким речевым расстройством и связаны все проблемы развития и поведения. С другой стороны, не раз приходилось наблюдать детей дошкольного возраста, которым был установлен диагноз аутистического расстройства только на том основании, что они не откликались на своё имя, не осмысленно повторяли слова и не могли отвечать на простые вопросы. При этом они проявляли завидную сообразительность в тех случаях, когда понимание ситуации не зависело от речевой инструкции взрослого. Такие дети с лёгкостью предугадывали смысл происходящего по выражению лица родителя, интонации, окружающей обстановке и т.п. То есть, они явно демонстрировали способность к социальной интуиции (способности предугадывать намерения других людей), которая, как известно, нарушена при аутизме .

В международной классификации болезней расстройство рецептивной речи выделено в отдельную категорию (F80.2) и противопоставлено аутизму (F84) . То есть предполагается, что хотя при аутизме и имеют место проблемы рецептивной речи (то есть нарушение понимания обращённой речи), следует отличать их от изолированного расстройства языкового развития, называемого "рецептивным расстройством речи" (по всей видимости, термином «сенсорная алалия» логопеды постсоветского пространства обозначают именно это речевое расстройство). Термин «рецептивная речь», на самом деле, имеет более широкое значение и включает в себя любые процессы восприятия и понимания речи, в противоположность понятию «экспрессивная речь», то есть говорению. Как это часто бывает в медицинской терминологии, происходит некая путаница, когда название расстройства - «расстройство рецептивной речи» - отождествляют с любыми проблемами понимания, встречающимися при разных видах нарушений развития, в том числе и при аутизме.

Какое значение всё вышесказанное может иметь для реабилитации детей?

1. Дети, страдающие аутизмом и дети с рецептивным расстройством речи имеют ряд схожих симптомов в поведении, однако реабилитация детей с расстройством рецептивной речи и детей с аутизмом имеет свои особенности. Поэтому правильно и своевременно установленный диагноз – необходимое условие для эффективной коррекционной работы.

2. Логопед, подозревающий у ребёнка проблемы понимания речи, может не учитывать особенности его поведения, а также другие симптомы, характерные для аутистического расстройств, поскольку не является экспертом в области детской психиатрии . Родители могут длительное время направлять свои усилия исключительно на логопедическую коррекцию, не уделяя внимания формированию социальных навыков, адаптивного поведения, нарушенных при аутизме. Кроме того, логопедический диагноз «сенсорная алалия» или «сенсо-моторная алалия» психологически легче воспринимается родителями и может надолго «усыпить» их бдительность в отношении возможного аутизма.

3. Не меньший вред наносит гипердиагностика, когда один-два похожих симптома, встречающихся при различных проблемах развития являются доводом для постановки диагноза «аутизм».

Цель данной статьи – ознакомить родителей с признаками рецептивного расстройства речи, для того чтобы они могли более грамотно квалифицировать проблемы речевого развития своего ребёнка. Кроме того, ниже будут приведены общие рекомендации для детей дошкольного возраста, которым уже установлен диагноз рецептивного расстройства речи.

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА РЕЦЕПТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Нарушение понимания обращённой речи. Ребёнок не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь:

- реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого;

- создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит;

Может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую;

Не откликается на своё имя;

Часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу;

Лучше понимает речь матери;

Неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя);

Повторяет заданный вопрос;

- часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»);

Наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание;

Ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого;

Характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке.

3. Относительная сохранность инициативной речи. Если рецептивным нарушениям не сопутствуют серьёзные нарушения звукопроизношения то, как правило, у ребёнка формируется способность инициативно обращаться к окружающим, адекватно используя простые речевые высказывания, то есть коммуникативная сторона речи не страдает (в отличие от аутизма, при котором несостоятельной является именно коммуникативная сторона речи).

4. Нарушение коммуникативного поведения. Избегание речевого общения с окружающими возникает в результате того, что ребёнок уже имеет негативный опыт, когда его неспособность понять говорящего приводила к «неприятным» последствиям (рассерженность матери, наказание за «непослушание» или непредугаданные события). При условии эмоционально-комфортного окружения ребёнок с проблемами понимания демонстрирует коммуникативно-активное поведение, на доступном уровне взаимодействует со взрослыми и детьми. В кругу детей ребёнок такой ребёнок стремится «объединиться» с «безопасным союзником», с низкой коммуникативной активностью, при взаимодействии с которым легко инициировать и контролировать происходящее и избегает активных, общительных детей, задающих много вопросов и доминирующих в группе.

5. Достаточная сформированность наглядного интеллекта. Большинство детей с рецептивными нарушениями достаточно продуктивны при выполнении наглядных заданий, предъявляемых в адекватной форме, когда суть задания объясняется неречевым способом. Кроме того, такие дети вполне адаптированы в быту и легко обобщают накопленный житейский опыт, наблюдая за окружающими.

6. Стремление к постоянству окружающей среды. В отличие от ригидности поведения при аутизме, ребёнок с рецептивными расстройствами речи стремится поддерживать неизменным окружение из-за непонимания того, что пытается ему объяснить взрослый с помощью речи, либо когда похожая ситуация ассоциируется с негативным житейским опытом. Данный симптом почти всегда рассматривается родителями как проявление упрямства и капризности и достаточно жёстко пресекается, что приводит к ещё большей поведенческой дезадаптации.

7. Тревожность . Этот симптом часто сопутствует расстройствам понимания речи и свидетельствует о серьёзном нарушении адаптации ребёнка. Степень тревоги, как правило, не связана напрямую с глубиной рецептивного расстройства, а зависит от внутрисемейной психологической обстановки и ближайшего социального окружения, в котором находится ребёнок.

8. Навязчивые действия. Появление навязчивых действий всегда свидетельствует о выраженной дезадаптации, связанной как с глубиной речевого расстройства, так и с неадекватным социальным окружением (поведение членов семьи, неадекватность коррекционной работы). Чаще навязчивые действия представлены покусыванием или облизыванием губ, потряхиванием рук, но встречаются и более сложные. Как и при аутизме данные движения носят аутостимулирующий характер и являются способом «сброса внутреннего напряжения», но в отличие от аутичных детей при рецептивных расстройствах навязчивые действия не выглядят вычурными и носят менее упорный характер.

9. Нарушения произвольной регуляции собственного поведения . Дети с нарушением понимания речи, как правило, отличаются гиперактивностью и импульсивностью. Это связано с тем, в дошкольном возрасте функцию произвольной регуляции поведения выполняет речь окружающих взрослых. При нарушении понимания обращённой речи соответственно ребёнок не в состоянии самостоятельно контролировать собственную импульсивность. Кроме того, гиперактивное поведение, истощаемость и импульсивность могут выступать как сопутствующие симптомы, осложняющие коррекционную работу.

ПРИ РЕЦЕПТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ

Рецептивное расстройство речи не означает умственную несостоятельность ребёнка. Это одно из сложных нарушений развития, имеющее ряд схожих симптомов с расстройствами аутистического спектра, и о котором многие специалисты, работающие с детьми, к сожалению, знают очень мало.

Ребёнок с такими проблемами нуждается не только в помощи специалистов. Необходимо, чтобы вся жизнь ребёнка и поведение окружающих взрослых строились с учётом проблемы. Это значит, что добиться улучшения понимания обращённой речи можно только при условии «подстройки» под ребёнка его окружения (включая всех членов семьи, родственников, воспитателей в детском саду)

Нарушение понимания речи в привычных для ребёнка условиях семьи бывает довольно сложно распознать. Если ребёнок употребляет слова и отвечает на простые вопросы – это не всегда означает, что он понимает значение этих слов. Маленький ребёнок ориентируется не столько на значения слов, сколько на интонацию, выражение лица, взгляд, жесты говорящего. Кроме того, многие речевые высказывания в адрес ребёнка повторяются в кругу семьи изо дня в день («сядь», «иди сюда» и т.п.), и ребёнок их узнаёт, образно говоря «в лицо», не понимая до конца их содержание. Именно поэтому он, как правило, лучше понимает свою маму, с которой проводит большую часть времени.

Кроме того, ребёнок с проблемами понимания речи часто не лишён способности повторять речь окружающих людей, легко запоминает стихи, бытовые высказывания родителей, может быть многоречивым, что нередко создаёт иллюзию правильного речевого развития.

Следует отметить, что ребёнок с рецептивным расстройством речи очень уязвим, его поведение дезадаптивно, он может быть тревожным, пугливым, или капризным, драчливым, неуправляемым, «делать всё по-своему». Его поведение нестабильно: в привычной, знакомой ситуации (как правило дома) он может быть упрямым, требовательным, капризным, а в незнакомой обстановке становится выражено тревожным, молчаливым, отказывается от контакта.

Как уже было сказано выше, нередко у таких детей возникают навязчивые движения. Появление таких движений, как правило, свидетельствует о выраженности проблемы понимания речи или о том, что взрослое окружение ребёнка ведёт себя неадекватно. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым, был уверен, что взрослый всегда его поддержит и поможет справиться с трудной ситуацией. Необходимо быть внимательным к эмоциональному состоянию своего ребёнка. «Плохое» поведение и непослушание – это чаще всего своеобразный призыв о помощи.

Следует сказать, что правила, которым необходимо следовать, чтобы помочь ребёнку лучше понимать речь не являются сложными, однако необходимым условием их эффективности является непрерывность, длительность и соблюдение всеми взрослыми, окружающими ребёнка.

ПРАВИЛА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЦЕПТИВНЫМ РАССТРОЙСТИВОМ РЕЧИ

1. Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму).

2. Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила:

В одинаковых ситуациях использовать одни и те же формулировки словесных высказываний (например, «Идём гулять!», но не «Сегодня мы пойдём гулять позже!», или «Пойдём гулять к деткам!»);

Слова необходимо произносить чётко, достаточно громко, акцентировано, но используя естественную интонацию;

При необходимости подкреплять указанием на предмет при его назывании или демонстрировать действие;

Необходимо расширять словарный запас только теми словами, которые обозначают предметы и действия из реальной жизни ребёнка;

Использовать для просмотра и комментария детские книжки или картинки с яркими, реалистичными рисунками, желательно отражающими наглядный опыт ребёнка;

Не использовать контекстную информацию (сказки, абстрактные тексты и выражения), т.к. такую информацию практически невозможно подкрепить дополнительными приёмами, улучшающими понимание. Например, как можно «продемонстрировать» ребёнку «Колобка», объяснить выражение «По сусекам поскребла» или «Жили-были»?

3. Помощь ребёнку с рецептивным нарушением речи должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи.

4. Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи.

5. Каждое событие или действие режима дня должно сопровождаться одним и тем же речевым комментарием (его объём и содержание зависят от степени нарушения понимания – чем выраженнее проблема, тем лаконичнее).

6. Особое значение имеет формирование понимания простых просьб и обращений: «дай мне…»; помогайте ребёнку выразить своё желание («Мама, дай воды», «Я хочу пить»). Проговаривая за него, демонстрируйте, как это надо делать, используя других членов семьи («папа, дай хлеб!», «на, мама хлеб!»);

7. Необходимо постоянно поддерживать ребёнка, помогать, проявлять терпение, ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильную реакцию на речевые просьбы.


В заключение, следует сказать, что при установлении диагноза расстройства рецептивной речи в раннем возрасте и адекватном коррекционном сопровождении в большинстве случаев проблему удаётся компенсировать вплоть до полного выздоровления.

Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.

Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.

Типы задержки речи

Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:

– понимание речи;

– высказывание;

– речевая артикуляция.

Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.

Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.

Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.

Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.

Рецептивная речь

Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.

Рецептивная речь по возрасту

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Повернет голову на голос Нет зрительного контакта или не улыбается
5 месяцев Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука
6-9 месяцев Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово.
12 месяцев Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”.
15 месяцев Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч).
18 месяцев Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела Не умеет называть и показывать части тела
2 лет Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания
3 лет Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты.
4 лет Способен классифицировать и определить смысл. Не может в игре подбирать и классифицировать объекты.
5 лет Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. Не может ответить на вопросы о простой истории (“что же Маша съела в доме трех медведей?”)

Причины расстройства рецептивной речи у детей

Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства , чтобы определить источник проблемы.

Возможные причины отклонений:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Глобальная задержка развития
  • Нарушение обработки слуховой информации
  • Хронические ушные инфекции

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.

Этапы развития экспрессивной речи

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Улыбается, агукает. Не издает никаких звуков.
6 месяцев Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. Не смеется или не имитирует мимику.
9 месяцев «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. Не производит никакого лепета
12 месяцев Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки
15 месяцев Может играть и «комментировать» игру. Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения.
18 месяцев Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. Нет истинных слов, не может имитировать слова.
2 лет Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы.
2 1/2 лет Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) Менее 50 слов и нет фраз
3 лет Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. Не задает вопросы, выражается короткими предложениями.

Причины расстройства экспрессивной речи

Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей , так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Задержки развития
  • Аутизм
  • Детская апраксия речи

Этапы развития и расстройства артикуляции

Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.

Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:

  • Фонологическими расстройствами
  • Апраксией речи
  • Моторными расстройствами
  • Низким тонусом мышц ротовой полости
  • Глухотой

Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития

Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.

Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:

  • Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
  • Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
  • Медицинский осмотр педиатром

В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:

– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).

– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.

В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты .

Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.

Не секрет, что при расстройстве рецептивной речи у ребенка возникают такие проблемы, как несоответствие понимания речи нужному уровню, то есть, недостаточное для его умственного развития. Нередко наблюдается проблема словесно-звукового произношения, в том числе и фонетико-фонематического анализа. Данное расстройство обозначается термином афазия, врожденная слуховая невосприимчивость, имеющая отношение к развитию. Расстройство рецептивной речи выражается в сниженной способности к слуховому восприятию речи, притом, что сохранен физический слух. Если расстройство наблюдается в легких случаях, то имеется замедленное понимание наиболее сложных предложений. При тяжелой форме у ребенка может отсутствовать понимание обращенной к нему речи полностью.

Также, параллельно этим явлениям имеют место расстройства общего развития, нарушения физического и неврологического плана, которыми обусловлены различные речевые дефекты. В школьном возрасте частота данного расстройства определяется показателем от трех и до десяти процентов, причем, девочки страдают расстройством рецептивной речи в два разе реже, чем мальчики. Как правило, расстройство бывает обнаружено примерно в четырехлетнем возрасте. К ранним признакам относится неспособность воспринимать знакомые названия, также неспособность производить идентификацию одновременно нескольких объектов к полуторагодовалому возрасту, непонимание простых инструкций в двухлетнем возрасте.

К поздним нарушениям относится неспособность восприятия грамматических структур, таких как вопросы, отрицания, сравнения. Также, ребенок может не понимать паралингвистические составляющие речи, например, тональность голоса, специфические жесты, и прочее. В то же время, нарушено восприятие ребенком просодических речевых характеристик. Тем не менее, для таких больных типично уместное использование жестов, адекватное отношение к родителям, нормальные ролевые игры. При расстройстве рецептивной речи могут быть эмоциональные реакции, гиперактивность, тревожное состояние, неприспособленность в социальном плане. Дети с этим сложнейшим расстройством самоизолируются от сверстников, иногда наблюдается энурез, нарушенная координация.

Причина заболевания

В настоящее время ученые имеют множество различных предположений, касающихся возникновения расстройства рецептивной речи, но конкретные причины все-таки не названы. Предполагается, что этиологическую роль могли играть корреляции с церебральными органическими факторами, но данному фактору нет убедительного подтверждения. Хотя отмечено, что больные часто страдают множественными признаками корковой недостаточности. Также интересен факт, что при обследовании родственников больных обнаружено, что у них повышенный судорожный синдром и специфические расстройства чтения выражены в большей степени, чем у других людей.

Не исключаются избирательные нарушения разграничения звуков, так как в основном пациенты обнаруживают наивысшую чувствительность к неречевым звукам.

Также, среди предположений о причинах данного расстройства имеет место теория о поражениях головного мозга, называется задержка нейронального развития, также принимается во внимание генетическая предрасположенность. Стоит подчеркнуть, что ни одна из версий не имеет стопроцентного подтверждения, хотя вероятность довольно велика. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной могут оказаться нейропсихологические механизмы, когда пациент не способен дифференцировать невербальные компоненты речи, так как у него имеется дисфункция правого мозгового полушария.

Но отмечено, что почти все дети, имеющие неправильное развитие рецептивной речи, в лучшей степени реагируют, когда слышат звуки среды, чем звук речи других людей.

Большинство специалистов все-таки склонны утверждать, что причина заболевания не определена, хотя при всем при этом, у многих больных обнаруживается немало признаков корковой недостаточности. Особое внимание обращается на то, что у пациентов является пораженной височная доля полушария, являющегося доминантным. В любом случае, прежде чем выявлять причины предполагаемого расстройства рецептивной речи, необходимо исключить такие варианты, как , плюс общие расстройства развития, не исключается и приобретенная афазия.

Лечение

Как утверждают специалисты, ведение детей с подобной патологией всегда различно и в каждом случае имеются свои особенности. Многие врачи уверены, что такие пациенты нуждаются в изоляции, и проведении последующего обучения речевым навыкам. Основным фактором при использовании данной методики является абсолютное отсутствие посторонних раздражителей. Одним из первых методов лечения расстройства рецептивной речи также считают психотерапию, которая способна купировать эмоциональные и поведенческие проблемы, являющиеся сопутствующими.

В том числе, используется и так называемая семейная терапия, которая подразумевает выстраивание правильных взаимоотношений с пациентом. Иногда специалисты настаивают на таком методе терапии, как поведенческий тренинг, способствующий развитию речевых и экспрессивных навыков. В данном случае, споры возникают лишь о том, какой вид тренинга более эффективен, — индивидуальный, или когда работа производится одновременно с группой детей.

Расстройство рецептивной речи представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь.

Данная патология гораздо чаще встречается у мальчиков, при этом среди детей школьного возраста распространенность данного расстройства составляет 3-10%.

Этиология

До сегодняшнего дня точных причин развития данного нарушения не установлено. Существуют доказательства того, что определённую роль в формировании этого расстройства играет незрелость височной доли левого полушария у правшей и правого у левшей.

Также своё влияние на становление рецептивной речи у ребёнка оказывают генетические факторы, задержка развития связей между нейронами, минимальные поражения коры больших полушарий органического характера.

Часто дети с данной патологией на звук речи реагируют хуже, чем на звуки, которые создаются различными объектами, что говорит о вовлечении в патологический процесс задних отделов височной доли доминирующего полушария, которые отвечают за звукораспознавание.

Клиническая картина

Первые симптомы данной патологии обнаруживаются в раннем возрасте. К полутора годам малыши с расстройством рецептивной речи не приобретают способность правильно идентифицировать различные предметы, в два года они не могут следовать простым вербальным инструкциям.

В возрасте четырёх лет родители обращают внимание на то, что ребёнок не способен понять вопросы, сравнения и отрицание, не дифференцирует интонации и тон голоса. На фоне речевых нарушений у таких детей сохраняется нормальное отношение к родителям, способность играть в ролевые игры, умение использовать правильные жесты в контексте различных ситуаций.

На данную патологию указывают и такие компенсаторные реакции, как невнимательность, гиперактивность, застенчивость, повышенная эмоциональность, тревожность, социальная дезадаптация.

Детей с расстройством рецептивной речи часто путают с глухими детьми, однако, в отличие от малышей, у которых нарушение работы слухового анализатора является причиной непонимания обращённых к ним вербальных высказываний, малыши с расстройством рецептивной речи адекватно реагируют на невербальные звуковые раздражители.

У таких детей отсутствует взаимосвязь между отдельным предметом или действием и словом его обозначающим. При данном речевом нарушении происходит задержка интеллектуального и психического развития ребёнка.

Диагностика

Важными задачами диагностических мероприятий являются исключение умственной отсталости, нарушений работы слухового анализатора, общих расстройств развития ребёнка, приобретенной афазии. Несмотря на некоторую общность клинических проявлений, расстройство рецептивной речи следует отличать от признаков аутизма.

Дети с речевой патологией способны к нормальному взаимодействию в социуме, пусть и без вербального общения. Они принимают участие в ролевых играх, общение с родителями необходимо им для комфортного существования, с помощью эмоций и жестов они всегда могут донести до окружающих свое желание или отношение к тому или иному явлению.

Лечение

Ведущая роль в коррекции расстройства рецептивной речи отводится логопедическим занятиям, в ходе которых совершенствуются рецептивные и экспрессивные навыки, развивается воображение, символическое мышление. Также эффективны семейная психотерапия и тренинги, позволяющие повысить навыки социального общения и самоутвердиться.

Дискуссионным на данный момент остаётся вопрос о преимуществах индивидуальных занятий с детьми, имеющими данную патологию. В любом случае наблюдение логопеда и психолога за ребёнком осуществляется до полного устранения симптомов задержки речевого развития.

Вы можете или написать свой.